ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2023года
Качество образования
Государственная итоговая аттестация

ОГЭ-2023: листы контроля, чтобы проверить подготовку на уроках

В статье – листы контроля по всем предметам, с помощью которых проверите, как педагоги готовят девятиклассников к ГИА. Инструменты учитывают все нововведения в экзаменах этого года и типичные ошибки, которые допускали выпускники на ОГЭ-2022. Листы контроля разработали учителя-предметники, члены предметных комиссий по проверке ОГЭ. Эксперты проанализировали изменения в КИМ ОГЭ 2023 года, а также рассмотрели задания, которые вызвали сложности у школьников на экзаменах.

Главное в статье СкрытьПосетите уроки учителей-предметников, чтобы проконтролировать, как педагоги готовят выпускников к экзаменам и знакомят девятиклассников с нововведениями в ОГЭ-2023. Для этого используйте листы контроля по предметам, в экзаменационных материалах которых есть изменения в этом году. Так вы проверите, как педагоги отрабатывают на уроках ошибки выпускников прошлого года.

Рекомендуем посетить несколько уроков одного учителя, чтобы получить объективные результаты. Итоги контроля обсудите с руководителями методобъединений. Пусть коллеги рассмотрят на заседании с педагогами сложности, с которыми столкнулось большинство учителей.

Разработчики скорректировали экзаменационные материалы ОГЭ-2023 по четырем предметам: физике, биологии, литературе и информатике. В экзаменах по русскому языку, математике, химии, истории, географии, обществознании и английскому языку изменений нет. Больше всего новшеств в экзамене по биологии: сократили общее количество заданий, изменили их последовательность и включили новые линии, балл за работу увеличили. По физике, литературе и информатике содержание и структура экзамена остались такими же, как и в прошлом году. Нововведения в КИМ по этим предметам коснулись критериев оценивания и условий в заданиях.

Главное в статье СкрытьЛисты контроля уроков в 9-х классах в рамках подготовки к ОГЭ

Инструкция

Кликните на карточку с названием предмета, посмотрите и скачайте


































Ключ для подсчета результатов по листам оценки

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2023года
Качество образования
Программы и планы

Направления и чек-лист, чтобы проверить программу наставничества

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ», к. п. н., доцент
В статье – направления и чек-лист, с помощью которых проверите, как школа реализует программу наставничества, оцените работу и определите, насколько качественно школа выстроила работу. Еще есть памятка с типичными ошибками, которые допускают наставники, и рекомендации, как их избежать.

Подведите предварительные итоги, как школа реализует программу наставничества, чтобы выполнить рекомендации Минпросвещения. Ведомство предлагает разделить мониторинг на два этапа. На первом этапе – в середине учебного года – проанализируйте работу по четырем направлениям: документы по наставничеству, планирование работы наставниками, работа в парах и ее анализ. А чтобы проверить, качественно ли школа выстроила программу наставничества, используйте чек-лист.

Направление 1. Документы по наставничеству

Проанализируйте документы, которые регулируют наставничество в школе, – программу наставничества и положение о ней. В положении оцените, как описали зоны ответственности, а также функции, права и обязанности наставников и их подопечных. Скорректируйте текст документа, если возникнет необходимость.

Изучите должностные обязанности и профессиональную ответственность участников наставнических пар «Учитель – учитель». Убедитесь, что должностная инструкция таких учителей соответствует профессиональному стандарту педагога (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Описать ответственность рекомендуем так, чтобы это позволило проанализировать работу в наставнической паре.

Дополнительно продумайте, как предотвратить типичные ошибки, которые может допустить учитель в начале профессиональной карьеры. Для этого предложите наставнику подготовить для наставляемого памятку с советами. Например, как избежать повторных ошибок, на какие сигналы риска реагировать и что делать, если они появляются.

Рисунок 1. Алгоритм для наставника, чтобы спланировать работу

Скачать

Направление 2. Планирование работы наставниками

Проверьте, что наставники продумали и спланировали свою деятельность. Важно, чтобы школьники и педагоги смогли совместить мероприятия по программе наставничества с профессиональными или учебными задачами. Например, учитель может выделить не более 20 процентов рабочего времени на вопросы наставничества.

Роль наставника предполагает информационную помощь. Опытный учитель предлагает модели работы, чтобы менее опытный коллега включился в образовательную деятельность. Еще наставник вносит предложения, чтобы оптимизировать план адаптации наставляемого в зависимости от его успехов. Например, ускоряет, сворачивает мероприятия или расширяет задачи, с которыми подопечный в состоянии справиться. Посмотрите алгоритм, как наставнику спланировать свою работу, на рисунке 1 справа.

Направление 3. Работа в наставнических парах

Оцените особенности наставнических пар, которые сформировали в начале учебного года. Для этого проверьте, как участники выстроили работу в паре. Убедитесь, что наставник объяснил наставляемому, как решать проблемные ситуации, и попросил его предложить свои варианты. Пусть участники объединят в общий список способы, чтобы решить проблемы, которые возникают в образовательной деятельности. Такой список станет удобным инструментом для наставляемого. На какие принципы опираться наставнику, чтобы работа в группе получилась плодотворной, смотрите рисунок 2.

Рисунок 2. Принципы работы наставника


Скачать

ВАЖНО

Чтобы определить границы полномочий учителя и его роль в структуре профессионального объединения педагогов, корректно опишите ответственность

Направление 4. Рефлексия наставников

Проконтролируйте, как наставническая пара или группа анализирует результаты совместной деятельности. Задача наставника – выстроить обратную связь так, чтобы наставляемый ощущал, что работа в паре позволяет ему учиться и осваивать профессию. Важно, чтобы наставник соблюдал баланс – отмечал положительные моменты и обозначал «точки роста» для своего подопечного.

Проверьте, чтобы в процессе рефлексии наставник делал акцент на конкретных фактах или действиях наставляемого. Обязанность наставника – давать обратную связь наставляемому своевременно. Не стоит пытаться определить мотивы поступков подопечного или фокусироваться на его личности. Какие еще ошибки бывают у наставников и как этого избежать, смотрите в памятке.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2023года
Качество образования
Публичная отчетность

Готовый план-график проведения самообследования за 2022 год

Елена Ильяшенко, эксперт Актион Образование, к.п.н., доцент
Елена Губанова, ректор ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», к. п. н., доцент, почетный работник высшего профессионального образования,
В статье читайте, как разработать план-график проведения самообследования. С помощью документа организуете самообследование и отразите в отчете нововведения 2022 года. Еще предлагаем готовый образец плана-графика.

Спланируйте этапы работы, чтобы организовать и провести самообследование за прошлый год. Для этого подготовьте план-график. Работы по самообследованию планируйте заранее (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462).

В нормативных документах нет требований к структуре плана-графика самообследования, поэтому определите ее самостоятельно. Рекомендуем зафиксировать в документе четыре раздела и назвать их по этапам самообследования. Также укажите в документе ответственных и зафиксируйте сроки, когда планируете провести мероприятия.

Какие задачи включить в каждый раздел плана-графика, смотрите далее в статье. Еще воспользуйтесь готовым планом-графиком, чтобы провести самообследование.

Образец плана-графика

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

– удалите строку из плана

– добавьте строку в план

Печать – распечатайте план педсовета








Скачать образец 

Скачать

Раздел 1. Планирование самообследования

Продумайте мероприятия, чтобы обсудить нововведения 2022 года. Отдельно рассмотрите, какие особенности отразить в отчете, которые отличают его от прошлогоднего документа. Рассмотрите этот вопрос на совещании при директоре. Запланируйте семинар, где обучите участников рабочей группы, чтобы они одинаково понимали цели самообследования. Это позволит педагогам сформировать единое представление о способах работы с результатами деятельности школы.

Раздел 2. Сбор информации для отчета

Выделите в плане-графике два отдельных мероприятия, чтобы подготовить сведения для аналитической и статистической частей отчета. Чтобы оформить аналитическую часть, соберите и проанализируйте информацию по направлениям, которые закрепило Минобрнауки (п. 6 Порядка, утвержденного приказом от 14.06.2013 № 462). Запланируйте мероприятие, на котором определите, какие разделы отчета нужно полностью изменить. Это сэкономит время, чтобы собрать информацию для документа. Для статистической части заполните таблицу, которую утвердило Минобрнауки (приложение 2 к приказу от 10.12.2013 № 1324).

Раздел 3. Подготовка отчета

Предусмотрите мероприятия, чтобы обсудить каждый раздел отчета о самообследовании. Так вы проконтролируете, что отразили в документе все особенности 2022 года.

Раздел 4. Утверждение и публикация отчета

Запланируйте, что отчет нужно отправить учредителю до 20 апреля (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Также проверьте, что разместили документ на официальном сайте школы.

К СВЕДЕНИЮ

Кому поручить собрать сведения для отчета о самообследовании

Привлеките педагогов, чтобы собрать информацию для отчета. Обычно это руководители школьных методобъединений и классные руководители. Продумайте, какие материалы для отчета смогут предоставить коллеги. Например, поручите руководителям методобъединений предоставить сведения об участии школьников на каждом этапе ВсОШ.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.