ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2024года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Открытый методический день: как заместитель директора организовал обобщение опыта в эпик фейле и стендапе

Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Чтобы обобщить опыт работы педагогов, организуйте в новом учебном году открытый методический день. Используйте формы работы на мероприятии: эпик фейл, педагогический стендап. Так вы охватите тематическим контролем всех. Далее – подробности из опыта работы руководителя региональной инновационной площадки на базе лицея, как провести эпик фейл и педагогический стендап, их преимущества над другими формами работы, пример выступления на эпик фейл встрече.

Эпик фейл: возможность учиться на ошибках

Эпик фейл – это форма работы, когда успешные учителя, необязательно с большим опытом работы, рассказывают о своих профессиональных провалах и неудачах, о том, как справлялись с трудностями на пути к профессиональному успеху. Или как преодолевали профессиональное выгорание, если речь о педагогах со стажем.

Преимущества формы работы. Методически, педагогически и психологически такая форма работы имеет преимущества. Во-первых, участники эпик фейл встречи могут проанализировать чужой опыт и постараться не повторять чужих ошибок. Во-вторых, атмосфера встречи помогает каждому участнику принять себя таким, какой он есть, неидеальным. Дает право на ошибку и возможность понять, что расти и двигаться вперед без поражений и провалов практически никогда не получается, значит, нужно адекватно воспринимать свои эпик фейлы, извлекать из них уроки и идти дальше.

Как организовать эпик фейл. Важное отличие эпик фейла от других форм методической работы школы в том, что это неофициальное мероприятие. Организуйте неформальную встречу для молодых педагогов. Можно за чашкой чая. Необходимо создать атмосферу легкой, домашней обстановки, тогда и разговор получится более содержательным.

Попросите опытных педагогов поделиться с коллегами, как они действовали в трудных ситуациях, способами, как и каким образом можно добиться успеха вопреки всему. Эпик фейл полезно использовать, чтобы организовать встречи педагогов-победителей конкурсов профессионального мастерства перед теми, кто планирует участвовать в конкурсе, например, «Учитель года», «Воспитать человека», «Педагогический дебют», «За нравственный подвиг учителя». Для педагогов важно узнать, какие профессиональные провалы и поражения случались у коллег, сравнить, что для них является эпик фейлом, а что – нет, поделиться своим и увидеть реакцию других.

Когда будете проводить в школе методическую встречу в формате эпик фейла, имейте в виду, что у каждого педагога есть опыт провалов и поражений, но не каждый может всем об этом рассказать и показать, что сумел извлечь уроки из своего провала, подняться и идти дальше. Для такого выступления нужна определенная смелость. Поэтому советуем подойти к организации подобного формата работы крайне осторожно. Ни в коем случае не используйте административный ресурс. Деликатный, психологически грамотно организованный с точки зрения личностных особенностей педагогов эпик фейл принесет результат, навязанный административными методами – нет. Смотрите пример выступления педагога на эпик фейл встрече.

СПРАВКА

История педагогического стендапа в России началась с первого Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя – 2021», где педагогический стендап стал одним из финальных испытаний

Педагогический стендап: способ с юмором пережить неудачи и не выгореть

Педагогический стендап – это форма общения с коллегами, которая допускает шутки. В форме педагогического стендапа можно провести урок или его элемент, родительское собрание и даже педсовет. Но на уроке все учителя немного актеры, и включить в один из этапов урока какую-то шутку, диалог или в юмористической форме рассказать, например, о каком-то историческом событии или факте из биографии известного человека не такая уж и трудность. А вот провести родительское собрание, педсовет или подвести итоги работы школьного методического объединения за учебный год в формате стендапа – это уже требует определенной подготовки. Ведь само выступление представляет собой написанный заранее юмористический монолог. Правда, здесь все зависит от актерских способностей педагога – возможно, в вашем коллективе работает коллега, который обладает способностями и талантом к импровизационному стендапу.

Преимущества формы работы. Выступающий может рассказать в юмористической форме о своих неудачах, ошибках и провалах. Юмор помогает не разочароваться в профессии. Такой формат рефлексии позволит педагогам сделать определенные выводы о своих успехах и неудачах, поддержать друг друга и задуматься о дальнейшей профессиональной деятельности.

На педагогическом стендапе учителя шутят, вместе переживают неприятности и поддерживают друг друга. Это такая своеобразная форма психологической разгрузки. А еще в формате стендапа можно конструктивно, с юмором, покритиковать педагогическую профессию, ведь ничего идеального нет, и образование не исключение. Педагоги-слушатели смогут посмотреть на свою профессию с другой стороны, особенно это будет полезно для тех, кто, например, разочаровался в ней.

Как организовать стендап. Если вы решили провести в формате стендапа методическое событие, определите тему и заранее обсудите с выступающими «границы юмора». Не воспринимайте это как цензуру. Обговорить рамки конструктивной критики вполне допустимо. Также целесообразно обсудить с выступающим, как лучше вписать в выступление сложные педагогические темы.

Ну а вообще, выбор стендапа как формы работы зависит от многих факторов: от аудитории, от того, насколько она подготовлена к восприятию материала в юмористической форме, понятен ли педагогический юмор коллективу, от целей, которых вы хотите достичь, и от наличия в коллективе коллег, которые могут и хотят выступать в подобном формате.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2024года
Профессиональные компетенции
Работа с педагогами

Урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения» в курсе по функциональной грамотности

Лариса Кудрова, руководитель СП «Начальное общее образование АНО «Школа “Президент“», Одинцовский район, Московская обл.
В статье – сценарий пятого занятия обучающего курса по функциональной грамотности. Тема занятия – «Креативное мышление и интерактивные формы обучения». К каждому этапу есть практическое задание, чтобы педагоги активно участвовали в занятии. А также – чтобы вам проверить, что учителя усвоили.

Предлагаем вам готовый сценарий пятого урока из курса по функциональной грамотности для педагогов начальной школы. Занятие позволит педагогам выстроить работу на уроках так, чтобы развивать креативное мышление учеников.

На подготовительном этапе урока ведущий предложит педагогам заполнить таблицу, чтобы определить уровень собственной креативности. Затем совместно с коллегами ведущий проанализирует и обсудит результаты.

На первом этапе урока ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «креативное мышление». Расскажет, какие умения нужно сформировать у школьников, чтобы развить этот тип мышления. Педагоги в практическом задании соотнесут умения и качества с понятиями дивергентного и конвергентного мышления.

На втором этапе ведущий расскажет о способах, чтобы развить креативное мышление, и ознакомит педагогов с заданиями для школьников. В практическом задании педагоги опишут, как использовать предложенные методические приемы на уроках, чтобы развить креативное мышление школьников.

Третий этап – рефлексия. Ведущий подведет итоги урока, а участники обменяются мнениями.

Урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения»

Ведущий:

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения».

Участники приветствуют друг друга.

Допматериалы:

Таблица

Подготовительный этап

Ведущий:

Прежде чем мы начнем урок, хочу предложить вам оценить уровень собственной креативности. Я раздам вам таблицы для опроса. Прочитайте утверждения и отметьте нужный вариант.

Ведущий раздает таблицы для опроса, педагоги заполняют их. Ведущий организует обсуждение результатов.

Допматериалы:

Задание

Этап 1. Что такое креативное мышление и каковы его составляющие

Ведущий:

Креативное и инновационное мышление – это вид мышления, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.

Чтобы развить креативное мышление, нужно сформировать шесть умений.

1. Распознавать, определять и переопределять проблему или задачу.

2. Извлекать из окружения связанную с проблемой информацию.

3. Устанавливать параллели между разными предметными областями, полезные для решения проблемы.

4. Перегруппировывать элементы информации таким образом, что в новых сочетаниях они приводят к новым идеям.

5. Порождать множество решений.

6. Оценивать собственный прогресс на пути решения проблемы.

Есть три составляющие креативного мышления: любознательность, создание идей и развитие предложенных идей. Любознательность предполагает активный интерес к заданию. Проявляется в интересе к окружающему миру и желании узнать о нем больше. Ученик может самостоятельно искать ответы на собственные вопросы, а также активно искать новую информацию, в том числе в неожиданных источниках. Создание идей означает, что ученик подключает воображение. Предлагает собственные идеи, которые отличаются оригинальностью и гибкостью, подвижностью. Ученик способен продуцировать большое количество идей. Развитие предложенных идей предполагает, что ученик оценивает их с разных позиций и ищет их сильные и слабые стороны, чтобы улучшить идею или отказаться от нее. Умеет быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Назовем личностные черты, которые благоприятствуют креативному мышлению. Креативное мышление легче развить, если ученик уверен в своих силах; у него доминируют эмоции радости и даже определенная доля агрессивности; умеет рисковать; не боится казаться странным и необычным; хорошо развито чувство юмора; богатое по содержанию подсознание; любит фантазировать и строить планы на будущее.

Креативность включает развитие дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление – это процесс генерирования многочисленных идей или решений на заданную тему или по заданной проблеме. Конвергентное мышление – это процесс использования предварительно усвоенных правил для отбора наиболее подходящих вариантов решения проблемы. Я дам вам задание. Нужно будет определить, что относится к дивергентному мышлению, а что – к конвергентному.

Ведущий раздает задание, педагоги выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение ответов.

Допматериалы:

Таблица, задание, памятка

Этап 2. Как научить креативному мышлению

Ведущий:

Для того чтобы решить задачу в реальной жизни, мы обращаемся либо к изученному шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всем этим навыкам можно научить школьника на уроках.

Креативное мышление развивается в безопасной и расслабленной обстановке. Задания на креативность не должны оцениваться. Это отдельная деятельность, которая не направлена на формирование знаний как таковых, поэтому «двойки» и «пятерки» тут вряд ли уместны.

Есть семь способов развить креативное мышление, которые учитель начальных классов может внедрить в свою практику. Я расскажу о них подробно и раздам вам таблицы с заданиями для школьников по каждому способу.

Ведущий раздает педагогам таблицы. Учителя рассматривают таблицу с заданиями, обсуждают их содержание с ведущим. Ведущий отвечает на вопросы. Далее рассказывает о способах, как развить креативное мышление.

Ведущий:

Первый способ развить креативное мышление – подбирать ассоциации. Ассоциативность – это способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями. Она придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях.

Второй способ – иллюстрировать. Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.

Третий способ – читать, разговаривать и придумывать. Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации – например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве. Развивать креативное мышление можно на уроках литературного чтения. Во время знакомства с произведениями можно акцентировать внимание учеников на моментах, значимых для понимания авторского замысла. Например, спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Еще такие обсуждения развивают воображение и фантазии, творческую активность детей.

Четвертый способ – инсценировать. Можно продолжить работу с текстом и развитием воображения и предложить детям творчески пересказать прочитанное, добавить детали и события или сделать это от первого лица с разными интонациями. Следующий этап – драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.

Пятый способ – играть. Можно использовать ролевые и настольные игры. Когда ученик придумывает свободный сюжет и отталкивается от образа, он не боится ошибиться, сделать что-то не так. В игре он встает в авторскую позицию и волен делать то, что считает нужным: ведь он создатель истории. Игровой контекст при этом обеспечивает безопасную среду для экспериментов. В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

Шестой способ – головоломки, ребусы, занимательные задачи. Однако тут важно быть готовым помочь ученику, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Седьмой способ – использовать задачи ТРИЗ или теории решения изобретательских задач. Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше. Однако младшеклассники лучше всего справляются с задачами по ТРИЗ на интуитивном уровне. Они не обращаются к конкретным приемам, чтобы не отдаляться от содержания в угоду форме. Ребят постарше можно познакомить с приемами для решения задач ТРИЗ: ПОПС-формулой, моделью «Элемент – имя признака – значение признака», приемом «Создай паспорт», методом маленьких человечков. Предлагаю вам выполнить задание. Подумайте, как можно использовать предложенные методические приемы на уроках, чтобы развить креативное мышление школьников.

Ведущий раздает педагогам задание. Педагоги выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение.

Ведущий:

Хочу ознакомить вас со способами, как восполнить дефицит креативности у школьников. Я раздам памятки с рекомендациями. Ознакомьтесь с ними и задайте вопросы. Вы можете забрать памятки себе и использовать в работе.

Ведущий раздает педагогам памятки. Педагоги знакомятся с их содержанием. Ведущий отвечает на вопросы.

Этап 3. Рефлексия

Ведущий:

Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось? достаточно ли мне информации? какой информации не хватило?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2024года
Профессиональные компетенции
Микрообучение на 8 минут

Практикум: узнайте способы, чтобы помочь адаптироваться в коллективе молодому педагогу

Практикум напомнит приемы, которые помогут быстро и безболезненно адаптировать молодого педагога к работе в школе. Еще вы узнаете, как вовлечь в процесс адаптации опытных сотрудников, и повторите правила работы в коллективе. В конце вас ждет итоговый тест.

Молодому учителю без помощи коллег сложно влиться в новую команду. Чтобы понять, как помочь молодым сотрудникам освоиться на новом месте, ответьте на вопросы тренажеров далее в практикуме.

На первом уроке разберитесь, как организовать адаптацию молодого педагога, чтобы он быстро встроился в коллектив. На втором уроке выясните, как поддерживать обратную связь с новым сотрудником и привлечь к процессу адаптации опытных педагогов. Проверьте себя с помощью ответов и комментариев. Они есть к каждому уроку.

Ответьте на пять вопросов итогового теста и определите, насколько вы разобрались в теме. А чтобы получить сертификат, пройдите итоговый тест.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК