Анализ урока как инструмент оценки условий реализации основной образовательной программы
Анализ урока – важный инструмент в педагогической деятельности. Об этом знает каждый заместитель директора. Но не каждый может правильно выбрать аспекты для экспертизы качества урока.
Автор статьи рассказывает, как это сделать. В примерной схеме анализа урока приводит все направления оценивания. Например, критерии для оценки профессиональных качеств учителя, основные характеристики учащихся и все, что нужно учесть для повышения объективности и правильной обработки результатов такого анализа. Проверьте, все ли знаете об этом Вы?..
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (далее — ООП), к результатам освоения, структуре и условиям реализации. Поскольку ФГОС общего образования (по уровням) являются основой объективной оценки соответствия деятельности образовательной организации (далее — ОО) установленным требованиям, внутришкольная система оценки качества образования (далее — ВСОКО) может включать разделы, предусмотренные ФГОС общего образования (рис. 1).

Остановимся более подробно на требованиях к условиям реализации ООП. Результатом деятельности администрации педагогического коллектива ОО в этом направлении становится создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей образования, его высокое качество, доступность и открытость. Сегодня ОО предоставляет обучающимся широкий спектр возможностей для обучения и развития, но основной единицей реализации образовательной программы продолжает оставаться урок. Следовательно, оценка качества урока является важным элементом ВСОКО. Для оценки качества урока администрацией Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Карьера» (далее — ННОУ СОШ «Карьера») была разработана схема анализа урока. При разработке схемы анализа урока администрация и педагоги ННОУ СОШ «Карьера» пытались ответить на следующие вопросы: кому и зачем нужен анализ урока, какие аспекты оценки современного урока должны быть отражены в схеме, какие наблюдаемые действия учителя и обучающихся будут свидетельствовать о качестве урока?
Администрация ОО, посещая уроки с целью оценки качества процесса, выявляет основные проблемы как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива в целом, что может стать основой для планирования методической работы. Балльная система оценки качества урока позволяет составлять рейтинги педагогов, выделять группы педагогов, способных оказать методическую помощь коллегам, а также группы педагогов, нуждающихся в методическом сопровождении. Учитель, получая обратную связь, может планировать работу по самообразованию (рис. 2).

Выбор аспектов для оценки качества урока зависит в первую очередь от целей и задач конкретной ОО. Предлагаем оценивать качество урока с точки зрения деятельности и основных характеристик учащихся на уроке, основных личностных и профессиональных характеристик учителя, содержания каждого этапа урока, эффективности и грамотности организации урока, его результативности. Администрация ОО может в соответствии с задачами ВСОКО выбирать отдельные аспекты оценки качества урока или учитывать все аспекты в комплексе.
В основе ФГОС общего образования (по уровням) лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В связи с этим было принято решение во время анализа урока осуществлять оценку по каждому из критериев через наблюдаемые действия учителя и учеников. Варианты наблюдаемых действий были сформулированы по итогам посещения уроков на этапе перехода ОО на ФГОС основного общего образования. Для оценки качества по каждому из критериев нами была выбрана трехбалльная система ( 2-1-0) как наиболее простая и удобная в использовании. При этом необходимо отметить, что условно:
- 2 балла отражают наблюдаемые действия учителя и обучающихся на уроке, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода;
- 1 балл — наблюдаемые действия, соответствующие традиционному уроку;
- 0 баллов свидетельствует о низкой методической грамотности учителя.
Анализируя урок по схеме, администрация ОО может оценить уровень понимания педагогическим коллективом требований ФГОС общего образования, умение строить урок в новой форме, знание современных образовательных технологий, форм и приемов работы.
Примерная схема1 анализа урока представлена в приложении.
Приложение
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа урока
Направление оценивания | Комментарии, общее кол-во баллов | |||
---|---|---|---|---|
2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
1. Основные профессиональные качества учителя | ||||
1.1. Знание предмета и общая эрудиция | ||||
Учитель предлагает дополнительную информацию по теме. Раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизнью. Грамотно отвечает на все вопросы учащихся | Учитель владеет дополнительной информацией по теме либо раскрывает межпредметные связи, актуальность темы и ее связь с жизнью | Учитель ограничивается при объяснении материала информацией, представленной в учебнике. Испытывает затруднения при ответах на вопросы учащихся | ||
1.2. Культура речи и умение взаимодействовать с аудиторией | ||||
Речь учителя грамотная, образная и эмоциональная. Темп речи соответствует особенностям восприятия учащихся. Устанавливает зрительный контакт с учащимися класса в целом | Речь учителя грамотная. Темп речи не соответствует особенностям восприятия (слишком быстрый или слишком медленный). Зрительный контакт временами теряется | В речи присутствуют ошибки. Темп речи слишком быстрый или слишком медленный. Контакт с аудиторией временами теряется | ||
(понимает, насколько полно донесена информация до учащихся во время урока, получает обратную связь, оценивает, насколько понятно сказанное, есть ли необходимость повторения) | ||||
1.3. Взаимоотношения с обучающимися | ||||
Стиль общения выбирается с учетом определенной ситуации. Степень ориентации учителя в ситуации общения достаточно высокая, он адекватно оценивает себя и других, понимает подтекст общения, эмоциональное состояние обучающихся | Партнерские отношения. Стиль общения с учениками демократичный. Демонстрирует гибкость общения в пределах одного стиля | Стиль общения с учениками авторитарный (основные способы общения с учениками — установки, указания, разъяснения, замечания, запреты). Или стиль общения либеральный, выражающийся в стремлении завоевать фальшивый авторитет у обучающихся, быть принятым группой при отсутствии минимальной личной коммуникативной культуры | ||
Максимальный балл: | 5 | |||
2. Основные этапы урока | ||||
2.1. Целеполагание | ||||
Формулирует цели урока (новые способы действий). Привлекает учащихся к формулированию целей урока | Формулирует цели урока, не привлекая учащихся | Цель урока не поставлена. Целеполагание подменяется сообщением темы урока | ||
2.2. Мотивация | ||||
Учитель создает на уроке «точку удивления», условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием, создает ситуацию успеха для каждого ученика. Учитывает тип учебной мотивации учащихся класса | В течение урока учитель применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (указать), не учитывая тип учебной мотивации учащихся класса | Используемые приемы и формы работы не позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся | ||
2.3. Актуализация имеющихся знаний | ||||
Опора на жизненный опыт учащихся и знания, имеющиеся по данной теме. Учитель использует различные приемы актуализации (указать), позволяющие включить учащихся в освоение нового знания | Учитель использует однотипные приемы актуализации (вопросы по пройденному материалу), не получая обратной связи от каждого ученика класса | Актуализация имеющихся знаний отсутствует | ||
2.4. Содержание учебного материала и содержание образования, деятельность учащихся на уроке | ||||
Учебный материал и единица содержания образования (способ, схема, алгоритм) не даются учащимся в готовом виде, а проектируются и «добываются» на уроке вместе с учащимися. Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность более 50% времени урока | Учебный материал адекватен теме и цели урока, однако часть материала предлагается учащимся в готовом виде. Структура урока и логика подачи материала позволяют обучающимся успешно осваивать материал. Учащиеся вовлечены в самостоятельную деятельность менее 50% времени урока | Учебный материал не адекватен теме и цели урока либо объем учебного материала не соответствует индивидуальным особенностям учащихся | ||
2.5. Рефлексия | ||||
Организована рефлексия учащихся по следующим позициям: • цель, поставленная учащимися; • усвоенные способы действий; • возникшие трудности; • дальнейшие задачи | Организована рефлексия по 1–2 позициям (см. графу 1 п. 2.5) | Рефлексия не была организована | ||
2.6. Оценка результатов | ||||
Учащиеся имеют возможность оценить свою работу и работу одноклассников по известным им критериям | Работу учащихся оценивал только учитель по критериям, известным ученикам. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихся | Работу оценивал только учитель, не предъявляя критериев оценки. Учитель подводит итоги урока, не привлекая учащихся | ||
2.7. Домашнее задание | ||||
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов урока. Подобрано с учетом объема домашних заданий (по всем предметам) и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10) | Стандартное домашнее задание. Объем домашнего задания соответствует нормативам | Единое стандартное домашнее задание. Объем не соответствует нормативам | ||
Максимальный балл: | 14 | |||
3. Основные характеристики учащихся | ||||
3.1. Степень познавательной активности | ||||
Более 70% учащихся класса проявляют активность на уроке. Поднимают руки, отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждениях, делают дополнения | Активны 50–70% учащихся | Менее 50% учащихся проявляют активность. Ученики дают ответы только по требованию учителя | ||
3.2. Степень самостоятельности | ||||
Учащиеся самостоятельно ставят учебные задачи, выполняют задания без помощи учителя и одноклассников, определяют оптимальный для себя объем заданий. Могут самостоятельно определить свои учебные трудности | Учащиеся не могут самостоятельно поставить учебные задачи и определить оптимальный объем работы и свои учебные трудности, однако могут выполнить предложенные задания без помощи учителя и одноклассников | Учащиеся работают только под контролем учителя. Задают большое количество уточняющих вопросов | ||
3.3. Уровень специальных умений и навыков | ||||
Устные и письменные ответы более 70% учащихся отличаются грамотностью и полнотой. Учащиеся свободно владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в нестандартной ситуации | Устные и письменные ответы учащихся (50–70%)отличаются грамотностью. Учащиеся владеют терминологией по предмету. Могут применять знания в стандартной ситуации без помощи учителя | Ответы учащихся в основном односложные, хоровые. Учащиеся путаются в терминологии. Работают только по образцу | ||
3.4. Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий (далее — УУД)* | ||||
Учащиеся владеют разными группами УУД в соответствии с возрастом (коммуникативными, познавательными, регулятивными) | Учащиеся применяют УУД для решения учебных задач под контролем учителя | Учащиеся не владеют УУД в соответствии с возрастом | ||
3.5. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности | ||||
В начале урока все учащиеся находятся в классе и готовы к уроку (подготовлено все необходимое, выполнено домашнее задание). Все учащиеся класса знают и соблюдают правила поведения на уроке | Урок начинается вовремя, все учащиеся находятся в классе. Не все ученики готовы к уроку. Наблюдаются отдельные случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры) | Есть опоздавшие. Не все учащиеся готовы к уроку. Наблюдаются случаи нарушения дисциплины (посторонние разговоры, использование телефонов и т. п.) | ||
Максимальный балл: | 10 | |||
4. Оценка эффективности и грамотности организации урока | ||||
4.1. Соответствие этапов урока требованиям системно-деятельностного подхода | ||||
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням) и имеет все этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Связи между этапами урока выстроены логично | Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням), имеет этапы, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход. Имеются незначительные нарушения связей между этапами урока | Имеются нарушения в структуре урока, не позволяющие реализовать системно-деятельностный подход | ||
4.2. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, чередование и смена видов деятельности | ||||
Время урока использовано эффективно. Темп урока высокий (или адекватный индивидуальным характеристикам обучающихся в классе). Смена видов деятельности оправдана с точки зрения цели урока | Частая смена видов деятельности не всегда оправдана с точки зрения задач урока. На некоторые этапы урока отведено слишком мало или много времени (указать) | На отдельные этапы урока отведено недостаточно или слишком много времени (указать). Однообразие видов деятельности и организационных форм работы | ||
4.3. Целесообразность и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) | ||||
Использование ИКТ позволяет более эффективно работать с материалом, способствует лучшему усвоению | Использование ИКТ не в полной мере оправдано с точки зрения задач урока, не способствует лучшему усвоению материала | ИКТ не используются | ||
4.4. Формы организации познавательной деятельности учащихся | ||||
Учитель организует учебное сотрудничество обучающихся совместно — распределенную деятельность при решении учебных задач, учит работе в группе либо организует работу каждого ученика по индивидуальному плану. Работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний | Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | Работает с классом фронтально на всех этапах урока | ||
4.5. Методы обучения | ||||
Учитель применяет интерактивные, исследовательские методы обучения, эвристическую беседу, проблемное обучение. Применяет нетрадиционные формы урока (организационно-деятельностные игры, дебаты, урок-диспут, урок-проект, технологию развития критического мышления, когнитивную технологию и т. п.) | Учитель применяет тестовые технологии, учит составлять схемы, ментальные карты (интеллект-карты), карты понятий, добывать информацию из разных источников, переводить информацию из одного вида в другой | На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | ||
4.6. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока и эффективность контроля | ||||
Учитель получает обратную связь от всех учеников класса. При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата | Учитель получает обратную связь от 50–70% учащихся класса | Учитель не получает обратной связи от учащихся. Действует по плану, не внося коррективы в ход урока | ||
4.7. Соблюдение требований СанПиН 2.4.2.2821–10 | ||||
Размещение обучающихся в классе осуществлено с учетом состояния здоровья (нарушения зрения, слуха, часто болеющие). С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках учитель проводит физкультминутки и гимнастику для глаз. Учитель чередует во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ), учитывая среднюю непрерывную продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в соответствии с возрастом обучающихся. Соблюдает требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения и др. | Соблюдены отдельные требования СанПиН 2.4.2.2821–10 (см. графу 1 п. 4.7) | Требования СанПиН 2.4.2.2821–10 не соблюдены | ||
Максимальный балл: | 12 | |||
5. Оценка результатов проведенного урока | ||||
5.1. Степень обучающего воздействия урока на учащихся | ||||
Предметный материал урока (указать какой) усвоен большинством учащихся класса. Рефлексия в конце урока отражает понимание материала | Материал урока в основном усвоен большинством учащихся класса. Во время рефлексии учащиеся допускают отдельные неточности | Материал не усвоен. Во время рефлексии учащиеся демонстрируют непонимание материала | ||
5.2. Работа по формированию УУД на уроке | ||||
Построение урока, формы работы позволяют формировать (развивать) УУД (указать вид) | Отдельные задания на уроке позволяют решать задачи развития УУД (указать) | При проведении урока задачи формирования УУД не решаются | ||
Максимальный балл: | 4 | |||
Итого: | 45 |
Обработка результатов.
Все баллы, выставленные экспертом на каждом этапе анализа урока, необходимо сложить. Полученную сумму баллов — цифру (К) — сравнивают с «ключом» схемы анализа урока. Максимальное количество баллов, которое можно выставить за качество урока, — 45. Экспертом могут быть выявлены следующие уровни качества урока:
- если 1 ≤ К ≤ 9, уровень качества урока низкий;
- если 10 ≤ К ≤ 18, уровень качества урока ниже среднего;
- если 19 ≤ К ≤ 27, уровень качества урока средний;
- если 28 ≤ К ≤ 36, уровень качества урока хороший;
- если 37 ≤ К ≤ 45, уровень качества урока высокий.
