Разъяснили, какие учебники и пособия использовать для обучения по ФОП
По закону школа должна использовать не только учебники, но и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Брать их нужно из нового ФПУ, который утвержден приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Однако сейчас в новом ФПУ не хватает учебников по некоторым предметам, также нет комплектных пособий для учебников. Это связано с тем, что разработка, экспертиза, апробация, доработка и включение в ФПУ нового учебника занимает не меньше двух лет.
Ситуация 1. Для учебника из ФПУ нет комплектного пособия. В такой ситуации Минпросвещения разрешает использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
Ситуация 2. Учебника нет в новом ФПУ. У исключенных учебников из «старого» ФПУ есть предельный срок использования. Это означает, что до окончания срока вы можете использовать эти учебники при реализации образовательных программ. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» ФПУ, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
Источник: письмо Минпросвещения от 21.02.2023 № АБ-800/03

Опубликовали пакет документов, чтобы внедрить ФООП в школах
Опирайтесь на новые методрекомендации Минпросвещения, чтобы соотнести ООП уровней образования с требованиями ФОП. Готова ли ваша школа внедрить федеральные программы, проверьте с помощью специальных критериев. Кроме этих документов письмо ведомства содержит еще три документа. Первый – план-график мероприятий Минпросвещения, чтобы ввести ФООП. Второй документ – примерный план-график мероприятий, который позволит ввести федеральные программы в субъектах страны. И третий – критерии готовности системы образования в субъекте, чтобы внедрить ФООП.
Материалы для скачивания:
План-график мероприятий Минпросвещения по введению ФООП
Примерный план-график мероприятий введения ФООП субъекта РФ
Методические рекомендации
Минпросвещения в методрекомендациях разъясняет, как школам подготовиться, чтобы ввести и реализовать ФООП с 1 сентября. Разъяснения касаются:
- примерных ООП;
- структуры ФООП;
- федеральных рабочих программ учебных предметов;
- вариантов федеральных учебных планов;
- изменений в ФООП;
- обеспечения учебниками;
- форм методической поддержки, чтобы внедрить ФООП на федеральном уровне.
Примерные ООП. Минпросвещения напоминает, что ФООП едины для всех школ, а термин ПООП исключили из Закона об образовании и других нормативных актов в сфере образования. Разрабатывайте свои ООП по требованиям ФГОС и ФООП. Но проверьте, чтобы содержание и планируемые результаты школьных ООП были не ниже, чем в федеральных программах. Школа вправе применять ФОП полностью или ее отдельные части: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов или курсов. В таком случае разрабатывать собственные документы не нужно.
Используйте федеральные рабочие программы по определенным предметам. Для уровня НОО – это русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Для уровней ООО и СОО – это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. По остальным учебным предметам вы вправе либо использовать федеральные рабочие программы в неизменном виде, либо разработать на их основе свои рабочие программы. Проверьте, чтобы содержание и планируемые результаты собственных рабочих программ были не ниже, чем в ФООП.
Структура ФООП. ФООП состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, что соответствует требованиям ФГОС. Однако в федеральных программах нет раздела с требованиями к условиям, которые позволят реализовать ФООП. Этот раздел напишите самостоятельно. В нем отразите условия и возможности, которые есть у школы, а также санитарные требования. Проверьте, чтобы электронная информационно-образовательная среда школы соответствовала требованиям федерального законодательства. Кроме того, необходимо следовать региональным и муниципальным нормам и требованиям, если они есть.
Федеральные рабочие программы учебных предметов. Содержательный раздел ФООП НОО включает федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. А содержательные разделы ФООП ООО и СОО – федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Аналогичные документы для остальных учебных предметов ведомство планирует включить в ФООП к 1 сентября 2023 года.
ФОП ООО предполагает, что у учеников есть возможность изучать математику, информатику, физику, химию и биологию на углубленном уровне. Чтобы это сделать, добавьте учебные часы из формируемой части федерального учебного плана.
Минпросвещения рекомендует добавить 14 часов, чтобы ученики освоили историю в 9-м классе. Это нужно, чтобы реализовать модуль «Введение в Новейшую историю России» в рамках учебного курса «История России».
Если класс переходит на ФООП и изучает определенные учебные предметы не первый год, то предусмотрите переходный период или особый порядок учебного планирования. Например, курс «Вероятность и статистика» в рамках учебного предмета «Математика» введите с 7-го класса. Чтобы ученики 8–9-х классов освоили программу курса, школы вправе включить вероятностно-статистическое содержание в учебный курс «Алгебра» и добавить один час в учебный план. Другой вариант – решить этот вопрос в рамках часов внеурочной деятельности. В этом случае организуйте текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по курсу внеурочной деятельности.
В учебном плане и классном журнале в 7–9-х классах указывайте наименование учебных курсов – «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». А итоговую отметку в аттестат выставляйте по учебному предмету «Математика». Чтобы посчитать оценку, определите среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Если в 2022/23 учебном году в 5-х классах не преподавали ОДНКНР, ведомство рекомендует дополнительно добавить в учебный план 6-х классов еще один час, чтобы ученики освоили предмет. В федеральном учебном плане изначально есть один час, который отвели на ОДНКНР. Дополнительный час предусмотрите в рамках внеурочной деятельности, чтобы изучить ОДНКНР за 5–6-е классы в течение одного учебного года.
Варианты федеральных учебных планов. В ФООП всех уровней есть разные варианты федеральных учебных планов. Они предусматривают возможность изучать родной язык, литературное чтение и родную литературу на родном языке, второй иностранный язык для пятидневной или шестидневной учебной недели.
На уровне СОО Минпросвещения предлагает федеральные учебные планы для всех профилей обучения. Они соблюдают требования ФГОС СОО: включают не менее 13-ти учебных предметов. Это русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура и ОБЖ. Не менее двух учебных предметов старшеклассники должны освоить на углубленном уровне. Все профили, в том числе и универсальный, предполагают, что ученики изучают предметы на углубленном уровне.
Ведомство рекомендует разрабатывать учебный план для классов психолого-педагогической направленности на основе одного из вариантов учебного плана гуманитарного профиля. При этом проверьте, что реализуете требования Концепции профильных психолого-педагогических классов.
Чтобы удовлетворить интересы учеников и родителей, школа вправе включить в учебный план три и более учебных предметов для углубленного изучения. Часы, которые необходимы ученикам, чтобы освоить учебные предметы, распределите самостоятельно.
Школа вправе перераспределять часы федерального учебного плана на предметы, по которым не проходит ГИА, в пользу других учебных предметов. Например, в пользу родных или государственных языков народов России. Но при этом содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП.
ФООП предусматривают возможность и механизмы, чтобы разработать индивидуальные учебные планы. Например, для ускоренного обучения или чтобы сформировать индивидуальную траекторию развития ученика. Когда реализуете ИУП, сопровождайте его тьюторской поддержкой.
Федеральный календарный учебный график. Федеральный учебный график в ФООП устанавливает, что образовательную деятельность школы осуществляют по учебным четвертям. Однако вы вправе самостоятельно разработать календарный учебный график и организовать учебных год по триместрам (ст. 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Федеральный календарный учебный график устанавливает:
- начало и окончание учебного года;
- продолжительность учебных четвертей и каникул;
- продолжительность уроков, перемен;
- распределение учебной нагрузки учеников в рамках 34-недельного учебного года, исключение – учебное планирование в 1-х, 9-х и 11-х классах.
Каждая школа самостоятельно определяет режим работы – 5-дневную или 6-дневную учебную неделю. При этом ориентируйтесь на законодательные нормы и санитарные требования.
Изменения в ООП. Основные общеобразовательные программы школы должны соотнести с требованиями ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. С этой даты вы обязаны ввести ФООП для всех классов – с 1-го по 11-й. В 11-х классах 2023/24 учебного года школы вправе реализовать учебный план профиля, который разработали до ФООП. Однако при этом рабочие программы по учебным предметам учебного плана нужно скорректировать по требованиям ФООП СОО.
Обеспечение учебниками. Пока создают и утверждают УМК по ФООП, продолжит действовать новый федеральный перечень учебников. Школы вправе приобретать учебники по этому ФПУ, чтобы реализовать ФООП. При этом, федеральный перечень учебников устанавливает предельные сроки использования учебников, которые исключили из прежнего ФПУ. Такие учебники вы вправе применять, пока не истечет предельный срок. Еще один вариант – выбирать учебные пособия от тех организация, которые есть в перечне Минобрнауки (приказ от 09.06.2016 № 669).
Формы методической поддержки, чтобы внедрить ФООП на федеральном уровне. В марте – апреле 2023 года проведут окружные и всероссийские совещания по вопросам введения ФООП. На портале Единого содержания общего образования (далее – ЕДСОО) в срок до конца марта разработают конструктор рабочих программ. Здесь же педагоги и администрация получат индивидуальную консультативную помощь по вопросам, которые касаются ФООП. Для этого нужно перейти на вкладку сайта «Горячая линия». Также на портале ЕДСОО есть возможность ознакомиться с материалами Всероссийских просветительских мероприятий по вопросам внедрения ФООП, которые прошли в конце 2022 года.
Материал для скачивания:
Методические рекомендации по введению ФООП
Критерии готовности, чтобы ввести ФООП
Критерии готовности школы, чтобы внедрить ФООП, содержат пункты, по которым можно провести самопроверку. Всего в списке семь критериев. Они позволят вам спланировать свою работу, чтобы успеть ввести ФООП до 1 сентября. С помощью критериев составите список первоочередных и текущих задач для администрации и педколлектива.
Материалы для скачивания:
Критерии готовности образовательной организации к введению ФООП
Критерии готовности системы образования субъекта РФ к введению ФООП
Источник: письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327

ФОП: как обновить содержательный раздел ООП НОО и ООП ООО

Переход на ФОП. Цикл статейМы продолжаем спецпроект по федеральным образовательным программам, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали школьные программы. В этой статье читайте, как обновить содержательный раздел ООП в соответствии с ФОП. В июньском номере мы расскажем, какие изменения внести в организационный раздел программы. Мы продублировали статью из прошлого номера, чтобы вы скорректировали целевой раздел любой ООП под ФОП. |
Структура раздела
Содержательный раздел ФОП НОО и ООО включает одинаковые элементы – это рабочие программы учебных предметов, программа формирования УУД и рабочая программа воспитания. Однако требования к его структуре отличаются в образовательных стандартах на уровнях НОО и ООО. Школам придется скорректировать раздел в ООП так, чтобы он соответствовал ФГОС и ФОП.
Уровень НОО. Школам придется скорректировать под ФОП содержательный раздел в двух программах: по ФГОС-2021 и по стандарту второго поколения. Требования к элементам раздела в образовательных стандартах разных поколений отличаются. При этом структура содержательного раздела в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования старых и новых образовательных стандартов, а также содержание ФОП к элементам раздела смотрите в таблице 1.
ФОП и ФГОС-2021 содержат схожие требования к структуре содержательного раздела ООП. Однако в ФОП включили только три федеральные рабочие программы, которые нужно применять в обязательном порядке. Это рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. По остальным предметам, которые по ФГОС-2021 школьники должны освоить, рабочих программ в ФОП нет. Еще новый образовательный стандарт требует включить в раздел рабочие программы учебных модулей и курсов из формируемой части учебного плана. Их также нет в ФОП.
Требования к структуре содержательного раздела в ФОП и ФГОС второго поколения отличаются. По ФГОС содержательный раздел помимо рабочих программ по предметам, курсам и модулям, программы УУД и рабочей программы воспитания включает еще две программы. Это программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программа коррекционной работы (п. 16 ФГОС НОО). Последний элемент понадобится, если обучаете детей с ОВЗ, для которых не нужна АООП. Если реализуете программу по старому ФГОС, то разработайте эти документы, когда корректируете ООП в соответствии с ФОП.
Уровень ООО. Различий в структуре содержательного раздела по ФОП и образовательным стандартам не больше, чем на уровне НОО. Они также касаются рабочих программ учебных предметов и программ коррекционной работы. Требования старых и новых ФГОС, а также содержание ФОП к структуре содержательного раздела ООП смотрите в таблице 2.

ВАЖНО
Чтобы разобраться, какие фрагменты для ООП скопировать из ФОП без изменений, а какие дополнить или разработать самостоятельно, используйте памятку
В ФОП включили только шесть федеральных рабочих программ учебных предметов. Это рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ, которые нужно применять обязательно. При этом по ФГОС-2021 в раздел необходимо включить рабочие программы всех учебных предметов, учебных курсов и модулей, которые ученики осваивают на уровне, в том числе курсы внеурочной деятельности. По стандарту второго поколения – программы отдельных учебных предметов и курсов, в том числе интегрированных, а также программы внеурочки.
В ФОП не включили программу коррекционной работы. Однако образовательные стандарты второго и третьего поколений требуют включить программу коррекционной работы в содержательный раздел ООП, если в школе учатся дети с ОВЗ. Школам, у которых есть на уровне такие ученики, необходимо реализовать это требование и включить программу коррекционной работы в содержательный раздел ООП. Это придется сделать для основных образовательных программ и по ФГОС-2021, и по ФГОС второго поколения.
Рабочие программы
Пока в ФОП включили только федеральные рабочие программы учебных предметов, которые нужно применять в обязательном порядке. Для уровня НОО – это русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Для уровня ООО – русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ (подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Разработчики прописали в программах содержание предмета и планируемые результаты, но не подготовили тематическое планирование.
Школа вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам без изменений. Но федеральных рабочих программ углубленного уровня в ФОП нет. Поэтому для обязательных предметов на углубленном уровне школам придется разработать рабочие программы самостоятельно. За основу нужно взять федеральные программы, чтобы содержание учебного предмета или курса было не ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В рабочей программе педагог может дополнить содержание ФРП. Однако исключать какие-то части из федеральной программы не стоит. Лучше включить в программу дополнительные темы и объяснить в пояснительной записке, что добавили их к содержанию ФРП, так как школа реализует углубленное изучение предмета.
Федеральные рабочие программы предметов полностью скопируйте из ФОП, потому что они обязательны. Дополнительно разработайте тематическое планирование – необходимый компонент рабочей программы по требованиям ФГОС (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 19.5 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.2.2 ФГОС ООО). В нем укажите количество академических часов, которое следует отвести на каждую тему, чтобы ученики ее освоили. В ООП по ФГОС-2021 зафиксируйте в тематическом планировании возможность использовать ЭОР по каждой теме. В ООП по образовательным стандартам второго поколения отразите специфику рабочей программы воспитания.
Добавьте в содержательный раздел ООП рабочие программы по остальным обязательным предметам и модулям, а также предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам по внеурочке. По предметам, для которых в ФОП нет федеральных рабочих программ, рекомендуем разработать документы летом. Минпросвещения проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам, которые школьники должны освоить, до 1 июня (письмо от 03.03.2023 № 03-327).
Программа формирования УУД
ФОП содержат программы формирования универсальных учебных действий у школьников. Они описывают взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской работы в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Изучите требования ФГОС к программам формирования УУД, чтобы обновить документ под ФОП. Дополните разделы программы в соответствии с ФОП.
Уровень НОО. Требования к программе формирования УУД в образовательных стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом документ в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования образовательных стандартов к программе формирования УУД и ее содержание в ФОП смотрите в таблице 3.
ФОП содержит инструкцию, как составить программу формирования УУД, а не ее образец. Разработчики описали особенности каждого универсального учебного действия и перечислили этапы, как оно формируется. Также в ФОП зафиксировали, как учителю понять, что он сформировал УУД у школьников.
Просто скопировать из ФОП программу развития УУД не получится. В ООП по ФГОС-2021 составьте документ по требованиям ФОП – они более подробные и не противоречат образовательному стандарту. Покажите взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов с помощью планируемых результатов из рабочих программ. Чтобы составить характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД учеников, ориентируйтесь на таблицу 4.
Требования к программе формирования УУД в ФОП и ФГОС второго поколения отличаются. Образовательный стандарт содержит больше компонентов программы. Однако те компоненты, которые требует ФОП, входят в программу формирования УУД по ФГОС второго поколения.
Оставьте без изменений программу формирования УУД в ООП, которую разработали по старому образовательному стандарту. Проверьте, что описали в ней взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Также убедитесь, что отразили в программе характеристики познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Уровень ООО. Содержание программы формирования УУД в ФОП отличается от требований ФГОС второго и третьего поколений. Чтобы актуализировать программы, опирайтесь на требования образовательных стандартов. При этом содержание программ также отличается в старых и новых образовательных стандартах. Требования ФГОС к программе формирования УУД и ее содержание по ФОП смотрите в таблице 5.
В старых и новых образовательных стандартах программы имеются разные названия. По ФГОС-2021 необходимо включить в содержательный раздел ООП «Программу формирования УУД у обучающихся». По образовательному стандарту второго поколения – это «Программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Программа формирования УУД в ФОП отражает требования ФГОС-2021. Скопируйте документ из федеральной программы и скорректируйте под особенности своей школы. В ФОП конкретизировали структуру формирования УУД и подробно разъяснили содержание каждого компонента программы. Так, она должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом необходимо зафиксировать назначение документа. Образец формулировки целевого раздела в программе формирования УУД смотрите в примере.
Формулировка для программы формирования УУД
для ООП ООО по ФГОС-2021 – целевой раздел
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите фрагмент с формулировками. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
В содержательный раздел программы формирования УУД включите два подраздела. Первый – описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Второй подраздел – описание особенностей, которые позволяют реализовать основные направления и формы учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы.
Ориентируйтесь на содержательный раздел программы формирования УУД в ФОП. Разработчики подготовили документ по требованиям ФГОС-2021, поэтому необходимо отразить только особенности вашей школы. Например, опишите формы и виды организации исследовательской и проектной деятельности учеников, которые реализуете. Воспользуйтесь формулировкой в примере. Еще зафиксируйте, как школьники представляют итоги учебных исследований и проектов. Формулировку смотрите ниже.
Формулировка для содержательного раздела программы формирования УУД для ООП ООО по ФГОС-2021
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите фрагмент с формулировками. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Механизм, чтобы разработать программу формирования УУД по ФОП, прописали в организационном разделе. Подготовить программу предлагают в несколько этапов. Разработчики ФОП рекомендуют поручить работу с программой формирования УУД рабочей группе, чтобы они актуализировали документ. Примерный план действий рабочей группы смотрите в таблице 6.
ФОП и ФГОС второго поколения расходятся в требованиях к программе формирования УУД. Различие, которое вызывает затруднение, – название программы. В старом образовательном стандарте – два названия документа: программа развития УУД и программа формирования общеучебных умений и навыков. Так, два документа федерального уровня конфликтуют. Эксперты считают, что в такой ситуации школы вправе использовать обе формулировки.
Рекомендуем применять название для программы развития УУД из ФОП по трем причинам. Первая – действие ФГОС второго поколения прекратится, когда школьники, которые осваивают программу по его требованиям, окончат 9-й класс. Вторая причина – с 1 сентября ФОП обязательны для всех образовательных программ уровней образования. Третья – цели программы по ФОП и ФГОС второго поколения соотносятся.
Оставьте содержание программы развития УУД в старой редакции. Ведь ее содержание в старом образовательном стандарте шире, чем устанавливает ФОП.
Рабочая программа воспитания
В ФОП всех уровней обучения входит федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания (протокол ФУМО от 23.06.2022 № 3/22).
Требования ФГОС второго и третьего поколений к рабочей программе воспитания различаются. Например, раздел о системе поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учеников предусмотрели только во ФГОС-2021. Однако система поощрения есть и в ФОП, но как подраздел организационного раздела программы воспитания. Образовательные стандарты второго поколения такого раздела не содержат. При этом включить систему поощрения в рабочие программы воспитания всех ООП необходимо – это требование ФОП. Требования стандартов к разделам рабочей программы воспитания и ее содержание в ФОП смотрите в таблице 7.
Пересмотрите рабочие программы воспитания в ООП начального и основного общего образования. Возьмите за основу федеральную рабочую программу из ФОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания.
ФОП разрешает школам изменять содержательный и организационный разделы федеральной рабочей программы воспитания (п. 24.1.4 ФОП НОО, п. 26.1.4 ФОП ООО). Но целевой раздел менять нельзя, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковые. Содержательный и организационные разделы программы следует дополнить, чтобы отразить особенности школы. Например, описать организационно-правовую форму, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.
В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел об укладе школы. В ФОП включили перечень основных и дополнительных характеристик, чтобы описать уклад и особенности воспитания. Когда начнете формировать уклад школы, отразите в нем основные характеристики из ФОП.
Укажите в подразделе об укладе школы основные вехи ее истории, значимые традиционные дела, а также мероприятия, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды. Смотрите образец формулировки об укладе школы.
Формулировка для рабочей программы воспитания уровней образования – об укладе школы
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности спланируйте по модулям из ФОП. Последовательность модулей в ФОП ориентировочная. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива. Вы вправе добавить дополнительные модули к обязательным. Также сформулируйте вариативные виды и формы воспитательной работы, которые определяют специфику региона или школьные традиции. Используйте формулировку о видах, формах и содержании воспитательной деятельности из примера.
Формулировка для рабочей программы воспитания уровней образования – о видах, формах и содержании воспитательной деятельности
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Организационный раздел рабочей программы воспитания целиком скопировать из ФОП не получится. Подразделы о кадровом и нормативно-методическом обеспечении придется разработать самостоятельно. Еще один вариант – перенести фрагмент документа из действующих ООП, если он там есть.
Скорректируйте подраздел о системе поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции, если школьная система отличается от той, которую определяет федеральная программа воспитания. Так, школа вправе изменить форму поощрений учеников или расширить их состав. Какими формами поощрений дополнить организационный раздел рабочей программы воспитания, смотрите на рисунке. Другой вариант – скопировать подраздел из действующих рабочих программ воспитания, который разработали по ФГОС-2021.
Рисунок. Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
Программа коррекционной работы
Стандарт НОО второго поколения и оба ФГОС ООО требуют включить в содержательный раздел ООП программу коррекционный работы. Это необходимо сделать, если на уровне образования есть дети с ОВЗ. Если в школе таких учеников нет или они учатся по АООП, образовательные стандарты позволяют не разрабатывать программу коррекционной работы. В таком случае коррекционный раздел для детей с ОВЗ включают в АООП.
Если уже разработали и включили в ООП программу коррекционной работы, то менять этот подраздел не нужно. Проконтролируйте, чтобы программа соответствовала требованиям ФГОС. Если в ООП не было программы коррекционной работы, но в школе появились дети с ОВЗ, документ придется разработать. Ориентируйтесь на требования ФГОС – в них структура и целевое назначение программы коррекционной работы для каждого уровня (п. 19.8 ФГОС НОО, п. 32.4 ФГОС-2021 ООО, п. 18.2.4 ФГОС СОО).
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включают в ООП НОО по ФГОС второго поколения. Если еще не перевели всех учеников на уровне начального общего образования на ФГОС-2021, включите эту программу в ООП по старому образовательному стандарту на следующий учебный год.
ФОП НОО не содержит требований к программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Поэтому, если ООП НОО уже содержала эту программу, оставьте ее в том варианте, который соответствует образовательному стандарту второго поколения (п. 19.7 ФГОС НОО). Дополнительно ориентируйтесь на ПООП НОО, которую составили по старому ФГОС (п. 2.4 ПООП НОО, утв. протоколом ФУМО от 08.04.2015 № 1/15).
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
