
Как контролировать и оценивать образовательные результаты по итогам учебного периода
- Учитель проводит внутриклассное оценивание на основе контрольных работ, итоговых показателей класса и использует формулу для расчета планируемых результатов обучения.
- По результатам оценивания администрация определяет уровень освоения образовательной программы.
- Заместитель директора проводит внутришкольное оценивание в соответствии с Положением об оценке образовательных достижений.
- Заместитель директора использует формулы для расчета уровня освоения образовательной программы.
Оценка достижения планируемых результатов – часть системы управления качеством образования в школе (приложение). Каждый учитель контролирует предметные результаты в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также их контролирует администрация образовательной организации (далее – ОО) в ходе мониторинга. Мониторинг заместитель директора формирует из внутриклассного и внутришкольного оценивания.
В январе заместитель руководителя ОО анализирует образовательные результаты по итогам четверти и полугодия. Приказ директора школы или решение педагогического совета устанавливают содержание и периодичность внутришкольного мониторинга. Результаты внутришкольного мониторинга – это основание для текущей коррекции образовательной деятельности, ее индивидуализации и повышения квалификации учителей.
Как провести внутриклассное оценивание образовательных результатов по итогам учебного периода

Справочник заместителя директора школы № 11 (2016) расскажет, как вести протокол стандартизированной контрольной работы.
Автор Татьяна Щербакова
Внутриклассное оценивание базируется на результатах контрольных работ и итоговых показателях класса по учебным периодам. Протокол стандартизированной контрольной работы детализирует каждое задание в соответствии с кодификатором Федерального института педагогических измерений (fipi.ru) и определяет освоенные и неосвоенные контролируемые элементы содержания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования или обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Заместитель руководителя ОО сравнивает планируемые результаты обучения за предыдущий учебный период с результатами стандартизированных работ и выявляет разницу в оценочных показателях с помощью формул и таблиц 1 и 2.
Таблица 1. Расчет индивидуальных планируемых результатов обучающихся в классе
Ф. И. учащегося | Итоговая оценка за 1-ю четверть | Индивидуальный планируемый результат, % | Уровень | Оценка за контрольную работу |
---|---|---|---|---|
…. | 5 | 100 | Высокий | 5 |
…. | 4 | 80 | Повышенный | 4 |
…. | 3 | 60 | Базовый | 3 |
…. | 3 | 40 | Низкий | 2 |
Таблица 2. Расчет суммы индивидуальных планируемых результатов обучающихся в классе
Сумма индивидуальных планируемых результатов | 300 |
---|---|
Количество учащихся, выполнивших работу | 4 |
Планируемый результат обучения | 75 |
Оценочная результативность контрольной работы | 81 |
Формула для расчета планируемого результата обучения класса:
Формула для расчета оценочной результативности контрольной работы:

ЧЕК-ЛИСТ
Уровень освоения образовательной программы:
– высокий – от 70 до 100%;
– достаточный – от 60 до 69%;
– низкий – от 0 до 59%
Учитель определяет индивидуальный планируемый результат обучающегося: для этого отметку за предыдущий период в балльном выражении умножает на 20.
По шкале оценивания возможностей обучающихся педагог определяет уровень выполнения контрольной работы: низкий – 40%, базовый – 60%, повышенный – 80% и высокий – 100%.
Учитель определяет уровень освоения учебного материала по результатам стандартизированных контрольных работ. Материал обучающийся усвоил, если выполнил не менее 50% заданий базового уровня или получил 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.
Пример расчета планируемого обучения класса представлен в таблицах 1 и 2. Если за учебный период учитель провел несколько контрольных работ, то оценочный показатель результативности он вычисляет из суммы оценок за все контрольные работы.
Из таблицы 2 видно, что разрыв между планируемым результатом обучения – 75% и оценочной результативностью – 81%. Разница составляет менее 10%, что свидетельствует о достаточном уровне соответствия выставленных за учебный период показателей.
По результатам оценивания за учебный период заместитель руководителя ОО определяет уровень освоения образовательной программы в каждом классе по всем учебным предметам.
Формула для расчета уровня освоения образовательной программы:
Как провести внутришкольное оценивание
К внутришкольному оцениванию относятся общие результаты обучения по школе, определение проблемных компонентов в освоении обучающимися ФГОС общего образования, прогноз повышения качества образования и перечень управленческих действий для достижения прогнозируемого показателя, а также формирование рейтинга педагогов в динамике по учебным периодам и др.
Заместитель директора анализирует результаты учебного периода и определяет:
- качество обученности (количество аттестованных и получивших отметки «5» и «4» по всем предметам);
- степень обученности (доля успевающих на «5», «4», «3» к общему числу аттестованных);
- количество неуспевающих (обучающихся с одной или несколькими «двойками» по предметам);
- количество обучающихся, не освоивших ФГОС общего образования или обязательный минимум содержания основных образовательных программ по результатам проведенных контрольных работ.
Результаты анализа стандартизированных контрольных работ заместитель директора сравнивает с ожидаемыми результатами освоения образовательной программы по классам. Разница между показателями не должна превышать 10%. Оптимальный уровень – от 0 до 4%, достаточный – от 5 до 9%, критический – от 10% и выше.
На основании выявленных проблем заместитель директора прогнозирует качество образования на следующий учебный период. В прогнозе указывает проблемные компоненты и формирует управленческие действия, чтобы устранить низкие показатели
Приложение




