ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2022года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Эффективность введения ФГОС-2021: два направления контроля, чтобы избежать потери качества образования

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., доцент ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье – направления контроля, к с помощью которых вы организуете мониторинг эффективности введения новых ФГОС НОО и ООО. Федеральных инструментов, которые помогут проконтролировать содержание и результаты работы по новым стандартам, нет. Эксперт проанализировал изменения и предложил, как можно проверить работу школы по ФГОС-2021. Для каждого направления контроля найдете, с помощью каких средств, которые уже есть у вас, можно проанализировать первые результаты работы по новым стандартам. Еще есть комментарии экспертов-практиков, которые поделились, как контролируют качество введения новых ФГОС в своих школах.

Проанализируйте, насколько качественно школа реализует новые ФГОС НОО и ООО. Упор сделайте на контроль содержания обучения и первые результаты внедрения новых стандартов. Важно обнаружить дефициты уже сейчас, чтобы своевременно скорректировать образовательную программу и деятельность педагогов. Так школа избежит формального введения ФГОС-2021. Если сейчас упустить контроль, то в дальнейшем это отразится на качестве образования. Федеральные и региональные проверочные работы, государственную итоговую аттестацию будут проводить по-новому, а школьники будут не готовы.

Готовых инструментов на федеральном уровне, чтобы проверить, насколько эффективно школа вводит новые образовательные стандарты, – нет. Поэтому задача школы – самостоятельно организовать такой контроль. А чтобы понять, на каком уровне ваша школа выстроила работу в таком направлении, предлагаем карту самооценки. Инструмент поможет избежать ошибок и быть готовым по всем направлениям реализации ФГОС-2021. Скачайте готовую карту самооценки.

Карта самооценки

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Контроль содержания обучения

В направлении содержания обучения проверьте, соответствуют ли ООП НОО и ООП ООО требованиям ФГОС-2021. Еще проконтролируйте, организуют ли педагоги образовательный процесс по-новому. Также проанализируйте адаптацию учеников к обучению по ФГОС-2021 и учебную мотивацию школьников.

Соответствие ООП требованиям ФГОС-2021. Проверьте, чтобы каждая ООП содержала три раздела: целевой, содержательный и организационный (п. 29 ФГОС-2021 НОО, п. 30 ФГОС-2021 ООО). Требования к структуре образовательных программ по новым стандартам не изменились: в ООП должны быть все те же разделы. Проверьте, как назвали разделы в программах, ведь отклонений от стандартов не должно быть. Привлеките к такой работе группу коллег, которые занимались разработкой ООП по ФГОС-2021. Пусть они составят чек-лист с требованиями новых стандартов к каждому разделу ООП. Напомните коллегам, что летом 2022 года Минпросвещения внесло поправки во ФГОС-2021 НОО и ООО (приказы от 18.07.2022 № 568 и 569). Предлагаем готовый чек-лист, который учитывает все изменения.

  Инна, заместитель директора по УВР, Красноярский край:
  В нашей школе мы применяли самоанализ, чтобы проверить соответствие ООП требованиям ФГОС-2021. Для такой работы привлекли комиссию из наиболее опытных педагогов, руководителей предметных групп и администрации школы. Когда разрабатывали новые образовательные программы, за основу брали примерные ООП. Так мы снизили риск, что можем нарушить требования новых стандартов.

Деятельность педагога. Проконтролируйте, как педагоги вашей школы организуют уроки и внеурочные занятия по требованиям новых стандартов. Проверьте, как организовали образовательный процесс для особых групп детей, соответствует ли материально-техническая база требованиям ФГОС-2021 и санитарным нормам.

  Ирина, директор, г. Магадан:
  Чтобы проверить, как учителя организуют образовательный процесс по требованиям новых стандартов, мы в своей школе разработали две карты контроля. Одну для контроля уроков по требованиям ФГОС-2021, а вторую – для внеурочных занятий. Такие карты контроля поручили составить рабочей группе, которая занималась разработкой ООП по новым ФГОС. А уже экспертную проверку таких инструментов контроля проводила администрация вместе с руководителями методических объединений.

Деятельность ученика. Проверьте, как происходит адаптация школьников к обучению по новым ФГОС. Определите уровень учебной мотивации детей. Для этого разработайте план мониторинга адаптации. Когда проводите мониторинг, периодически анализируйте результаты учеников, чтобы вовремя корректировать работу педагогов. Включите мероприятия по контролю адаптации и мотивации школьников в план ВШК.

  Елена, заместитель директора по УВР, г. Калуга:
  Для мониторинга мотивации школьников к обучению, в том числе с применением цифровых ресурсов, образовательных платформ, а также различных гаджетов, мы используем анкету, которую разработала социально-педагогическая служба школы. Администрация школы посещает уроки и внеурочные занятия, анализирует адаптацию учеников. Педагог-психолог проводит диагностику школьников. По итогам мониторинга адаптации и мотивации проводим малые педсоветы.

Контроль результатов обучения

В направлении результатов обучения проверьте, соответствует ли требованиям новых стандартов уровень компетентности педагогов. Проведите оценку результатов учеников. Соберите сведения, насколько родители удовлетворены работой школы по ФГОС-2021.

Компетентность учителя. Систематически проводите диагностику уровня сформированности компетенций педагогов к реализации ФГОС-2021. Разработайте список вопросов, чтобы педагоги смогли самостоятельно проверить, готовы ли они работать по новым стандартам. Смотрите полный список вопросов.

  Елена, заместитель директора по УВР, Кировская область:
  Уровень компетентности учителя у нас контролирует регион. Так наши педагоги участвуют в региональном ИКУ – исследования компетентности учителя. По результатам регионального исследования мы получаем картину затруднений, которые испытывают наши учителя. Задача школы – выстроить индивидуальный образовательный маршрут для педагога, чтобы ликвидировать профессиональные дефициты, которые выявили с помощью ИКУ.

Результаты школьников. Оцените, как ученики достигают планируемых результатов освоения программы, которые зафиксировали в ООП по ФГОС-2021. Проведите такой контроль в направлении предметных, метапредметных и личностных результатов. Какой должна быть оценка достижения планируемых результатов, смотрите в примере ниже.

ПРИМЕР. Какой должна быть оценка достижения планируемых результатов ООП по новым ФГОС

Отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности.
Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей программы, который позволит осуществить оценку предметных и метапредметных результатов.
Предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, которые взаимно дополняют друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний или тестов, динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий.
Предусматривать оценку динамики учебных достижений учеников.
Обеспечивать возможность получить объективную информацию о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений.
  Ирина, директор, г. Магадан:
  В нашей школе контроль предметных результатов проводим по прежним формам. Но внесли в них корректировки из-за изменений во ФГОС-2021 – предметные результаты конкретизировали по предметным областям и учебным предметам. Метапредметные результаты оцениваем с помощью диагностики, которую проводит Центр независимых педагогических измерений. Школьники проходят тестирование в электронной форме, а школа получает готовые результаты и рекомендации. Мониторинг личностных результатов проводит педагог-психолог с помощью форм, которые скорректировал по требованиям новых ФГОС. Экспертизу форм провели на региональном съезде педагогов-психологов.

Удовлетворенность работой школы. Проанализируйте степень удовлетворенности родителей школьников качеством образования по ФГОС-2021. Для этого проведите анкетирование. Так вы сможете не только оценить общую удовлетворенность, но и выявить отношение к школе, уровень конфликтности в детском коллективе, мнение о качестве работы учителей-предметников.

  Инна, заместитель директора по УВР, Красноярский край:
  Степень удовлетворенности родителей работой школы по новым стандартам определяем по тем же анкетам, что для ФГОС второго поколения. По итогам анкетирования проводим малые педсоветы и совместно с администрацией школы находим антикризисные решения, чтобы повысить качество образования.

