ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Интеграция музейных лекционных программ в содержание учебного предмета и внеурочную деятельность

Автор рассказывает о новых возможностях взаимодействия музеев и образовательных организаций – на примере лекционных программ для учащихся 7-х классов.

Для чего знакомить школьников с музейной культурой? В чем преимущества музейной экспозиции при изучении истории? И главное – как грамотно интегрировать музейные программы в учебный процесс? Опыт сотрудников музея поможет ответить на эти вопросы и выбрать подходящую программу лекций. Здесь важно все: время проведения подобных занятий, этапы, вопросы и домашние задания. И конечно, диалог учащихся и сотрудника музея.

Ю.Н. Уварова, лектор-искусствовед высшей категории лекционного отдела Музеев Московского Кремля

Междисциплинарный характер музейной педагогики

Многие музеи сегодня создают программы, в которые интегрированы музееведение, педагогика, психология, история, мировая художественная культура и другие отрасли науки и культуры. Это связано с развитием культурно-образовательных аспектов музейной коммуникации, интенсивностью диалоговых процессов, направленных на формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога культур. Музейная педагогика по объекту все больше совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу — с педагогикой и шире — с психологией (Е.М. Краснова).

СПРАВКА

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными организациями (далее — ОО) и др.
Основная цель — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Понятие «музейная педагогика» возникло в XIX в. и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с  60-х гг. XX в.
Центральным является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации.
В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.
Большое значение в музейной педагогике приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Музейная педагогика основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии.

Междисциплинарный характер музейной педагогики отслеживается в методологическом инструментарии, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте для повышения эффективности общения музея с аудиторией. В частности, это проявляется в использовании следующих терминов: «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление».

Междисциплинарный характер музейной педагогики привлекателен с точки зрения развития межпредметных образовательных программ в ОО. Перенос акцента с содержательной стороны учебного предмета (при сохранении ее важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса, усиление развивающего потенциала общего образования отражены в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. В соответствии с п. 18.2.1 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №  1897, программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна быть ориентирована в т. ч. на формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Обратим внимание также на пункт п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, посвященный плану внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Формы реализации:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Музейные занятия могут быть интегрированы во внеурочную деятельность (например, при реализации духовно-нравственного или общекультурного направления развития личности), а полученная обучающимися дополнительная информация во время посещения музея — использована для подготовки междисциплинарного проекта.

Это значит, что в процессе комплектования и дальнейшей презентации экспозиции музея его сотрудникам необходимо ориентироваться на существующие потребности участников образовательных отношений, т. к. именно музейная педагогика занимается проблемами анализа потребностей различных социальных и возрастных групп посетителей, изучением особенностей восприятия экспозиции и разработкой дифференцированных методик по ее представлению.

Взаимодействие музея и ОО

План внеурочной деятельности ОО1 может включать в себя следующие документы:

  • план организации деятельности ученических сообществ, в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
  • план внеурочной деятельности по учебным предметам (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, олимпиады).

Существует достаточное количество вариантов взаимодействия музеев и ОО, учитывающих различные направления планирования внеурочной деятельности:

  • экскурсии;
  • интерактивные занятия в экспозиции музея;
  • лекционные занятия;
  • изучение методической литературы для учащихся и педагогов;
  • творческие конкурсы и конференции с участием обучающихся разных возрастов и т. д.

Представление экспозиций музея существует в контексте реализации репрезентативной функции культуры. Художественная культура передается в рамках определенных общественных отношений и конкретной эпохи («по горизонтали»), а также последующим эпохам и поколениям людей («по вертикали»). Способность наиболее полно выразить суть современной художественной культуры и передать последующим этапам общественного развития определяется как репрезентативность. В план музейного мероприятия закладывается логика усвоения определенного репрезентативного содержания, а также мотивации его предъявления обучающемуся.

СПРАВКА

Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
• каждое посещение музея — это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
• учитель и ученики должны осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьезная работа, поэтому нужно готовиться к нему;
• посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда учащиеся не устали и готовы к восприятию;
• отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов учащихся;
• итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Занятия в музее должны органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

Поэтому педагогу ОО, который занимается проектированием программы внеурочной деятельности, важно выяснить, что конкретно будет составлять содержание и результат того или иного посещения музея. Это могут быть фактические знания, умение взаимодействовать с музейной культурой, система отношений и (или) суждений, сформированные на основе музейного материала; опыт посетителя музея.

Памятники Музеев Московского Кремля (древние иконы и фрески кремлевских храмов, шедевры из царской сокровищницы — Оружейной палаты) и сам архитектурный ансамбль Кремля, его стены и башни, дворцы и соборы являются подлинной энциклопедией русской истории и культуры.

Московский Кремль, который многие столетия служил резиденцией правителей России, был свидетелем церемоний царского и императорского двора (венчаний на царство и коронаций, праздничных шествий, посольских приемов и пиров). Предметы из царской сокровищницы, связанные с этими церемониями прошлого, хранятся сегодня в собрании Оружейной палаты. Это драгоценные знаки власти, роскошные одеяния монархов, золотая и серебряная посуда, созданная русскими златокузнецами, и удивительные по ценности и художественным достоинствам дипломатические дары царям от иностранных послов. Богатство коллекции посольских подарков русским государям из стран Западной Европы и Востока (она является лучшей в мире и включает более 500 предметов XVII в.) позволяет использовать это собрание музея для изучения внешней политики России в  XVI—XVII вв., торговых, дипломатических и культурных контактов с западноевропейскими государствами, Турцией и Персией. Памятники парадного придворного церемониала: символы власти, драгоценная утварь для царских пиров, роскошное конское убранство — дают возможность рассказать учащимся о традициях старинного посольского обряда московской Руси, проследить его эволюцию в  XVI—XVII вв.

Например, специально для учащихся 7-х классов Музеи Московского Кремля предлагают лекционные программы.

Лекционные программы

Темы лекционных программ:

  1. «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.».
  2. «Посольские дары русским царям: торговые и дипломатические отношения с Голландией, Данией, Польшей, Священной Римской Империей и странами Востока в  XVI—XVII вв.».
  3. «Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии в XVI—XVII вв.».
  4. «Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.».

Порядок проведения лекционных программ выстроен таким образом, чтобы последовательно знакомить учащихся с тенденциями развития и фактами внешней политики России, начиная со времен великого князя Ивана III и заканчивая событиями конца XVII в.

Каждая лекционная программа включает лекцию продолжительностью 45 мин и интерактивное занятие в экспозиции Оружейной палаты. Общая продолжительность программы — 2 ч 15 мин. Подобное сочетание лекционной части и экскурсии многократно апробировано в работе с разновозрастной аудиторией и позволяет подробно раскрыть заявленную тему. Во время лекционного занятия учащиеся получают общую информацию о внешней политике русского государства в XVII в. и парадном церемониале царского двора. В качестве иллюстраций исторического материала используются:

  • географические карты;
  • портреты монархов и выдающихся личностей эпохи;
  • дипломатические документы;
  • гравюры со сценами приемов и пиров в царских дворцах.

Знакомясь с экспонатами, обучающиеся изучают предметы из собрания музея, которые имеют непосредственное отношение к заявленной тематике, и рассматривают их как исторические памятники и художественные произведения.

Во время занятия важен диалог учащихся и сотрудника музея, ведь одной из задач программы является стремление научить юных посетителей не только любоваться красотой старинных произведений искусства, но и видеть в них источник знаний и интересной информации по истории России. Познавательный аспект программы сочетается с эмоциональной составляющей — внимание обучающихся акцентируется на мастерстве создания рассматриваемых предметов: музейный педагог называет имена златокузнецов, если они известны, рассказывает о бытовании этих вещей в старину. Диалог с учащимися включает не только традиционные вопросы и ответы, но и различные интеллектуальные задания, игровые моменты, обмен мнениями и художественными впечатлениями.

Стоит заметить, что музейные лекционные программы не ставят своей целью быть иллюстрированным учебником по русской истории. Целью программ является интегрирование лекций и занятий в экспозиции в образовательный процесс и превращение музейного пространства в площадку для образования и эстетического воспитания обучающихся. Лекции и занятия в музее позволят учащимся 7-х классов лучше понять и закрепить исторический материал, запомнить имена правителей и даты, представить карту Европы с точки зрения сфер влияния и интересов разных государств. Знакомство с произведениями европейских мастеров-серебряников позволит понять тенденции развития стилей искусства и культуры Западной Европы. Интерактивное занятие сделает восприятие материала более эмоциональным и ярким.

Так как лекционные программы включают материал XVI и XVII вв., целесообразно их проведение во второй половине учебного года, т. е. после изучения материала по внешней политике России в эпоху первых Романовых. Если программы выбраны для организации кружковой работы или факультативных занятий в структуре плана внеурочной деятельности учащихся 8-11-х классов, то период проведения не имеет значения.

Программа «Посольский прием при дворе русских царей…»

Рассмотрим подробнее содержание лекционных программ. Программа «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» посвящена формированию посольского обряда в России, его особенностям и эволюции. Развитие дипломатического церемониала было тесно связано с политическим становлением русского государства: утверждением сословно-представительной монархии в годы правления Ивана Грозного и расцветом Московского царства при первых Романовых. Учреждение приказов, в т. ч. Посольского в 1549 г., способствовало появлению образованных, хорошо подготовленных профессионалов: дипломатов, секретарей, переводчиков.

Рассказ об истории и разных сторонах деятельности Посольского приказа включает информацию о видных русских дипломатах и главах приказа — посольских дьяках, которые играли заметную роль во внутренней и внешней политике государства. Подчеркивается мысль о том, что традиции русского посольского обряда формировались в русле норм международных дипломатических отношений, а Россия в  XVI—XVII вв. вела активную внешнеполитическую деятельность. Яркой и красочной частью лекции является описание торжественной церемонии приема иностранных послов в царском дворце и парадного застолья в их честь.

Изучение этого материала продолжается в экспозиции музея, где учащиеся знакомятся с коллекцией царских регалий — драгоценных венцов, тронов и других знаков власти. Также они рассматривают одежды государей, золотую и серебряную столовую утварь, богато украшенное конское убранство — те предметы, которые использовались в посольском приеме. Занятие в зале музея сочетает познавательную и интерактивную части программы: учащиеся отвечают на вопросы, подготовленные сотрудником музея, и выполняют задания на закрепление материала (вопросы и задания по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.» представлены в приложении).

«Посольские дары русским царям из стран Западной Европы»

Программа «Посольские дары русским царям из стран Западной Европы» посвящена основным сюжетам российской внешней политики XVI—XVII вв. Коллекция дипломатических подарков русским царям, хранящаяся в Оружейной палате, включает подношения из двенадцати стран Европы и Востока. Это уникальное собрание служит основой для увлекательного рассказа о главных соперниках, торговых партнерах и союзниках России в допетровское время. Так как в эпоху средневековья и раннее Новое время обычай преподнесения даров был общепринятой международной практикой и соблюдался монархами всех государств, то богатство и разнообразие даров свидетельствовало об интенсивности контактов с той или иной страной. А приезд посольской миссии без подарков от своего монарха или немногочисленный и скромный по составу подарочный комплекс говорили о сложных отношениях и незаинтересованности одной из сторон. Учащиеся получают представление о том, с какими государствами Россия поддерживала выгодные торговые связи, кто из ближайших соседей Московии являлся давним соперником и потенциальным врагом, как менялись приоритеты во внешней политике в эпоху первых Романовых. Эта тема изучается на примере посольств из Голландии, Дании, Речи Посполитой и других стран, изобилует интересными сюжетами и яркими личностями русских государей и европейских монархов, талантливых дипломатов и торговых агентов. Старинные портреты знаменитых правителей и государственных деятелей, которые демонстрируются на лекции, позволят рассказать о личных качествах и характере выдающихся людей того времени.

В экспозиции музея (зал западноевропейского серебра) происходит последовательное знакомство с дарами из Голландии, Дании, Польши и т. д. Каждая коллекция включает подарочные комплексы разных лет, и каждый визит — это целая группа вопросов, которые обсуждались на переговорах в Москве. Богатые подарки помогали найти решение сложных межгосударственных проблем или заключить выгодный союзный или торговый договор. В процессе занятия учащиеся, уже знакомые с нюансами средневековой дипломатии, могут по количеству и роскоши даров судить о том, насколько важной была та или иная посольская миссия.

Среди заданий для обучающихся могут фигурировать игровые моменты:

  • составить собственный подарочный комплекс для нейтрального дипломатического партнера;
  • подготовить подарочный комплекс важному союзнику;
  • определить порядок преподнесения даров во время аудиенции;
  • дать материальную оценку подношениям иноземцев.

Эти задания строятся на основе знаний, полученных на лекции.

Домашним заданием может быть подготовка несколькими учащимися описания предмета, наиболее запомнившегося им. Подобные описания когда-то составляли дьяки и подьячие Казенного приказа перед передачей в казну.

«Из Лондона в Москву…»

Программа «Из Лондона в Москву: дипломатические и торговые отношения России и Англии
в XV—XVII вв.»
посвящена контактам России и Англии со времен Ивана Грозного до  60-х гг. XVII в. Эта тема позволит остановиться на проблемах внешней политики и торговли при царе Иване IV, экономическом развитии русского государства и культурных контактах с европейскими странами. Англия стала первым привилегированным торговым партнером русского государства. Торговые и дипломатические отношения с Лондоном сыграли важную роль в становлении посольского обряда и деятельности Посольского приказа в XVI в. Обучающиеся узнают, почему русско-английские отношения были столь актуальны в правление Ивана Грозного и как контакты двух стран развивались при царе Борисе Годунове и первых Романовых.

Занятие в экспозиции познакомит учащихся с великолепной коллекцией английского серебра эпохи Тюдоров и Стюартов, где представлены редкие предметы парадной дворцовой утвари, созданные в Лондоне лучшими серебряниками того времени. Эти произведения позволят рассказать юным посетителям о стилях искусства, ювелирных техниках и бытовании драгоценной посуды при королевском дворе. Обучающиеся, опираясь на полученные на предыдущих занятиях знания, смогут сравнить традиции торжественных застолий в России и Западной Европе и убедиться в том, что в подарок царю привозили дорогие и редкие вещи, различные модные новинки, следуя традиционным взглядам средневековой дипломатии: официальный дар монарху — это символ дружбы и взаимного интереса двух держав.

«Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.»

Программа «Россия и Швеция в  XVI—XVII вв.» раскрывает сложности русско-шведских отношений в период расцвета Швеции, когда это государство называли «королевой Балтики». Программа рассказывает о событиях Ливонской войны, о первых попытках России получить выход к Балтийскому морю и причинах поражения в Ливонской войне. Учащиеся повторяют материал, связанный с событиями Смутного времени, заключением Столбовского мира, узнают, как развивались контакты с мощной соседкой — Швецией в XVII в. Важной частью лекции является информация о преддверии Северной войны, т. е. событиях конца XVII в. Лектор объясняет, какой расклад сил существовал в то время в Северной и Центральной Европе, и рассказывает о сложной внешнеполитической игре, в которую включилась Россия, стремясь получить выход к Балтийскому морю. Конечно, будет уделено внимание двум ярким личностям того времени и двум соперникам: Петру I и Карлу XII. В экспозиции учащиеся знакомятся с подарками шведских королей русским государям, которые иллюстрируют взаимную заинтересованность в торговле, активные контакты двух стран в XVII в. и историю приезда в Москву последнего посольства 1699 г. от Карла XII.

Программы, посвященные связям России с Англией и Швецией, дают возможность повторить материал, связанный с историей этих государств, вспомнить правящие там королевские династии, имена монархов и их внешнюю политику. Широкое знакомство с произведениями серебряников, где присутствуют фигуры мифологических персонажей и античных героев, позволит учащимся проявить свои знания по античной истории и культуре.

На заключительной встрече во время занятия в экспозиции с учащимися проводится викторина по тематике всех программ. Опираясь на полученные знания, обучающиеся отвечают на вопросы о задачах и направлениях русской внешней политики XVI—XVII вв., ее успехах и неудачах. На примере посольских даров от шведского короля Карла XII в. 1699 г. рассказывают, какие внешнеполитические задачи Россия намеревалась решать в Новое время.

Книга для семейного чтения «Дела посольские» может помочь педагогам и учащимся в освоении исторического и художественного материала. Содержание книги включает вопросы становления посольского обряда в русском государстве, проблемы взаимоотношений и торговли со странами Западной Европы. Издание иллюстрировано изображениями шедевров из собрания Оружейной палаты и портретами монархов.

Лекционные программы, основанные на собраниях Музеев Московского Кремля, могут получить дальнейшее развитие при заинтересованности педагогов и учащихся в такой форме освоения материала по курсу истории. Например, учащимся 8-го класса может быть предложена программа, посвященная правителям династии Романовых, парадным церемониям и празднествам императорского двора и культуре России XVIII—XIX вв.

Приложение

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ по содержанию лекции «Посольский прием при дворе русских царей в  XVI—XVII вв.»

Вопросы и заданияОтвет
При каком царе был учрежден Посольский приказ в России? Как можно определить политический строй русского государства при этом монархе?При царе Иване Грозном. Политический строй — сословно-представительная монархия
Представители какого сословия служили в приказе? Кто и почему мог возглавлять великое и полномочное посольство за рубеж?Служилое сословие: дети боярские, дворяне, выходцы из духовенства ( т. е. незнатные и небогатые, заинтересованные в карьере и высоком жалованье). Великое посольство возглавлял знатный боярин или окольничий, т. к. он олицетворял персону монарха во время зарубежного вояжа
Какими делами ведал Посольский приказ и кто входил в штат этого ведомства?Приказ ведал документацией, отправкой миссий за рубеж, приемом иностранных дипломатов в России и т. д. В штат входили дьяки, подьячие, переводчики, толмачи
Что такое посольский обряд? Какой синоним можно использовать для нашего времени?Посольский обряд — это свод правил приема иностранных дипломатов в России, который включал правила пересечения границы, проезда по территории государства, проживание, питание, аудиенцию у государя и т. д. Сегодня это международный дипломатический этикет
Какие виды посольских документов существовали в  XVI—XVII вв.? Как называется свод документов по отношениям с разными странами?Договорные и перемирные грамоты, торговые договоры, статейные списки послов. Свод документов — это посольские книги
Перечислите страны, с которыми Россия поддерживала наиболее интенсивные контакты. Укажите на карте пути продвижения посольских кортежей из разных стран к Москве. Какие русские города служили «воротами» для въезда английских, польских и шведских послов?Англия, Голландия, Швеция, Польша, Османская империя. «Воротами» служили Архангельск, Псков и Новгород, Смоленск
Почему въезд иностранных послов в крупные города назначался на утренние часы в выходной день, а жителям приказывали выходить на улицы всей семьей в лучших одеждах?Власти хотели показать иностранцам, что Россия богатое и многолюдное государство
Какие действия русских властей могли показать иностранному посольству, что их страны находятся в плохих отношениях и переговоры будут трудными?Назначение небольшого «корма» — выдачи провизии послам, скромная резиденция для проживания на окраине столицы и долгое ожидание аудиенции
Каких монархов Европы русский царь считал «братьями» и почему?Правителей, которые унаследовали свою власть, и государей сильных влиятельных стран. Выборных монархов русские цари не считали равными и не называли братьями. В России в  XVI—XVII вв. сохранялись средневековые представления о законности власти правителя, которая подтверждалась наследственным правом и обладанием общепризнанными символами власти, полученными от предков
Как титулы русских царей были связаны с расширением границ государства и укреплением власти правителя? Покажите на карте земли и города, вошедшие в состав России в  XVI—XVII вв.Государь, царь и великий князь всея Великие Малые и Белые Руси Самодержец, князь Владимирский, царь Казанский и Астраханский, царь Сибирский и т. д.
Какие знаки власти и одеяния использовали цари на торжественной аудиенции? Кто из придворных чинов помогал царю проводить торжественную встречу с послами?Драгоценный венец, трон, держава, скипетр, платно — парадное одеяние государя. По правую и левую руку от трона государя находились: глава посольского приказа и окольничий (высокий придворный чин)
В каких случаях царь задавал вопрос о здоровье монарха, приславшего посольство? Какое значение это имело? Каким образом царь мог показать свое расположение главе посольства?Царь спрашивал о здоровье другого монарха, если страны находились в дружественных отношениях. Если посол был знатного рода или не первый раз приезжал в Россию и нравился государю (оказывал ему важные услуги в торговых делах, выступал консультантом или посредником на переговорах с другим государством), то царь мог разрешить ему поцеловать свою руку — «позвать к руке»
Какая церемония завершала торжественную аудиенцию и какое значение она имела? Почему подарки от монарха другой страны русскому царю назывались «любительными поминками»?Церемонию завершало преподнесение подарков царю от монарха, приславшего посольство, и от самих послов. Дары дипломатов назывались челобитьем, т. к. преподносились не от равного, а от подданных другого монарха. «Любительными поминками» называли дары от правителя другой страны, т. к. они, согласно дипломатическому этикету передавались бескорыстно, т. е. в знак «любви», и символизировали уважение и политическое равенство

1Пункт 3.1.2 Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Подробнее см.: www.fgosreestr.ru. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.