
Как управлять результативностью работы с одаренными детьми: 5 важных правил
- Администрация школы оценивает результативность работы с одаренными учащимися по критериям. Поможет таблица критериев и примеры диагностик.
- Чтобы собрать данные об одаренных детях, администрация школы инструктирует участников исследования. Ознакомьтесь с содержанием инструктажа.
- Перспективная форма групповой аналитической работы учителей – интерактивные педагогические советы. Представляем пример плана педагогического совета.
- Используйте для аналитической деятельности учителей SWОT-анализ. Предлагаем пример краткого SWOT-анализа по результатам интерактивного педагогического совета.
Учащиеся с высоким развитием способностей и высоким уровнем учебной мотивации предъявляют педагогам повышенные требования к уровню сложности и качеству учебного материала. Если одаренные учащиеся не получают знания на требуемом уровне, то у них снижается учебная мотивация и результативность обучения, они нарушают дисциплину на уроке, не выполняют домашние задания, конфликтуют с педагогами.
Основные задачи администрации школы:
- организовать контроль параметров системы обучения одаренных и высокомотивированных обучающихся;
- создать благоприятные условия, чтобы развить академический и творческий потенциал школьников.
Правило 1. Определите критерии результативности работы с одаренными учащимися
Администрация образовательной организации (далее – ОО) создает целостную систему управления результативностью работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися и начинает с выбора критериев результативности.
Объективность
Повысить объективность критериев результативности помогает критериальная оценка результатов освоения образовательной программы учащимися. Школа учитывает независимую оценку качества образования: результаты государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) учащихся 9-х и 11-х классов, предметных олимпиад.
Администрация школы использует косвенные объективные показатели:
- количество детей, которых родители перевели из дошкольного отделения в первый класс той же школы;
- количество обучающихся, которые не совершили правонарушения в течение учебного года, и т. д.
Такие критерии позволяют сравнить отдельные объективные показатели для всех школ региона, страны. Чтобы организовать гибкую систему управления процессами внутри ОО, требуется более глубокий анализ параметров образовательной среды.
Измеримость
Каждый критерий должен быть измеряем точным и надежным способом. Методики измерения должны быть защищены от влияния ситуативных и субъективных факторов. В ряде случаев для внедрения метода измерения коллектив школы проводит отдельную аналитическую и апробационную работу.
Дифференцирующая точность
Критерий должен различать не только результаты обучения одаренных и других категорий учащихся, но и различать результаты одаренных учащихся между собой, оценивать индивидуальные достижения и помогать корректировать индивидуальный учебный план учащегося.
Регулярность
Критерии позволяют оценить не только статику, но и динамику образовательной деятельности учащихся в течение четверти, триместра, учебного года, всех лет обучения.
Комплексность
Обучение в школе – это социально-психологическая система взаимодействия участников образовательной деятельности, поэтому в оценку результативности работы с одаренными и высокомотивированными детьми администрация ОО включает критерии, которые отражают основные направления деятельности учащихся на различных этапах их развития.
Конфиденциальность
Критерии содержат персонализированную информацию, поэтому администрация ОО контролирует доступ к данным об одаренных и высокомотивированных учащихся в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Предлагаем администрации ОО оценивать результативность работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по критериям в таблице.
Таблица. Критерии результативности работы школы с одаренными и высокомотивированными учащимися
Критерий | Измерительный инструментарий |
---|---|
Учебная деятельность обучающихся | |
Внешний: образовательные результаты | Результаты ГИА учащихся 9-х, 11-х классов, результаты олимпиад, конкурсов. Результаты национальных исследований качества образования и др. Контрольно-измерительные материалы для ГИА (fipi.ru), национальных исследований качества образования (eduniko.ru) и др. |
Внутренний: учебная мотивация | Модифицированная анкета мотивации (Н.Г. Лусканова). Цель: определить уровень школьной мотивации учащихся. Методика диагностики структуры учебной мотивации (Л.М. Фридман). Цель: выявить направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов |
Внутренний: уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, уровень комфортности образовательной среды | Методика «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев). Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Методика «Изучение эмоционального отношения ученика к школе. Полярные шкалы», методика модифицирована в гимназии № 1527 г. Москвы (приложение 2). Цель: изучить уровень комфортности образовательной среды ребенка в ОО. Анкета «Учитель глазами учеников» (Н.И. Вечерина). Цель: сформировать представление об отношении учащихся к учебным предметам через восприятие педагога (приложение 3) |
Внеучебная деятельность обучающихся | |
Внешний: соотношение образовательных запросов с возможностями ОО | Анкета профильной и социальной ориентации учащихся (А.В. Вечерин). Цель: определить профильную и социальную ориентацию старшеклассника (приложение 4). Анкета профильной и социальной ориентации для родителей (А.В. Вечерин). Цель: определить профильную и социальную ориентацию старшеклассников с точки зрения родителей |
Внутренний: уровень удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг | Анкета для учащихся и родителей «Индивидуальные учебные планы» (А.В. Вечерин). Цель: определить качество образования в гимназии по реализации индивидуальных учебных планов |
Родители в образовательной деятельности | |
Внешний: количество родителей, которые решили перевести ребенка на следующую ступень обучения в ОО | Методика «Совместное интервью детей детского сада в присутствии их родителей» (Н.И. Вечерина). Цель: определить степень комфортности пребывания ребенка в детском саду и планы родителей на его поступление в первый класс |
Внутренний: оценка родителями качества образовательных услуг | Анкета для родителей «Социально-психологическая адаптация» (А.В. Вечерин, Н.И. Вечерина). Цель: определить уровень социально-психологической адаптации учащихся к процессу обучения в школе (приложение 5). Анкета для родителей «Социологический портрет гимназии» (А.В. Вечерин). Цель: Сформировать представление о социологическом портрете гимназии «глазами родителей» |
Педагогические работники в образовательной деятельности | |
Внешний: уровень владения педагогами различными формами работы с одаренными детьми; процент индивидуализированных технологий обучения в образовательной деятельности | Коллегиальный методический анализ: работа методических объединений учителей-предметников, открытые уроки, медиатека педагогических технологий, педагогические советы, семинары, круглые столы, научно-практические конференции. Квалификационные испытания (внешняя экспертиза). Аттестация (внешняя экспертиза) |
Внутренний: уровень профессионального выгорания, субъективная оценка ценности педагогического труда, удовлетворенность трудом | Методика «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина, З.В. Резапкина). Цель: самопознание учителя как основа профессионального и личностного роста. Тест для педагогов «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Цель: определить интегральную удовлетворенность трудом. Тест для педагогов «Диагностика личностной удовлетворенности трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Цель: определить личностную удовлетворенность трудом |
Из таблицы видно, что администрация школы изучает критерии результативности работы ОО с одаренными детьми различными методами – это повышает объективность оценки и минимизирует трудовые и временные затраты на исследование. Оптимальным вариантом бланковых методов сбора данных остается фронтальный опрос на печатных бланках. Для родителей обучающихся и педагогов удобен электронный опрос, который облегчает обработку, анализ и архивирование результатов исследования.
Правило 2. Подготовьте участников исследования к сбору данных об одаренных детях
После того как администрация школы сформулировала основные критерии оценки результативности работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися и выбрала методики для их измерения, организуйте сбор данных.
Администрация ОО тщательно инструктирует участников исследования. Содержание инструктажа представляем в приложении 1.
Правило 3. Организуйте аналитическую работу участников образовательной деятельности и систематизируйте результаты

СПРАВКА
Инструктаж участников исследования снимает субъективную тревожность и повышает надежность данных исследования
Когда педагоги собрали данные, администрация ОО организует аналитическую работу участников образовательной деятельности. Избегайте единоличной трактовки результатов исследования, которая искажает выводы и не учитывает побочные переменные – это частая ошибка администрации ОО.
К аналитической деятельности привлекайте специалистов различного профиля в зависимости от конкретных критериев результативности работы с одаренными обучающимися. Предлагаем схему организации аналитической работы по уровням.
Индивидуальный уровень
Коллектив школы формулирует гипотезы о факторах, которые влияют на полученные данные, выдвигают предложения по модернизации образовательной среды, пишут замечания для организации дальнейших исследований.
Микрогрупповой уровень
В этом случае коллектив школы обсуждает результаты индивидуальной аналитической работы на уровне методических объединений, рабочих и проектных групп.
Организационный уровень
Учителя и администрация школы обсуждают результаты аналитической работы на педагогическом совете или в процессе групповой работы.
Администрация ОО для каждого уровня анализа определяет сроки и требования к результатам, которые педагогические работники используют на следующем уровне аналитической деятельности.
Правило 4. Проводите интерактивные педагогические советы

Справочник заместителя директора школы № 6 (2016) поможет реализовать технологии фасилитации. Автор статьи Аркадий Осоргин
Перспективной формой групповой аналитической работы считаем интерактивные педагогические советы.
На интерактивном педагогическом совете администрация ОО выступает в роли модератора и фасилитатора активности педагогов. Учителя ведут аналитическую деятельность и разрабатывают стратегию повышения эффективности работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Интерактивный педагогический совет стимулирует индивидуальную аналитическую деятельность учителя.
Администрация школы заранее готовит данные исследований образовательной среды, видеозаписи уроков с использованием педагогических технологий.
Пример плана интерактивного педагогического совета представляем в приложении 6.
На первом этапе педагогического совета всех участников администрация школы знакомит с проблемой, которую формулирует в виде конкретной цели и отражает в теме педагогического совета. Если цель интерактивного педагогического совета – это анализ способов организации образовательной деятельности, то педагогический совет состоит из двух содержательных частей: в первой части педагоги смотрят видеофрагменты уроков, внеурочной работы, которые администрация школы подготовила заранее; во второй части анализируют достоинства и ограничения способов обучения, педагогических технологий, подходов и методик.
Правило 5. Используйте SWOT-анализ
Когда администрация школы планирует вторую часть интерактивного педагогического совета как аналитическую работу педагогов с подготовленными материалами, то для аналитической деятельности учителей предлагаем использовать SWОT-анализ.
Группа педагогов опирается на конкретные материалы, анализирует сильные и слабые стороны образовательной деятельности, возможности развития и профилактику угроз. Классическая модель мозгового штурма также является эффективным способом организации работы участников педагогического совета.

ЧЕК-ЛИСТ
Организуйте аналитическую деятельность:
– на педагогических советах;
– круглых столах;
– совещаниях при директоре;
– заседаниях методических объединений
Пример краткого варианта SWOT-анализа по результатам интерактивного педагогического совета «Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми в гимназии» представлен в приложении 7.
Результат аналитической работы учителей на педагогическом совете – сформированная программа административной и педагогической деятельности, которая повысит эффективность работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися, будет совершенствовать индивидуальные образовательные траектории учеников.
Таким образом, в общем виде система управления результативностью работы с одаренными обучающимися включает этапы:
1. Разработка критериев и технологий оценки результативности работы с одаренными обучающимися.
2. Индивидуальная и групповая аналитическая деятельность на основании полученных данных.
3. Формирование плана работы с учетом краткосрочного и долгосрочного планирования.
4. Текущая реализация плана и корректирующий контроль со стороны администрации ОО.
5. Промежуточная и итоговая оценка результативности работы.
6. Корректировка критериев и подготовка следующего этапа деятельности.
Подобная цикличность позволяет управлять результативностью работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в ситуации высокой конкуренции на российском рынке образовательных услуг.
Фасилитация как недирективное управление
Термин «фасилитация» связан с управлением персоналом. Фасилитация – это недирективное управление. Руководитель-фасилитатор – не только лидер, но и участник группы, и модератор.
Фасилитаторами называют психологов и консультантов, работающих с группами. Традиционно метод фасилитации используется в бизнес-структурах, чтобы проводить рабочие совещания и бизнес-тренинги, организовать деятельность рабочих групп и команд, анализировать организационные изменения, а также изменения на уровне макроэкономических, политических и социальных систем и сетей. Методы фасилитации в настоящее время активно используют в групповом обучении.
Фасилитатор – не эксперт. Он не столько обучает, сколько дает группе механизм для достижения результатов обучения или технологию для создания необходимого образовательного продукта.
Фасилитатор использует ментальные карты (Mind-map), голосование, двумерные матричные диаграммы, технологии «Важное и желаемое», «Мировое кафе» и др.
Приложение 1. Содержание инструктажа участников исследования по сбору данных об одаренных детях
Приложение 2. Методика «Изучение эмоционального отношения ученика к школе. Полярные шкалы» (модифицирована в гимназии № 1527 г. Москвы)
Приложение 3. Анкета «Учитель глазами учеников» (Н.И. Вечерина)
Приложение 4. Анкета профильной и социальной ориентации для учащихся (А.В. Вечерин)

Приложение 5. Анкета для родителей «Социально-психологическая адаптация» (А.В. Вечерин, Н.И. Вечерина)

Приложение 6. Пример плана подготовки педагогического совета по теме «Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми в гимназии»

Приложение 7. Краткий вариант SWOT-анализа по результатам интерактивного педагогического совета «Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми в гимназии»
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.

К СВЕДЕНИЮ