Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся
Какие черты характерны для трансформационных тренингов? Как ведущим флэш-семинаров создать условия для самораскрытия участников? Авторы статьи рассматривают понятие и предлагают план проведения флэш-семинаров.
В статье даны рекомендации, как правильно распределить время, какое оборудование лучше использовать при организации тренинга. А также структура и содержание презентации для проведения. Глоссарий и таблица детализации метапредметных результатов прилагаются.
Проблемы формирования УУД
В статье предлагается продолжить изучение активных форм методического сопровождения педагога в ходе его подготовки к работе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования1.
Трудности педагогов при формировании УУД обучающихся
Одной из насущных образовательных проблем, которые можно разрешить через использование флэш-семинара (предлагаемой формы проведения обучающего тренинга), является формирование и развитие универсальных учебных действий (далее — УУД) у обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования.
Актуальность этой темы обусловлена двумя причинами. Первая причина связана с недостаточным пониманием педагогической общественностью сущности УУД и, как следствие, возникает вторая причина — отсутствие системы методических и технологических подходов к их формированию на уровне начального общего образования и развитию при освоении основного общего образования.
Отход педагога от знаниевой парадигмы происходит достаточно болезненно. Остаются за пределами понимания образовательные результаты, отличные от предметных. Почему это происходит? До появления ФГОС общего образования процесс образования трактовался как неразрывное единство обучения (получение определенного набора предметных знаний, умений, навыков) и воспитания (формирование заданных качеств личности). Если провести упрощенную аналогию между требованиями к образовательным результатам: обучение по государственным образовательным стандартам — формирование предметных результатов по ФГОС общего образования, соответственно, воспитание — формирование личностных результатов, то группа метапредметных результатов аналогии не находит. И неудивительным становится неприятие нового подхода педагогами, которых формированию метапредметности ни в школе, ни в институте не учили. Учили профессии, позволяющей отдавать знания, делиться знаниями, внедрять знания. При этом мало заботясь о том, сможет ли наполненный знаниями выпускник успешно применить их во взрослой жизни.
Категория «метапредметные результаты» неразрывно связана с понятием «универсальные учебные действия», определяемые и как способы познания, с одной стороны, и как способы организации практической деятельности с целью применения полученных знаний — с другой. Таким образом, необходимость формирования УУД снимает противоречие между накоплением знаний и умением применять их в самостоятельной образовательной деятельности и в жизненной практике.
В течение четырех учебных лет педагоги обучают учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Несмотря на это, в ходе многочисленных обучающих активностей, проведенных авторами статьи для педагогов, руководителей образовательных организаций (далее — ОО) г. Москвы и Московской обл., выявилось, что в понимании педагогической общественности по-прежнему существует смешение понятий «метапредметные результаты» и «межпредметные понятия», т. е. сохраняется непонимание структуры и сущности метапредметности. Такое непонимание ярко отражается в проектируемых в ОО основных образовательных программах (далее — ООП) всех уровней образования: в качестве планируемых результатов из ФГОС общего образования, примерных ООП активно «переписываются» требования к результатам.
Поэтому содержание предлагаемого в данной статье флеш-семинара ставит целью осознание его участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития. Форма флеш-семинара инициирует самостоятельный поиск педагогическими работниками сущности изучаемого понятия.
Флеш-семинар
Флеш-семинар как форма методического сопровождения имеет некоторые черты, характерные для трансформационных тренингов, участники которых стремятся найти выход из некоторой проблемной ситуации или открыть для себя новые профессиональной возможности.
При проведении флеш-семинара ведущим создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных профессиональных проблем. Участники взаимодействуют друг с другом, выполняют персональные, групповые и общие задания, активизируют собственный опыт, генерируют новые идеи. Развитие, формирование нового знания, понимание решения проблемы происходят через интенсивное взаимообучение.
Уже в ходе обучающего события происходят озарение, прорыв, инсайт в понимании проблемы, в отличие от обычного семинара, цель которого, как правило, состоит в доведении до участников некоторого объема информации без гарантии ее усвоения.
Таким образом, флеш-семинар — это форма проведения обучающего тренинга, в основе которого лежат обсуждение нововведений и обмен профессиональным опытом.
Флеш-семинар «Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?»
Цель, задачи, план организации флэш-семинара
Проектируя план организации флеш-семинара, необходимо учитывать следующие составляющие:
1. Время работы — 3 академических часа (с обязательными перерывами на 10 мин).
2. Участники — педагогические работники ОО.
3. Материалы и оборудование:
- доска, маркеры, флипчарт, проектор, экран (или интерактивная доска, заменяющая все перечисленное);
- маркеры (на каждый стол размещаются красный, синий, зеленый, черный маркеры);
- листы формата А4 для каждого участника;
- столы для работы в группах по количеству формируемых групп (не более шести) и отдельный стол для ведущих.
Цель флеш-семинара — осознание участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития, инициирование самостоятельного поиска педагогическими работниками сущности изучаемого понятия, организация обмена опытом педагогических работников. Задачи:
- обосновать необходимость детализации УУД;
- сформировать умение детализировать УУД на отдельные умения и объединять детализированные умения в группы УУД;
- сформировать умение отбирать контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля сформированности детализированных умений и УУД;
- сформировать умение планировать учебное занятие, направленное на развитие метапредметных результатов.
Организационные формы работы участников:
- дискуссия;
- индивидуальная и групповая работа;
- подготовка кратких сообщений;
- экспертиза;
- рефлексия.
План проведения флеш-семинара
План проведения флеш-семинара представлен в табл. 1 (тексты заданий, кейсов приведены в содержании сопровождающей флеш-семинар презентации в табл. 2).
Таблица 1
План проведения флеш-семинара
Этапы флеш-семинара | Краткое описание содержания этапов |
---|---|
Актуализация проблемы | Обращение к материалам, опубликованным на портале «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования» в разделе «Завершенные проекты»: «Обсуждение Примерной основной образовательной программы основного общего образования» |
Представление целей, задач и форм работы участников | Определение правил проведения флеш-семинара |
Понятие о планируемых результатах | Различие в представлении образовательных результатов в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов и ФГОС общего образования |
Работа в группах | Вопрос ведущего флеш-семинара: к каким группам требований ФГОС основного общего образования относятся умения, выявленные в заданиях? Участники анализируют предложенные задания и отвечают на вопрос ведущего. Задания для групп: • 1-я группа: девятиклассникам предложили перечень учебных курсов. Какие умения необходимы им для выбора элективного курса? • 2-я группа: ученик выполнил учебное задание. Какие умения он покажет при определении качества его выполнения? • 3-я группа: при выполнении проекта «Ландшафтный дизайн территории» ученикам неободимо составить план территории ОО. Какие умения позволят им решить поставленную задачу? • 4-я группа: участники группового проекта проводят презентацию созданного продукта. Какие умения они продемонстрируют в ходе подготовки к презентации? |
Работа с кейсами | Решение кейса «Чистоплотная хозяйка» (см. ниже текст презентации в табл. 2). Работа с бланками самооценивания выполненного задания, самооценивания уровней адаптации (табл. 2) |
Работа в группах | Формирование и развитие УУД — эффективное учебное занятие. Технологическая карта урока |
Фронтальная беседа | Обсуждение эффективности технологических приемов, используемых для формирования и контроля метапредметных результатов. Обсуждение особенностей контрольно-измерительных материалов (учебно-исследовательские и учебно-практические задачи), используемых в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля |
Подведение итогов | Рефлексия (журнал размышлений, дневник рефлексии) |
Содержание флеш-семинара
Для проведения флеш-семинара ведущему целесообразно подготовить презентацию, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Структура и содержание презентации для проведения флеш-семинара
№ слайда | Содержание слайда |
---|---|
1 | Тема флеш-семинара («Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?») |
2 | Определение формы проведения |
3 | Цель и задачи флеш-семинара |
4 | Наши правила: • создаем атмосферу доверия друг к другу; • используем те формы организации деятельности, которым должны научиться; • приветствуем самостоятельность и инициативность; • приветствуем свободное высказывание своей точки зрения или позиции; • уважаем другую точку зрения даже в случае, если мы с ней не согласны; • учимся друг у друга |
5 | ФГОС общего образования: что изменилось? 1. Характеристика цели (образ выпускника). 2. Образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные). 3. Виды деятельности (проектная, учебно-исследовательская) |
6 | Учебные занятия (уроки) и образовательные результаты: структура образовательных результатов — личностные, метапредметные, предметные |
7 | Определение метапредметных результатов в соответствии с ФГОС общего образования: метапредметные результаты = УУД + межпредметные понятия |
8 | Характеристика УУД: обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного нового социального опыта |
9 | Модель разработки содержания личностных результатов. Пример детализации одного из пунктов требований к личностным результатам, представленным в ФГОС общего образования. Воспитание российской гражданской идентичности: • субъективная значимость проживания в России и путешествия по ее территории; • понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам; • субъективная значимость использования русского языка и языков народов России; • тождественность личной культуры российской многонациональной культуре; • сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России; • мотив осмысления российских законов и их выполнение |
10 | Модель разработки содержания метапредметных результатов. Пример детализации одного из пунктов требований к метапредметным результатам, представленным в ФГОС общего образования. Группа результатов — регулятивные УУД. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов |
11 | Как формировать метапредметные результаты? Типология заданий: 1. По форме участия обучающихся в выполнении задания: • индивидуальные; • парные; • групповые; • комбинированные. |
2. По образовательным результатам: • формирование детализированных умений (расшифрованные, алгоритмизированные УУД), которые учитель может измерить в ходе образовательного процесса; • развитие метапредметных результатов (фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений); • достижение планируемого образовательного результата (фиксация соответствия достигнутого планируемому результату) | |
12 | Типология заданий (ФГОС общего образования): • учебно-познавательные; • учебно-практические; • кейсы |
13 | Кейс «Чистоплотная хозяйка»: Ирина Петровна всегда отличалась аккуратностью и заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своем подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налет. - Что это?! — с ужасом спрашивала Ирина Петровна у соседки по лестничной клетке. Соседка сказала, что, вероятно, это грибы. Вопросы: • Могут ли это быть грибы? • Могут ли это быть другие организмы? • Какие существуют способы, с помощью которых можно было бы выяснить природу появившегося налета? • Что необходимо делать, чтобы избежать подобной ситуации? |
14 | Задание: |
15 | Чтобы сформировать у учащихся УУД, необходимо: • сформировать первичный опыт выполнения УУД и мотивацию; • сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, опираясь на имеющийся опыт; • сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения |
16 | Бланк самооценивания выполненного задания: |
17 | Бланк самооценивания уровней адаптации: |
18 | Журнал размышлений. Продолжите фразы: • я работаю лучше тогда, когда… ; • лучше всего у меня получаются задания, в которых… ; • мне нравится работать с другими, когда… |
19 | Дневник рефлексии. Продолжите фразы: • мне бы хотелось узнать больше о… ; • я бы хотел улучшить свои знания в области… ; • мне еще нужно работать над… |
20 | Что такое учебное занятие? Учебное занятие — это целостный фрагмент образовательной деятельности, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения*. Учебное занятие ограничено во времени и осуществляется в рамках определенного первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п. |
21 | Учебное занятие — это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования. Ранее в системе образования под рекомендациями к учебному занятию понималась совокупность правил, вытекающих из дидактических принципов. При этом в требования к учебному занятию включали описание педагогического процесса. Классическая схема организации учебного процесса: • постоянный состав групп; • твердое расписание уроков; • ведущая роль педагога и плановость в его работе |
22 | Дидактические модели учебного занятия (урока) характеризуются: • целью, объединяющей модель в единое целое; • характером учебного занятия (информационный, мотивационный, диалогический, проектный); • составляющими элементами учебного занятия (организационный момент, подготовка к восприятию темы, целеполагание, объяснение темы, закрепление, подведение итогов урока); • характером взаимосвязей и взаимозависимостей элементов учебного занятия; • режимом проведения учебного занятия |
23 | «Этапы подготовки учебного занятия» |
24 | Создаем модель эффективного учебного занятия (гиперссылка на файл «Глоссарий» (приложение 1)): 1. Проблема — цель — задачи — планируемые результаты. 2. Этапы занятия, хронометрия этапов. 3. Предполагаемая деятельность учителя. 4. Предполагаемая деятельность ученика. 5. Средства для совместной деятельности участников образовательных отношений. 6. Текущий контроль. Преемственность текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации |
25 | Синергия деятельности участников образовательных отношений (гиперссылка на файл «Глоссарий» (приложение 1)): |
26 | Планируем учебное занятие. Задание: составьте алгоритм действий учителя при планировании учебного занятия, ориентированного на формирование и развитие УУД. Что используем? (Рабочую предметную программу, учебно-методический комплекс, паспорт кабинета, интернет-ресурсы и др.) |
27 | Технологическая карта урока*. Задание: предложите вариант структуры технологической карты и используйте ее для конструирования учебного занятия. Тему учебного занятия определяет участник флеш-семинара. Для проектирования образовательных результатов можно воспользоваться таблицей детализации метапредметных результатов освоения ООП основного общего образования (приложение 2) |
28 | Механизм оценивания образовательных результатов: • текущий контроль: оценивание и коррекция детализированных умений; • промежуточный контроль: оценивание умений, указанных в планируемых результатах рабочей предметной программы; • итоговый контроль: - динамика формирования каждого УУД, указанного в ФГОС общего образования, в течение учебного года / уровня образования; - сумма баллов за сформированные УУД в течение учебного года / уровня образования |
29 | Реализуем технологическую карту. |
30 | Подведение итогов: 1. Что нового вы узнали на флеш-семинаре? 2. Какая информация, на ваш взгляд, была избыточной? 3. Какие вопросы для вас остались «закрытыми»? 4. Какие умения сформировались у вас в ходе выполнения заданий? 5. Будете ли применять технологические приемы, используемые на флеш-семинаре, в своей практической деятельности? |
** В настоящее время существует множество вариантов разработанных и опубликованных технологических карт. В зависимости от личных предпочтений или избранной тактики ведения флеш-семинара ведущий может предложить участникам технологическую карту собственной разработки, отдать предпочтение какому-либо готовому варианту или рассмотреть версии участников.
Приложение 1
Глоссарий
Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером, означает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В дальнейшем использовалось в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого.
Синерги´я — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Универсальные учебные действия — совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Эффективность — способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и ресурсов.
Приложение 2
ТАБЛИЦА детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Требования к метапредметным результатам | Код (шифр)* | Планируемый результат |
---|---|---|
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | МР 1.1 | Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты |
МР 1.2 | Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему | |
МР 1.3 | Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат | |
МР 1.4 | Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей | |
МР 1.5 | Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности | |
МР 1.6 | Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и объясняя логическую последовательность шагов | |
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | МР 2.1 | Определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей |
МР 2.2 | Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач | |
МР 2.3 | Определять/находить, в т. ч. из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи | |
МР 2.4 | Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) | |
МР 2.5 | Выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства (ресурсы) для решения задачи (достижения) цели | |
МР 2.6 | Составлять план решения проблемы | |
МР 2.7 | Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения | |
МР 2.8 | Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса | |
МР 2.9 | Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | |
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | МР 3.1 | Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности |
МР 3.2 | Систематизировать (выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности | |
МР 3.3 | Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований | |
МР 3.4 | Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата | |
МР 3.5 | Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и (или) при отсутствии планируемого результата | |
МР 3.6 | Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта (результата) | |
МР 3.7 | Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта | |
МР 3.8 | Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно | |
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | МР 4.1 | Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи |
МР 4.2 | Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи | |
МР 4.3 | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий | |
МР 4.4 | Оценивать продукт своей деятельности по заданным и (или) самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | |
МР 4.5 | Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов | |
МР 4.6 | Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | |
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | МР 5.1 | Наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки |
МР 5.2 | Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы | |
МР 5.3 | Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность | |
МР 5.4 | Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха | |
МР 5.5 | Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности | |
МР 5.6 | Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических (эмоциональных) состояний для достижения эффекта успокоения, эффекта восстановления, эффекта активизации | |
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | МР 6.1 | Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства |
МР 6.2 | Выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов | |
МР 6.3 | Выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство | |
МР 6.4 | Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | |
МР 6.5 | Выделять явление из общего ряда других явлений | |
МР 6.6 | Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений | |
МР 6.7 | Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям | |
МР 6.8 | Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки | |
МР 6.9 | Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи | |
МР 6.10 | Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации | |
МР 6.11 | Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное источником | |
МР 6.12 | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности | |
МР 6.13 | Выявлять и называть причины события, явления, в т. ч. возможные (наиболее вероятные) причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ | |
МР 6.14 | Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | |
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | МР 7.1 | Обозначать символом и знаком предмет и (или) явление |
МР 7.2 | Определять логические связи между предметами и (или) явлениями, обозначать логические связи с помощью знаков в схеме | |
МР 7.3 | Создавать абстрактный или реальный образ предмета и (или) явления | |
МР 7.4 | Строить модель (схему) на основе условий задачи и (или) способа решения задачи | |
МР 7.5 | Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией | |
МР 7.6 | Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | |
МР 7.7 | Переводить сложную по составу информацию из графического (символьного) представления в текстовое и наоборот | |
МР 7.8 | Строить схему, алгоритмы действий, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм | |
МР 7.9 | Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного | |
МР 7.10 | Анализировать (рефлексировать) опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе проблемной ситуации, поставленной цели и (или) заданных критериев оценки продукта (результата) | |
8. Смысловое чтение | МР 8.1 | Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целью деятельности) |
МР 8.2 | Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст | |
МР 8.3 | Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов | |
МР 8.4 | Резюмировать главную идею текста | |
МР 8.5 | Преобразовывать текст в другую модальность, интерпретировать текст | |
МР 8.6 | Критически оценивать содержание и форму текста | |
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | МР 9.1 | Определять возможные роли в совместной деятельности |
МР 9.2 | Играть определенную роль в совместной деятельности | |
МР 9.3 | Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории | |
МР 9.4 | Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации | |
МР 9.5 | Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности | |
МР 9.6 | Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль | |
МР 9.7 | Критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его | |
МР 9.8 | Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации | |
МР 9.9 | Выделять общую точку зрения в дискуссии | |
МР 9.10 | Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей | |
МР 9.11 | Организовывать учебное взаимодействие в группе | |
МР 9.12 | Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием (неприятием) со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | |
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | МР 10.1 | Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства |
МР 10.2 | Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми | |
МР 10.3 | Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности | |
МР 10.4 | Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей | |
МР 10.5 | Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога | |
МР 10.6 | Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником | |
МР 10.7 | Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств | |
МР 10.8 | Использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления | |
МР 10.9 | Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные (отобранные) под руководством учителя | |
МР 10.10 | Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | |
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами | МР 11.1 | Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ |
МР 11.2 | Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации | |
МР 11.3 | Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи | |
МР 11.4 | Использовать ИКТ для решения учебных задач (вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.) | |
МР 11.5 | Использовать информацию с учетом этических и правовых норм | |
МР 11.6 | Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | |
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | МР 12.1 | Определять свое отношение к природной среде |
МР 12.2 | Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов | |
МР 12.3 | Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций | |
МР 12.4 | Прогнозировать изменение ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора | |
МР 12.5 | Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды | |
МР 12.6 | Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы |
