ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2017года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Как поговорить с учителем о нарушениях и сохранить репутацию школы

Татьяна Бодякина, юрист-эксперт журнала «Справочник заместителя директора школы», канд. истор. наук
Главное в статье
  1. Конфликт учителя с учениками или их родителями губит репутацию школы. Учитель в конфликтной ситуации может нарушить закон. Проанализируем опасные ситуации.
  2. Используйте материал статьи, чтобы подготовить профилактическую беседу с учителями в начале учебного года. Профилактическая беседа поможет педагогам соблюдать закон.

Конфликт или правонарушение, даже если виноват только один учитель, вредят репутации всей школы. Они приводят к внеплановой проверке и административным наказаниям, в т. ч. в отношении заместителя директора, который не выявил конфликт и не защитил интересы ученика.

Почему учителя нарушают закон

Во-первых, учителя не знают правовые нормы или не используют их в работе. В программах высшего профессионального образования долгое время разработчики не уделяли внимания основам образовательного права и не учили его применять.

Сейчас федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования включают требование формировать у будущих педагогов готовность работать так, как предписывают нормативные правовые документы в сфере образования.

СПРАВКА

Образовательное право – совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства, чтобы урегулировать образовательные отношения (В.И. Шкатулла)

ПРИМЕР. ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат), утв. приказом Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426, содержит требование формировать готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования как общепрофессиональную компетентность учителя (п. 5.3).

Во-вторых, у педагога срабатывает представление о том, что «и так сойдет». Особенно, если учитель уже нарушал закон и этот опыт остался безнаказанным.

ПРИМЕР. В СМИ все мы читаем статьи о том, что школа платит штраф из-за некорректного поведения педагогического работника. Недавно в одной из образовательных организаций (ОО) Астрахани разгорелся скандал. Семиклассник не выполнил домашнее задание, учитель грубо и на повышенных тонах начал разговаривать с учеником. Школьник записал видео разговора на телефон и показал родителям. Суд может оштрафовать администрацию ОО до 100 тыс. руб. за некорректное поведение педагога (подробнее – на rg.ru).

В-третьих, учитель принципиально не согласен с нормативными документами. Он считает, что собственные опыт и знания приоритетнее закона или у него «благие намерения», которые хочет достичь негодными средствами.

Разберем наиболее типичные и опасные нарушения. Используйте подсказки в статье и проведите с учителями профилактическую беседу в начале учебного года.

Подсказка 1. Почему нельзя собирать деньги с учеников и их родителей

Предложения администрации, классного руководителя или учителя сдать деньги на учебники или на другие нужды ОО, чтобы улучшить образовательную деятельность, противоречат федеральному законодательству (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ)).

Государственные и муниципальные ОО бесплатно предоставляют обучающимся в пределах ФГОС учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ). Закон гарантирует общедоступное и бесплатное образование в соответствии с ФГОС общего образования. А органы власти субъектов РФ в сфере образования обеспечивают государственные гарантии права на общедоступное и бесплатное общее образование в муниципальных ОО (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ).

Поэтому учитель не имеет права собирать деньги на учебники, наглядные пособия, расходные материалы или побуждать родителей к «добровольным пожертвованиям». Педагог не имеет права устанавливать в качестве домашнего задания обязанность принести и сдать ему вещи.

Подсказка 2. Как избежать пропаганды на уроке

ВАЖНО

Учитель может попросить учеников принести любимую игрушку, чтобы ее нарисовать на уроке. Но просьба принести и сдать готовые игрушки в качестве домашнего задания незаконна

Учитель нарушит закон, если на уроке будет заниматься политической агитацией, разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, т. е. побуждать обучающихся к действиям, которые противоречат Конституции РФ (п. 2 ст. 29 Конституции РФ, ч. 3 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).

Закон запрещает педагогу в ходе образовательной деятельности пропагандировать исключительность, превосходство или неполноценность граждан. Учитель нарушит закон, если сообщит обучающимся недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов (ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).

Напомните учителям, что за публичные действия, которые провоцируют ненависть или вражду, унижают человеческое достоинство, суд может наказать по ст. 282 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

Ученики на такое нарушение жалуются не сразу – все зависит от возраста. Обратите внимание на жалобы родителей и детей о том, что:

  • учитель отклоняется от темы урока или учебного предмета;
  • не выполняет рабочую программу, потому что очень увлекается посторонними темами;
  • уделяет конкретной теме слишком много внимания в ущерб другим темам;
  • позволяет оценочные суждения, которые унижают человека, оскорбляют государственные символы, памятные даты.

Учитель имеет право свободно преподавать и свободно выражать свое мнение. Но мнение учителя служит целям обучения и воспитания и не может нарушать права и свободы других людей, нравственные и этические нормы, законодательство РФ.

Вы можете предотвратить нарушения закона, если будете посещать уроки и родительские собрания. Систематически проверяйте запись о домашнем задании в журнале и ее содержание.

Подсказка 3. В каких случаях педагог нарушает моральные и этические нормы поведения

Среди нарушений моральных и этических норм следствие чаще всего выявляет факты физического или психического насилия над школьником, оскорбление, сквернословие, появление в общественном месте в нетрезвом виде, хулиганство, распитие алкогольных напитков вместе с обучающимися.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Если учитель спровоцировал ненависть, вражду или унизил человеческое достоинство: как накажет закон

Суд может наказать человека или группу лиц, которые публично, а также в СМИ, в т. ч. интернете, унижают другого человека по признакам:

– пола;
– расы, национальности, языка, происхождения;
– отношения к религии;
– принадлежности к социальной группе. Осужденных могут оштрафовать от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, приговорить к выплатам в течение 2–3 лет, либо к принудительными работами на 1–4 года без права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет, либо лишить свободы от 2 до 5 лет.

Педагог игнорирует Устав ОО, Кодекс профессиональной этики педагогов школы и локальные нормативные акты

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, был направлен письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09–148. Этот документ – свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения. Разработайте на его основе для педагогов вашей ОО Кодекс профессиональной этики.

СПРАВКА

Примите Кодекс профессиональной этики как руководство к действию на педсовете, а затем полностью реализуйте кодекс в работе школы

ПРИМЕР. В Кодексе профессиональной этики вашей ОО укажите, что педагогический работник не допускает:

высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, неправомерных, незаслуженных обвинений в адрес любого участника образовательных отношений;

угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, которые препятствуют нормальному общению или провоцируют противоправное поведение.

Включите в Кодекс профессиональной этики вашей ОО пункт о том, что учителю следует проявлять корректность, выдержку и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

Учитель обязан соблюдать Устав ОО и локальные нормативные акты. В ином случае администрация может применить к нему дисциплинарное взыскание или уволить.

Напомните педагогическим работникам п. 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, который позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке, если работник, который выполнял воспитательные функции, совершил аморальный поступок. Чтобы уволить по этому основанию, не имеет значения, где педагог совершил аморальный поступок, – на работе или в быту (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

ПРИМЕР. Учитель на открытой странице в социальной сети размещает свои эротические фотографии и видеоролики, которые видят его ученики и их родители. Или педагог в социальных сетях использует для общения ненормативную лексику, в т. ч. в общении с учениками.

Учитель совершает преступление против половой неприкосновенности или против жизни и здоровья и нарушает УК РФ

Особую группу аморальных поступков наказывает УК РФ. Это преступления против жизни и здоровья, а также преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Обратите внимание учителей на статьи УК РФ:

  • ст. 110 «Доведение до самоубийства»;
  • ст. 116 «Побои»;
  • ст. 133 «Понуждение к действиям сексуального характера»;
  • ст. 134 «Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»;
  • ст. 135 «Развратные действия».

В последнее время информация о подобных случаях появляется в СМИ с пугающей регулярностью.

Учитель применяет физическое или психическое насилие и нарушает ТК или УК РФ

Если учитель применяет физическое или психическое насилие над личностью учащегося, то даже за однократное использование таких методов педагога могут уволить (п. 2 ст. 336 ТК РФ). Учитель нарушает базовый принцип в образовании – уважать личность, права и свободу человека.

Выбирать и использовать средства обучения и воспитания – это как право, так и обязанность учителя. При этом закон делает оговорку. Педагог свободен выбирать и использовать только педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания, которые должны обеспечивать высокое качество образования (п. 2 ч. 3 ст. 47, п. 5 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ).

Учитель может оскорбить, грубо или цинично высказаться, физически воздействовать на «нарушителя дисциплины». Следствие по-разному квалифицирует действия учителя, например, как побои или жестокое обращение, но ответственность останется уголовной (ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 156 УК РФ).

ПРИМЕР. Учительницу начальных классов суд обвинил по двум статьям УК РФ: об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью малолетнего и неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженном с жестоким обращением.

Учительница унижала отстающую ученицу, вызывала к ней пренебрежительное отношение со стороны одноклассников, коверкала фамилию, не выпускала в туалет. Родители доказали в суде, что их дочь получила тяжкий вред здоровью.

Когда учитель постоянно издевается над учеником, публично оскорбляет, цинично характеризует качества учащегося, делает обидные замечания, то это один из самых опасных методов психологического воздействия.

Если ученик в результате систематических оскорбительных замечаний педагога предпримет попытку самоубийства или совершит самоубийство, а вину учителя докажет следствие, то суд квалифицирует действия учителя по ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». По этой статье учителя могут лишить свободы на срок до 5 лет или приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет.

Подсказка 4. К чему приводит нарушение трудовой дисциплины

Педагог обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, добросовестно выполнять свои должностные обязанности.

Не каждый учитель осознает, что небрежное отношение к работе может не закончиться простым увольнением.

Ответственность за жизнь и здоровье детей на территории ОО несет школа (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Педагоги и администрация не только обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в ОО (п. 8 ч. 1 ст. 41), но и предотвращают несчастные случаи (п. 9 ч. 1 ст. 41).

ВАЖНО

Если с учеником происходит несчастный случай, то следствие сразу заинтересует место происшествия и кто в этом месте контролировал поведение учащихся

Учителя исполняют должностные обязанности и отвечают за жизнь и здоровье детей – это администрация указывает в Правилах внутреннего трудового распорядка. На уроках и внеурочных мероприятиях учитель предотвращает несчастные случаи, а не провоцирует их.

ПРИМЕР. Учитель вышел из класса, чтобы позвонить по телефону в личных целях. В это время в классе ученики стали толкать друг друга со стульев, в результате чего один школьник получил серьезную травму головы.

Иногда учитель нарушает трудовую дисциплину. Ответственность несет как педагог, так и администрация, в т. ч. заместитель директора. Это происходит, если администрация школы не контролирует трудовую дисциплину педагогов или дает противоправные распоряжения учителям.

ПРИМЕР 1. Учитель опоздал на урок. По телефону он сообщил старосте класса, что скоро придет, и попросил учеников тихо посидеть в классе. Школьники «посидели тихо». В результате один из учеников сломал руку.

Бывает, что ответственность за несчастный случай с учеником несет именно администрация школы, т. к. спровоцировала этот несчастный случай.

Учитель может не исполнять или ненадлежащим образом исполнять должностные обязанности, что нанесет здоровью ученика тяжкий вред или приведет к смерти. В этом случае следствие привлечет нарушителей к уголовной ответственности по ч. 2. ст. 293 «Халатность (деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека)» УК РФ.

ПРИМЕР 2. Учительница проводила уроки одновременно в двух классах по распоряжению администрации. Когда она вышла из одного кабинета и перешла в другой, то ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз однокласснику.

Подсказка 5. Почему родители учеников имеют право изучить документы школы, которые регламентируют образовательную деятельность

Родители учащихся имеют право посмотреть учебно-программную документацию и все документы, которые регламентируют образовательную деятельность.

СПРАВКА

Родитель ученика может попросить показать ему любой нормативный или учебно-методический документ школы, который относится к образовательной деятельности

Родители имеют право ознакомиться:

  • с содержанием образования;
  • методами обучения и воспитания;
  • образовательными технологиями;
  • оценками успеваемости своих детей.

Если администрация ОО не предоставит документы, то нарушит пп. 3, 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ.

Родители проявляют интерес к учебно-программной документации, когда не доверяют учителю, не довольны качеством его работы или своевременно не ознакомились с образовательной программой, а в ходе обучения появились вопросы.

Родители школьников часто говорят учителям, что «в мое время так не учили», «когда я учился, таких занятий не было». Педагогу потребуется выдержка. Если родитель имеет претензии к образовательной деятельности «в общем», то учитель направляет его к администрации. Но если родитель просит показать рабочую программу, объяснить методику обучения, то учитель не имеет права отказать.

Педагог не может обосновать отказ авторскими правами на рабочую программу, потому что выполнял работу в рамках должностных обязанностей и получил за это заработную плату. Если учитель подготовил учебно-программную документацию в рамках своих должностных обязанностей, то она является служебным произведением. Исключительные права на такое произведение принадлежат работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором рабочей программы не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).

Авторские права учителя никто не отнимает. Но на методы обучения авторские права не распространяются (п. 5 ст. 1259 ГК РФ), они распространяются на произведения, в которых педагог сформулировал методы обучения.

Подсказка 6. Какие нарушения гигиенических требований выявляет прокуратура

Напомните педагогическому коллективу нормы главы X СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

На первый взгляд это одни из самых простых норм, которые сложно нарушить. Звонок с урока и на урок напоминает учителю о времени учебных занятий.

Тем не менее прокуратура проводит проверки по жалобам родителей на действия учителя, которые нарушают нормы СанПиН 2.4.2.2821–10. Педагог:

  • удлиняет время урока за счет перемены;
  • оставляет после занятий для изучения материала;
  • превышает максимальный объем домашних заданий;
  • не соблюдает требования к продолжительности видов учебной деятельности на уроке, особенно к непрерывному использованию компьютеров и интерактивных досок;
  • не проводит упражнения для профилактики утомления глаз после работы с техническими средствами обучения;
  • использует балльное или отметочное оценивание, задает домашнее задание и проводит промежуточную аттестацию в 1-м классе.

Учителя нарушают требования к занятиям общественно полезным трудом и практике:

  • привлекают учеников к уборке санитарных узлов и мест общего пользования;
  • заставляют мыть окна и светильники;
  • просят переносить тяжести, которые по весу и габаритам превышают нормы труда несовершеннолетних в ТК РФ.

Напомните учителю, что он отвечает за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому не может привлекать совершеннолетних обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, которого нет в образовательной программе (ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Статьи по теме

Справочник педагога-психолога. Школа. 2016, № 1Справочник педагога-психолога. Школа. 2016, № 12Справочник педагога-психолога. Школа. 2017, № 3Справочник педагога-психолога. Школа. 2017, № 4
расскажет, как повысить компетентность педагогов в профилактике конфликтов.
Авторы статьи: Олеся Крылова, Татьяна Боровник
поможет выбрать игры и упражнения для профилактики буллинга у подростков.
Автор статьи Ксения Шалагинова
расскажет, как уберечь ребенка от сексуальных домогательств.
Автор статьи Екатерина Никольская
поможет организовать профилактику суицидального риска подростков.
Автор статьи Ксения Шалагинова.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).