ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2024года
План работы
Программа работы с родителями

Новая программа работы с родителями на 2024/25 учебный год

Елена Зоричева, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ Леушинская СОШ, село Леуши, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, автор программы развития воспитательной системы школы, комплексной профилактической программы и программы летнего отдыха
В статье – инструмент, чтобы вовлечь родителей в сотрудничество со школой: программа работы к Году семьи. Ваши коллеги уже апробировали ее, оценили и сделали выводы. Например, добились положительной динамики результатов индивидуально-профилактической работы. К программе есть годовой план сотрудничества с родителями.

В Год семьи главным направлением работы нашей школы стала работа с семьей, а задачей воспитания учеников – сохранение традиционных семейных ценностей: любви, верности, уважения, взаимопонимания и поддержки. Для этого мы реализовали программу работы с родителями «Навстречу друг другу».

Направления и формы работы по программе

В работе с родителями мы выделили пять направлений: родительское соуправление «Вторая администрация», школа успешных родителей «Родительский университет», психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска «Мы – вместе!», согласование подходов семьи и школы в обучении и воспитании «Школа для семьи, семья – для школы», престиж семьи и формирование семейных ценностей «Моя семья – мое богатство». Для каждого направления сформулировали задачи, определили формы работы и спрогнозировали ожидаемые результаты. Подробнее о направлениях и формах работы далее.

План сотрудничества с родителями

По направлениям работы составили план сотрудничества с родителями по программе на учебный год. Мероприятия запланировали на каждый месяц, учитывали основные семейные даты и праздники. Праздничные даты смотрите в инфографике. К работе по плану привлекли управляющий совет, родительские комитеты, классных руководителей и специалистов школы. Пример плана далее в статье.

Семейные праздники в 2024/25 учебном году


Скачать

Пример плана работы по направлениям 

Инструкция
Кликните на вкладку с названием месяца, чтобы посмотреть содержание плана.


Скачать

Показатели успешности работы с родителями

Оценить успешность работы по программе помогут показатели:

  • количество родителей, которые посещают родительские собрания;
  • количество родителей, которые участвуют в крупных общешкольных мероприятиях;
  • количество родителей, которые вовлечены в различные формы соуправления школы;
  • количество решенных и нерешенных конфликтных ситуаций с родителями;
  • количество неблагополучных семей в динамике по выходу из данной категории;
  • индекс удовлетворенности родителей образовательной деятельностью школы.

Показатели оценивали перед началом работы по программе и в конце. Чтобы выявить индекс удовлетворенности родителей, предлагаем анкету.

Пример анкеты для родителей 

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать анкету

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2024года
Образовательная деятельность
Учебные планы

Ошибки в учебных планах по новым ФГОС и ФОП: как замдиректора избежать их в августе

Елена Крылова, финалист конкурса «Завуч года – 2019», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы замести­телем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
В статье – разъяснения, как избежать ошибок в учебных планах. Наши эксперты проанализировали 50 учебных планов, их проектов и определили четыре ошибки, которые чаще всего встречаются. Сверьтесь, что вы не допустили ошибок, – 59 процентов заместителей директора не видят их. Под каждую ошибку мы с заботой о вас приготовили памятки и таблицы, чтобы скорректировать учебный план. А также – образцы учебных планов НОО, ООО и СОО с новыми предметными областями и предметами.

Ошибка 1. Не включили в обязательную часть учебного плана обязательные предметные области и предметы

Обязательные для учебных планов уровней образования предметные области, предметы, курсы и модули есть во ФГОС (п. 32.1 ФГОС НОО-2021, п. 33.1 ФГОС ООО-2021, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Их должны изучить все ученики. Исключать их из учебного плана нельзя.

С 1 сентября 2024 года в учебных планах в предметной области «Технология» нужно указывать учебный предмет «Труд (технология)», в предметной области «Физическая культура» – предмет «Физическая культура». Вместо ОБЖ школьники будут изучать основы безопасности и защиты Родины или ОБЗР. А еще во ФГОС ООО второго поколения и ФГОС ООО-2021 перечни обязательных предметов на уровне не совпадают. Еще больше ошибок возникает, когда нужно составить учебный план под федеральную образовательную программу. Далее – варианты решений для случаев, по которым возникает много вопросов.

СПРАВКА

Предмет «Шахматы» не входит в число обязательных. Поэтому его можно ввести в учебный план только в часть, формируемую участниками образовательных отношений, или в план внеурочной деятельности

Труд (технология). С 2024/25 учебного года у предмета «Технология» появляется дополнительное название. Теперь этот предмет называется «Труд (технология)». Такую корректировку Минпросвещения внесло во ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО и ФГОС ООО-2021 (приказ от 22.01.2024 № 31). Аналогичные изменения внесли в ФОП НОО и ООО (приказ от 19.03.2024 № 171). Еще для учебного предмета «Труд (технология)» установили обязательное применение федеральных рабочих программ (Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ). Поэтому предусмотрите изучение предмета «Труд (технология)» в соответствии с требованиями ФОП. На уровне НОО – по 1 часу в неделю в каждой параллели с 1-го по 4-й класс. На уровне ООО – в 5–7-х классах по 2 часа в неделю, а в 8–9-х – по 1 часу в неделю.

Основы безопасности и защиты Родины. Минпросвещения полностью переформатировало изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе (приказ от 27.12.2023 № 1028). На уровнях ООО и СОО теперь появились две самостоятельные предметные области – «Основы безопасности и защиты Родины» и «Физическая культура». Ранее эти предметы составляли единую предметную область.

Минпросвещения внесло изменения в ФОП ООО и СОО (приказ от 01.02.2024 № 62). Скорректировали сетки федеральных учебных планов на уровне ООО и СОО – ОБЖ заменили на ОБЗР. Количество часов осталось прежним.

В учебных планах ООО и СОО добавьте новую предметную область «Основы безопасности и защиты Родины» и включите в нее новый учебный предмет. Укажите в сетке часов полное наименование предмета – «Основы безопасности и защиты Родины». Для ОБЗР установили непосредственное применение федеральных рабочих программ (Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ). Включить в учебный план ОБЗР нужно по 1 часу в неделю в 8–11-х классах.

Физическая культура. Минпросвещения скорректировало ФГОС и ФОП на уровне ООО и СОО – вывели учебный предмет «Физическая культура» в отдельную предметную область (приказы от 27.12.2023 № 1028, от 19.03.2024 № 171). С 1 сентября 2024 года в учебных планах в ООП ООО нужно вместо предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» указывать предметную область «Физическая культура». Также придется скорректировать учебные планы в ООП СОО – вместо предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включить предметную область «Физическая культура». Содержание предметной области «Физическая культура» для каждого уровня будет одинаковым – в ней будет только один предмет «Физическая культура».

По требованиям Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ до 2030 года надо выделить на физкультуру минимум 3 часа. При этом в федеральных учебных планах не всегда стоит 3 часа на физкультуру. Чаще всего для пятидневки это 2 часа. В такой ситуации третий час можно добавить не в обязательную часть учебного плана, а в формируемую часть, план внеурочной деятельности или реализовать в рамках спортивных секций и клубов в допобразовании (письмо Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03).

Родной язык и литература. В ФОП всех уровней есть варианты федеральных учебных планов с родным языком и без него. Но для плана по ФГОС ООО второго поколения обязательны родной язык и родная литература (п. 18.3.1 ФГОС ООО). По ФГОС-2021 вводите эти предметы, если в школе есть возможности, и по заявлению родителей (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Также действуйте и в плане СОО (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

ВАЖНО

Нельзя сокращать часы по предметам «Русский язык» и «Литература», чтобы ввести родной язык и родную литературу (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Также нельзя использовать уроки родного языка и родной литературы, чтобы готовиться к любым формам ГИА (письмо Минпросвещения от 20.12.2018 № 03-510).

Ученики могут изучать родной язык из числа языков народов России. Чтобы реализовать это право, в школе нужно создать необходимое число классов, групп и условия для их функционирования (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если школа обладает минимумом – кадровыми ресурсами – и хотя бы один родитель написал заявление, чтобы ввести для своего ребенка, например, родной язык, обеспечьте изучение этого предмета.

На уровне СОО будьте осторожны, если решите уменьшить часы родного языка и перераспределить на другие предметы. По родному языку и родной литературе сейчас ГИА не сдают, поэтому школа вправе сократить часы. Но обновленный ФГОС СОО предусматривает итоговую аттестацию по этим предметам. Поэтому уменьшать часы на родной язык и литературу в учебном плане рискованно.

Второй иностранный язык. По старому ФГОС второй иностранный язык обязаны изучать все школьники на уровне ООО. В новом стандарте ООО и обновленном СОО предмет включают в учебный план по заявлению родителей. В ФОП ООО включили вариант федерального учебного плана со вторым иностранным языком. В нем предмет изучают в 5–9-х классах по 2 часа. Во ФГОС на этот счет ограничений нет. Второй иностранный язык не входит в перечень обязательных предметов, по которым нужно применять федеральные рабочие программы. Кроме того, предмет не выносится на ГИА. Школа вправе самостоятельно решить, в каком объеме и с какого класса вводить второй иностранный язык на уровне основного общего образования. Но лучше не откладывать начало изучения предмета на 6-й и последующие классы. Во-первых, школьники будут сильно загружены. Во-вторых, времени, чтобы освоить содержание программы и достичь предметных результатов, не хватит.

Используйте памятки, чтобы проверить, все ли предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы НОО, ООО и СОО.

Главное в статье СкрытьПамятки для замдиректора

Инструкция
Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Ошибка 2. Назвали предметы формируемой части учебного плана аналогично тем, что в обязательной части

Проверьте названия учебных предметов, курсов, модулей и курсов внеурочной деятельности формируемой части учебного плана. Они не должны повторять названия обязательных учебных предметов и курсов. Смотрите в таблице 1 варианты названий курсов и модулей формируемой части учебных планов НОО и ООО по новым ФГОС.

Главное в статье СкрытьТаблица 1. Названия учебных предметов, курсов и модулей для формируемой части учебных планов


Скачать

Ошибка 3. Включили в максимальную недельную нагрузку часы внеурочной деятельности

Формируемая часть учебного плана может полностью состоять из учебных предметов, курсов или совмещаться с курсами внеурочной деятельности. Когда будете рассчитывать недельную учебную нагрузку учебного плана, учитывайте только учебную деятельность. Если вместе с учебными занятиями посчитаете внеурочную деятельность, нарушите СанПиН 1.2.3685-21.

В формируемой части сетки учебного плана курсы внеурочной деятельности предлагаем выделить отдельно от учебных. Так вы минимизируете риск ошибиться в подсчетах, потому что курсы внеурочной деятельности будут отделены от учебных. Отсылку к плану внеурочной деятельности укажите в примечании. Смотрите пример, как прописать курсы внеурочной деятельности в сетке учебного плана уровня ООО по ФГОС-2021 для 5-дневной учебной недели.

ПРИМЕР. Курсы внеурочной деятельности в сетке часов учебного плана

Ошибка 4. Неверно распределили часы в учебном плане

Вы можете освободить часы на уровнях ООО и СОО только за счет тех предметов, по которым можно сократить количество часов. Чтобы установить в учебном плане ООО или СОО меньшее количество часов по предмету, чем в федеральном учебном плане, нужно проверить два момента. Первый – по предмету не должно быть ГИА (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Второй – предмет не должен входить в число тех, по которым в обязательном порядке используют ФРП. В итоге уменьшить часы можно на ИЗО, музыку, ОДНКНР и второй иностранный язык.

В Законе об образовании нет ни запрета, ни разрешения на изменение часов из ФОП НОО. Это значит, что часы на уровне НОО менять можно. Но не нужно уменьшать часы на предметы, по которым в обязательном порядке применяют федеральные рабочие программы. На уровне начальной школы это русский язык, литературное чтение, окружающий мир и труд (технология).

Чтобы высвободить время для изучения предметов, нельзя исключать из учебного плана предметы и курсы формируемой части учебного плана. Ведь нужно соблюдать соотношение частей образовательной программы. Также учитывайте максимальную недельную нагрузку. Проверьте себя по таблице 2.

Таблица 2. Гигиенические требования к максимальному объему недельной образовательной нагрузки школьников


Скачать

Когда рассчитаете нагрузку для каждого класса, проверьте общую нагрузку на уровень образования. Смотрите в таблице 3 требования ФГОС к количеству часов учебных занятий одного ученика за срок освоения ООП.

Таблица 3. Количество часов учебных занятий по уровням образования


Скачать

Главное в статье СкрытьУчебные планы с новыми предметными областями и предметами

Инструкция
Предлагаем сервис, чтобы получить готовый учебный план на следующий учебный год. Из выпадающего списка выберите уровень образования. Затем на уровне НОО – количество учебных дней в неделе, на уровне ООО – версию ФГОС и количество учебных дней в неделе, а на уровне СОО – профиль и количество учебных дней. В конце нажмите на кнопку «Получить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2024года
Образовательная деятельность
Оценка качества образовательных результатов

Как оценить цифровую грамотность учеников в новом учебном году

Елена Саплина, заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществознания МПГУ, доцент, к. п. н.
Натали Кужель, эксперт Системы Завуч, педагогический стаж более 6 лет
Предлагаем рекомендации, как спланировать проверку цифровой грамотности по ФОП, а еще – авторские диагностические работы, чтобы оценить ее уровень у учеников. Работы дифференцировали по уровням и составили строго по требованиям – включили часть, которую надо выполнять на компьютерах. Также в статье есть пример анкеты для стартового опроса учеников.

ВАЖНО

Не привлекайте учителей-предметников к разработке оценочных материалов, чтобы не нагружать их бумажной работой. Привлеките руководителя методобъединения учителей информатики

Спланируйте оценку

Включите проверку цифровой грамотности школьников в план по формированию функциональной грамотности в начале учебного года. Проводите ее в форме практической работы в сочетании с письменной компьютеризованной частью (п. 18.19 ФОП ООО, п. 18.19 ФОП СОО). Чтобы оценить уровень цифровой грамотности школьников, спланируйте и проведите диагностику или мониторинг. Мероприятие организовывайте не менее одного раза в два года, но можно и чаще (п. 18.19 ФОП ООО, п. 18.19 ФОП СОО).

Диагностика. Если решили провести диагностику цифровой грамотности школьников, достаточно организовать по одной работе в 6-х, 8-х и 10-х классах. Ее лучше проводить в конце учебного года, чтобы спланировать работу по формированию цифровой грамотности на следующий год.

Перед мероприятием организуйте опрос учеников. Так вы определите стартовый уровень, на который школьники оценивают свою цифровую грамотность. Ученикам с высоким стартовым уровнем можно предложить диагностическую работу старших классов или повышенного уровня сложности. Пример анкеты для опроса далее.

Мониторинг. Организуйте мониторинг цифровой грамотности в несколько этапов. На начальном этапе проведите анкетирование, чтобы оценить стартовый уровень цифровой грамотности учеников или их знания и навыки за прошлый учебный год. На промежуточном этапе организуйте диагностическую работу, чтобы оценить прогресс учеников в цифровой грамотности.

На итоговом проведите диагностическую работу, чтобы подвести итоги работы за год по формированию цифровой грамотности учеников. Так как мониторинг включает несколько работ и занимает длительное время, этапы можно распланировать в течение учебного года или двух лет. Например, начальный и промежуточный этапы провести в 5-м классе, а итоговый – в 6-м.

СПРАВКА

Когда будете разрабатывать диагностические работы, используйте материалы порталов «Готов к цифре», «Урок цифры» и «Лига безопасного интернета»

Подготовьте диагностические задания

Есть три варианта, какие материалы взять для диагностики. Первый – использовать готовые диагностические задания. Второй – запросить диагностические работы у регионального центра качества образования (РЦКО) или института развития образования (ИРО). Третий – разработать диагностические задания самостоятельно.

Можете использовать готовые материалы РЦКО и ИРО. Если в вашем регионе нет таких центров, то можно заключить с МЦКО дистанционный договор на платной основе и зарегистрировать учеников для участия в диагностике онлайн.

Если решили самостоятельно разработать материалы для оценки цифровой грамотности, проверьте, чтобы они были в форме практической работы в сочетании с письменной или компьютеризованной частью (п. 18.19 ФОП ООО, п. 18.19 ФОП СОО). В качестве основы можно использовать демоверсии метапредметных работ с сайта МЦКО из открытого банка заданий. Контрольно-измерительные материалы, которые подготовите, нужно указать в системе оценивания.

Для примера предлагаем готовые диагностические контрольные работы. Их разработали с учетом предметного содержания курса информатики, ФОП ООО и ФОП СОО, а также Концепции информационной безопасности детей. Примеры диагностических работ для учеников 6-х, 8-х, 10-х классов и спецификация к ним смотрите ниже.

Пример диагностической работы

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать план 

Материалы для скачивания:

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК