ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2023года
Профессиональные компетенции
Рабочая программа

Как составить рабочую программу по обновленному ФГОС СОО и ФОП. Инструкция

Лариса Бикбаева, директор МБОУ «СОШ № 22», г. Анжеро-Судженск
В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочие программы по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с ФОП. С помощью рекомендаций в инструкции учителя верно оформят рабочие программы по учебным предметам или курсам, а также курсам внеурочной деятельности. Вам же останется только раздать педагогам готовую инструкцию.

Когда в вашей школе будет готов проект учебного плана СОО на 2023/24 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите нормативно-правовые документы и локальные акты, которые регламентируют, как разрабатывать рабочие программы. Так вы выполните все требования к программам. Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет составить рабочую программу по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой (ФОП).

Ознакомьтесь с документами

6
предметов,

для которых обязательно применять федеральные рабочие программы на уровне СОО

Изучите три новых нормативных документа, которые содержат требования к рабочим программам или информацию о них. Первый – обновленный ФГОС СОО в редакции документа от 23 сентября 2022 года (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413). Второй – Федеральный закон, который вносит поправки в Закон об образовании и статью 1 Закона об обязательных требованиях (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Третий – федеральная образовательная программа среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014).

Рекомендуем собраться с коллегами и обсудить все новые документы на заседании методобъединения, методического или педагогического совета. Так вы совместно проанализируете изменения, определите и проработаете важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Примерные программы. Примерные рабочие программы по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, больше не используйте. Ведомства исключили из нормативных документов упоминания о примерных программах (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Вместо них включили понятие федеральных основных общеобразовательных программ.

Федеральные программы. Теперь вы вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам без изменений (ч. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Такие программы включили в содержательный раздел ФОП. Но доработать федеральные рабочие программы все же придется. Разработчики не внесли в них тематическое планирование, как это требует образовательный стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Не по всем предметам есть федеральные рабочие программы, а только по тем, которые школе придется применять в обязательном порядке (ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На уровне среднего общего образования это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Для таких предметов федеральная программа содержит требования только на базовом уровне.

Локальные акты. Ознакомьтесь с локальным актом, который устанавливает, как разрабатывать рабочие программы в вашей школе. Например, положением о рабочей программе. Такой документ школа составляет на основе требований ФГОС.

В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Положение устанавливает сроки, на какой период вам необходимо составить рабочие программы.

ВАЖНО

До 1 июня 2023 года Минпросвещения разработает федеральные рабочие программы по всем предметам, которые обязательно должны изучить школьники

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливает обновленный ФГОС СОО. Так, рабочая программа учебного предмета или курса должна содержать три обязательных раздела (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Смотрите их на рисунке 1. А структуру рабочей программы курса внеурочной деятельности смотрите на рисунке 2. Другие разделы, например, пояснительная записка или календарно-тематическое планирование, необязательно включать в документ. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закрепляет школьное положение о программе.

Рисунок 1. Обязательные разделы рабочей программы учебного предмета, курсаРисунок 2. Обязательные разделы рабочей программы курса внеурочной деятельности

Скачать

Скачать

В федеральной образовательной программе разработчики упоминают про тематическое планирование, но не приводят его. При этом в федеральных рабочих программах есть пояснительная записка, которую не требует разрабатывать стандарт. Смотрите структуру рабочей программы по ФГОС СОО и по ФОП в таблице 1. Документы содержат разные названия и порядок разделов, которые должны быть в рабочей программе по учебному предмету или курсу. Чтобы выполнить требования обоих документов, рекомендуем дополнить структуру рабочей программы, которую устанавливает ФГОС, пояснительной запиской, как в ФОП. Но такое решение должно закреплять школьное положение о рабочей программе.

Таблица 1. Структура рабочей программы учебного предмета


Скачать

Если вы используете федеральную рабочую программу по учебному предмету, то добавьте в нее тематическое планирование. Это необходимо, чтобы структура рабочей программы соответствовала требованиям ФГОС СОО. В тематическом планировании укажите количество академических часов, которые отводите на освоение каждой темы. Также добавьте примечание, как учитываете при обучении рабочую программу воспитания. Такое требование содержит стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).

В отличие от ФГОС-2021 НОО и ООО, обновленный ФГОС СОО не содержит требования, что в тематическом планировании нужно прописать для каждой темы электронные или цифровые образовательные ресурсы. Добавьте информацию об ЭОР или ЦОР по каждой теме, если это устанавливает локальный акт о рабочей программе.

  • Как разрабатывать рабочие программы по обязательным предметам, для которых в ФОП нет федеральных рабочих программ?

    Рекомендуем отложить разработку рабочих программ по обязательным предметам до лета. Минпросвещения планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам, которые обязательно должны изучить школьники (письмо от 16.01.2023 № 03-68). Ведомство сделает это до 1 июня 2023 года

Пропишите планируемые результаты

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочей программе, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования ФГОС СОО. В обновленном стандарте планируемые результаты прописали подробнее, чем в предыдущей редакции документа (глава II ФГОС СОО).

Если вы используете федеральную рабочую программу по предмету, то планируемые результаты оставьте без изменений. Если вы самостоятельно разрабатываете рабочую программу, то проверьте, чтобы планируемые результаты были не ниже тех, что разработчики сформулировали в обновленном ФГОС и ФОП. Также соотнесите рабочую программу в этой части с локальными актами, например, целевым разделом ООП СОО. Проверьте, чтобы документы соответствовали друг другу. Рекомендуем скопировать планируемые результаты из текста стандарта. Не меняйте содержательно формулировки личностных и метапредметных результатов, которые возьмете из новой редакции ФГОС. Так вы обеспечите единое образовательное пространство, как рекомендует Минпросвещения.

Система оценки результатов. Когда рабочая группа будет обновлять ООП по требованиям новой редакции ФГОС СОО и в соответствии с ФОП, вас могут попросить сформулировать особенности оценки достижения планируемых результатов по вашему учебному предмету.

Такие формулировки школа описывает самостоятельно, потому что в ФОП разработчики не прописали особенности оценки по отдельным учебным предметам. Но ФОП содержит блоки, по которым нужно описать оценку предметных результатов (п. 18.26 ФОП СОО). Смотрите их в примере.

ПРИМЕР. Что включить в описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету согласно ФОП СОО

Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки – например, текущая или тематическая, устно или письменно, практика.
Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию.
График контрольных мероприятий.

ВАЖНО

С сентября 2023 года Минпросвещения планирует ввести курс начальной военной подготовки в рамках ОБЖ. Запланируйте внести изменения в рабочую программу по предмету

Обновленный ФГОС СОО предъявляет такие же требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, как и предыдущая редакция стандарта. Смотрите требования к системе оценки на рисунке 3.

Подготовьте содержание

По предметам русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ, которые школьники будут изучать на базовом уровне, используйте федеральные рабочие программы из ФОП. Но рекомендуем проанализировать и сравнить содержание федеральной рабочей программы и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО. Поскольку новая редакция стандарта предъявляет более четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине (п. 9 ФГОС СОО). Смотрите в таблице 2 пример сравнения содержания по русскому языку базового уровня в ФОП и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО.

Если выявите, что содержание федеральной рабочей программы не соответствует предметным результатам во ФГОС, то дополните программу содержанием, которого недостает. Школа обязана соблюдать требования ФГОС. Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами.

Для обязательных предметов на углубленном уровне самостоятельно разработайте рабочие программы. Но возьмите за основу федеральные рабочие программы, чтобы содержание учебного предмета или курса было ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Рабочие программы по другим предметам вы вправе разработать самостоятельно. Но соотнесите содержание, которое вы запланировали в рабочей программе, с обновленным ФГОС СОО, а также ФОП. Минпросвещения планирует дополнить ФОП федеральными рабочими программами по остальным предметам. Так же ведомство рекомендует использовать федеральные рабочие программы в неизменном виде или в качестве методической основы, чтобы разработать авторскую программу (письмо Минпросвещения от 16.01.2023 № 03-68).

В содержании рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса. За основу можете взять содержательный раздел ФОП. Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на уровне СОО по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Проверьте, что в содержании рабочих программ учли концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Смотрите на схеме концепции, которые уже утвердили. Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в содержании формы проведения занятий с детьми (п. 18.2.2 ФГОС СОО).

По желанию приложите к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Составьте тематическое планирование

В тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету или курсу включите два обязательных элемента. Первый – перечень тем, которые планируете освоить со школьниками. Второй – количество академических часов, которое отведете, чтобы освоить каждую тему. В тематическом планировании для курса внеурочной деятельности достаточно перечислить темы (п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, планируемые результаты освоения раздела или темы. Еще вариант – описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Смотрите фрагмент тематического планирования, которое составили по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Количество часов, которое отвели на контрольные работы, должно соответствовать графику оценочных процедур. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Календарно-тематическое планирование. Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочей программе. Например, в календарно-тематическом планировании укажите тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Включите информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленный ФГОС СОО закрепляет, что рабочие программы предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Сделайте это в тематическом планировании (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Например, отразите воспитательный компонент содержания программы по каждой теме в отдельной колонке таблицы тематического планирования. Смотрите пример.

Фрагмент тематического планирования по требованиям обновленного ФГОС СОО

Чтобы выявить воспитательный потенциал предмета, соотнести цель и целевые приоритеты воспитания с ресурсами своего учебного предмета. Приоритеты воспитания смотрите в рабочей программе воспитания вашей школы. Рекомендуем вместе с коллегами на тематических заседаниях проанализировать целевые приоритеты воспитания на уровне СОО и обсудить возможности каждого предмета. Это поможет вам сузить цель воспитания до задач конкретного предмета и конкретного урока.

К СВЕДЕНИЮ

Как отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании

Конкретных требований к тому, как учесть и отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании рабочей программы, федеральное законодательство не предъявляет. Поэтому школа может самостоятельно определить способ и закрепить его в положении о рабочей программе. Например, указать в тематическом планировании приоритеты можно тремя способами. Первый – в самой таблице тематического планирования перечислить целевые приоритеты для каждого раздела или темы рабочей программы. Недостаток этого способа – приоритеты будут повторяться из раздела в раздел. Второй способ – указать целевые приоритеты перед таблицей тематического плана. Третий способ – пронумеровать целевые приоритеты и прописать их после таблицы, чтобы компактно указать номера приоритетов для каждого раздела или темы в плане.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).