ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
План работы
Программы и планы

Инструменты для зама по ВР, чтобы провести самоанализ патриотического воспитания и скорректировать план

Дарья Соловьева, методист МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
Предлагаем инструменты, чтобы оценить уровень патриотического воспитания в вашей школе: таблицы с результатами диагностики воспитательной программы и инструкции для классного руководителя и зама по ВР, как вносить данные.

Оцените реализацию патриотического воспитания в школе как приоритетного направления. Для этого проведите диагностику уровня патриотического воспитания учащихся.

«Системный опросник для выявления ценностно-патриотических ориентаций учащихся» И.П. Лушников
Скачать

Используйте «Системный опросник для выявления ценностно-патриотических ориентаций учащихся» И.П. Лушникова. Смотрите в приложении опросники для 4-х, 9-х и 11-х классов, а также ключи для оценивания ответов.

Опросник определяет ценностно-патриотические ориентации учащихся в шести социальных сферах: семья, народ, родной край, родина, общество, государство. Вопросы позволяют выявить уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций – знаний, отношения и деятельности.

Анализ результатов показывает общий уровень ценностно-патриотических ориентаций, а также насколько системно и благополучно их сформировали у учащихся классные руководители. Опросник определяет качество работы по воспитанию чувства патриотизма у школьников.

Поручите классным руководителям провести анкетирование учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов и представить результаты. Для этого воспользуйтесь таблицами 1–3 и инструкциями к каждой таблице, чтобы систематизировать результаты диагностики класса.

Диагностика ценностно-патриотических ориентаций учащихся

Внесите в таблицу список класса. Заполните результаты диагностики каждого учащегося: последовательно внесите уровень сформированности ценностно-патриотических знаний – ЦПЗ, ценностно-патриотического отношения – ЦПО, ценностно-патриотической деятельности – ЦПД учащегося по каждой из шести социальных сфер. Для каждого уровня используйте следующие сокращения: вп – высокий позитивный, сп – средний позитивный, н – нейтральный, нг – негативный.

Определите, на каком уровне показатели ценностно-патриотических ориентаций учащихся. Оцените знания, отношения и деятельность в целом по классу в каждой социальной сфере. Сосчитайте количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня в классе по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций в каждой социальной сфере. Вычислите долю каждого уровня. Результат выразите в процентах и внесите в таблицу.

Пример. В 4 «А» классе в социальной сфере «Семья» по показателю «ценностно-патриотические знания» 15 высокого позитивного уровня – 62%, 8 среднего позитивного уровня – 31%, 0 нейтрального уровня – 0%, 2 негативного уровня – 7%.

Сформированность ценностно-патриотических ориентаций учащихся по классу

Перенесите данные из таблицы 1 в таблицу 2. Для этого последовательно заполните в процентах долю каждого уровня сформированности ценностно-патриотических знаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности в целом по классу в каждой из шести социальных сфер.

Таблица 1. Результаты диагностики ценностно-патриотических ориентаций учащихся 4 «А» класса


Скачать

Сосчитайте среднее количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня для каждого показателя по классу. Чтобы определить общий уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций по классу, сосчитайте среднее количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня по каждой социальной сфере и в целом по классу.

Оцените, насколько системно классные руководители формируют ценностно-патриотические ориентации учащихся. Для этого сравните между собой показатели высокого позитивного уровня знаний, отношения и деятельности. Если разница в показателях не более 10 процентов, это свидетельствует о том, что педагоги проводят работу системно и гармонично. Отметьте такой показатель знаком «+» в таблице.

Поставьте знак «±» в таблице, если данные расходятся на 11–15 процентов. Значит учащиеся неравномерно освоили значимые ценности каждой социальной сферы.

Если данные расходятся более, чем в 15 процентов, это говорит об отсутствии системности в воспитании патриотизма учащихся. Поставьте знак «–» в таблице.

Пример. В 4 «А» классе в социальной сфере «Семья» по показателю «знания» – 62%, по показателю «отношение» – 74%, по показателю «деятельность» – 76% высокого позитивного уровня. Разница между самым высоким и самым низким показателем составила 14%. Это свидетельствует об относительной системности в работе над ценностно-патриотическими ориентациями учащихся.

Благополучие формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся класса

Определите, насколько благополучно сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций – знания, отношение, деятельность. Воспользуйтесь таблицей 2, чтобы сопоставить высокий и негативный уровни по каждому показателю в каждой социальной сфере и в целом по классу со следующей интерпретацией:

  • уверенно благополучная ситуация: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня и не более 19 процентов негативного уровня;
  • относительно благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня и не более 19 процентов негативного уровня;
  • неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня, 20 процентов и более негативного уровня.
Пример. В социальной сфере «Семья» по показателю «ценностно-патриотические знания» 62% высокого позитивного и 7% негативного уровня. Значит, ценностно-патриотические знания формируются в относительно благополучной ситуации. Также в социальной сфере «Семья» по показателю «ценностно-патриотическое отношение» 74% высокого позитивного и 6% негативного уровня, что соответствует уверенно благополучной ситуации.

Определите общую степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций. Воспользуйтесь таблицей 2, чтобы сопоставить наименьшую долю высокого позитивного уровня по всем трем показателям в каждой социальной сфере и в целом по классу. Интерпретируйте результат:

  • благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
  • неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.

Оцените качество воспитательной работы по формированию патриотизма учащихся класса. Для этого определите коэффициент эффективности: наименьшая доля высокого позитивного уровня по всем трем показателям – знания, отношение, деятельность – в целом по классу. Смотрите таблицу 2.

Таблица 2. Сводная таблица результатов сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся по классу


Скачать

Пример. В 4 «А» классе по показателю «знания» – 69%, по показателю «отношение» – 79%, по показателю «деятельность» – 74% высокого позитивного уровня в среднем по классу. Из них наименьший – по показателю «знания» 69%, он и будет коэффициентом эффективности.

Сопоставьте коэффициент эффективности со следующей интерпретацией:

  • высокая эффективность: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня;
  • средняя эффективность: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
  • низкая эффективность: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Пример. В 4 «А» классе коэффициент эффективности – 69%, что соответствует средней эффективности.

Анализ всех таблиц позволит классным руководителям выявить:

  • уровень ценностно-патриотическихзнаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности учащихся класса по каждой социальной сфере;
  • общий уровень сформированности ценностно-патриотическихзнаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности в целом по классу и для каждого учащегося;
  • наличие или отсутствие системности в освоении учащимися каждого класса значимых ценностей, которые присущи каждой социальной сфере: семья, народ, родной край, Родина, общество, государство;
  • степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по каждой социальной сфере и в целом по классу;
  • степень эффективности воспитательной работы класса по формированию патриотизма учащихся.

По результатам анализа классный руководитель оценивает качество работы по патриотическому воспитанию каждого отдельного учащегося и класса в целом. А также планирует деятельность на будущий учебный год, определяет приоритетные задачи патриотического воспитания класса. Перенесите данные из таблиц 1–3 каждого класса в сводные таблицы по школе. Смотрите таблицы 4–6.

Диагностика ценностно-патриотических ориентаций по уровням образования

Внесите в таблицу информацию, которую получили от классных руководителей. Для этого перенесите из таблицы 2 каждого класса долю высокого, среднего, нейтрального, негативного уровня по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций. Сосчитайте среднее всех уровней в каждой социальной сфере для 4-х, 9-х, 11-х классов.

Пример. В социальной сфере «Семья» по показателю «ценностно-патриотические знания» в 4 «А» классе – 62%, в 4 «Б» классе – 61% высокого позитивного уровня. Таким образом, среднее по высокому позитивному уровню в 4-х классах будет – 62%.

Сосчитайте среднее всех уровней по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций в каждой социальной сфере по школе.

Пример. В социальной сфере «Семья» по показателю «ценностно-патриотические знания» в 4-х классах – 62%, в 9-х классах – 67%, в 11-х классах – 82% высокого позитивного уровня. Таким образом, среднее по высокому позитивному уровню по школе составит – 70%.

Сформированность ценностно-патриотических ориентаций по школе

Заполните данные по классам. Для этого перенесите из таблицы 2 каждого класса среднюю по классу долю каждого уровня по каждому показателю, а также общего уровня сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся и данные о системности работы в классе. Сосчитайте среднее всех уровней по каждому показателю и среднее общего уровня в 4-х, 9-х, 11-х классах и по школе.

Пример. По показателю «ценностно-патриотические знания» в 4 «А» классе – 69%, в 4 «Б» классе – 76% высокого позитивного уровня. Таким образом, средний показатель ценностно-патриотических знаний по высокому позитивному уровню в 4-х классах составит – 73%.

Оцените, насколько системно педагоги проводят работу по формированию ценностно-патриотических ориентаций в 4-х, 9-х, 11-х классах и в целом по школе. Чтобы оценить системность работы, сравните между собой показатели высокого позитивного уровня знаний, отношения и деятельности в параллели 4-х, 9-х, 11-х классов и в целом по школе. Если разница в показателях не более 10 процентов, то это свидетельствует о системности и гармоничности формирования ценностно-патриотических ориентаций. Поставьте знак «+» в таблице.

Если расхождение составляет 11–15 процентов, то можно говорить об относительной системности в работе и неравномерном освоении учащимися значимых ценностей присущих каждой социальной сфере. Отметьте такой показатель знаком «±» в таблице.

Существенное расхождение, более 15 процентов, свидетельствует об отсутствии системности в воспитании патриотизма учащихся и, как следствие, дисгармонии ценностно-патриотических ориентаций. Поставьте знак «–» в таблице.

Пример. В 4-х классах по показателю «знания» – 73%, по показателю «отношение» – 74%, по показателю «деятельность» – 77% высокого позитивного уровня. Разница во всех трех показателях не более 10%. Значит, работу по формированию ценностно-патриотических ориентаций учащихся педагоги проводят системно.

Благополучие формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе

Заполните информацию по классам. Для этого перенесите данные о степени благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся в разных социальных сферах, а также общую степень благополучия по классу и степень эффективности воспитательной работы по формированию патриотизма из таблицы 3 каждого класса.

Таблица 3. Сводная таблица благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся класса


Скачать

Определите среднюю степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций в разных социальных сферах в 4-х, 9-х, 11-х классах и в целом по школе. Для этого сопоставьте наименьшую долю высокого позитивного уровня по всем трем показателям в каждой социальной сфере в параллели 4-х, 9-х, 11-х классов. Смотрите таблицу 4. Интерпретируйте результаты:

  • благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
  • неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.

Таблица 4. Сводная таблица результатов диагностики ценностно-патриотических ориентаций учащихся на уровне НОО


Скачать

Оцените степень эффективности воспитательной работы по формированию патриотизма учащихся в 4-х, 9-х, 11-х классах, а также в целом по школе. Определите коэффициент эффективности: наименьшая доля высокого позитивного уровня по всем трем показателям в параллели классов. Смотрите таблицу 5.

Таблица 5. Сводная таблица результатов сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе


Скачать

Пример. В 4-х классах по показателю «знания» – 73%, по показателю «отношение» – 74%, по показателю «деятельность» – 77% высокого позитивного уровня. Из них наименьший – по показателю «знания» 73%, он и будет коэффициентом эффективности.

Сопоставьте коэффициент эффективности со следующей интерпретацией:

  • высокая эффективность: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня;
  • средняя эффективность: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
  • низкая эффективность: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Пример. В параллели 4-х классов коэффициент эффективности – 73%, что соответствует высокой эффективности воспитательной работы по формированию патриотизма учащихся.

Общий анализ данных диагностики

Проведите анализ таблиц 4–6 по каждому классу, по уровню образования и в целом по школе по трем направлениям:

Уровни сформированности показателей ценностно-патриотических ориентаций в разных социальных сферах. Проанализируйте данные таблицы 4, чтобы выявить:

  • как сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций учащихся в разных социальных сферах;
  • по каким показателям ценностных ориентаций преобладает позитивный уровень, а по каким нет;
  • какие показатели ценностных ориентаций: знания, отношение или деятельность сформированы лучше в каждой социальной сфере;
  • в какой социальной сфере лучше всего сформированы показатели ценностно-патриотических ориентаций учащихся.

Сформированность ценностно-патриотических ориентаций. Анализ таблицы 5 позволит выявить, как сформированы ценностно-патриотические ориентации в разных классах, параллелях классов, школе:

  • как сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций учащихся;
  • формирование какого показателя преобладает;
  • какой общий уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций преобладает;
  • насколько системно педагоги формируют ценностно-патриотические ориентации учащихся: в каких классах освоение ценностей каждой социальной сферы ведется в системе, а в каких системность отсутствует.

Эффективность формирования ценностно-патриотических ориентаций. Анализ данных таблицы 6 покажет, насколько эффективно педагоги работают над формированием ценностно-патриотических ориентаций в классах, параллелях классов, школе:

  • по каким социальным сферам формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся идет лучше, по каким – хуже;
  • насколько благополучно в целом идет формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся;
  • насколько эффективна воспитательная работа по формированию патриотизма учащихся.

Таблица 6. Сводная таблица благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе


Скачать

Рекомендации, чтобы скорректировать план работы

Подготовьте распоряжения по итогам анализа, чтобы скорректировать план работы на новый учебный год.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей