ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Мастер-классы по образовательной робототехнике для педагогов

Ярослав Кондратьев, преподаватель по робототехнике ГБОУ Школа № 1210, методист ЦНТТиР «Polycent» и «Технорама на юго-востоке», преподаватель робототехнического лагеря «Robocamp»
Главное в статье
  1. Педагоги могут научиться работать с роботами на мастер-классах для начинающих. Их проводят компании Lego Education, ПАКПАК и др.
  2. Российская ассоциация образовательной робототехники организует краткосрочные курсы для педагогов (raor.ru/training/teachers).
  3. EV3 «Космические проекты» и «Физические эксперименты» осваивают вместе с Lego учителя, которые продолжают обучение.
  4. На Всероссийской робототехнической олимпиаде учитель посещает семинары и получает большой объем информации в сжатые сроки.

Робототехника – новые возможности для учащихся

СПРАВКА

Основной сдерживающий фактор, который препятствует введению робототехники в школах, – отсутствие квалифицированных учителей

Последние годы образовательная робототехника появляется в школах как предмет или раздел в программе по информатике и технологии, как элективный курс или кружок в системе внеурочной деятельности или дополнительного образования. Робототехника – это межпредметная дисциплина, которую используют для пропедевтики или закрепления теоретических знаний в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Робототехника позволяет на ранних этапах выявлять технические наклонности учащихся и развивать их. На более поздних этапах способствует погружению в инженерные специальности через проектную деятельность. Робототехнические конструкторы делают знакомство с робототехникой для учеников комфортным, снижают порог входа в эту область, позволяют ученикам c 6–7 лет создавать модели роботов и писать простейшие программы на графических языках программирования. Самыми популярными образовательными конструкторами являются Lego Mindstorms, Lego WeDo, Vex, Fischertechnik, а также российские Трик и РобоТрек.

Мастер-классы для начинающих

Распространенное средство повышения квалификации для педагогов в области робототехники – начальные мастер-классы. Их проводят производители образовательных конструкторов, например, компания Lego Education. Часто такие мастер-классы объединяются с презентацией новой продукции. Так, компания Lego Education с 25 марта по 1 апреля 2016 г. проводила «День программирования в WeDo 2.0» и знакомила гостей с возможностями новой обучающей робототехнической платформы для начальной школы WeDo 2.0. Компания выдает дипломы Lego Education Academy, которые не являются дипломами государственного образца.

ВАЖНО

Расписание мастер-классов по робототехнике можно найти на сайте «Школы Новых Технологий» snt.mos.ru

ПАКПАК – еще одна компания, которая проводит мастер-классы «Робототехника в школе. Использование образовательных наборов Fischertechnik». Последний мастер-класс прошел в Санкт-Петербурге на VI Международной конференции «Информационные технологии для Новой школы» (23–25 марта 2016 г.). Педагогов знакомят с Fischertechnik – образовательными наборами, альтернативными Lego, и дают практикум по программированию в графической среде Robo Pro.

Fischertechnik – это механические и электронные обучающие конструкторы. Их создал немецкий ученый – профессор Артур Фишер. Уникальность конструкторов в том, что, сочетая элементы из разных наборов, можно создавать любые механизмы, технические и учебные модели.

Российская ассоциация образовательной робототехники (далее – РАОР) обучает педагогов на мастер-классах и краткосрочных курсах. Организует мастер-классы ГБОУ г. Москвы «Московский центр инноваций и научно-технического творчества» совместно с РАОР (raor.ru/training/teachers).

Занятия платные, но зарекомендовали себя хорошим качеством преподавания. Здесь можно получить сертификат о курсах повышения квалификации государственного образца, что пригодится педагогам, которые собираются преподавать робототехнику в системе общего образования.

Еще один вариант для новичков – краткосрочные курсы в Городском методическом центре Департамента образования г. Москвы. Эти курсы не ангажированы ни одним из производителей робототехнического оборудования и позволяют экспериментировать с разными образовательными платформами. Каждое занятие посвящено отдельному робототехническому набору, и начинающий учитель может сам решить, какая образовательная платформа ему больше подойдет.

Расписание занятий можно найти на mosmetod.ru. По окончании выдается сертификат государственного образца, поэтому именно эти занятия особенно популярны.

Мастер-классы для продолжающих

Образовательные платформы, особенно таких лидеров робототехнического рынка, как Lego Education, имеют большое количество дополнений, в которых сложно разобраться педагогу, даже знакомому с их ассортиментом. Поэтому компания Lego проводит мастер-классы по своим специальным продуктам, таким как EV3 «Космические проекты» или «Физические эксперименты».

ЧЕК-ЛИСТ

Обратите внимание на разовые мастер-классы:

  • в рамках профильных выставок, например, Robotics Expo;
  • на соревнованиях по робототехнике – цикл мастер-классов для педагогов перед Робо-спартакиадой

Целевая аудитория мастер-классов – учителя, которые знакомы с основами робототехники и хотят расширить возможности преподавания. Занятия фокусируются на дополнительных возможностях продуктов компании, что позволяет занятому учителю быстро разобраться в заданиях и начать преподавать эту специальную тематику учащимся. Плюсы таких дополнительных продуктов от Lego Education – высокий уровень разработки и грамотные, продуманные методические материалы, прошедшие апробацию в европейских и американских школах.

Существуют мастер-классы, которые проводятся раз в год и приурочены к крупным робототехническим фестивалям или соревнованиям. Конкурсы по робототехнике мотивируют учащихся на углубленное изучение предмета и стимулируют педагогов совершенствовать свои знания в этой области.

Семинары и мастер-классы по спортивной робототехнике являются самыми продвинутыми мероприятиями и помогают объяснить сложные концепции, сфокусироваться на вариантах решения олимпиадных и соревновательных задач. В Москве это открытые первенства для школьников «КРОК», в рамках которых организаторы проводят небольшой мастер-класс для педагогов. Из мероприятий всероссийского масштаба стоит отметить РобоФест.

СПРАВКА

Университет Иннополис – российский вуз, который специализируется на образовании и научных исследованиях в области информационных технологий и робототехники

Накануне каждого из фестивалей проводится федеральный учебно-тренировочный сбор для партнеров программы «Робототехника». На учебно-тренировочном сборе организуют семинары и мастер-классы начинающего и продвинутого уровней для педагогов, готовящих своих учеников к различным робототехническим соревнованиям под эгидой РобоФеста. Последний такой учебно-тренировочный сбор проходил зимой в Сочи и собрал педагогов со всей России. Веб-сайт организаторов russianrobotics.ru.

Вторым крупным мероприятием, к которому готовятся учащиеся и педагоги, является Всероссийская робототехническая олимпиада в г. Иннополис, под Казанью. В Иннополисе собрана сильная команда методистов, задания олимпиады отличаются повышенной сложностью, семинары для педагогов помогают повысить уровень искушенным учителям.

Образовательная программа для педагогов делится на три категории. Начинающие (1-я группа) получают базовые знания для преподавания основ робототехники учащимся. Более опытные педагоги (2-я группа) изучают варианты выполнения заданий WRO свободной и творческой категорий. Все этапы от идеи и проектирования до защиты творческого проекта проходит 3-я группа учителей. Участники должны быть готовы к тому, что на этих семинарах придется с раннего утра до позднего вечера выполнять практические задания в максимально насыщенном режиме. Во время проведения тренинга педагоги живут в кампусе – комфортабельном университетском общежитии вместе со студентами. Подробности на сайте университета university.innopolis.ru.

К сведению

«КРОК инкорпорейтед» и образовательная робототехника

«КРОК инкорпорейтед» – одна из ведущих IT-компаний России. Компания поддерживает образовательную робототехнику в России. Проводит открытые первенства для школьников по трем номинациям: «Рободебют», «Робопрофи» и «Робот для жизни».

Реализует комплексные решения по построению и модернизации корпоративных информационных систем и ситуационных центров, разрабатывает и внедряет бизнес-приложения, системы информационной безопасности, системы промышленной автоматизации, модернизирует программную инфраструктуру заказчиков.

А также создает центры обработки и хранения данных, телекоммуникационные инфраструктуры, системы видеоконференцсвязи и контакт-центры; внедряет автоматизированные инженерные системы зданий, технологии информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры; оказывает комплексный сервис и техническую поддержку информационных, вычислительных, телекоммуникационных и инженерных систем.

Хакатоны как способ обучения

Еще один популярный вид обучения – хакатон. Изначально хакатон – это марафон по программированию. Он рассчитан на студентов и интересующихся тематикой этого марафона школьников. Сейчас распространяются хакатоны по робототехнике. Обычно за 1–2 дня создается робот по определенной тематике. Иногда проходят соревнования созданных роботов. Педагоги не являются целевой аудиторией хакатона, но погружение в предмет позволяет решать задачи, которые можно предложить школьникам.

На этих мероприятиях проводятся лекции и мастер-классы. Например, тематика лекции «Приемы программирования мини-сумо на платформе Arduino» в «Московском физико-техническом институте (государственном университете)» по робо-сумо заинтересует учителей, которые работают с Arduino и хотели бы научить детей программировать роботов-сумоистов.

Открытые онлайн-курсы

Онлайн-курсы с итоговой аттестацией – еще одна альтернатива. Это массовые открытые онлайн-курсы – мини-лекции лучших педагогов по своим направлениям, записанные в студии с наглядной подачей материала и планом, например, проект lektorium.tv c большим архивом видеолекций.

26
видов

состязаний по робототехнике проводятся в «Президентском физико-математическом лицее № 239»

Робототехника представлена «Основами робототехники для педагогов» преподавателя «Президентского физико-математического лицея № 239» из Санкт-Петербурга, С.А. Филиппова. Это интенсивный и профессионально сделанный курс для желающих освоить lego-робототехнику. Много внимания уделяется методике: как построить учебную программу и выработать систему оценки знаний. После курса можно получить удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Среди других онлайн-занятий интересны уроки «Arduino для начинающих» от проекта Edurobots.ru. Это девять обучающих занятий с фотографиями, примерами программ и видеороликами. Уроки помогают разобраться в основах и рекомендуются педагогам, которые желают освоить Arduino с нуля (edurobots.ru/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix).

Arduino – аппаратная вычислительная платформа, основными компонентами которой являются плата ввода-вывода и среда разработки. Arduino может использоваться для создания автономных интерактивных объектов и подключаться к программному обеспечению на компьютере. Часто используется как «мозг» робота. Благодаря невысокой цене получила массовое распространение.

Учитель самостоятельно выбирает уровень сложности обучения, подходы в преподавании и режим занятий – от очных до дистанционного обучения.

К СВЕДЕНИЮ

Всемирная олимпиада и Международные состязания роботов

Всемирная олимпиада роботов (англ. World Robot Olympiad, WRO) и Международные состязания роботов (МСР) – это соревнования для школьников в возрасте от 10 до 21 года. Первый фестиваль состоялся в 2004 г. в Сингапуре. Сейчас в нем участвуют более 1500 талантливых детей из 54 стран.

Олимпиада представляет собой соревнования LEGO-роботов трех разных категорий:

  • основной;
  • творческой;
  • футбола роботов.

Для основной категории задача заключается в сборке и программировании робота, который должен выполнить определенное задание. Размеры робота ограничены: 25×25×25 см.

Участники творческой категории готовят проект на заданную тему.

Для участия в футболе роботов команда должна подготовить двух автономно работающих роботов: нападающего и вратаря, которые сразятся с роботами противника на специальном поле, используя мяч с инфракрасным излучением.

7
Июль 2016года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Как администрация образовательной организации может помочь учителю готовиться к аттестации

Елена Ненахова, директор ГБОУ гимназия № 528, заслуженный учитель РФ, г. Санкт-Петербург
Юлия Левкович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Светлана Алекаева, методист
Главное в статье
  1. Аттестация вызывает тревогу у педагогов. Поэтому творческая группа гимназии № 528 разработала программу помощи учителю.
  2. Заместитель директора проводит информационно-методические семинары для педагогов.
  3. Учителя применяют «Электронный эксперт портфолио учителя» на сайте гимназии № 528 и готовятся к аттестации.
  4. Аттестация проходит спокойно, без психологического напряжения и нервных срывов учителей.
 

План педагога для подготовки к аттестации

Аттестация до сих пор вызывает тревогу учителей. Как помочь педагогам эффективно и, главное, спокойно подготовиться к аттестации? Мы задались этим вопросом и разработали программу профессиональной помощи учителю.

Педагог при подготовке к аттестации действует по плану:

  1. Изучает нормативно-правовую базу.
  2. Участвует в информационно-методическом семинаре и предварительной оценке уровня подготовки к аттестации.
  3. Выполняет рекомендации и формирует портфолио.

ЧЕК-ЛИСТ

Творческая группа гимназии № 528, которая подготовила «Электронный эксперт портфолио учителя»:

  • Е.Н. Ненахова, директор;
  • Ю.В. Левкович, заместитель директора;
  • С.В. Алекаева, методист;
  • Д.И. Евсеев, web-программист

Администрация образовательной организации (далее – ОО) проводит информационно-методический семинар и предварительную оценку уровня подготовки к аттестации, а также создает рекомендации учителям для оформления портфолио.

Чтобы учителя не испытывали трудности при подготовке к аттестации, творческая группа ГБОУ гимназия № 528 (далее – гимназия № 528) создала электронную информационно-методическую разработку «Готовимся к аттестации: электронный эксперт портфолио учителя» (далее – «Электронный эксперт портфолио учителя»).

Информационно-методические семинары для аттестующихся педагогов

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе два раза в год проводит информационно-методические семинары. Главная цель – оказать психологическую и информационную помощь педагогическим работникам при подготовке к аттестации.

Заместитель директора рассказывает о процедуре аттестации и предлагает учителям инструментарий для решения проблем на этапе самооценки с помощью «Электронного эксперта портфолио учителя», показывает, как с ним работать. Педагоги и заместитель директора обсуждают, как увеличить количество баллов за разделы портфолио в оставшееся до аттестации время.

На первом семинаре учителя выполняют первичную самооценку по результатам деятельности в межаттестационный период с помощью «Электронного эксперта портфолио учителя», а через несколько месяцев подводят итоги проделанной работы и обсуждают возможные варианты решения проблем.

«Электронный эксперт портфолио учителя»

«Электронный эксперт портфолио учителя» состоит из трех частей:

  1. Информационная часть – нормативно-правовая база аттестации.
  2. Экспертная часть – два модуля: счетчик баллов экспертного заключения и автоматическое формирование документа с указанием количества баллов.
  3. Методическая часть – рекомендации и инструкции для работы с профессиональным портфолио учителя.

Чтобы начать работать с электронным портфолио, пользователь входит на страницу аттестации педагогов (school528.spb.ru/main/index.php?id=127) по следующим гиперссылкам: основное меню сайта гимназии № 528; раздел «Научно-методическая работа»; подраздел «Совершенствование учительского корпуса»; страница «Аттестация педагогов».

Комплект нормативно-правовых документов, ссылки на сайты организаций, которые сопровождают аттестацию, ссылки на методические материалы и другая полезная информация для педагогических работников и методистов находятся на странице «Аттестация педагогов» (рис. 1). Счетчик баллов в «Электронном эксперте портфолио учителя» можно проверить в открытом доступе.

Рис. 1. Страница нормативно-правовой документации и ссылок

СПРАВКА

Проект «Готовимся к аттестации: электронный эксперт портфолио учителя» гимназии № 528 помог администрации и учителям победить в городском конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа – 2020»

Творческая группа гимназии № 528 выполнила счетчик баллов с помощью web-программирования с использованием:

  • PHP – языка сценариев общего назначения с открытым исходным кодом;
  • jQuery – библиотеки JavaScript, которая фокусируется на взаимодействии JavaScript и HTML;
  • MySQL – свободной системы управления базами данных.

Каждый педагогический работник открывает сайт гимназии № 528 на любом компьютере с доступом в сеть Интернет на рабочем месте или в домашних условиях. На странице сайта school528.spb.ru/main/index.php?id=127 мы представили полное описание алгоритма действий. Счетчик корректно работает в любом браузере.

Содержание счетчика баллов основывается на материале экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника – не включен только раздел об административных взысканиях и жалобах от участников образовательной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Страница электронного эксперта

Педагогический работник проставляет с помощью мыши отметки (галочки) в окнах выбора имеющихся позиций. «Электронный эксперт портфолио учителя» автоматически считает и выводит на экран баллы на момент работы с программой, а также сумму баллов по каждому разделу (рис. 3).

Рис. 3. Количество баллов, которое набрал педагог

Далее учитель выбирает отрезок времени до подачи заявления на аттестацию и экспертного заключения: «Осталось 2 месяца», «Есть еще полгода» или «Впереди целый год». После выбора временного периода на экран выводятся рекомендации для работы с собственным портфолио.

В основе работы счетчика заложен принцип работы экспертных систем. Список рекомендаций формируется автоматически в зависимости от выбранных позиций в счетчике, т. е. если какой-то документ имеется в портфолио учителя и он его отметил в счетчике, то рекомендации по этой позиции уже не выводятся.

Плюсы для педагогов и администрации в работе с «Электронным экспертом портфолио учителя»

ВАЖНО

Учителя гимназии № 528 пользуются электронным экспертом портфолио с 2013 года

Опыт показывает, что в гимназии № 528 ни один учитель, имевший ранее высшую квалификационную категорию, не был аттестован на более низкую. Работа со счетчиком, а особенно с рекомендациями в оставшийся период времени до аттестации (2 месяца, полгода или целый год) повышает эффективность деятельности учителей по комплектованию портфолио. Аттестация проходит без психологического напряжения.

Хочется отметить еще один момент – мотивационный. «Электронный эксперт портфолио учителя» облегчает работу председателей методических объединений и администрации гимназии № 528, т. к. педагоги активнее участвуют в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, учатся представлять опыт в печатных изданиях, используют в преподавании предметов дистанционные технологии, сетевые технологии в общении с коллегами и родителями.

Учителя больше интересуются созданием сайтов и блогов. Педагог меньше времени тратит на оформление портфолио, т. к. начинает анализировать требования электронного эксперта и понимает, что и как нужно делать. Следовательно, возрастает эффективность планирования работы на ближайшее время и на перспективу.

Подобный подход к аттестации педагогов нашей гимназии позволяет организовать повышение квалификации педагогического коллектива на системном уровне; оптимизировать подготовку портфолио профессиональной деятельности; увеличить мотивацию к повышению профессиональной квалификации педагогических кадров.

Администраторы сайта гимназии № 528 анализируют посещаемость портала и констатируют, что еженедельно страницу «Аттестация педагогов» посещают от 10 до 20 человек из разных городов России.

7
Июль 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Приказ об аттестационной комиссии

Аттестационную комиссию утверждает руководитель ОО в распорядительным акте. В состав комиссии входят: председатель, его заместитель, секретарь и члены комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) на основании пп. 6, 7 Порядка аттестации педагогических работников.

 Этот документ вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демодоступ на vip.1obraz.ru

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей