ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2024года
Профессиональные компетенции
Карьерные перспективы

Я – замдиректора. Что дальше? Отвечают коллеги, которые стали директорами

В статье о своем пути рассказали три директора, которые раньше были заместителями. Ваши коллеги поделились опытом и дали советы, как действовать, если вы думаете о карьере директора. От тех, кто уже прошел путь от заместителя до руководителя, узнаете о сложностях, чтобы решить, подходит ли вам такой вариант профессионального развития.

Мы поговорили с директорами школ из Кемеровской, Кировской и Калужской областей. Их карьерные пути похожи: через учительство к работе зама и затем к позиции руководителя. С нами беседовали:


Лариса Бикбаева – директор МБОУ «СОШ № 22» г. Анжеро-Судженска, почетный работник общего образования РФ, награждена медалью «За достойное воспитание детей». 16 лет в должности заместителя

Елена Крылова – директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского», финалист конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея. 13 лет в должности заместителя

Наталья Лунева – директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Людиново, Калужская область, 9 лет в должности заместителя

Каждую из наших героинь мы спросили, не хотят ли они вернуться к работе заместителя. Никто не дал положительного ответа. Почему – читайте в этой статье. Смотрите советы и выводы, которые успели сделать коллеги.

    О карьере не мечтала, наверное, плохой я солдат...

Я привыкла делить свою жизнь на периоды, этапы и всегда понимала, чем этот период должен закончиться. Ставила для себя цель и шла к ней. О карьере не мечтала, наверное, плохой я солдат... Но для себя решила, что активность – это мой путь к саморазвитию, самообразованию, росту в профессии.

Я давала открытые уроки, выступала на методических объединениях и педсоветах, участвовала в конкурсах. Однажды мне предложили принять участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года». Выступила успешно, стала лауреатом и на следующий год получила предложение стать заместителем директора в своей школе.

Здоровое профессиональное любопытство, активность, желание развиваться, отсутствие страха перед новым – факторы, которые помогли строить карьеру

Решение давалось нелегко. Мне нравилось работать учителем, быть классным руководителем, да и к тому времени я еще вдоволь не надышалась учительством, всего восьмой год в школе. Но класс свой я выпустила, цикл с 5-го по 11-й прошла, поставленных целей достигла. Так выбор определил мою дальнейшую профессиональную жизнь.

Помните про плохого солдата? За годы моего заместительства ничего не поменялось. Я все также не думала о должности директора. Наоборот, чем дольше работала, тем более понимала и степень ответственности, и суть этой должности. И тем меньше у меня было желания когда-либо ее занимать.

Я поняла, что начала выгорать. Два восьмилетних цикла в должности заместителя, 24 года в профессии. Появилась усталость, ощущение, что что-то не сделано, не выполнено. Наверное, через это проходят многие, но выходят по-разному. У меня сложилось так, что именно в этот период поменялось руководство в одной из школ и мне предложили занять должность директора. Я согласилась, потому что понимала, что это новый глоток и шанс остаться в профессии.

У меня снова загорелись глаза. Появилось желание что-то решать, делать, двигаться вперед. И снова без всякой мысли построить карьеру. Хотя уже понимала, что я ее построила. Каждый мой день, целеустремленность, жажда общения и познания, желание быть первой и вести за собой, не бояться принимать ответственность и если надо, то ответить за всех, умение вступать в диалог, убеждать, быть в курсе всех инноваций, доносить информацию до окружающих, толерантность – все это привело меня к должности руководителя. Именно этими качествами и должен обладать руководитель.

Руководитель – это стратег, наставник, психолог, хозяйственник

Работа директора многогранна. Руководитель – это стратег, наставник, психолог, хозяйственник. В равной степени ты должен знать и понимать последние изменения, разбираться в нюансах работы на цифровых платформах, контролировать социально-психологический климат в организации, обеспечивать безопасность, помнить и ценить ветеранов, сделать ремонт в школе... Список можно продолжать.

Четвертый год я в роли директора. За плечами многолетний опыт работы заместителем, который дал мне понимание сути деятельности каждого члена команды. Опыт, который не позволяет «зазвездиться» и дает осознание, какой труд целого коллектива стоит за одной цифрой или строчкой, например, в отчете по самообследованию.

Хотела бы вернуться на должность заместителя? Могу, несомненно, но не хочу. Книгу можно перечитать несколько раз, а жизнь не перечитаешь. Нужно, чтобы каждый момент был новым, интересным, давал возможность развиваться и шагать вперед. Каким будет мой следующий шаг? Я его планирую, цели поставлены. Но будет ли шаг именно таким – узнаем.

 

4 качества

Ларисы Бикбаевой

Что важно для руководителя

  1. Брать ответственность. Не только за мероприятия, которые организуешь в рамках своих должностных обязанностей, а за все.
  2. Быть открытыми для общества. Руководителю-интроверту будет сложно наладить работу в команде, добиться взаимопонимания и единства.
  3. Понимать, что за тобой стоит коллектив педагогов, детей, родителей, которые ждут твоих советов, предложений, решений.
  4. Быть готовым в течение одного рабочего часа не только поменять несколько ролей, а порой и исполнять их одновременно.

    Перспективы сомнительные – больше проблем, чем удовольствия

В конце 90-х в нашем регионе была практика назначать классным руководителем лицейского класса не предметника, а освобожденного классного воспитателя. С этой должности я начала свой путь. Затем была учителем истории, а еще через три года – стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. На этой позиции проработала 7 лет и еще 6 лет после – в должности замдиректора по методической работе.

Мне было интересно и страшно одновременно. Впервые в своей жизни я увидела учебный план, который я не просто должна реализовывать, а еще и составлять. Страшные слова – профильное обучение, БУП, ВШК, ВСОКО, потом ФГОС. И понеслось! Реализация новых стандартов, жизнь в непрекращающемся поиске, одна за другой региональные инновационные площадки, представление опыта работы лицея, профессиональные конкурсы, выступления, победы и поражения. И как венец – Всероссийский конкурс «Завуч года – 2019», где я стала финалистом. После еще три года проработала замом, но именно его я считаю профессиональным пиком. Тогда я поняла, что научилась всему, чему могла, на должности заместителя.

Если что-то случается, отвечать в любом случае будет директор школы. Это нужно понимать

Я трудоголик и люблю все новое. Поэтому через 13 лет заместительства у меня был выбор: искать карьерные возможности для профессионального роста или что-то совсем неизведанное в работе заместителя. Вот так я и стала директором. Решение принять предложение не было основано на эмоциях и эйфории от перспектив карьерного роста. Сомнительные на самом деле перспективы – больше проблем, чем удовольствия. Я вполне адекватный человек, хорошо понимала объем работы, долго думала и согласилась.

Разница между директором и заместителем – в степени ответственности. Директор отвечает за все. И за косяки заместителей в том числе. Поэтому очень важно собрать команду таких замов, которым можно доверять ответственную работу. Это должны быть люди, которые могут, хотят и готовы принимать решения в рамках своих полномочий и нести за них ответственность. Но если что-то случается, отвечать в любом случае будет директор школы. Это нужно понимать.

Неважно, директор ты, заместитель или просто учитель – мы каждый день сталкиваемся с детской душой, сердцем, мечтами. И разбить их мы просто не имеем права!

Нужно суметь создать управленческую команду и в ней работать. Школа – большой, разноплановый и живой организм. Вести его за собой должен управленец, который пользуется авторитетом у коллег, учеников и их родителей. Иначе получится как в басне про лебедя, рака и щуку, а нам это не надо.

В школе не должно быть случайных людей. Это касается и педагогов, и управленцев. Здесь должны работать профессионалы, которые любят детей, школу и понимают, что такое образование. В каждой школе своя ситуация в плане подбора и назначения администрации. К сожалению, иногда директором назначают не по профессиональным характеристикам. Это на самом деле трагедия для школы.

Руководителю полезно знать и понимать особенности работы всех подчиненных. Особенно на собственном опыте. За годы работы в школе я была освобожденным классным воспитателем, классным, учителем, заместителем директора двух направлений. И мне это очень помогает в работе до сих пор. Но возвращаться к работе заместителя не хочу. За два года работы директором я не пожалела о своем решении им стать.

 

3 совета

от Елены Крыловой

Как стать руководителем

  1. Не останавливаться перед трудностями. Если их много, относиться к ним философски. Беречь свое эмоциональное состояние. Стрессоустойчивость – важнейшее качество управленца.
  2. Не бояться признавать ошибки и исправлять их. Это сильная черта характера. Директор – не робот, и от ошибок он не застрахован. А вот перекладывать вину на подчиненных – это подло и показывает слабость. Какой тут может быть авторитет?
  3. Научиться работать в пространстве многозадачности. Сейчас это вообще квинтэссенция работы управленца.

    Стаж моей педагогической династии более 150 лет

Отправной точкой для выбора профессии стали мои родные и близкие. Я начинала путь в школе, где до меня работали мама и бабушка. Понимала всю ответственность. Стаж моей педагогической династии более 150 лет. В ней преподавали учителя истории, географии, биологии в школах Смоленской и Калужской областей.

Весь педагогический путь – это подъем в неизвестность. Начинаешь применять новую педагогическую технологию, а что будет впереди, только догадываешься. Были примеры и отрицательных результатов. Но это отличная школа. Алгоритм действий – всего лишь предложение, каждый вправе самостоятельно, но законно, определить свой путь.

СПРАВКА

Если хотите стать руководителем, следите за вакансиями на сайте регионального министерства и объявлением конкурса на замещение вакантной должности. Подайте заявку с пакетом достижений

В приоритете для меня было и остается саморазвитие. Поэтому важным этапом были профессиональные конкурсы, участие в мероприятиях разного уровня. В этот момент начинаешь осознавать, что поле твоего действия это уже не класс, а коллектив единомышленников, педагогов.

Конкурсы – большой шаг в управленческое будущее. Твой опыт замечают, а далее следует предложение и наступает новая история – история администратора. Так было у меня. Знаю случаи, когда учителя сами предлагают свою кандидатуру. Это отличный вариант, если педагог зарекомендовал себя в школе и за ее пределами.

После работы заместителем мне поступило предложение стать директором одной из школ района. Я прошла собеседование, был разговор в семье о новой должности и первый рабочий день.

На пути к позиции руководителя много сложностей. Это не только объем работы и постоянная необходимость перестроиться, иногда в течение одного рабочего дня. Мешает недостаточное количество знаний по управлению коллективом, основам психологических особенностей взрослых. Коллективы чаще всего разновозрастные, а это определяет особенности взаимодействия.

Управленческая позиция подходит лидеру, стратегическому мыслителю, менеджеру. Директор должен быть дипломатом

Самое значимое в руководящей должности – уважать себя, свою профессию и тех, с кем работаешь. А это все, кто работает в школе и приходит в нее: заместители, педагоги, ученики, родители. Поэтому важно сначала научиться управлять собой и только после этого коллегами, командой.

Обязательный опыт для руководителя – уметь работать в команде. Ведь только вместе с единомышленниками можно получить необходимый результат. Представители администрации должны быть взаимозаменяемы. Для этого любой школе нужна сильная управленческая команда. А директор в ней должен быть дипломатом, уметь убеждать и слушать коллег.

Я возвращалась на позицию заместителя после опыта работы директором. Пришлось из-за переезда. Этот этап дал мне понять, что снова становиться заместителем не имеет смысла.

Школа становится для руководителя вторым домом. Ты понимаешь, осознаешь ответственность. Тебе понятна стратегия. Ты гордишься учителями, учениками, родителями. Но самое важное, пространство твоей деятельности – это весь процесс школьной жизни. А должностные обязанности заместителя более скромные. Если справляетесь с задачами директора, возвращаться на прежнюю должность вам уже не захочется.

 

8 правил

от Натальи Луневой

Что важно для руководителя

  1. Никогда не опаздывать на работу.
  2. Соблюдать культуру директора: внешний вид, речь.
  3. Подстраивать свой график под изменения.
  4. Уделять внимание саморазвитию: учиться на курсах, быть участником или лектором конференций, семинаров.
  5. Решать проблемы здесь и сейчас.
  6. Выстраивать диалог с участниками образовательных отношений.
  7. Мотивировать других для общей цели.
  8. Уметь отсекать лишнее.

Как вам кажется, какие профессиональные качества нужны, чтобы вырасти из заместителя в руководителя? Поделитесь своим мнением

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2024года
Профессиональные компетенции
Работа педагогов на каникулах

Мыть полы и заполнять журналы на каникулах. Что можно поручить педагогам, а за что оштрафуют

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
Прописали в карточках поручения, которые можно и нельзя давать педагогам на каникулах. Руководитель экспертной поддержки Актион Образование рассказала, как нормативно обосновать перед педагогами ваши требования. Объяснила, почему некоторые поручения незаконны. А также – указала последствия, если настаивать на их выполнении.

Перед предстоящими каникулами воспользуйтесь рекомендациями юриста, какие работы могут выполнять ваши педагоги, а какие нет. За учителями во время каникул сохраняется учебная нагрузка, которую определили до их начала. Но не все обязанности, которые вы потребуете, учитель должен выполнять. Случаи, когда требования обоснованы, а когда нет, смотрите в карточках.

Карточки «Что можно и нельзя требовать от педагогов на каникулах»

Инструкция
Выберите вкладку и ​кликайте на номер карточки, чтобы посмотреть и скачать ее

В экспертную поддержку Актион Образование часто поступают вопросы о работе на каникулах. Далее – ответ на один из самых часто повторяющихся.

  • Должны ли учителя находиться в школе в дни каникул, которые не совпадают с днями отдыха, отпусками?

    Режим рабочего времени работника устанавливает трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) (ст. 100 ТК). В дни, когда учитель не ведет занятия по расписанию и не работает за дополнительную оплату, обязательно находиться в школе он не должен (п. 2.4 Особенностей, утв. приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). Но если в ПВТР или трудовом договоре предусмотрено, что в дни каникул учитель может или должен быть привлечен к другой работе в школе, то его присутствие необходимо. Например, учителя можно привлечь к участию в педсовете.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2024года
Профессиональные компетенции
Здоровьесбережение

Пять минут для здоровья вашей спины в подарок на Новый год. Упражнения и памятка от спортивного врача

Ксения Одина, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине, клиника Чайка Белые Сады
В статье – видео с простыми упражнениями, которые помогут разгрузить мышцы в течение рабочего дня. Ксения Одина, специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине, специально подобрала упражнения для традиционно проблемных зон педагогов – шеи, поясницы и стоп. Вам понадобится всего 5 минут и стул, никаких других дополнительных приспособлений не нужно. Также есть памятка с советами, чтобы свести к минимуму факторы напряжения.

Важно

Если уже есть беспокоящие проблемы – боль, ограничение подвижности в суставах – лучше обратиться к специалисту, чтобы он провел тестирование и подобрал индивидуальную терапию.

Ко мне часто обращаются пациенты с проблемами, которые связаны с длительным сидением за компьютером или, наоборот, продолжительным нахождением на ногах. Педагоги не исключение. Из-за постоянного напряжения снижается подвижность в суставах позвоночника, стоп. А это приводит к плохому самочувствию, болям и как следствие еще большему снижению физической активности.

Еще одна проблема, на которую часто жалуются мои пациенты, – отсутствие времени на себя. Наверняка, вам она тоже знакома. Поэтому я подобрала комплекс коротких, но эффективных упражнений, которые сможете выполнить прямо на рабочем месте. Для них не нужен дополнительный инвентарь, спортивная форма или поход в спортзал. Цель этих упражнений – развить подвижность в суставах, укрепить мышечный корсет, чтобы избежать боли и чрезмерного напряжения, улучшить кровообращение и отток лимфы. А еще посмотрите памятку.

Упражнения, чтобы разгрузить мышцы спины и стоп

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей