ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
+ 1 навык за статью
Статья улучшает навыки:
– Создание образовательных программ в школе.
Читайте до конца и уже завтра мы начислим вам навыки в Реестре
3
Март 2023года
Образовательная деятельность
Переход на обновленный ФГОС СОО

Что изменить в содержательном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО

Ирина Николаева, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года-2019», после 16-ти лет работы заместителем директора возглавила лицей, который под ее руководством получил статус инновационной площадки РАО, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Магадана
В статье – рекомендации и примеры готовых формулировок, с помощью которых разработаете содержательный раздел основной образовательной программы по обновленному ФГОС СОО. Эксперт, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения рассказала, как написать программу развития УУД и составить рабочие программы предметов. А также как скорректировать рабочую программу воспитания и дополнить программу коррекционной работы. Все рекомендации учитывают требования федеральной образовательной программы, чтобы вы обновили ООП по новым нормам.
 

Переход на обновленный ФГОС СОО. Цикл статей

Мы продолжаем спецпроект по обновленному ФГОС СОО, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали программу. В этой статье читайте, как составить содержательный раздел ООП СОО. В апрельском номере мы расскажем, какие изменения внести в организационный раздел программы. Еще мы продублировали статью из прошлого номера, чтобы вы скорректировали целевой раздел ООП.

В обновленном ФГОС СОО структура содержательного раздела образовательной программы не изменилась по сравнению с предыдущей редакцией стандарта. Но обновленный ФГОС предъявляет более четкие требования к содержанию. Поэтому вам придется внести изменения во все части содержательного раздела, чтобы школьная ООП СОО соответствовала требованиям обновленного стандарта и федеральной образовательной программы. При этом взять без изменений содержательный раздел из ФОП СОО не получится. Новая редакция стандарта и ФОП содержат разные названия, порядок и количество частей содержательного раздела. Посмотрите структуру содержательного раздела ООП по обновленному ФГОС СОО и по ФОП в таблице 1.

ВАЖНО

До 1 сентября 2023 года все школы должны привести свои ООП в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ)

В карточке ниже посмотрите какие формулировки взять из ФОП, чтобы составить содержательный раздел ООП СОО, а какие формулировки придется доработать или разработать самостоятельно. Далее в статье читайте подробнее об изменениях, которые внести в содержательный раздел ООП.

Главное в статье Скрыть

Главное в статье СкрытьПрограмма развития УУД

Чтобы составить программу развития универсальных учебных действий возьмите формулировки из ФОП в готовом виде, но скорректируйте название программы по требованиям ФГОС СОО. Новая редакция стандарта требует, чтобы ООП СОО содержала программу развития универсальных учебных действий (п. 14 ФГОС СОО). При этом в ФОП СОО название программы другое – программа формирования универсальных учебных действий (пп. 8, 25 ФОП СОО). Рекомендуем назвать программу так, как требует обновленный ФГОС СОО.

Содержание программы. В обновленном ФГОС не изменились требования к содержанию программы развития УУД по сравнению с предыдущей редакцией стандарта. Также разработчики оставили без изменения элементы формирования УУД, которые должна обеспечивать программа (п. 18.2.1 ФГОС СОО). Посмотрите на рисунке 1, что включить в программу развития УУД. Что должна обеспечивать программа на уровне СОО, смотрите на рисунке 2.

Инструкция

Кликните на название рисунка, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку

Целевой раздел. Возьмите из ФОП без изменений целевой раздел программы формирования УУД. В нем разработчики уже прописали целевое назначение и задачи реализации программы. Еще описали понятия, функции, состав и характеристики УУД, а также их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью. Отметили место УУД в структуре образовательной деятельности (п. 25.1 ФОП СОО). Пример формулировки целевого раздела программы развития УУД смотрите ниже.

Содержательный раздел. Можете взять из ФОП формулировки для содержательного раздела программы без изменений или дополнить их в зависимости от особенностей школы. Это возможно, так как содержательный раздел программы описывает взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности (п. 25.2 ФОП СОО).

Не меняйте содержательно формулировки, которые возьмете из ФОП. Программа развития УУД является частью содержательного раздела ООП СОО, а значит, к ней предъявляют такие же требования, как и к образовательной программе в целом. Основное требование – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже тех, что указаны в федеральной образовательной программе (п. 3 ФОП СОО, ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Кроме того, содержательно ФГОС, учебники и КИМ ГИА разработчики привели в соответствие друг с другом.

Не рекомендуем менять формулировки в части формирования УУД по предметам, по которым обязательно применять федеральные рабочие программы. На уровне СОО это русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ. Федеральные рабочие программы отражают УУД, которые определены во ФГОС как часть метапредметных результатов обучения. В федеральных программах разработчики уже соотнесли УУД с предметными результатами по разделам и темам. Еще в ФОП описали реализацию требований формирования УУД в предметных результатах и тематическом планировании по пяти предметным областям. Это русский язык и литература, иностранный язык, математика и информатика, естественно-научные предметы, общественно-научные предметы.

Организационный раздел. Возьмите из ФОП формулировки организационного раздела программы формирования УУД, но измените или дополните их в зависимости от особенностей школы. В нем разработчики уже прописали условия реализации программы, требования к педагогическим кадрам, а также специфические характеристики организации образовательного пространства (п. 25.3 ФОП СОО). Пример формулировки организационного раздела программы развития УУД смотрите ниже.

ВАЖНО

Рекомендуйте педагогам использовать методрекомендации Минпросвещения о разработке тематического планирования, а также материалы портала «Единое содержание образования», конструкторы рабочих программ

Главное в статье СкрытьРабочие программы

Включите в содержательный раздел ООП рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. Основное требование к содержательному разделу – включать федеральные рабочие программы по шести предметам: русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ (п. 4 ФОП СОО, ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом в обновленном ФГОС СОО требования к рабочим программам не изменились по сравнению с предыдущей редакцией стандарта.

Федеральные рабочие программы учебных предметов, которые нужно применять в обязательном порядке, возьмите в готовом виде из ФОП. Но поручите педагогам доработать такие программы, чтобы они соответствовали требованиям обновленного ФГОС СОО. Предложите учителям инструкцию>>, которая поможет доработать любую федеральную рабочую программу или разработать авторскую программу в соответствии с ФОП и ФГОС.

Посмотрите пример с двумя вариантами формулировки о рабочих программах для ООП СОО. Вы можете выбрать вариант, который подойдет вашей школе, и скопировать в свою ООП.

Пример с двумя вариантами формулировок

ВАЖНО

До 1 июня 2023 года Минпросвещения разработает федеральные рабочие программы по всем предметам, которые обязательно должны изучить школьники

Федеральные программы. Поручите педагогам добавить в федеральные рабочие программы по обязательным предметам тематическое планирование (п. 18.2.2 ФГОС СОО). В ФОП его упоминают, но не приводят. Пусть учителя укажут количество академических часов, которые отводят на освоение каждой темы. Еще педагогам придется добавить примечание, как учитывают при обучении рабочую программу воспитания.

Порекомендуйте педагогам использовать федеральные рабочие программы по всем предметам, которые обязательно должны изучить школьники. Так вы снимите бумажную нагрузку с педагогов. Если школа непосредственно применяет ФОП и использует федеральные рабочие программы, то разрабатывать соответствующую учебно-методическую документацию не нужно (ч. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Авторские программы. Педагоги могут использовать федеральные рабочие программы как методическую основу, чтобы разработать авторские рабочие программы для углубленного изучения предметов. Поскольку федеральные рабочие программы, которые предложили разработчики, содержат требования только на базовом уровне. Но учителям нужно соблюдать условие – содержание и планируемые результаты должны быть не ниже уровня, который указан в федеральных рабочих программах (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если педагог решил разработать авторскую программу, порекомендуйте сделать это в конструкторе рабочих программ, который находится на сайте единого содержания образования edsoo.ru (письмо Минпросвещения от 16.01.2023 № 03-68). Конструктор позволяет индивидуализировать федеральные рабочие программы по учебным предметам. Предполагаем, что содержание таких рабочих программ будет выверено разработчиками конструктора и полностью соответствовать всем федеральным нормам.

Главное в статье СкрытьРабочая программа воспитания

Возьмите из ФОП готовую формулировку целевого раздела федеральной рабочей программы воспитания, чтобы обновить или разработать собственную рабочую программу воспитания (п. 26.1.1 ФОП СОО). Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковые. Посмотрите ниже пример формулировки целевого раздела рабочей программы воспитания.

Пример формулировки целевого раздела рабочей программы воспитания

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

В содержательный и организационный разделы федеральной рабочей программы воспитания внесите дополнения. Например, добавьте к обязательным дополнительные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.

ФОП СОО содержит конкретные формулировки содержательного раздела программы воспитания с учетом возможной специфики школ – что подразумевается под укладом образовательной организации, виды, формы и содержание воспитательной деятельности по модулям. Поэтому содержание федеральной рабочей программы вы вправе изменить, чтобы оно соответствовало особенностям вашей школы: организационно-правовой форме, контингенту детей и их родителей, направленности образовательной программы (п. 26.1.4 ФОП СОО). Кроме того вариативный компонент содержания воспитания включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.

Федеральная рабочая программа воспитания соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания (решение ФУМО, протокол от 23.06.2022 № 3/22). Федеральная программа – основа, чтобы составить рабочую программу воспитания ООП. Взять без изменений содержательный и организационный разделы программы не получится, поскольку школам нужно отразить свои особенности. Также в ФОП разработчики отметили, что можно менять содержание  разделов федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого (п. 26.1.4 ФОП СОО). Еще в федеральной программе отразили единство и преемственность образовательного процесса всех уровней образования, а также соотнесли ее с другими рабочими программами воспитания (п. 26.1.1 ФОП СОО).

Обновленный ФГОС СОО содержит такие же требования к рабочей программе воспитания, что и предыдущая редакция стандарта.

Главное в статье СкрытьПрограмма коррекционной работы

Включите в содержательный раздел ООП программу коррекционной работы, если обучаете детей с ОВЗ, для которых не нужна АООП (п. 14 ФГОС СОО). В федеральной образовательной программе нет программы коррекционной работы. Поэтому разработайте эту часть ООП самостоятельно или скорректируйте программу, если она есть в вашей школе. Если на федеральном уровне не разработают единый каркас программы коррекционной работы на уровне СОО, используйте за основу одноименный раздел из ПООП СОО. Так вам не придется разрабатывать программу с нуля.

По требованиям обновленного ФГОС СОО школам необходимо уточнить или дополнить названия разделов программы коррекционной работы. Смотрите в таблице 2 сравнение структуры программы по ФГОС СОО до и после изменений.

В прежней редакции  ФГОС СОО программа коррекционной работы была направлена на организацию работы с учениками с особыми образовательными потребностями. В новой редакции стандарта разработчики конкретизировали назначение программы коррекционной работы. Теперь ее цель – коррекция недостатков психического или физического развития школьников, в том числе с ОВЗ, помощь в освоении ими ООП и психолого-педагогическая поддержка. Программа коррекционной работы должна предусматривать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех школьников, которые испытывают трудности в освоении ООП и нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке. Так в обновленном ФГОС СОО сместился акцент с создания системы работы на достижение ее результатов.

Проверьте, что описали в программе коррекционной работы, как в вашей школе осуществляете комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Поскольку в обновленном стандарте появилась новая формулировка –  комплексное обследование и мониторинг динамики развития. А без специальных условий сделать это не возможно. Поэтому опишите, какие специальные условия обучения и воспитания для школьников с ОВЗ есть в школе. Пропишите, есть ли адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. Еще отметьте, как проводите наблюдение за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставляете ли им услуги ассистента и техническую помощь.

Если в вашей школе нет детей с ОВЗ или инвалидностью, то можете использовать общие формулировки для программы коррекционной работы. Так как теперь программу нужно составлять для всех детей, которые испытывают трудности в освоении ООП, то формулировки могут касаться общих возрастных особенностей неуспевающих школьников. Если в школе есть дети с ОВЗ или инвалидностью, то используйте конкретные формулировки, четко описывайте условия, стратегии, планируемые результаты, чтобы учитывать контингент школьников.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях


 

 

 

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).