
Инструменты для зама по ВР, чтобы провести самоанализ патриотического воспитания и скорректировать план
Оцените реализацию патриотического воспитания в школе как приоритетного направления. Для этого проведите диагностику уровня патриотического воспитания учащихся.

«Системный опросник для выявления ценностно-патриотических ориентаций учащихся» И.П. Лушников
Скачать
Используйте «Системный опросник для выявления ценностно-патриотических ориентаций учащихся» И.П. Лушникова. Смотрите в приложении опросники для 4-х, 9-х и 11-х классов, а также ключи для оценивания ответов.
Опросник определяет ценностно-патриотические ориентации учащихся в шести социальных сферах: семья, народ, родной край, родина, общество, государство. Вопросы позволяют выявить уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций – знаний, отношения и деятельности.
Анализ результатов показывает общий уровень ценностно-патриотических ориентаций, а также насколько системно и благополучно их сформировали у учащихся классные руководители. Опросник определяет качество работы по воспитанию чувства патриотизма у школьников.
Поручите классным руководителям провести анкетирование учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов и представить результаты. Для этого воспользуйтесь таблицами 1–3 и инструкциями к каждой таблице, чтобы систематизировать результаты диагностики класса.
Диагностика ценностно-патриотических ориентаций учащихся
Внесите в таблицу список класса. Заполните результаты диагностики каждого учащегося: последовательно внесите уровень сформированности ценностно-патриотических знаний – ЦПЗ, ценностно-патриотического отношения – ЦПО, ценностно-патриотической деятельности – ЦПД учащегося по каждой из шести социальных сфер. Для каждого уровня используйте следующие сокращения: вп – высокий позитивный, сп – средний позитивный, н – нейтральный, нг – негативный.
Определите, на каком уровне показатели ценностно-патриотических ориентаций учащихся. Оцените знания, отношения и деятельность в целом по классу в каждой социальной сфере. Сосчитайте количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня в классе по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций в каждой социальной сфере. Вычислите долю каждого уровня. Результат выразите в процентах и внесите в таблицу.
Сформированность ценностно-патриотических ориентаций учащихся по классу
Перенесите данные из таблицы 1 в таблицу 2. Для этого последовательно заполните в процентах долю каждого уровня сформированности ценностно-патриотических знаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности в целом по классу в каждой из шести социальных сфер.
Таблица 1. Результаты диагностики ценностно-патриотических ориентаций учащихся 4 «А» класса
Сосчитайте среднее количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня для каждого показателя по классу. Чтобы определить общий уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций по классу, сосчитайте среднее количество высокого, среднего, нейтрального и негативного уровня по каждой социальной сфере и в целом по классу.
Оцените, насколько системно классные руководители формируют ценностно-патриотические ориентации учащихся. Для этого сравните между собой показатели высокого позитивного уровня знаний, отношения и деятельности. Если разница в показателях не более 10 процентов, это свидетельствует о том, что педагоги проводят работу системно и гармонично. Отметьте такой показатель знаком «+» в таблице.
Поставьте знак «±» в таблице, если данные расходятся на 11–15 процентов. Значит учащиеся неравномерно освоили значимые ценности каждой социальной сферы.
Если данные расходятся более, чем в 15 процентов, это говорит об отсутствии системности в воспитании патриотизма учащихся. Поставьте знак «–» в таблице.
Благополучие формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся класса
Определите, насколько благополучно сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций – знания, отношение, деятельность. Воспользуйтесь таблицей 2, чтобы сопоставить высокий и негативный уровни по каждому показателю в каждой социальной сфере и в целом по классу со следующей интерпретацией:
- уверенно благополучная ситуация: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня и не более 19 процентов негативного уровня;
- относительно благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня и не более 19 процентов негативного уровня;
- неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня, 20 процентов и более негативного уровня.
Определите общую степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций. Воспользуйтесь таблицей 2, чтобы сопоставить наименьшую долю высокого позитивного уровня по всем трем показателям в каждой социальной сфере и в целом по классу. Интерпретируйте результат:
- благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
- неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Оцените качество воспитательной работы по формированию патриотизма учащихся класса. Для этого определите коэффициент эффективности: наименьшая доля высокого позитивного уровня по всем трем показателям – знания, отношение, деятельность – в целом по классу. Смотрите таблицу 2.
Таблица 2. Сводная таблица результатов сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся по классу
Сопоставьте коэффициент эффективности со следующей интерпретацией:
- высокая эффективность: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня;
- средняя эффективность: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
- низкая эффективность: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Анализ всех таблиц позволит классным руководителям выявить:
- уровень ценностно-патриотическихзнаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности учащихся класса по каждой социальной сфере;
- общий уровень сформированности ценностно-патриотическихзнаний, ценностно-патриотического отношения и ценностно-патриотической деятельности в целом по классу и для каждого учащегося;
- наличие или отсутствие системности в освоении учащимися каждого класса значимых ценностей, которые присущи каждой социальной сфере: семья, народ, родной край, Родина, общество, государство;
- степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по каждой социальной сфере и в целом по классу;
- степень эффективности воспитательной работы класса по формированию патриотизма учащихся.
По результатам анализа классный руководитель оценивает качество работы по патриотическому воспитанию каждого отдельного учащегося и класса в целом. А также планирует деятельность на будущий учебный год, определяет приоритетные задачи патриотического воспитания класса. Перенесите данные из таблиц 1–3 каждого класса в сводные таблицы по школе. Смотрите таблицы 4–6.
Диагностика ценностно-патриотических ориентаций по уровням образования
Внесите в таблицу информацию, которую получили от классных руководителей. Для этого перенесите из таблицы 2 каждого класса долю высокого, среднего, нейтрального, негативного уровня по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций. Сосчитайте среднее всех уровней в каждой социальной сфере для 4-х, 9-х, 11-х классов.
Сосчитайте среднее всех уровней по каждому показателю ценностно-патриотических ориентаций в каждой социальной сфере по школе.
Сформированность ценностно-патриотических ориентаций по школе
Заполните данные по классам. Для этого перенесите из таблицы 2 каждого класса среднюю по классу долю каждого уровня по каждому показателю, а также общего уровня сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся и данные о системности работы в классе. Сосчитайте среднее всех уровней по каждому показателю и среднее общего уровня в 4-х, 9-х, 11-х классах и по школе.
Оцените, насколько системно педагоги проводят работу по формированию ценностно-патриотических ориентаций в 4-х, 9-х, 11-х классах и в целом по школе. Чтобы оценить системность работы, сравните между собой показатели высокого позитивного уровня знаний, отношения и деятельности в параллели 4-х, 9-х, 11-х классов и в целом по школе. Если разница в показателях не более 10 процентов, то это свидетельствует о системности и гармоничности формирования ценностно-патриотических ориентаций. Поставьте знак «+» в таблице.
Если расхождение составляет 11–15 процентов, то можно говорить об относительной системности в работе и неравномерном освоении учащимися значимых ценностей присущих каждой социальной сфере. Отметьте такой показатель знаком «±» в таблице.
Существенное расхождение, более 15 процентов, свидетельствует об отсутствии системности в воспитании патриотизма учащихся и, как следствие, дисгармонии ценностно-патриотических ориентаций. Поставьте знак «–» в таблице.
Благополучие формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе
Заполните информацию по классам. Для этого перенесите данные о степени благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся в разных социальных сферах, а также общую степень благополучия по классу и степень эффективности воспитательной работы по формированию патриотизма из таблицы 3 каждого класса.
Таблица 3. Сводная таблица благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся класса
Определите среднюю степень благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций в разных социальных сферах в 4-х, 9-х, 11-х классах и в целом по школе. Для этого сопоставьте наименьшую долю высокого позитивного уровня по всем трем показателям в каждой социальной сфере в параллели 4-х, 9-х, 11-х классов. Смотрите таблицу 4. Интерпретируйте результаты:
- благополучная ситуация: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
- неблагополучная ситуация: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Таблица 4. Сводная таблица результатов диагностики ценностно-патриотических ориентаций учащихся на уровне НОО
Оцените степень эффективности воспитательной работы по формированию патриотизма учащихся в 4-х, 9-х, 11-х классах, а также в целом по школе. Определите коэффициент эффективности: наименьшая доля высокого позитивного уровня по всем трем показателям в параллели классов. Смотрите таблицу 5.
Таблица 5. Сводная таблица результатов сформированности ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе
Сопоставьте коэффициент эффективности со следующей интерпретацией:
- высокая эффективность: не менее 70 процентов высокого позитивного уровня;
- средняя эффективность: не менее 50 процентов высокого позитивного уровня;
- низкая эффективность: менее 50 процентов высокого позитивного уровня.
Общий анализ данных диагностики
Проведите анализ таблиц 4–6 по каждому классу, по уровню образования и в целом по школе по трем направлениям:
Уровни сформированности показателей ценностно-патриотических ориентаций в разных социальных сферах. Проанализируйте данные таблицы 4, чтобы выявить:
- как сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций учащихся в разных социальных сферах;
- по каким показателям ценностных ориентаций преобладает позитивный уровень, а по каким нет;
- какие показатели ценностных ориентаций: знания, отношение или деятельность сформированы лучше в каждой социальной сфере;
- в какой социальной сфере лучше всего сформированы показатели ценностно-патриотических ориентаций учащихся.
Сформированность ценностно-патриотических ориентаций. Анализ таблицы 5 позволит выявить, как сформированы ценностно-патриотические ориентации в разных классах, параллелях классов, школе:
- как сформирован каждый показатель ценностно-патриотических ориентаций учащихся;
- формирование какого показателя преобладает;
- какой общий уровень сформированности ценностно-патриотических ориентаций преобладает;
- насколько системно педагоги формируют ценностно-патриотические ориентации учащихся: в каких классах освоение ценностей каждой социальной сферы ведется в системе, а в каких системность отсутствует.
Эффективность формирования ценностно-патриотических ориентаций. Анализ данных таблицы 6 покажет, насколько эффективно педагоги работают над формированием ценностно-патриотических ориентаций в классах, параллелях классов, школе:
- по каким социальным сферам формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся идет лучше, по каким – хуже;
- насколько благополучно в целом идет формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся;
- насколько эффективна воспитательная работа по формированию патриотизма учащихся.
Таблица 6. Сводная таблица благополучия формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся по школе
Рекомендации, чтобы скорректировать план работы
Подготовьте распоряжения по итогам анализа, чтобы скорректировать план работы на новый учебный год.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
