
Как формировать фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
- Заместитель директора выявляет, какие контролируемые элементы содержания учитель включает в контрольную работу. Предлагаем форму таблицы, чтобы проектировать содержание контрольной работы.
- Совокупность контрольно-оценочных средств в образовательной организации образует фонд для текущего контроля успеваемости обучающихся. Приводим пример Положения о фонде оценочных средств.
Образовательная организация (далее – ОО) проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливает их формы, периодичность и порядок проведения (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Заместитель руководителя ОО организует текущий контроль успеваемости и проводит мониторинг его результатов. Стандартизированные контрольные работы – наиболее удобная форма промежуточной аттестации.
Чтобы подготовить стандартизированные контрольные работы, учителя и администрация ОО включают в содержание заданий те планируемые результаты, достижение которых должна обеспечить школа за определенный период: год, полугодие, триместр или четверть.
Периодичность работ определяет ОО и прописывает в основной образовательной программе ОО или в локальном акте.
Как помочь учителю правильно разработать стандартизированную контрольную работу
Если учитель самостоятельно составляет контрольную работу, то заместитель директора проверяет, включил ли педагог в работу контролируемые элементы содержания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования или обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Контролируемые элементы содержания учитель определяет из кодификаторов Федерального института педагогических измерений по предметам, по которым школьники проходят государственную итоговую аттестацию.
Для каждого задания контрольной работы учитель заполняет план работы и указывает номер задания и контролируемого элемента содержания. На уровне основного общего образования в любом классе учителя используют контролируемые элементы содержания для основного государственного экзамена, для среднего общего образования выбирают контролируемые элементы содержания для единого государственного экзамена.
Учитель, когда проектирует содержание контрольной работы, составляет таблицу 1.
Таблица 1. Форма для проектирования содержания контрольной работы
№ задания | Уровень сложности | Максимальный балл | Код контролируемого элемента содержания | Контролируемый элемент содержания |
---|---|---|---|---|

СПРАВКА
Планирование содержания контрольной работы позволяет определить уровень сложности каждого задания: базовый или повышенный, назначить максимальный балл за полностью выполненное задание
Разработанная стандартизированная контрольная работа – это контрольно-оценочное средство по предмету.
Как формировать фонд оценочных средств
Совокупность контрольно-оценочных средств образует фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Формирование фонда регламентирует локальный акт – Положение о фонде оценочных средств.
Заместитель директора школы должен иметь печатный вариант контрольно-оценочных средств в составе рабочей программы по учебному предмету, дисциплине или курсу, а также электронный вариант.
Как написать протокол контрольной работы
После проведения стандартизированной контрольной работы учитель проверяет работу и заносит результаты в протокол контрольной работы (табл. 2).
Таблица 2. Форма протокола контрольной работы
Ф. И. ученика | Уровень сложности | Баллы за задание | Всего баллов | Отметка | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заданиe 1 | Заданиe 2 | Заданиe 3 | Заданиe 4 | … | ||||
Базовый (Б), повышенный (П) | ||||||||
Протокол позволяет учителю выявить уровень усвоения планируемых результатов индивидуально и всего класса, проблемные места и типичные ошибки.

ВАЖНО
Стандартизированные контрольно-оценочные средства должны соответствовать ФГОС общего образования, основной образовательной программе, учебному плану ОО, рабочей программе педагога
Заместитель руководителя ОО на основе протоколов анализирует образовательные результаты обучающихся, а разрыв между результатами контрольных работ и текущим оцениванием позволит увидеть объективность выставления оценок и результативность работы учителя.
В результате планомерной работы задолго до государственной итоговой аттестации можно не только выявить проблемы каждого обучающегося, но скорректировать индивидуальную образовательную траекторию для достижения успешных результатов учебной деятельности.
Пример локального нормативного акта


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
