ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2024года
Профессиональные компетенции
Консультация юриста

Отметки по ОБЗР, недопуск к ЕГЭ, документы для предпрофильного класса – ответы юриста на частые вопросы ваших коллег

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
Предлагаем ответы на вопросы, с которыми в последние два месяца обращаются в редакцию заместители директора. Как выставлять отметку по ОБЗР ученику, который не прошел учебные сборы? Как оформить образовательные отношения c одиннадцатиклассником, который не сдал ЕГЭ из-за академической задолженности? Какую документацию подготовить, чтобы открыть предпрофильный класс? На эти и другие вопросы мы попросили ответить юриста Анну Ивлеву. Через три месяца традиционно подготовим для вас новые вопросы и ответы юриста.

1. Имеет ли право заместитель директора официально выполнять функции классного руководителя? Управление образования категорически заявляет, что нет. Просим Вас помочь с нормативно-правовой базой, на какие документы ссылаться?

Законодательство не определяет статус классного руководителя и не устанавливает квалификационных требований. Поэтому запрета на классное руководство замдиректора официально нет. При этом Минпросвещения в своих рекомендациях определяет, что классрук должен быть педагогом, так как классное руководство – вид педагогической деятельности (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020). То есть заместитель директора должен иметь педагогическую нагрузку, чтобы осуществлять обязанности классрука.

2. Как должна была поступить школа, если ученик 10-го класса без уважительной причины не прошел учебные сборы? Как выставлять оценку по ОБЗР? Можно ли переводить ребенка в следующий класс, ведь он не освоил часть образовательной программы?

Законодатель не урегулировал этот вопрос. Однако поскольку учебные сборы – часть ОБЗР, то и учитывать их надо наравне с другими уроками.

Общая оценка за учебные сборы заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении или учебном пункте. Гражданам, которые уклонились от учебных сборов, выставляют неудовлетворительную оценку за сборы (п. 53 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Однако не сказано, что нужно ставить неудовлетворительную отметку за весь предмет или что непрохождение сборов образует академическую задолженность. Поэтому все зависит от того, влияет ли оценка за учебные сборы на результаты промежуточной аттестации или нет (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Промежуточную аттестацию и ее порядок определяют учебный план и локальный акт школы. Поэтому дальнейшие действия зависят от того, что в них указано.

Если пропуск без уважительных причин учебных сборов, а соответственно неудовлетворительная оценка за них образовали академическую задолженность, то ее нужно ликвидировать. Школа вправе распространить правило о теоретическом изучении с последующим зачетом и на тех, кто пропустил сборы по неуважительной причине (п. 53 Инструкции, утв. приказом Министра обороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134). Закрепите это правило локальным актом и внесите в рабочую программу по ОБЗР.

Перевести ребенка из 10-го в 11-й класс в этом случае можно. Однако если отсутствие на сборах без уважительной причины повлияло на результат промежуточной аттестации и возникла «академка», то ученика переводят в 11-й класс условно. Решение об условном переводе принимает педсовет или иной орган, который предусмотрен уставом школы. Он устанавливает в протоколе сроки и способы ликвидации задолженности. Порядок аттестации должников закрепите в локальном акте. Например, в положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Когда пройдет срок, в который необходимо ликвидировать задолженность, педсовет подтверждает перевод в следующий класс или устанавливает новый срок аттестации.

3. Есть ли документ, который регламентирует деление классов на группы (девочки, мальчики) на уроках ОБЗР?

Этот вопрос регулируется пунктом 21 Порядка обучения в школе, ООП общего образования и локальными актами школы. Закон об образовании не запрещает делить учеников из одного класса на группы, в том числе по гендерному признаку, чтобы реализовать ООП. Более того, статья 28 устанавливает, что школа самостоятельна в образовательной и административной деятельности, разработке локальных актов. Поэтому школа вправе сама определить, надо ли ей делить классы на группы, по какому признаку и для чего. Главное, закрепить это документально – в ООП и локальных актах.

Нужно учитывать, что планируемые результаты освоения основ безопасности и защиты Родины одинаковы для всех: как для мальчиков, так и для девочек. Исключением является обучение начальным знаниям в области обороны и подготовка по основам военной службы. Для девочек оно проводится на добровольной основе (пп. 13, 17 Инструкции, утв. приказом Минобороны, Минобрнауки от 24.02.2010 № 96/134).

4. Ученик 11-го класса не был допущен до ЕГЭ из-за академической задолженности по математике. Воспользоваться своим правом и ликвидировать ее в течение основного периода ГИА он отказался. Писать заявление на отчисление или повторное обучение родители отказываются. 18 лет ученику еще нет. Имеет ли школа право или основание отчислить его или перевести на экстерна без заявления? Каким образом школа должна оформить с ним образовательные отношения?

Нет, права отчислить у школы нет. Если ученик не успел ликвидировать академическую задолженность, чтобы сдать ЕГЭ в резервные сроки основного периода, школа не может отчислить его, так как он не освоил программу. Отчислить ученика за неуспеваемость нельзя. Такая возможность есть только у организаций, которые обучают по основным профессиональным образовательным программам (ч. 11 ст. 58 Закона об образовании). В данном случае возможны три варианта: повторное обучение; перевод на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 9 ст. 58 Закона об образовании).

После того как родители выбрали вариант обучения, школа организует для выпускника ликвидацию задолженности. Если школьник смог ликвидировать задолженность за лето, его нужно допустить к экзаменам в дополнительный период в сентябре. Для этого школа проводит отдельный педсовет или включает вопрос о допуске в повестку ближайшего заседания.

Чтобы участвовать в дополнительном периоде ГИА, выпускник подает заявление не позднее чем за две недели до начала дополнительного периода (п. 94 Порядка ГИА-11). Для выпускников 11-х классов в дополнительный период предусмотрели только сдачу обязательных предметов – русского языка и базовой математики (п. 94 Порядка ГИА-11).

Школа также может предложить родителям выпускника написать заявление на отчисление на самообразование с последующим зачислением в качестве экстерна для ликвидации академической задолженности и сдачи ГИА в сентябре.

Если от всех предложенных вариантов родители отказываются, проведите с ними беседу. Если не поможет, то обратитесь в органы опеки и попечительства и проинформируйте их о том, что родители не выполняют свои обязанности по образованию ребенка (ч. 3 ст. 56 СК).

Родители обязаны создать условия, чтобы их ребенок получил общее образование (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании). Родитель обязан выбрать один из вариантов, потому что школа не вправе самостоятельно определить путь обучения для ребенка с задолженностью. Если родители отказываются выбрать вариант обучения, то нарушают право ребенка на образование.

5. Мы хотим открыть в школе предпрофильный класс с углубленным изучением отдельных предметов: математики, биологии, химии. Какая документация для этого необходима?

Федеральное законодательство не регулирует создание предпрофильных классов, поэтому нет единых требований к набору документов, чтобы их открыть. По сути, это обычные классы, которые отличаются от других набором предметов, курсов, модулей, внеурочных занятий и распределением часов на них (ч. 4 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Вопросы организации предпрофильного обучения могут быть урегулированы на региональном или местном уровне. Уточните у учредителя, есть ли такие документы в вашем регионе или органе местного самоуправления. Руководствуйтесь ими при создании предпрофильных классов.

6. Как просчитать оценки в аттестат за 9-й класс с учетом пересдачи?

Неудовлетворительные результаты ГИА при расчете итоговой отметки не учитывайте. Если ученик, к примеру, сдал экзамен сначала на «2», потом на пересдаче получил «4», а в году имеет «4», рассчитывайте отметку так: (4 + 4) : 2 = 4. Итоговая будет «4». А двойка при расчетах не учитывается. Обусловлено это тем, что ГИА предусмотрена для того, чтобы ученик показал, что освоил образовательную программу в достаточной степени. Если ученик не освоил программу и не сдал успешно ГИА, ему нельзя выдать документ об образовании – аттестат (п. 21 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546, ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Следовательно, нет оснований для расчета итоговой отметки, которая нужна, чтобы заполнить аттестат. Когда ученик успешно пересдаст экзамен, учитывайте эту отметку при выведении итоговой. Результат пересдачи учитывайте, когда выдаете аттестат особого образца. Если ранее ученик претендовал на аттестат с отличием, но сдал ГИА не с первого раза, он получит обычный аттестат. Однако и в этом случае на итоговую оценку результат пересдачи не влияет.

7. Можно ли выдать аттестат и приложение к аттестату на бланках из разных типографий?

Да, можно, если бланки обеих типографий соответствуют описанию из последней редакции приказа Минпросвещения от 05.10.2020 № 545. Бланки аттестатов относят к полиграфической продукции с защитой от подделок уровня «Б», изготавливают по единому образцу согласно техническим требованиям, утв. приказом Минфина от 29.09.2020 № 217н.

8. Проконсультируйте по содержанию рабочей программы воспитания. Содержательный раздел НОО, ООО и СОО для всех общий или вариативные и инвариантные модули расписывать к каждому уровню? И как указывать социальных партнеров: всех или только по вопросам воспитания?

Содержательный раздел рабочей программы воспитания составляйте к каждому уровню образования отдельно. Рабочие программы воспитания разрабатывают в составе каждой ООП отдельно на каждый уровень образования (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Закона об образовании). В какой-то части содержательный раздел рабочей программы воспитания может быть одинаковым для всех уровней, в какой-то отличаться. Для каждого уровня этот раздел должен учитывать особенности образовательной организации, в том числе контингент учащихся и их родителей, направленность образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности детей (п. 170.1.4 ФОП НОО, п. 166.1.4 ФОП ООО, п. 130.1.4 ФОП СОО). Социальных партнеров указывайте применительно к реализации рабочей программы воспитания.

9. Входят ли рабочие тетради в УМК для начальной школы? Каким образом утверждается УМК?

Федеральное законодательство требований к УМК не содержит. УМК – это совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, которые разрабатывают для дисциплины. Что конкретно включать в УМК, решает издательство, которое его выпускает.

Содержание образования определяет образовательная программа, а не учебники и учебные пособия. Поэтому учителя могут использовать для обучения любые учебники, главное, чтобы они входили в ФПУ. Решение использовать рабочие тетради организация принимает самостоятельно. Школа обязана закупать рабочие тетради, если они включены в нормативы финансового обеспечения. Если в списке рабочих тетрадей нет или их не включили в нормативы, то школа не должна их закупать. Если в учебно-методическое обеспечение программы включили рабочие тетради, но не закупили, так как не выделили средства из бюджета – организация обязана приобрести их за счет средств из других источников. Родители не обязаны приобретать средства обучения. Родители могут приобрести рабочие тетради только на добровольной основе по собственному желанию. При этом если родители от покупки отказались, последствий для детей никаких быть не должно. Программу нужно реализовать в полном объеме.

  1. Имеет ли право заместитель директора официально выполнять функции классного руководителя? Управление образования категорически заявляет, что нет. Просим Вас помочь с нормативно-правовой базой, на какие документы ссылаться?
  2. Как должна была поступить школа, если ученик 10-го класса без уважительной причины не прошел учебные сборы? Как выставлять оценку по ОБЗР? Можно ли переводить ребенка в следующий класс, ведь он не освоил часть образовательной программы?
  3. Есть ли документ, который регламентирует деление классов на группы (девочки, мальчики) на уроках ОБЗР?
  4. Ученик 11-го класса не был допущен до ЕГЭ из-за академической задолженности по математике. Воспользоваться своим правом и ликвидировать ее в течение основного периода ГИА он отказался. Писать заявление на отчисление или повторное обучение родители отказываются. 18 лет ученику еще нет. Имеет ли школа право или основание отчислить его или перевести на экстерна без заявления? Каким образом школа должна оформить с ним образовательные отношения?
  5. Мы хотим открыть в школе предпрофильный класс с углубленным изучением отдельных предметов: математики, биологии, химии. Какая документация для этого необходима?
  6. Как просчитать оценки в аттестат за 9-й класс с учетом пересдачи?
  7. Можно ли выдать аттестат и приложение к аттестату на бланках из разных типографий?
  8. Проконсультируйте по содержанию рабочей программы воспитания. Содержательный раздел НОО, ООО и СОО для всех общий или вариативные и инвариантные модули расписывать к каждому уровню? И как указывать социальных партнеров: всех или только по вопросам воспитания?
  9. Входят ли рабочие тетради в УМК для начальной школы? Каким образом утверждается УМК?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2024года
Профессиональные компетенции
Травля

Что замдиректора сказать родителям жертвы, агрессора, классному руководителю в ситуации травли

Марина Ртищева, клинический психолог, эксперт программы «Травли NET»
В статье – советы Марины Ртищевой, эксперта программы «Травли NET», как замдиректора разговаривать в ситуации травли с родителями и классным руководителем. Специалист рассказала о приемах в беседе на конкретном примере в 5-м классе.

В 5 «А» классе общеобразовательной школы заметили травлю. Девочка С. пришла в класс год назад, и ей никак не удавалось влиться в коллектив, тем более что она часто пропускала занятия по болезни. Ситуация усугублялась тем, что С. была робким и застенчивым ребенком. Она не жаловалась и не обращалась за помощью ко взрослым, поэтому длительное время травля протекала незаметно.

Сначала С. сторонились одноклассники, потом они стали отказываться сидеть с ней рядом и общаться на переменах, распространяли слухи, что девочка больна неизлечимой болезнью, поэтому так часто пропускает школу. Учителя и родители замечали, что со школьницей происходит что-то неладное, однако не могли поверить, что это травля.

Критической точкой стало то, что одноклассники создали чат с названием «За что я ненавижу С.». Школьники добавили в него девочку на некоторое время, а затем удалили. Она испытала шок, впала в истерику и наконец рассказала родителям, что происходит. Родители обратились в школу с требованием разобраться в ситуации.

В ситуации травли необходимо организовать беседу с родителями жертвы, родителями агрессора и классным руководителем. Предлагаю советы, как заместителю директора построить диалог в каждом случае.

Как разговаривать с родителями жертвы

В первую очередь пригласите для беседы родителей ребенка-жертвы. До беседы необходимо внимательно разобраться в ситуации, собрать факты, обсудить, что замечал классный руководитель и как реагировал. Это поможет эмоционально подготовиться к сложному разговору, продемонстрировать родителям вашу осведомленность и готовность справляться с проблемой.

ПРИМЕР. На что обратить внимание

В ситуации с пятиклассницей С. учитель мог заметить, что с девочкой отказывались сидеть рядом, возможно, демонстрировали открытое презрение, смеялись и обзывали. Также учитель мог бы выявить зачинщиков травли.

Создать комфортные условия. Чтобы беседа прошла в хорошей обстановке и достигла своего результата, заранее договоритесь о встрече. Выделите достаточное количество времени. Создайте приватное пространство, где вас не будут отвлекать и беспокоить. Если родители сами инициировали беседу, достаточно продемонстрировать встречную готовность к диалогу.

Сосредоточиться на цели. Важно выбрать правильный настрой и сосредоточиться на основной цели разговора – как создать безопасное образовательное пространство и прекратить насилие в школе. Объедините усилия взрослых – учителей, администрации, родителей – и выберите общую стратегию, чтобы разрешить ситуацию.

ПРИМЕР. Как выбрать правильную стратегию

В 5 «А» классе насилие долго продолжалось без вмешательства взрослых. Школе в таком случае важно принять ответственность, что ситуации не уделяли должного внимания, и право девочки на безопасность было нарушено. Однако теперь необходимо сосредоточить усилия на будущих изменениях.

Взять на себя ответственность. В процессе беседы необходимо видеть в родителях равных партнеров, союзников, при этом занимать заинтересованную, но беспристрастную позицию. Обозначьте общее негативное отношение к происходящему. Сообщите, что вы берете на себя ответственность по защите ребенка.

ВАЖНО

Травля в классе – это проблема всего коллектива, решать ее нужно комплексно и системно. Если однократно найти и наказать виновных, результат не будет стабильным

Оцените информацию, которую получили от учителей и родителей, с точки зрения основных признаков: причинение физического или психологического вреда, намеренность, систематичность, неравенство сил участников. А также видов травли – вербальная, социальная, кибербуллинг. Можно признать факт: «Да, это травля, и мы не собираемся с этим мириться».

Дать понять, что ребенок не виноват. Не призывайте родителей искать причины произошедшего. При определенных обстоятельствах жертвой травли может стать любой. Настройте их на длительный процесс. Обозначьте, что вы готовы привлекать дополнительные ресурсы. Например, групповые занятия с детьми, родительское собрание, консультации психолога.

Успокоить и поддержать. Будьте готовы к обвинениям и ярким эмоциональным реакциям родителей. Например, к слезам, крикам, оскорблениям. Чтобы сгладить конфликт и вернуть беседу в конструктивное русло, важно проявить терпение и такт, успокоить родителей, присоединиться к их чувствам и показать, что в этой ситуации вы на их стороне.

ПРИМЕР. Как сгладить эмоции

Можно сказать: «Я понимаю, что вы не ожидали такого», «Похоже, вы сбиты с толку, чувствуете гнев, растерянность», «Это абсолютно нормально, любой на вашем месте был бы очень расстроен». А вот чего точно не нужно делать, так это обесценивать чувства или нападать в ответ. Фразы типа: «А чего вы ожидали?», «Учитель не может видеть все!», «Это ваша проблема, это вы его таким воспитали!» – не только не приведут к желаемой цели, но и усилят конфронтацию.

Обсудить план действий. Желательно иметь предварительный план, как остановить травлю. Полезно сообщить родителям о том, какие у вас есть инструменты, чтобы разрешить ситуацию, что уже было сделано и что будет предпринято в ближайшее время. Можно предложить родителям внести свой вклад. Например, выступить на родительском собрании. Это поможет каждой из сторон принять свою ответственность и сконцентрировать усилия на необходимых действиях.

Предложить помощь психолога. Если ребенок получил сильную психологическую травму, можно привлечь дополнительную индивидуальную помощь психолога. А также предложить временно не посещать занятия, пока состояние не улучшится.

ВАЖНО

На первом этапе, пока не уляжется эмоциональный накал, следует избегать встречи родителей жертвы и зачинщиков

Как разговаривать с родителями агрессора

Первый разговор с родителями зачинщиков травли необходимо проводить после беседы с родителями жертвы. К этому времени вы соберете достаточное количество фактов насильственных действий.

Предоставить факты насилия. Родителям агрессоров сложно смириться с тем, что ребенок стал инициатором травли. Они часто занимают позицию оборонительного отрицания: «этого не может быть», «мой ребенок на это не способен»; или защитной агрессии: «да он (жертва) сам виноват», «это вы не уследили». В такой ситуации важно не вступать в конфронтацию, не пробовать разубеждать, а предоставить достоверные факты насильственного поведения. Можно присоединиться к чувствам родителей, даже если вы их не разделяете: «Я понимаю, что вы шокированы/напуганы/возмущены/ расстроены/обижены...»

ПРИМЕР. Какие предоставить факты

Дети отказывались сидеть за одной партой с С., распространяли слухи о ее болезни, создали оскорбительный чат.

Разделять личность агрессора и поступки. Обозначайте негативное отношение к конкретным действиям зачинщиков травли, но избегайте навешивания на детей оскорбительных ярлыков – таких как «хулиган», «злодей», «агрессор», «малолетний преступник». Такая ваша позиция снизит эмоциональный накал и быстрее склонит родителей к сотрудничеству. Апеллируйте к правилам: «В нашей школе насилие неприемлемо».

ПРИМЕР. Как обозначить свою позицию

Нужно признать ответственность школы, когда учителя не вмешивались. Это внесло свой вклад, но теперь вы готовы противостоять травле.

Составить план, как исправить ситуацию. Разберитесь вместе с родителями в причинах, побудивших к травле. Например, самоутверждение, развлечение, поиск социального одобрения, трудности самоконтроля. Подумайте, как можно реализовать потребность более социальными способами. Покажите свою заинтересованность. Составьте совместный план мероприятий, чтобы исправить поведение.

ПРИМЕР. Как исправить ситуацию

Родителям следует побудить ребенка извиниться перед жертвой и опровергнуть слухи. Пусть это не решит проблему мгновенно. Но важно понимать, что у любых поступков есть последствия. Можно предложить детям представить, что чувствует жертва, хотел бы кто-нибудь оказаться на ее месте. Можно рассказать родителям, что жестокие наказания только усугубляют ситуацию и заставляют агрессора лучше прятаться и действовать исподтишка, пока никто не видит. Лучше сделать упор на то, что основная задача – помочь ребенку-агрессору измениться. Это поможет ему в будущем.

Рассказать о санкциях. Обозначьте, что, если травля будет продолжаться, а родители не предпримут конкретных действий, которые изменят поведение зачинщиков, на них могут быть наложены санкции. В худшем случае со стороны школы могут быть предприняты более серьезные меры, вплоть до того, чтобы отстранить от занятий и поднять вопрос об исключении. Если у ребенка-зачинщика есть проблемы с поведением и самоконтролем, можно аккуратно порекомендовать обратиться за специализированной помощью.

Что сказать классному руководителю

Побеседуйте с классным руководителем, в чьем классе сложилась ситуация с травлей. Так вы выясните, как относится к ситуации педагог и какую работу проводил, чтобы предотвратить насилие.

Побудить педагога взять ответственность. Конструктивно разберитесь в том, почему педагог не замечал или игнорировал травлю. Основная задача – собрать максимальное количество информации, а не обвинить учителя. Нужно выявить истинное отношение учителя к развернувшейся травле. Если есть искаженные установки, такие как «не нужно вмешиваться, дети сами разберутся», «наша задача – учить, а не воспитывать», «жертва сама виновата», важно поменять позицию на стойкое негативное отношение к травле как к насилию, которое неприемлемо в школе, ответственность за прекращение которого лежит на плечах педагогического коллектива.

Проверить знания и навыки. Нужно уточнить, обладает ли учитель необходимыми знаниями или навыками по работе с травлей. Если необходимо, побудить к соответствующему обучению.

Разработать правила поведения. Классному руководителю с поддержкой администрации и коллег необходимо создать для учеников правила поведения и безопасного, уважительного общения в классе. Также нужно обозначить понятные санкции за их нарушение.

Провести мероприятия, чтобы прекратить травлю. Классному руководителю можно провести серию классных часов с поддержкой психологической службы или сторонних организаций. На них обсудить правила и сделать так, чтобы их приняли все ученики. Также провести мероприятия, чтобы сплотить класс и развить гибкие навыки – конструктивное общение, разрешение конфликтов, эмпатию. Полезно провести родительское собрание, обсудить ситуацию с травлей и заручиться согласием родителей и их поддержкой.

Задействовать ресурсы администрации. Покажите классному руководителю, что он не оставлен один на один с проблемой, администрация задействует все необходимые ресурсы и окажет всестороннюю поддержку. Совместно фиксируйте изменения в классе, обсуждайте возникающие трудности и ищите решения.

Предложить помощь и защиту. Если возник конфликт с родителями и они ведут себя агрессивно, предложите классному руководителю помощь и защиту. Например, решать все вопросы в присутствии замдиректора или в письменном виде, чтобы слова не были искажены или неправильно поняты.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

10
Октябрь 2024года
Профессиональные компетенции
Работа с молодыми педагогами

Как определить пробелы в профкомпетенциях молодого специалиста: дорожная карта, анкеты и таблица с этапами работы наставника

Ирина Грасюк, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга, разработчик наставнических программ, почетный работник общего образования РФ
В статье – анкеты, таблица и дорожная карта, чтобы построить индивидуальную работу с молодыми педагогами. Инструментами поделилась замдиректора питерской школы, в которой научились вовлекать в рабочий процесс молодых специалистов, чтобы они оставались работать на долгие годы. Анкеты и дорожная карта помогут наставникам вести молодых специалистов и вовремя выявить недочеты в профкомпетенциях.

Дорожная карта по адаптации молодого педагога

Скачать

Чтобы педагог полностью привык к своим обязанностям, коллективу образовательной организации потребуется три года. Подключите к адаптации педагогов-наставников, руководителя и участников методического объединения, методиста, педагога-психолога, замдиректора по ВР. 

Предлагаю ориентироваться на этапы работы разных наставников по таблице. И использовать анкеты, чтобы выявить потребности и пожелания молодого педагога.

В нашей школе молодой учитель находится в поле зрения всего коллектива в первые месяцы работы и на протяжении всего времени, пока осваивается. Таким образом мы снимаем напряжение между разными поколениями. Наставничество позволяет молодому педагогу чувствовать, что он интересен, формирует у него чувство ответственности – перед собой, авторитетом старшего, администрацией, местным сообществом. Это повышает его лояльность к образовательной организации.

Инструменты для наставника

Выберите вкладку, чтобы посмотреть и скачать документ

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей