ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году

Елена Литвинова, победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» и регионального конкурса для руководителей образовательных организаций «Векторы успеха», член Невской Образовательной Ассамблеи, член конфликтной комиссии при проведении ГИА, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, учитель высшей категории
В статье – рекомендации, как организовать педсовет и совещание при директоре в 2023/24 учебном году. А еще смотрите образец приказа, которым утвердите план работы педсовета, и образец протокола для совещания при директоре. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА

Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы

Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку

Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.

Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.

Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.

Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.

Образец приказа о плане работы педсовета

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ

Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.

ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ

Локальные акты: о правилах приема, режиме занятий, положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, положении о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учеников, порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися, их родителями.

Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.

Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.

Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.

ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»

1. Особенности индивидуальных учебных планов учеников 10-х классов и кадрового обеспечения уровня СОО. Выступающий – замдиректора по УВР.
2. Характеристика учеников 10-х классов. Выступающие – классные руководители 10-х классов.
3. Адаптация учеников 10-х классов. Выступающий – педагог-психолог.
4. Итоги классно-обобщающего контроля в 10-х классах. Выступающие – руководители ШМО, замдиректора по УВР.

Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.

Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.

Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол

Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.

Таблица. График совещаний при директоре на апрель


Скачать

Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.

Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.

Образец протокола для совещания при директоре

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н.
В статье – образец программы наставничества от ведущего эксперта Академии Минпросвещения. Смотрите рекомендации и примеры форм работы, чтобы индивидуализировать программу для вашей школы, назначить ответственных и запланировать этапы работы в Год педагога и наставника. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА

Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи

Составьте пояснительную записку программы наставничества

В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.

ПРИМЕР

Цель работы с учениками с низкими образовательными результатами – повысить успеваемость, со школьниками на уровне СОО – профориентация, подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.

Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.

Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.

ПРИМЕР

Формы наставничества: «ученик – ученик», «студент – ученик», «учитель – ученик», «работодатель – ученик». Типы наставничества: индивидуальное, групповое, тьюториал, тренинг, проектная мастерская, виртуальное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, перевернутое наставничество, скоростное наставничество, шедоуинг, стажировка.

Заполните разделы программы

Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.

ПРИМЕР

Возможные показатели эффективности: оценка наставнической программы, уровень удовлетворенности. Процессуальные показатели: устойчивая внутренняя мотивация наставляемого, компетентность в деятельности, которую он осваивает; качество образовательной среды и социально-психологической атмосферы.

Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.

Включите в программу современные формы работы

Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА

Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее

Регламентируйте структуру управления программой

В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.

Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.

Образец программы наставничества

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества

На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.

На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.

На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.

На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Функциональная грамотность учеников. Рекомендации, как формировать в начальной школе с нового учебного года

Ирина Костромина, заместитель директора по УР МАОУ «Гимназия № 1», г. Сыктывкар, Республика Коми
Татьяна Антонова, Ирина Быкова, Ирина Напалкова, Ирина Есова, учителя начальных классов МАОУ «Гимназия № 1», г. Сыктывкар, Республика Коми
В статье – четыре рекомендации, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников в 2023/24 учебном году. Предлагаем вам примерный план, анкету и готовые задания для учителей. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников в новом учебном году, разработайте в июле план. Затем поручите руководителю методобъединения повысить компетентность педагогов, а также разработать на заседаниях задания по функциональной грамотности. Далее проконтролируйте, как педагоги используют их на уроках, и выявите уровень сформированности функциональной грамотности учеников.

Рекомендация 1. Разработайте план

По новому ФГОС НОО школа создает условия, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников. То есть школьники должны уметь решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности и овладеть ключевыми компетенциями, чтобы успешно взаимодействовать с изменяющимся миром (п. 34.2 ФГОС начального общего образования).

Чтобы выполнить требования ФГОС, разработайте план для 2023/24 учебного года. Включите в него период, содержание, возможные формы деятельности, ответственных. Пример ниже.

План на 2023/24 учебный год

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

– добавьте строку в план

– удалите строку плана

Печать – распечатать план

ВАЖНО

Примеры заданий из исследований ТIMSS, PIRLS смотрите на fioco.ru

Рекомендация 2. Поручите повысить компетентность педагогов

Обязательно включите в план работу с педагогами. Поручите руководителю методобъединения на одном из заседаний выявить с помощью анкеты, что педагоги знают о функциональной грамотности, какие современные приемы и технологии помогают ее формировать, какую форму методического сопровождения предпочтет учитель, если затрудняется ответить на вопросы.

Далее по результатам анкетирования руководитель методобъединения решает, в какой форме повысить компетентность педагогов. Например, провести семинар или круглый стол по теме «Как формировать функциональную грамотность учеников через решение практико-ориентированных задач»; организовать индивидуальные консультации, назначить курсы повышения квалификации.

Рекомендация 3. Предложите разработать задания

Добавьте в план пункты о разработке заданий по функциональной грамотности для уроков и внеурочной деятельности. На заседании методобъединения наши учителя проанализировали планируемые результаты по новому ФГОС и компетентности, которые проверяют задания из исследований ТIMSS, PIRLS.

Далее на основе заданий из исследований составили собственные по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Они позволят научить: понимать сюжетную ситуацию и переводить ее на язык предметной области, находить способ решения; работать с информацией в форме рисунка, текста, таблицы, диаграммы, с реальными данными, величинами и единицами измерений; интерпретировать результат с учетом предложенной ситуации, использовать учебный и жизненный опыт.

Примеры заданий

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Рекомендация 4. Выявите уровень сформированности функциональной грамотности

Включите в план комплексную работу, чтобы выявить уровень функциональной грамотности и сформированность планируемых результатов учеников.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК