Публичный доклад: отчетный документ или атрибут эффективной школы?
Расширение
Актуальность вопроса
Вопрос подготовки публичного доклада крайне актуален по ряду причин. Во-первых, существенно обновилась нормативно-правовая база информационной открытости образовательных организаций (далее — ОО) и введены новые регламенты размещения информации на сайтах ОО. Во-вторых, изменился перечень компетенций ОО; одной из них стала разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития, предполагающей публичный отчет об итогах ее реализации1. В-третьих, размещение на официальных сайтах ОО публичной информации стало условием функционирования независимой оценки качества образования (далее — НОКО) и на федеральном уровне даны рекомендации об использовании материалов публичных докладов.
Регламентация официальных сайтов ОО
В части обновления нормативно-правового поля информационной открытости внимание следует обратить на изменение ее вектора в сторону регламентации официальных сайтов.
В 2010 г. в рекомендациях по подготовке публичных докладов, направленных письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13–312 «О подготовке публичных докладов» (далее — Рекомендации по подготовке публичных докладов), наличие «сайта учреждения» включалось в содержание раздела публичного доклада «Общая характеристика учреждения» наряду с информацией о типе, виде, статусе, структуре управления ОО и др.2 Отдельных требований к содержанию сайта ОO и размещаемому на нем материалу на тот момент не было.
ДОКУМЕНТ
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» дублировало ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ по перечню информации, размещаемой на официальном сайте ОО, и задало векторы дальнейших регламентов официальной информации (структура сайта, способы подачи, обновление информации и др.). Также устанавливались требования к языку размещаемой информации, технологическим и программным средствам (доступ к информации; защита от уничтожения, модификации и блокирования доступа к информации; возможность копирования на резервный носитель для восстановления; защита от копирования авторских материалов).
В 2013 г. со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) были установлены основные позиции информационной открытости ОО, и за этим последовало несколько нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию содержания и структуры информации, размещаемой на официальном сайте ОО. Прежде всего это постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» (далее — Правила размещения информации на официальном сайте ОО).
Специальный раздел сайта ОО
Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 были утверждены требования к структуре официального сайта ОО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации (далее — Требования к структуре официального сайта). Требования к структуре официального сайта были разработаны в соответствии с позициями Правил размещения информации на официальном сайте ОО и уже детально определяли структуру и содержание официального сайта ОО, например, наличие специального раздела сайта«Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел сайта ОО), который должен состоять из следующих подразделов:
- «Основные сведения»;
- «Структура и органы управления ОО»;
- «Документы»3;
- «Образование»;
- «Образовательные стандарты»;
- «Руководство, педагогический (научно-педагогический) состав»;
- «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»;
- «Стипендии и иные виды материальной поддержки»;
- «Платные образовательные услуги»;
- «Финансово-хозяйственная деятельность»;
- «Вакантные места для приема (перевода)».
Если принять во внимание необходимые элементы информации по каждому из подразделов, то можно заключить, что по отдельным позициям они повторяют структурные компоненты публичного доклада4. К примеру, информацию о материально-техническом обеспечении ОО, оснащении образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности и др.
Обязательная и иная информация
Вместе с тем, несмотря на широту регламентированной Требованиями к структуре официального сайта информации специального раздела сайта ОО, обязательная информация, во-первых, не перекрывает объема информации, рекомендованной ранее для включения в публичный доклад, а во-вторых, имеет специфическое назначение. Это официальная информация, предназначенная для структурирования и содержательного наполнения сайта ОО в соответствии с действующим законодательством.
СПРАВКА
Доступ к обязательной для размещения информации сайта ОО согласно Требованиям к структуре официальных сайтов должен осуществляться с главной страницы сайта и из основного навигационного меню. Страницы специального раздела сайта ОО должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети Интернет без дополнительной регистрации, содержать указанную в пп. 3.1–3.11 Требований к структуре официальных сайтов информацию, а также доступные для посетителей сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.
Регламентация содержания официальной информации — это условие единообразия ОО в части контента официальных сайтов и их программно-технологической составляющей. Установление определенного перечня и объема обязательной для размещения на сайте ОО информации означает выделение таковой из всего многообразия информации, подлежащей публичному представлению. Можно считать, что ОО получает некоторую свободу в подаче такой информации, вариантах ее структурирования и размещения на сайте ОО.
Что касается иной информации, то в п. 2 Требований к структуре официального сайта сказано, что она допускается для размещения на сайте ОО «по решению образовательной организации и (или) в соответствии с законодательством РФ».
Публичный доклад как иная информация
В отличие от отчета о самообследовании, который является обязательным для размещения на сайте ОО, публичный доклад, исходя из логики п. 2 Требований к структуре официального сайта, следует относить именно к иной информации, которая размещается, публикуется по решению ОО и (или) ее размещение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
На первый взгляд с информацией специального раздела сайта ОО иную информацию объединяют только программно-технические регламенты. В частности, на информацию публичного доклада (в случае его подготовки и размещения на сайте ОО) будут переноситься следующие позиции пп. 4–5 Требований к структуре официального сайта:
- файлы документов представляются на сайте ОО в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word / Microsoft Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), Open Document Files (.odt, .ods);
- все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:
— максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;
— сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;
— отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым.
С другой стороны, несмотря на отсутствие прямых указаний по содержанию раздела «иная информация», связь публичного доклада с материалами специального раздела сайта ОО будет выходить далеко за рамки общих регламентов программно-технического плана как в перечне информации, так и в отборе ее фактологической составляющей. Именно потому назначение и содержание публичного доклада можно переосмыслить и ОО вправе скорректировать подходы к его структуре и содержанию, опираясь на содержание Рекомендаций по подготовке публичных докладов.
Если соотнести создавшуюся нормативно-правовую ситуацию в области информационной открытости ОО с определенной Федеральным законом № 273-ФЗ компетенцией ОО по «разработке и утверждению по согласованию с учредителем программы развития ОО, если иное не установлено настоящим федеральным законом»5, то наиболее очевидным назначением публичного доклада становится отражение результатов реализации программы развития ОО.
Публичный доклад и НОКО
Значимость публичного доклада в указанном статусе усиливается тенденциями развития независимой оценки качества образования, определенными в письме Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (далее — Методические рекомендации по проведению НОКО). Именно в публичном докладе, как следует из Методических рекомендаций по проведению НОКО, представители НОКО планируют черпать информацию для проведения необходимых процедур и подведения их итогов в форме рейтингов, ренкингов, таблиц лиг и др6.
В Методических рекомендаций по проведению НОКО отмечены следующие формы представления результатов НОКО:
- рейтинг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (ОО, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших — к худшим»;
- ренкинг — форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка;
- таблица лиг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям;
- топ лучших — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список «лучших». Количество «лучших» для топа определяют организаторы (заказчики) оценки.
Очевидно, что продуманный и грамотно оформленный публичный доклад может повлиять на выгодные для ОО итоги НОКО. Он должен стать не просто средством диалога участников образовательных отношений, но и инструментом формирования положительной оценки деятельности ОО общественностью, а следовательно, и выводами в рамках процедур НОКО.
Публичный доклад и программа развития ОО
Утверждая отнесенность публичного доклада к программе развития ОО, примем во внимание, что уже изначально публичный доклад определялся как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета <…> образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения» (Рекомендации по подготовке публичных докладов).
Из Рекомендаций по подготовке публичных докладов следовало, публичный доклад отражает основные позиции плана (программы) развития ОО и должен содержать:
- итоги реализации;
- задачи на следующий год и в среднесрочной перспективе;
- проекты, конкурсы и гранты, в которых планирует принять участие ОО в предстоящем году.
В публичный доклад, если связывать его с программой развития ОО, войдет достаточно большой массив информации, характеризующей перспективы, стратегию развития ОО, эффекты взаимодействия с социумом, содержание деятельности органов государственно-общественного управления (далее — ГОУ), индивидуальные достижения обучающихся и педагогов и многое другое, т. е. информации, являющейся показателем успешности ОО и прочности ее позиций на рынке образовательных услуг, но не являющейся обязательной для специального раздела сайта ОО (согласно Требованиям к структуре официального сайта).
Проблема аутентичности публичного доклада
Важно понять, что на фоне содержания специального раздела сайта ОО и включаемого в него отчета о самообследовании публичный доклад имеет смысл именно как атрибут эффективной школы, как отражение уникальности ее планов в едином для всех пространстве модернизации.
СПРАВКА
Назначение миссии ОО — демонстрировать участникам образовательных отношений выбранную стратегию развития ОО, ее «мегацель». Такая цель не должна быть формальной и являться для ОО главной и основной задачей развития. Миссия определяет суть позиционирования ОО на рынке образовательных услуг. Про настоящую миссию невозможно забыть сразу же по окончании подготовки публичного доклада. Она мобилизует профессиональный потенциал сотрудников ОО, являясь достаточно серьезной мотивационной основой их вклада в развитие ОО. Если рассматривать публичный доклад как текст, то миссия будет своеобразным эпиграфом к этому тексту.
Поэтому в процессе его подготовки следует руководствоваться принципом аутентичности и изначально определять объем специфической для ОО информации. Под специфической следует понимать информацию, отражающую стратегию и тактику развития ОО в соответствии с ее особыми запросами, возможностями, характером ситуативных доминант развития. Специфическая информация, как правило, отражается в миссии ОО.
В каждой из эффективных ОО, как показывает опыт, имеется ясная и сфокусированная цель для всего педагогического коллектива, выражаемая в ее миссии. Согласованное видение коллективом задач развития ОО — основа разработки и реализации соответствующих программ. Диктуемая миссией программа развития позволяет администрации ОО спрогнозировать перспективы развития и выбрать необходимые управленческие тактики, а партнерам и органам ГОУ — понять место, которое стремится занять ОО на рынке образовательных услуг.
Формулировка миссии ОО
Миссия ОО есть некая производная от тех ее потребностей, которые продиктованы социально-экономическими, финансовыми и нормативно-правовыми доминантами образовательной деятельности либо обусловлены спецификой контингента обучающихся и мерой его стабильности. Важным фактором определения стратегии развития ОО будет кадровый потенциал, наличие лидеров в своей профессиональной сфере: компетентных педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования; заместителей руководителя со здоровыми профессиональными амбициями; прочных традиций включения родителей в образовательный процесс и др. Рекомендуется выделять в миссии ОО три составных части:
- указание на предназначение ОО, согласно объективным факторам ситуации развития (яркая, лаконичная, динамичная, удобная для восприятия мысль);
- выражение базовых внутрикорпоративных принципов; коренных убеждений и ценностей, которые разделяют все работники ОО;
- краткое изложение основных характеристик выпускников ОО.
ПРИМЕР
«Наша школа учитывает интересы каждого ученика и создает условия для его самореализации. Мы строим образовательные отношения на принципе конструктивного диалога мотивированных учащихся и талантливых педагогов. Наши выпускники — это самоценные и ответственные люди, имеющие опыт участия в социальных практиках и способные быть активными гражданами своей страны».
Такая миссия будет актуальной в программах развития ОО, ориентированных на создание условий для социальных проб учащихся, становления их гражданской идентичности и формирования навыков активной гражданской практики.
Соответственно приведенному примеру в программе развития может отражаться деятельность ОО по расширению (обновлению) спектра курсов внеурочной деятельности с гражданско-ориентированной тематикой; привлечению специалистов обществоведческого профиля для организации мероприятий, обеспечивающих опыт участия учащихся в социально значимой деятельности; изменению дизайна предметно-пространственной составляющей единой образовательной среды ОО; разработке и реализации индивидуальных учебных планов для мотивированных учащихся, планирующих продолжить образование в рамках общественно-научного профиля и т. п.
Подходы к подготовке
Полагая основой публичного доклада результаты программы развития ОО, следует иметь в виду два основных варианта его подготовки:
- массовый — с соблюдением структуры, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов;
- экспериментальный — на основе самостоятельно разработанной структуры и наполнения содержательными элементами.
В первом случае (этот вариант больше подходит для ОО, чьи программы развития отвечают злободневным задачам образовательной деятельности) основой публичного доклада станет изменение (сокращение, дополнение, уточнение и др.) содержательных элементов внутри структуры публичного доклада, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов.
Во втором случае (он необходим для ОО, стратегии развития которых инновационны и значительно опережают массовые тенденции) структура публичного доклада выстраивается ОО самостоятельно, в соответствии с логикой программы развития.
Оба варианта потребуют выделения генерального направления развития ОО, например:
- здоровьесбережение учащихся;
- ранняя профилизация в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество учащихся;
- интеграция в социокультурную среду малого социума;
- совершенствование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательных отношений.
Выделение генерального направления не исключает деятельности и по другим направлениям, но уже в формате обслуживающих подпрограмм. В публичном докладе генеральное направление должно визуализироваться посредством различных программно-технических и оформительских решений.
Массовый вариант подготовки публичного доклада
Массовый вариант подготовки публичного доклада предполагает, что отдельные содержательные элементы, предложенные Рекомендациями по подготовке публичных докладов, «подгоняются» под генеральное направление. Покажем это на примере направления «интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество» (табл. 1).
Таблица 1
Пример содержания публичного доклада, подготовленного с сохранением структуры, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов
Раздел публичного доклада* | Рекомендованные содержательные элементы раздела** | Аутентичное содержание согласно генеральному направлению |
---|---|---|
Общая характеристика ОО | Экономические и социальные условия территории нахождения. Характеристика контингента обучающихся (в т. ч. процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; далее — ОВЗ) | Внешние факторы определения генераль- ного направления программы развития и факторы информационно-образовательной среды ОО. Результаты изучения запросов и потребностей участников образовательных отношений в части генерального направления программы развития |
Особенности образовательного процесса | Реализуемые образовательные программы***. Содержание части основной образовательной программы (далее — ООП), формируемой участниками образовательных отношений. Педагогические технологии, формы и методы обучения. Приоритетные направления внеурочной деятельности. Наличие сектора дополнительного образования | Связь с ООП определенного уровня общего образования. Краткая характеристика дисциплин и курсов части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, отражающих реализацию генерального направления программы развития. Используемые педагогические технологии. Программы внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы по реализации генерального направления программы развития |
Условия осуществления образовательного процесса | Согласно п. 3.7 Требований к структуре официального сайта**** | Акценты на условиях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития. Дорожная карта и результаты развития отмеченных условий (кадровых, материально-технических) |
Образовательные достижения учащихся***** | Результаты освоения учащимися ООП общего образования и дополнительных общеразвивающих программ******. Оценки и отзывы потребителей образовательных услуг | Достижения учащихся в рамках генерального направления программы развития. Аналитическая справка по итогам индивидуальных образовательных достижений учащихся |
Социальное партнерство, внешние связи ОО | Проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества. Партнеры, спонсоры ОО. Благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает ОО | Акценты на социальном партнерстве и внешних связях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития |
Финансово-экономическая деятельность | Согласно п. 3.10 Требований к структуре официального сайта с дополнением информации по платным образовательным услугам | |
Решения, принятые по итогам общественного обсуждения | Информация, связанная с исполнением решений, которые принимаются ОО с учетом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего публичного доклада | |
Заключение. Перспективы дальнейшего развития | Подведение итогов реализации плана (программы) развития ОО за отчетный год. Задачи реализации плана (программы) развития ОО на следующий год и в среднесрочной перспективе. Новые проекты, программы и технологии. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планируется принять участие в предстоящем году | Акценты на итогах и перспективах, соответствующих генеральному направлению программы развития |
** В предлагаемом варианте подготовки публичного доклада исключены отдельные элементы содержания, которые могут быть размещены вне публичного доклада на сайте ОО (в т. ч. в отчете о самообследовании).
*** Данная информация дублирует соответствующий элемент отчета о самообследовании, однако она необходима в публичном докладе для демонстрации содержательного контекста программы развития ОО.
**** Считаем возможным использовать информацию специального раздела сайта ОО.
***** Отчасти используется информация специального раздела сайта ОО.
****** Целесообразно использовать модель учета образовательных достижений учащихся, основанную на технологии портфолио. Данные по предметным образовательным результатам учащихся включаются в публичный доклад в объеме, иллюстрирующем их достижения в рамках генерального направления программы развития.
Такой подход не является обязательным, но именно он позволяет достичь аутентичного содержания публичного доклада, учитывая наличие генерального направления в программе развития, даже в условиях типовых требований к его подготовке.
Отметим, что массовый вариант подготовки публичного доклада может быть оправдан и в тех ситуациях, когда дополнительных финансовых ресурсов на программу развития нет, но кадровые ресурсы и (или) ресурсы социальных партнеров позволяют разработать и реализовать ее.
Экспериментальный вариант подготовки публичного доклада
Экспериментальный вариант подготовки публичного доклада предполагает полную самостоятельность в подходах к его структуре. С учетом складывающегося сегодня статуса публичного доклада его структура должна максимально полно раскрывать деятельность ОО в рамках генерального направления программы развития и детализировать деятельность по обслуживающим ее подпрограммам. Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада представлена в табл. 2.
Таблица 2
Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада7
Структурный блок | Содержательные элементы |
---|---|
Пояснительная записка | Название программы развития ОО и сроки ее реализации. Генеральное направление программы развития согласно миссии ОО |
Анализ факторов, обуславливающих генеральное направление программы развития ОО | Социокультурная и финансово-экономическая ситуация развития ОО. Характер потребностей участников образовательных отношений и возможности их учета в программе развития. Особенности контингента обучающихся; учет указанных особенностей в содержании программы развития |
Ключевые показатели реализации программы развития ОО | Основные направления программы развития. Планируемые результаты по каждому направлению. Параметры оценки достижения планируемых результатов |
Основные задачи по достижению планируемых показателей | Задачи по достижению планируемых результатов. Краткая характеристика выполнения каждой задачи |
Результаты реализации программы развития в части изменения материально-технических и кадровых условий образовательного процесса | Конкретные достигнутые результаты (фиксируются с использованием количественного и качественного способов предоставления информации). Акценты на результатах, иллюстрирующих реализацию генерального направления программы развития ОО |
Социальные эффекты программы развития | Описание социальных эффектов в порядке, соответствующем перечню задач программы развития |
Динамика образовательных достижений учащихся | Сравнение стартовых (на начало реализации программы развития) и итоговых (на выходе из периода реализации программы развития) результатов диагностики образовательных достижений учащихся* |
Выполнение плана финансово-экономических работ по обеспечению программы развития | Объем и источники финансирования программы развития. Распределение объема финансирования по срокам и направлениям реализации программы развития. Сравнительный анализ индивидуальных образовательных достижений учащихся на входе и выходе из периода реализации программы развития |
Заключение | Уровень достижения результатов программы развития (краткая качественная характеристика). Социальные эффекты реализации программы развития: • эффекты для микросоциума (коллектива ОО); • эффекты для информационно-образовательной среды ОО (включая условия осуществления образовательного процесса). Дальнейшие перспективы развития ОО, вытекающие из полученных результатов. Наиболее значимые перспективные мероприятия. Очередные направления и задачи развития ОО |
Рассматривая публичный доклад как атрибут эффективной школы, мы акцентируем его влияние на имидж ОО и то, что информирование общественности о результатах образовательной деятельности — это особый уровень управления потенциалом участников образовательных отношений.
Подводя итоги, отметим следующее:
- подготовка публичного доклада — необходимый с точки зрения развития ОО аналитический документ, размещаемый на официальном сайте ОО;
- сроки размещения публичного доклада — не позднее 1 августа (в соответствии с Рекомендациями по подготовке публичных докладов);
- публичный доклад согласуется с учредителем ОО и органом ГОУ;
- согласно Требованиям к структуре официальных сайтов публичный доклад размещается как «иная информация»;
- технические характеристики размещения публичного доклада на сайте ОО такие же, как у информации, обязательной для размещения.
В качестве вывода еще раз подчеркнем, что в сложившейся ситуации нормативно-правового регулирования информационной открытости ОО (особенно с позиций Требований к структуре официальных сайтов) разработка и размещение на сайте ОО публичного доклада обязательны настолько, насколько обязательным руководство ОО считает ее развитие, поступательно осуществляемое с учетом внешней среды и специфики образовательной системы.
