ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2023года
Профессиональные компетенции
Юридическая консультация

Учебные планы по ФОП, бумажная нагрузка на педагогов, ответственные за персданные – ответы юриста на ваши вопросы в конце учебного года

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
В статье – ответы на ТОП-5 вопросов горячей линии мая, которые задали заместители директора по УВР. Как включить в учебный план по ФОП углубленное изучение русского языка на уровне СОО? Нужно ли девятиклассникам продолжать осваивать второй иностранный язык, если с 1 сентября школа переходит на федеральные программы? Кто в конце учебного года должен подготовить документы, которые раньше заполняли педагоги? На эти и другие вопросы ваших коллег ответила руководитель экспертной поддержки Актион Образование.

Вопрос 1

Сколько часов выделить в соответствии с ФОП СОО, чтобы организовать углубленное изучение русского языка для десятиклассников в универсальном профиле?

ФОП СОО и обновленный ФГОС СОО не предусматривают варианта, когда старшеклассники осваивают русский язык углубленно. Федеральная программа и образовательный стандарт предлагают школам преподавать предмет только на базовом уровне. Однако в формируемой части учебного плана вы вправе углубить изучение русского языка – например, с помощью элективов и факультативов. Количество часов для этого определите самостоятельно. При этом формально ученики будут изучать предмет на базовом уровне.

Вопрос 2

Кто в конце учебного года должен подготовить документы, которые ранее заполняли педагоги и которые сейчас не входят в пять пунктов перечня Минпросвещения?

К началу прошлого учебного года Минпросвещения подготовило перечень документов, с которыми должны работать педагоги (приказ от 21.07.2022 № 582). Чтобы оформить эти документы, выберите один или несколько из трех вариантов. Первый – поручить работу непедагогическому сотруднику. Второй вариант – оформить с учителем совмещение или совместительство по непедагогической должности за дополнительную оплату (ст. 60.1, 60.2 ТК). Третий – заключите с педагогом гражданско-правовой договор (п. 2 ст. 1 ГК).
Проанализируйте локальные акты школы, чтобы определить необходимость готовить различные документы – например, отчеты, обзоры или справки. Обсудите с коллегами, есть ли возможность не оформлять часть документов, которых нет в перечне Минпросвещения. Часто их нужно готовить, потому что вы закрепили это в локальных актах. Поэтому скорректируйте их, чтобы снизить документальную нагрузку на всех работников и оптимизировать их деятельность.

Вопрос 3

Вправе ли школа разработать учебный план для ООП ООО так, чтобы ученики 5–8-х классов занимались по пятидневной неделе, а девятиклассники – по шестидневной?

Да, школа вправе установить для учеников одного уровня образования разную продолжительность учебной недели (пп. 1, 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Задача школы также заключается в том, чтобы составить учебный план по требованиям ФГОС и санитарным требованиям (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).

Вопрос 4

Наши восьмиклассники, которые перешли в девятый класс, изучали в школе второй иностранный язык с 5-х классов. Предполагалось, что в следующем учебном году они продолжат осваивать этот учебный предмет. Вправе ли школа отменить второй иностранный язык в 9-х классах, потому что переходит на работу по ФОП?

Нет, школа не имеет права так делать, если обучает будущих девятиклассников по ООП, которую разработала по старым ФГОС. Ведь основная образовательная программа должна соответствовать не только ФОП, но и образовательному стандарту. В таком случае второй иностранный язык ученики осваивают обязательно (п. 18.3.1 ФГОС ООО). А отметку за предмет школа обязательно выставляет в аттестаты выпускников 9-х классов (п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).

Вопрос 5

Относятся ли классные руководители к лицам, которые обрабатывают персональные данные? Какие действия входят в обработку персданных?

Да, классные руководители относятся к лицам, которые работают с персональными данными. Рекомендуем не выделять в отдельные категории педагогов, которые обрабатывают персданные. Достаточно установить перечень лиц, которых допустили работать с этой информацией. Список таких работников утвердите отдельным приказом.
Обработка персданных – любое действие с ними. Например, когда сотрудник собирает такие сведения, систематизирует, накапливает, хранит, уточняет, извлекает, использует, передает, обезличивает, блокирует, удаляет или уничтожает (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей