ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2023года
Профессиональные компетенции
Метапредметные результаты

Карточки для педагогов, чтобы сформировать смысловое чтение у школьников

Лилия Лапшина, директор МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Светлана Колесникова, заместитель директора по учебной работе МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Наталья Былинина, учитель истории и обществознания МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Светлана Прохорова, канд. пед. наук, доцент, научный руководитель МБОУ «Гимназия № 34»,
Татьяна Волкова, учитель английского языка МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова
В статье – карточки по предметам, которые позволят педагогам сформировать у учеников навык смыслового чтения – одного из элементов функциональной грамотности. Каждая карточка содержит рекомендации или упражнения, с помощью которых учителя научат школьников смысловому чтению на уроках и во внеурочное время. Все карточки разработали и апробировали в своей школе педагоги-предметники. А эксперт, кандидат педагогических наук, выверила инструменты.

Убедитесь, что педагоги развивают функциональную грамотность школьников на уроках и задают на дом задания, чтобы сформировать это умение. Такое требование закрепляют ФГОС НОО и ООО третьего поколения (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Сделайте акцент на читательской грамотности, которая входит в структуру функциональной. Именно это умение проверяют в рамках федеральных оценочных процедур – международного исследования PIRLS и Общероссийской оценки по модели PISA.

Чтобы развить читательскую грамотность у учеников, педагоги должны обучить детей смысловому чтению. Его цель – точно и полно понять содержание текста, уловить все его детали и практически осмыслить информацию. Для этого учителям необходимо научить школьников определять цель чтения и выбирать его темп. Кроме того, школьники должны уметь извлекать из текстов различных жанров сведения, которые нужны, а также определять основную и второстепенную информацию. Еще один аспект смыслового чтения – формулировать проблемы и главную идею текста. Такие умения носят метапредметный характер. Минпросвещения закрепило их во ФГОС уровней образования (п. 42.1 ФГОС-2021 НОО, п. 43.1 ФГОС-2021 ООО, п. 8.1 ФГОС СОО).

Объясните педагогам, что смысловое чтение – сложный навык, который дети в состоянии освоить, если психологически готовы к этому. Ведь с его помощью учителя формируют у учеников устную и письменную речь, что позволяет продуктивно учиться и осваивать образовательную программу. Какими учебными навыками должны обладать школьники, чтобы педагоги смогли научить их смысловому чтению, смотрите в таблице.

Предложите учителям-предметникам карточки с рекомендациями и упражнениями для учеников 5–11-х классов. С помощью карточек педагоги разовьют навыки смыслового чтения, когда школьники работают с текстами на уроках русского и английского языков, математики, литературы, истории.

Упражнения и рекомендации, чтобы развивать у школьников смысловое чтение

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите предмет. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях


 

 

 

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей