ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Качество образования
Формы оценивания

Что написать в Положении о портфолио обучающегося

Структура портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, которая состоит из нескольких разделов: «Мой портрет», «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов»1.


1Положение предоставила Ольга Пронина, методист МБУ ДО города Ульяновска «Центр детского творчества №  1», Ульяновская область

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2017года
Качество образования
Планирование и организация

Как подготовить Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ

Образовательная организация обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ. Могут возникнуть отставания, например из-за карантина. Если органы управления образованием не прислали вам информационно-методическое письмо о ликвидации отставания в реализации образовательных программ, примените необходимые меры самостоятельно. Предлагаем локальный нормативный акт, который поможет определить и реализовать мероприятия.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru). 

6
Июнь 2017года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Что включает работодатель в должностную инструкцию заместителя директора школы

Сергей Шадрин, главный специалист отдела по вопросам общего образования аппарата Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, Москва

Разъясним, должен ли заместитель руководителя ОО выполнять все должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой. Расскажем, можно ли определять должностные обязанности заместителя руководителя ОО по профессиональному стандарту и обязан ли заместитель проходить аттестацию.

Кто и на основании чего устанавливает должностные обязанности заместителя руководителя

Трудовая функция, в т. ч. конкретный вид поручаемой работнику работы, является условием, обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации; ТК РФ).

Заключение трудовых договоров с работниками относится к компетенции образовательной организации (ОО) (п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ)).

Основа для разработки должностных инструкций, которые включают должностные обязанности работников, – квалификационные характеристики (п. 3 подразд. I разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (ЕКС)).

Таким образом, конкретный вид работы, который поручают заместителю, указывается в трудовом договоре. Трудовой договор заместитель директора заключает с руководителем ОО. Перечень должностных обязанностей содержится в должностной инструкции.

Какие должностные обязанности предусмотрены квалификационной характеристикой

Должностные обязанности из квалификационной характеристики «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» (подразд. III раздела ЕКС) представлены в таблице.

Должностные обязанности из квалификационной характеристики «Заместитель руководителя образовательного учреждения», которые могут быть в должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе

ДействиеНаправления деятельности
ОрганизуетТекущее и перспективное планирование деятельности ОО. Подготовку и проведение экзаменов. Просветительскую работу для родителей (законных представителей) обучающихся. Учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников
КоординируетРазработку учебно-методической и иной документации для деятельности ОО и работы педагогических и иных работников. Взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Взаимодействие подчиненных служб и структурных подразделений
ОбеспечиваетИспользование и совершенствование методов организации образовательной деятельности и современных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных. Своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации
КонтролируетКачество учебно-воспитательного процесса. Объективность оценки результатов образовательной деятельности обучающихся. Работу кружков и факультативов. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Учебную нагрузку обучающихся
ПомогаетПедагогическим работникам осваивать и разрабатывать инновационные программы и технологии. Обучающимся проводить культурно-просветительские и оздоровительные мероприятия
УчаствуетВ подборе и расстановке педагогических кадров. В подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников ОО
Принимает мерыПо оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой
ОсуществляетКомплектование и принятие мер по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках
СоставляетРасписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в т. ч. культурно-досуговой) деятельности
ВноситПредложения по совершенствованию образовательного процесса и управления ОО

Должен ли заместитель выполнять все должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой

СПРАВКА

О рекомендуемом перечне отчетной документации, которую составляет и предоставляет ОО

Не должен. Перечень должностных обязанностей конкретного заместителя руководителя ОО на основе квалификационной характеристики может зависеть от наименования его должности по штатному расписанию и от количества соответствующих должностей в ОО.

Должностные обязанности, которые предусматривает квалификационная характеристика «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения», руководитель ОО может распределить между несколькими заместителями (п. 3 подразд. I раздела ЕКС). Как распределить, ОО решает самостоятельно (п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Сколько заместителей может быть у руководителя ОО

ОО устанавливает штатное расписание, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ (п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому в большинстве случаев количество заместителей руководителя ОО законодательно не ограничено.

