ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Образовательная деятельность
Внеурочная деятельность в музее

Внеурочная деятельность в Эрмитаже

Лариса Шостак, методист I категории научно-методического отдела «Школьный центр» Государственного Эрмитажа
Главное в статье
  1. Содержание занятий в Эрмитаже искусствовед планирует для обучающихся с ОВЗ, которые осваивают ФГОС основного общего образования.
  2. Три занятия по программе «Наш Эрмитаж» посвящены парадным залам Зимнего дворца: начало – Посольская лестница, затем Петровский и Александровский залы.

Программу «Наш Эрмитаж» (автор Л.Я. Шостак) реализуют искусствоведы Государственного Эрмитажа для обучающихся в различных образовательных организациях, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя могут включать занятия по программе «Наш Эрмитаж» в план внеурочной деятельности учащихся 5-х классов по предметам гуманитарного цикла.

Посольская лестница

ЧЕК-ЛИСТ

Слова, которые запоминают обучающиеся:

  • Посольская лестница;
  • барокко;
  • Возрождение;
  • олимпийские боги (Афина, Фемида и пр.);
  • архитектурный ансамбль;
  • римская мифология;
  • греческая мифология

Показ парадных залов объединяется одним сюжетом – это прием послов в царском дворце. Первое занятие начинается с Посольской лестницы. Обучающиеся отвечают на вопрос: «Что видели послы других государств во дворце на приеме у русского царя?». Учащиеся сравнивают Посольскую лестницу с лестницей своего дома и отмечают детали: ступеньки невысокие, удобно подниматься в длинных бальных платьях; украшена лепниной. Искусствовед рассказывает об интерьере в стиле барокко, росписях потолка, статуях в нишах и пр.

Он предлагает ученикам игру «Угадай описание и найди скульптуру». Например: как звали богиню в длинном плаще, у которой на голове шлем, а в руках – копье и щит? Это Афина – богиня военного искусства, воительница, богиня справедливой войны и победы.

Обучающиеся узнают об особенностях природных материалов для отделки (мрамор, гранит, золото); об орнаменте и о его значении; о смысловой роли скульптуры и живописи; символах государственной власти (атрибуты античных богов). Также искусствовед рассказывает о роли архитектора Бартоломео Растрелли в строительстве Зимнего дворца.

Обилие новых слов не должно смущать учителя, который привел обучающихся на занятие в Эрмитаж. Искусствовед повторяет специальные термины и понятия, он активно использует их на следующих занятиях и помогает учащимся постепенно усвоить значение новых слов.

Петровский зал

ЧЕК-ЛИСТ

Вопросы для закрепления материала:

  • Какие драгоценные материалы использованы в отделке зала?
  • Как называются мастера, которые украшали зал?

На втором занятии ученики сразу обращают внимание на трон. Поэтому экскурсовод предлагает представить церемонию приема послов. Вопросы: где находился царь, как располагались в зале гости, какое значение имеет трон, что представляет собой герб Российской империи? Искусствовед говорит о мемориальном значении Петровского зала – это памятник Петру I. Сотрудник Эрмитажа привлекает внимание посетителей к знакомым символам императорской власти в картинах и в отделке зала. Экскурсовод называет материалы (бархат, серебро, вышивка серебряной нитью), объясняет, что такое наборный паркет и др.

Педагог после занятия в Эрмитаже закрепляет материал и читает вместе с учащимися сказку Ш. Перро «Золушка» или другую сказку, в которой действие происходит в царском или королевском дворце. Учитель организует беседу и использует новые слова, которые школьники выучили в Эрмитаже: посол, мрамор, придворные, лепка и др. Он вспоминает с обучающимися символы государственной власти: корона, трон, горностаевая мантия, герб России. Напоминает имена и атрибуты греческих богов: Зевc (скипетр, держава, орел), Афина (шлем, копье).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Культурная идентификация как образовательный результат

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, формирует требования к результатам освоения образовательных программ по разным предметам.

Один из результатов изучения истории – культурная идентификация обучающегося (п. 11.4). Организация внеурочной деятельности в музее способствует культурной идентификации.

Если рассматривать вопрос сложности занятий, то необходимо учесть следующее. Обучающиеся с ОВЗ осваивают адаптированные основные образовательные программы и могут обучаться по ФГОС основного общего образования, если есть соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Поэтому для обучающихся с ОВЗ содержание занятий в музее может быть таким же, как и для их нормативно развивающихся сверстников.

Если в музей учитель приводит учащихся с интеллектуальными нарушениями, то в этом случае искусствовед изменяет содержание занятий в соответствии с уровнем развития детей с ОВЗ.

Александровский зал

До посещения Эрмитажа учитель с учениками читает сказки Ш. Перро «Спящая красавица» и С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». В этих сказках вещи чудесным образом служат людям.

Третье занятие проходит в Александровском зале и продолжает тему торжественного приема. Обучающиеся рассматривают коллекцию западноевропейского серебра. Александровский зал своим пространством, ритмом колонн и арок, скульптурным декором вызывает приподнятое эмоциональное состояние. Ученики осмысливают особенности интерьера, как он украшен, что происходило в зале.

Сияние позолоты и серебра помогает объяснить ученику образный смысл применения драгоценного металла в изделиях для праздников во дворце. Искусствовед рассказывает о том, как предметы служили людям. Через произведение декоративно-прикладного искусства он погружает школьников в праздничную атмосферу дворцовой жизни. Вспоминает сказки Ш. Перро, братьев Гримм, С.Т. Аксакова.

ЧЕК-ЛИСТ

Учитель повторяет с детьми новые слова:

  • герб;
  • люстра;
  • бог виноградной лозы Вакх;
  • рог изобилия;
  • бог морей Нептун и др.

В витринах зала учащиеся видят кубки-сосуды, которые сделаны в разных формах: кораблика, бегущего по волнам под парусами, изящной фигурки дамы в нарядном платье, страуса, могучего быка и т. д. Искусствовед играет с учащимися. Он предлагает догадаться, почему использован тот или иной образ, сюжет, как функционирует предмет, из чего сделан. Ученики узнают об обычаях того времени, о том, какие были корабли, как выглядели и одевались люди, где они путешествовали, что любили и ценили, какие были мастера.

Рассказ о технике литья, чеканки, гравировки для обучающихся абстрактен. Поэтому экскурсовод ограничивается общими сведениями о свойствах благородных металлов и их обработке в горячем и холодном состоянии. Также искусствовед рассказывает о том, что такое коллекция и почему так важно ее собирать и сохранять, как экспонировать.

Педагог закрепляет материал на внеурочных занятиях в школе. Он повторяет изученные слова (драгоценные металлы, кубок, чаша, оправа, раковина, перламутр). Учитель рисует с учащимися. Рисунки посвящены теме «Пир во дворце». Учащиеся придумывают свой кубок, который можно назвать произведением искусства.

В статье приведены отдельные примеры занятий для внеурочной деятельности. Учитель может организовать систематическое посещение Эрмитажа обучающимися со 2-го по 8-й класс.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771 гг.)

Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель елизаветинского барокко.

В 1721–1727 гг. выполнил первую работу – дворец русского поэта-сатирика и дипломата Антиоха Кантемира.

Работы Растрелли в 1748 г.: проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, проект Смольного монастыря, строительство дворца в подмосковном селе Перово, проект сооружения Андреевского собора в Киеве, завершение строительства Аничкова дворца, проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге и др.

В 1748 г. начал строить Смольный монастырь. В 1749 г. участвовал в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе.

В 1753 г. Елизавета Петровна поручила ему строительство нового Зимнего дворца. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.