К СВЕДЕНИЮ

Мониторинг введения и реализации ФГОС-2021 в школах

Институт стратегии развития образования РАО совместно с региональными органами в сфере образования проводит мониторинг готовности и реализации новых ФГОС в школах. Такой мониторинг проходит в два этапа – с апреля по август и с сентября по декабрь 2022 года. Цель – выявить, насколько школы готовы к введению и реализации ФГОС-2021. Ведомства оценивают организационно-управленческое, методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение введения и реализации новых стандартов. Данные собирают через специальную автоматизированную информационную систему, в которой региональные координаторы заполняют готовые формы мониторинга.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2022года
Качество образования
Контроль внеурочной деятельности

Карта контроля качества внеурочного занятия по ФГОС-2021

Елена Ильяшенко, эксперт Актион Образование, к. п. н., доцент
В статье – карта оценки внеурочного занятия по новым образовательным стандартам. С помощью такого инструмента проверите, как педагоги, которые впервые проводят курсы внеурочной деятельности по ФГОС-2021, соблюдают требования новых стандартов на занятиях. Карта универсальная и подойдет для любого внеурочного курса. Еще можете доработать карту, если решите сделать инструмент контроля удобнее для себя. Например, дополнить новыми показателями или удалить те, которые посчитаете неактуальными для вашей школы. Также предлагаем инструменты, чтобы проанализировать документы по внеурочной деятельности по требованиям новых ФГОС.

Проверьте, как педагоги реализуют внеурочную деятельность по требованиям новых ФГОС. Проведите контроль в два этапа: проанализируйте документацию и посетите внеурочные занятия. Контрольные мероприятия запланируйте в плане ВШК или в рамках мониторинга адаптации учеников 1-х и 5-х классов.

На первом этапе проконтролируйте, как учителя оформили рабочие программы по курсам внеурочной деятельности. ФГОС-2021 включают новые требования к содержанию и структуре документа. Все изменения смотрите в сравнительной таблице. Там же скачайте чек-лист, чтобы проверить, соответствуют ли структура и содержание документов требованиям новых ФГОС.

Главное в статье СкрытьИнструменты, чтобы проанализировать документацию по внеурочной деятельности

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

В рамках второго этапа контроля посетите внеурочные занятия. Чтобы оценить качество занятия, используйте универсальную карту контроля. Инструмент отражает основные подходы ФГОС-2021 к внеурочному занятию и поможет оценить его по новым требованиям. Сочетайте посещение внеурочных занятий и мероприятий с диагностикой личностных образовательных достижений школьников.

На образце карты найдете плашки, которые покажут, какие критерии занятия относятся к требованиям новых ФГОС. Это те критерии, которые педагог обязательно должен выполнить на занятии. Так вы поймете, соответствует ли внеурочное занятие нормам ФГОС-2021. Остальные критерии в карте вы можете изменить в зависимости от особенностей вашей школы. Разобраться, какие нововведения нужно учитывать, когда будете контролировать занятия внеурочной деятельности по ФГОС-2021, помогут пояснения далее в статье. Так вы поймете, какие критерии можно убрать или дополнить, если решите доработать карту контроля.

Главное в статье СкрытьКарта контроля

Как работать с картой

Впишите ФИО, наименование курса, возраст, дату, тему, форму, цель, и основание контроля. Проставьте по каждому критерию балл от 0 до 3. Вы можете добавить новый критерий в карту контроля или удалить любой из указанных. Кликните «Рекомендации», чтобы увидеть результаты. Кликните «Распечатать», если хотите сохранить результаты контроля урока.

СПРАВКА

Примеры форм внеурочных занятий: общественно полезные практики, исследовательская деятельность, образовательные проекты, экскурсии, походы, посещение музеев и театров и другие

Главное в статье СкрытьЦелеполагание

Постановка цели – обязательный элемент учебного занятия по ФГОС-2021. Педагог должен правильно сформулировать цель, чтобы получить результат. Для этого нужно обозначить, какие знания и навыки школьники освоят на занятии и чему они научатся.

Цели должны соответствовать планируемым результатам. Учителю необходимо отобрать личностные и метапредметные результаты, которые планирует сформировать на занятии, по требованиям новых ФГОС. Также педагог формулирует предметные результаты курса внеурочной деятельности – выделяет конкретные умения, понятия и виды деятельности, которые школьники должны изучить.

Постановка целей. Основное требование ФГОС-2021 к занятиям – включить школьников в постановку целей. Так, цель занятия станет значимой для учеников и мотивирует их к деятельности. Благодаря этому школьники примут цель на личностном уровне, а также осознают пользу и интерес работы, которая предстоит. Это выступит сильным мотивационным стимулом для учеников, потому что они поймут, как материал занятия пригодится в жизни.

Формулировка цели. Цель должна иметь точные формулировки и описывать результат, который необходимо достичь на занятии. Педагог должен избегать неясных формулировок цели занятия.

Достижение цели. У педагога должны быть средства и возможность проверить, достигли ли школьники цели занятия. Например, предложить в конце занятия практическое задание, мини-проект по теме. Также важно обсудить с учениками критерии оценки. Еще один вариант работы – когда учитель вовлекает школьников в проверку достижения цели. Так, можно предложить школьникам проверить свою работу самостоятельно или провести взаимопроверку.

Форма организации занятия

По новым ФГОС педагог должен отразить в рабочей программе курсов внеурочной деятельности формы проведения занятий. При этом они должны отличаться от урочных.

СПРАВКА

Минпросвещения предлагает выделить отдельный курс внеурочной деятельности, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03)

Организация деятельности учеников

Важный критерий, по которому занятие соответствует новым ФГОС, – как педагог организовал работу учеников на занятии. Теперь учитель не может пересказать пособие или дать дополнительный материал, чтобы ученики просто воспроизвели информацию. Такое занятие не отражает требований ФГОС-2021. Выстроить занятие нужно так, чтобы школьники самостоятельно или совместно с учителем решили учебную задачу, а также освоили новые навыки. Это позволит применить их в жизни и решить практическую проблему.

Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий. По ФГОС-2021 основная образовательная программа реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – неотъемлемый компонент ООП, который неразрывно связан с содержанием уроков.

Универсальные учебные действия. Новые ФГОС содержат требование, что внеурочная деятельность должна способствовать тому, чтобы школьники достигли планируемых результатов ООП. К ним относятся и различные виды универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Коммуникация и кооперация. Образовательные стандарты третьего поколения требуют, чтобы ученики научились понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы. Такая совместная работа позволит решить конкретную проблему, чтобы достичь учебных целей. Важно, чтобы школьники понимали, в какой ситуации нужно работать в группе.

Методы обучения. Педагогу нужно продумать методы обучения, которые позволят школьникам активно участвовать в познании. ФГОС-2021 определяет, что системно-деятельностный подход – это основа образовательного процесса. Такой подход предполагает, что ученик активно изучает учебный материал и понимает, как он пригодится в дальнейшей деятельности.

ВАЖНО

Педагог должен предусмотреть в рабочей программе темы или содержательные блоки, которые касаются истории и значения госсимволов

Проектная и учебно-исследовательская деятельность. Новые ФГОС закрепляют, что педагоги должны включать школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность. К тому же такая работа позволяет сформировать все виды универсальных учебных действий и метапредметные умения. Так, в рамках внеурочной деятельность организовать проектную и учебно-исследовательскую работу можно через научные сообщества и проектные лаборатории.

Индивидуализация обучения. Вариативность и дифференциация обучения – новое требование ФГОС-2021. Благодаря этой особенности педагог сможет ориентироваться на личностные результаты школьников, а также оценивать динамику их успехов.

Функциональная грамотность. Обязательный образовательный результат по новым ФГОС – педагоги должны формировать функциональную грамотность школьников. Для этого учителям следует включать в занятия задания на развитие функциональной грамотности. Так ученики научатся решать учебные задачи и справляться с жизненными проблемными ситуациями. Также такие задания позволят достичь метапредметных результатов и универсальных учебных действий.

Информационное и методическое обеспечение

Одно из требований стандартов третьего поколения заключается в том, что ученики должны овладеть навыками работы с информацией. Для этого школьникам нужно научиться воспринимать и создавать информационные тексты в различных форматах, в том числе – в цифровых. Такая работа с разнообразными информационными источниками позволяет развивать у учеников познавательную активность.

ЭОР и ЦОР. В рабочей программе педагог должен указать, какие электронные или образовательные цифровые ресурсы планирует использовать на каждом занятии. При этом важно, чтобы эти ресурсы входили в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов.

ВАЖНО

Педагог должен знакомить школьников с критериями оценки перед заданием

Воспитательный потенциал

Педагог должен отразить в рабочей программе воспитательный компонент и активизировать его на каждом занятии курса. Так, учителям необходимо применять активные и интерактивные формы работы, чтобы сформировать у школьников активную жизненную позицию. Для этого нужно вовлекать учеников в социально значимую деятельность и формировать социально значимые формы поведения.

Оценка и рефлексия

ФГОС-2021 подразумевают, что результаты освоения основной образовательной программы нужно оценивать. Это касается и программ внеурочной деятельности, которые входят в состав ООП.

Критерии оценки. Педагог должен продумать критерии, которые оценивают только то, что учитель заявил в цели занятия. Также они должны быть понятными для школьников и их родителей. Для этого педагогу нужно описать критерии оценки доступным языком и разъяснить всем ученикам. Например, расположить на стендах или учебной доске в классе. Еще один вариант – распечатать критерии, а затем раздать школьникам или вклеить в их тетради. Так ученики смогут объективно оценить свою работу по ходу занятия.

Рефлексия. Рефлексия на внеурочном занятии – один из способов, который позволяет сформировать эмоциональный интеллект. Необходимо, чтобы педагог учитывал возрастные особенности учеников, когда проводит рефлексию.

Формы оценки. Новые ФГОС содержат требование, чтобы педагоги использовали такие формы оценивания, как самооценка и взаимооценка. Такие формы помогают сформировать регулятивные УУД.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2022года
Качество образования
Работа с документами

Какие изменения отразить в справке и приказе по результатам итогового сочинения-2022

В статье – готовые формулировки для аналитической справки и приказа по результатам итогового сочинения. В формулировки включили нововведения, которые коснулись испытания в 2022/23 учебном году. Также есть образцы документов, чтобы зафиксировать результаты, принять управленческие решения и уничтожить бланки итогового сочинения.

Проанализируйте результаты итогового сочинения и отразите их в аналитической справке. Сделайте это, когда комиссия проверит работы. Пропишите в документе выводы и рекомендации для педагогов. Выводы из справки используйте, чтобы подготовить приказ по результатам итогового сочинения. Также подготовьте приказ, чтобы уничтожить бланки итогового сочинения. Образец приказа заполните ниже.

Приказ об уничтожении материалов итогового сочинения

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст положения

Печать – распечатайте положение

– посмотрите совет или подсказку

Что изменить в справке. В 2022 году изменили подход к формированию комплекта тем итогового сочинения (письмо Минпросвещения от 05.08.2022 № 03-1131). Вместо традиционных направлений разработчики подготовили закрытый банк тем. Отразите в аналитической справке это нововведение. Когда будете описывать темы, которые предлагали выбрать одиннадцатиклассникам, укажите шесть тем вместо пяти. Ниже посмотрите готовый образец справки, в которую внесли коррективы. 

Образец справки

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Что изменить в приказе. Убедитесь, что в приказе по результатам итогового сочинения обновили реквизиты методрекомендаций, которые ежегодно публикует Рособрнадзор. Также зафиксируйте локальные акты по вопросам организации и проведения итогового сочинения, которые подготовили региональные органы исполнительной власти в этом году. Воспользуйтесь готовым образцом приказа, в котором отразили актуальную нормативную базу.

Образец приказа по результатам итогового сочинения

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст положения

Печать – распечатайте положение

– посмотрите совет или подсказку

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей