ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

Галина Савиных, канд. пед. наук, доцент кафедры менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования. Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», автор более 40 публикаций, в т. ч. международного уровня, по управлению содержанием и оценке качества образовательной деятельности

Расскажем, почему школам удобнее перейти на ФГОС среднего общего образования с опережением федерального графика. Разъясним требования ФГОС среднего общего образования к учебному плану профилей: состав учебных предметов, количество часов. Приведем примеры расчета учебной нагрузки учащихся.

Образовательные организации (ОО) переходят на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования в 2020/21 учебном году. Но можно перейти на ФГОС среднего общего образования с опережением графика. Проанализируем, почему школе удобнее перейти досрочно на ФГОС среднего общего образования.

ДОКУМЕНТ

План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, определяет график перехода на ФГОС общего образования

Какие преимущества получит ОО, если внедрит ФГОС среднего общего образования с опережением графика

Если ОО досрочно перейдет на ФГОС среднего общего образования, то учителя избавятся от необходимости реализовывать два разных стандарта.

Сегодня во многих школах по ФГОС общего образования обучаются школьники 1-7-х классов, а старшеклассники продолжают учиться по Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

Требования каждого из стандартов различны, что мешает педагогическому коллективу выстроить единую образовательную среду.

ОО оптимизирует профильное обучение

Сейчас профили ОО реализуют на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312.

Учебный план профилей по ФГОС среднего общего образования позволит оптимально организовать профильное обучение, т. е. реализовать индивидуальные потребности учащихся меньшим количеством профилей.

ПРИМЕР. Исчезнет необходимость планировать отдельно филологический профиль. Старшеклассники, которые после школы собираются получать филологическое образование, будут заниматься по плану гуманитарного профиля. В рамках гуманитарного профиля можно сформировать группы филологической и лингвистической направленности.

Учащиеся будут использовать ресурс внеурочной деятельности для саморазвития в профиле

ЧЕК-ЛИСТ

Варианты клубных объединений:

– клуб школьных блогеров, клипмейкеров, волонтеров;
– студии моды или театра;
– школа шоуменов;
– клуб исторической реконструкции;
– предпринимательский, дизайнерский, спортивный, кулинарный клуб;
– научное общество учащихся

План внеурочной деятельности ОО составит с учетом потребности учащихся в предпрофессиональном образовании. Педагогический коллектив создаст условия обучения, в которых учащиеся получат опыт самореализации в выбранном профиле: естественно-научном, гуманитарном, социально-экономическом, технологическом, универсальном.

Учителя разнообразят деятельность учеников коллективными делами, спланируют работу ученических сообществ в новых форматах: «Фестиваль инженеров будущего», «Клуб будущих медиков» и др.

Педагоги начнут применять единые подходы к промежуточной аттестации учащихся

Учителя перенесут формы промежуточной аттестации, которые уже используют с учениками 5-7-х классов, на старшеклассников. Обязательным станет сопровождение индивидуальных проектов учащихся, т. к. элективный курс «Индивидуальный проект» входит в учебный план любого профиля по ФГОС среднего общего образования.

Как разработать учебные планы профилей по ФГОС среднего общего образования

ОО, которая переходит на ФГОС среднего общего образования, принимает за основу учебные планы из примерной основной образовательной программы (ООП) среднего общего образования. Учебные планы профилей отражают перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, практик и иных видов учебной деятельности, а также фиксируют формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ)).

ДОКУМЕНТ

Примерная ООП среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)

Профиль – способ организации обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными предпочтениями и возможностями.

Учебный план профиля составляют:

  • обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей;
  • учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • элективные курсы.

ФГОС среднего общего образования предусматривает пять профилей:

СПРАВКА

ОО может открыть один или несколько профилей из перечня, который установил ФГОС среднего общего образования

  • естественно-научный;
  • гуманитарный;
  • социально-экономический;
  • технологический;
  • универсальный.

В таблице 1 мы показали, какие предметные области охватывает каждый профиль, какие учебные предметы для углубленного изучения и элективные курсы рекомендует включать в профиль примерная ООП среднего общего образования.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Сферы деятельности по профилюПредметные областиПредметы для углубленного изученияЭлективные курсы
Технологический
Производственная, инженерная и информационнаяМатематика и информатика. Естественные наукиМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Информатика. ФизикаКомпьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект
Естественно-научный
Медицина, биотехнологииМатематика и информатика. Естественные наукиМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. БиологияТеория познания. Биофизика. Индивидуальный проект
Гуманитарный
Педагогика, психология, общественные отношенияРусский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языкиИностранный язык. История. ПравоПсихология. Индивидуальный проект
Социально-экономический
Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансыМатематика и информатика. Общественные наукиМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. ЭкономикаИндивидуальный проект
Универсальный
Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметовМатематика и информатика. Общественные наукиМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. ИсторияТехнология. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Иностранные языкиИностранный языкДизайн. История родного края. Индивидуальный проект
Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные наукиРусский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. БиологияИндивидуальный проект
Русский язык и литератураРусский язык. ЛитератураИндивидуальный проект

Как планировать элективные курсы

Включите в учебный план профиля элективные курсы – это особенно важно для элективных курсов с выраженной профильной направленностью (таблица 2).

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Внимание! Данный учебный план рассчитан на 34 учебные недели в году

Предметная областьУчебный предметУровень изученияКоличество часов
Русский язык и литератураРусский языкБ68
ЛитератураБ204
Математика и информатикаМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрияУ408
ИнформатикаБ136
Иностранные языкиИностранный языкБ136
Естественные наукиХимияУ340
БиологияУ204
БиофизикаЭ68
Общественные наукиИстория (Россия в мире)Б136
Теория познанияЭ68
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культураБ204
Основы безопасности жизнедеятельностиБ68
Индивидуальный проектЭ102
Курсы по выбору общеразвивающей направленностиЭкология психо-эмоциональной сферы человека68
Эффективная коммуникация68
Навыки работы с медиатекстами102
ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%
Сокращения в таблице:
- Б – предмет для изучения на базовом уровне;
- У – предмет для изучения на углубленном уровне;
- Э – элективный курс.

Наряду с профильно ориентированными элективными курсами, в учебный план включите курсы общеразвивающей направленности по выбору учащихся (таблица 2).

ДОКУМЕНТ

Элективный курс – обязательный для изучения учебный предмет по выбору учащихся. Отличается от факультативного курса, который не обязательно выбирать (п. 5 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ)

Профильно ориентированные элективные курсы и курсы по выбору с общеразвивающей направленностью составят часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Суммарный объем этой части учебного плана по ФГОС среднего общего образования не должен превышать 40% от общего объема учебного плана (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

Что учитывать при расчете аудиторной недельной нагрузки

Учитывайте требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Требования СанПиН 2.4.2.2821–10

Учебная неделя может быть пятидневной или шестидневной. От продолжительности учебной недели зависит максимально допустимая недельная нагрузка на старшеклассников.

Для учащихся 10-11-х классов аудиторная недельная нагрузка:

  • при пятидневной учебной неделе составляет 34 часа;
  • при шестидневной – 37 часов (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Требования ФГОС среднего общего образования

В старших классах за два года количество учебных занятий на одного обучающегося – не менее 2170 и не более 2590 (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования). Если в 10-м классе учебный год длится 35 недель, а в 11-м – 34 недели, то общее количество часов на одного обучающегося составляет: для пятидневной недели – 2346 часов; для шестидневной недели – 2553 часа.

Такая нагрузка на старшеклассника за два года обучения не противоречит ФГОС среднего общего образования.

Рекомендации примерной ООП среднего общего образования

СПРАВКА

Календарный учебный график – обязательная часть организационного раздела ООП любого уровня общего образования

Разработчики примерной ООП среднего общего образования предлагают учебные планы из расчета 35 учебных недель в год, а администрация ОО составляет учебный план на период, который установила календарным учебным графиком.

Когда администрация ОО составляет календарный учебный график, то учитывает сроки начала государственной итоговой аттестации (ГИА).

ПРИМЕР. Продолжительность учебного года в 10-х классах может быть 35 недель. В 11-х классах с учетом ГИА – 34 недели. В примерной ООП среднего общего образования нет вариантов учебных планов на 34 недели, поэтому администрация ОО делает расчет на 34 недели самостоятельно.

В таблице 3 предлагаем вариант расчета недельной нагрузки для естественно-научного профиля на 34-недельный учебный год.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественно-научного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная областьУчебный предметКоличество часов в неделю
10-й класс11-й класс
Русский язык и литератураРусский язык11
Литература33
Математика и информатикаМатематика: алгебра и начала математического анализа, геометрия66
Информатика22
Иностранные языкиИностранный язык22
Естественные наукиХимия55
Биология33
Биофизика11
Общественные наукиИстория (Россия в мире)22
Теория познания11
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельностиФизическая культура33
Основы безопасности жизнедеятельности11
Индивидуальный проект21
Курсы по выбору с общеразвивающей направленностьюЭффективная коммуникация11
Навыки работы с медиатекстами12
Итого в неделю:3434
Всего за два года обучения:2312

Зачем старшеклассникам универсальный профиль обучения

Универсальный профиль нужен старшеклассникам, которые либо не имеют устойчивых предпочтений, либо, напротив, имеют предпочтения, выходящие за содержание обучения в обычных профилях.

В универсальном профиле может не быть предметов для углубленного изучения. Чтобы заявить универсальный профиль, достаточно ограничиться предметами только на базовом уровне (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Если ОО решает вводить в учебный план универсального профиля предметы для углубленного изучения, то их количество участники образовательных отношений определяют самостоятельно. Требование ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяется на универсальный профиль (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования).

Индивидуализацию содержания образования и профильную направленность реализуйте курсами по выбору учащихся.

ПРИМЕР. Примерная ООП среднего общего образования предлагает четыре варианта учебных планов универсального профиля и комбинации учебных предметов для углубленного изучения. Например: русский язык, литература, математика, биология. Или, напротив, ограничивает углубленное изучение одним предметом – иностранным языком.

Разработчики примерной ООП среднего общего образования отмечают, что универсальный профиль позволяет решить проблемы индивидуализации обучения в условиях, когда запросы старшеклассников слишком разнородны или неочевидны.

К СВЕДЕНИЮ

Чем отличаются учебные планы профилей по ФГОС среднего общего образования и БУП

В БУП на 7 профилей больше, чем в ФГОС среднего общего образования. БУП включает профили: физико-математический; физико-химический; химико-биологический; биолого-географический; социально-экономический; социально-гуманитарный; филологический; информационно-технологический; агротехнологический; индустриально-технологический; художественно-эстетический; оборонно-спортивный. БУП не дает понятия универсального профиля, при этом допускает универсальное непрофильное обучение. ФГОС среднего общего образования вводит универсальный профиль в ряд других профилей старшей школы.

Примерная ООП среднего общего образования отмечает необходимость универсального профиля для обучающихся, выбор которых не вписывается в рамки других профилей. В рамках универсального профиля ОО могут формировать группы с различной комбинацией предметов для углубленного изучения.

Почему обязательно включать в учебный план элективный курс «Индивидуальный проект»

Индивидуальный проект – это элективный курс, который обязательно входит в учебные планы профилей. Но индивидуальный проект – это еще и особая форма организации деятельности обучающихся, которая развивает у них навыки целеполагания и самоконтроля.

Индивидуальный проект старшеклассники могут выполнять по любому направлению:

  • социальному;
  • исследовательскому;
  • творческому;
  • информационному;
  • инженерно-конструкторскому;
  • бизнес-проектированию и др.

Учащиеся 10-11-х классов выполняют индивидуальный проект в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, которое отведено на элективный курс (таблица 2).

Не исключено, что в 10-м классе учащийся продолжит работу над проектом, который был реализован еще в основной школе.

Курирует выполнение индивидуального проекта работник ОО или работник, которого привлекают со стороны, например, из организации-партнера.

Задача элективного курса «Индивидуальный проект» – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

Порекомендуйте учителям в рабочей программе элективного курса «Индивидуальный проект» предусмотреть часы:

  • на выбор темы проекта;
  • консультации по планированию этапов реализации проекта;
  • организацию контактов с партнерами;
  • сопровождение лабораторных практикумов на базе сторонних организаций;
  • консультации по оформлению проекта;
  • подготовку презентации.

Если вы грамотно организуете работу над индивидуальными проектами, то поможете старшекласснику осознать выбор будущей профессиональной деятельности и спроектировать личностный успех.

Семь шагов, которые помогут администрации ОО разработать учебный план профиля, кроме универсального, мы представили в виде инфографики.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).