Справочник заместителя директора школы №   5 (2017) расскажет, почему и как заместитель директора проектирует программу повышения качества образования.
Автор статьи Татьяна Щербакова

На практике штатные расписания ОО устанавливают должности заместителей руководителя: по учебно-воспитательной работе – от одной до нескольких ставок; воспитательной работе; административно-хозяйственной части.

В ОО на территории национальных республик встречается должность заместителя директора по национальному образованию.

ПРИМЕР. В ОО на территории Республики Татарстан заместитель директора по национальному образованию организует и контролирует качество преподавания татарского языка и литературы, истории Татарстана и татарского народа, внеклассную воспитательную работу на татарском языке.

Распространены другие названия должностей заместителей руководителей: по информационно-коммуникационным технологиям, информатизации; учебно-методической работе; безопасности и т. д.

В Москве характерными являются должности заместителей руководителей: по содержанию (управлению содержанием) образования; контролю (оценке) качества образования; управлению ресурсами и т. д.

ПРИМЕР. Заместитель по качеству образования разрабатывает модель внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), локальные нормативные акты, программы повышения качества образования. Он контролирует соответствие образовательной деятельности требованиям ФГОС общего образования; оценочную деятельность учителей; качество уроков, внеурочных занятий; оценивает выполнение рабочих программ учебных предметов и др. Анализ результатов ВСОКО помогает обеспечить участие школьников в государственной итоговой аттестации и других оценочных процедурах на федеральном (в национальных исследованиях качества образования, всероссийских проверочных работах) и международном уровне.

Могут ли быть должностные обязанности, которые не предусмотрены квалификационной характеристикой

ЧЕК-ЛИСТ

Заместитель директора может быть одновременно педагогическим работником:
– по совместительству в той же или иной ОО;
– при совмещении должностей наряду с работой в той же ОО, определенной трудовым договором

Руководитель ОО может поручить заместителю директора в течение рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности за дополнительную оплату. Заместитель директора дает письменное согласие выполнять дополнительную работу (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ).

ПРИМЕР. У заместителя руководителя ОО может быть учебная нагрузка по должности «учитель», что не предусмотрено квалификационной характеристикой. Следовательно, руководитель ОО поручает заместителю директора учебную нагрузку за дополнительной оплату, что можно оформить дополнительным соглашением к трудовому договору.

Учитывайте, что разд. VII приложения № 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» не предусматривает установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников в ОО.

Таким образом, законодательство РФ не исключает возможность выполнения заместителем руководителя ОО дополнительной работы по должности «учитель» без ограничения верхнего предела учебной нагрузки.

Может ли применяться профессиональный стандарт

СПРАВКА

Подготовить должностную инструкцию заместителя директора поможет шаблон документа 

Во-первых, профессиональный стандарт для заместителей руководителей ОО к настоящему времени не разработан. Во-вторых, если согласно подп. «а» п. 25 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты должны были применяться работодателями, в частности, при аттестации работников и разработке должностных инструкций, то с 1 июля 2016 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2016 № 406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23») указанное положение признано утратившим силу (подп. «в» п. 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2016 № 406).

Поэтому в случае утверждения профессионального стандарта, который описывает трудовую функцию заместителя руководителя ОО, данный документ будет обязателен для применения работодателями только в части требований к квалификации, как это предусмотрено ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ.

Должен ли заместитель директора проходить аттестацию

Как следует из ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ, кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной ОО и ее руководитель проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой организации. Исключение – руководители, указанные в пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 273, т. е. назначаемые Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами, и назначаемые Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

Обязательная аттестация заместителей руководителей ОО Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрена.

Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с заместителями руководителей ОО может являться несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Поэтому порядок аттестации может быть установлен локальным нормативным актом ОО, который принимают с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Если заместители руководителей ОО являются одновременно педагогическими работниками, например, учителями, то они по желанию проходят аттестацию, чтобы установить квалификационную категорию, например, по должности «учитель» (п. 1 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276; Порядок аттестации).

Установление квалификационных категорий по должностям заместителей руководителей ОО Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком аттестации не предусмотрено.

Приложение. Как определить перечень документов, которые должна иметь и предоставлять ОО

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.