
Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока
Диагностировать универсальные учебные действия (далее – УУД) на уроках проблематично. Метапредметных и личностных результатов в примерных основных образовательных программах много, поэтому сложно выявить все на одном уроке. Чтобы вам было удобно определять, насколько урок соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) общего образования, предлагаем лист анализа урока, который поможет конкретизировать условия формирования УУД.
Какие концептуальные положения лежат в основе анализа урока
Основой для подбора критериев листа анализа урока стали концептуальные положения системно-деятельностного подхода, основанного на интеграции системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).
Учитель, который реализует системно-деятельностный подход:
- обеспечивает целостность учебной деятельности;
- ориентируется на зону ближайшего развития обучающихся;
- развивает самостоятельность, передает ответственность за учебную деятельность ученику;
- развивает теоретическое мышление;
- дает задания, которые помогают формировать эмоционально-ценностное отношение обучающихся;
- организует индивидуальное, фронтальное, групповое обучение;
- организует диалог и полилог;
- проблематизирует учебную задачу;
- предлагает искать способ решения, а не повторять действия по образцу;
- моделирует;
- определяет свою позицию как психологическую поддержку обучающегося;
- фиксирует индивидуальный прогресс обучающегося;
- использует ошибки, чтобы углубить знания школьников.
Как научить анализировать урок

СПРАВКА
Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания
Учителям трудно диагностировать уровень развития своей педагогической деятельности. Рефлексия педагога – это способность входить в активную исследовательскую позицию к своей деятельности, анализировать ее и оценивать эффективность урока для ученика.
Чтобы учителя внедряли системно-деятельностный подход на уроке, продуктивно работали с листом анализа при подготовке и во время урока, а потом делали самоанализ, реализуйте 7 шагов в методической работе.
Первый шаг
Организуйте командное обучение и внедряйте техники критического мышления, чтобы учителя освоили принципы системно-деятельностного подхода, вспомнили его концептуальные положения, понятия, закономерности организации образовательной деятельности.
Второй шаг
Организуйте групповую дискуссию. Обсудите лист анализа, разберите на методическом объединении урок по критериям листа анализа.
Третий шаг
Спланируйте групповую работу внутри методического объединения. Проведите анализ нескольких видеоуроков в разных группах. После групповой работы организуйте взаимопосещение уроков всеми учителями и разбор уроков по листу анализа.
Четвертый шаг
Проведите анализ ресурсов урока. Анализ помогает учителю выявить в опыте собственной педагогической деятельности методы и приемы, соответствующие требованиям ФГОС общего образования.
Пятый шаг
Помогите учителям составить конспекты уроков и проектировать продуктивные учебные ситуации, в которых педагоги формируют УУД учащихся.
Шестой шаг
Проведите групповое проектирование и моделирование урока по типу микропреподавания. Воссоздайте отдельные этапы урока в проектной группе педагогов. Это дает больше возможностей осмыслить условия решения развивающих задач урока.
Седьмой шаг
Организуйте мастер-классы. Они позволят создать более целостное представление об уроках учителей, которые освоили системно-деятельностный подход. Проанализируйте мастер-классы по листу анализа. Сравните мнения экспертов и самоанализ учителей.
Как учитель и эксперты используют лист анализа урока
Сочетайте самооценку педагога и оценку экспертов, когда будете планировать анализ урока. Важно ознакомить учителя до урока с параметрами листа анализа. Педагог может с ними работать в полной мере, если сознательно ориентируется на системно-деятельностный подход.
Эксперты оценивают урок, когда приходят на учебное занятие. Они смотрят, как работают ученики на уроке, заполняют листы анализа. После урока учитель проводит самоанализ по критериям листа анализа урока. Затем эксперты высказывают свое мнение.
Эксперты: представители администрации образовательной организации; учителя; педагог-психолог. Каждый эксперт заполняет свой лист анализа. Результаты эксперты обсуждают с учителем, чей урок анализируют.
Сохраняйте листы анализа урока разных учителей. Накапливающиеся листы анализа урока очерчивают динамику учебной деятельности и выявляют проблемные зоны. Листы анализа урока помогают определить содержание и виды методической работы, которые вы планируете вместе с руководителями методических объединений или с методическим советом для внутрикорпоративного повышения квалификации.
Как анализировать параметры на уроке

ВАЖНО
Подробнее о педагогической рефлексии: Орлова И. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб.: Речь, 2006
Лист анализа урока содержит девять параметров:
- целеполагание;
- обеспечение самостоятельности учащихся;
- формирование поисковой активности учащихся;
- реакция учителя на ошибки учащихся;
- индивидуальный стиль педагога;
- оценочная деятельность;
- формирование рефлексии;
- организация учителем групповой работы учащихся;
- обучение понятиям.
Рекомендуем выбирать для оценки не более семи параметров. Выбор семи параметров обусловлен характеристиками внимания человека. Когда возрастает число объектов внимания, наблюдение затруднительно.
Все параметры вы, эксперты или учитель можете оценить как качественно, так и в баллах. Качественная оценка помогает определить точки роста урока, те направления, по которым пройдет его развитие. Если эксперты выставили 18 баллов, то урок соответствует системно-деятельностному подходу. Параметры листа анализа мы сформулировали на уровне условий, которые актуализируют метапредметные и личностные УУД.
ПРИМЕР
Условия для коммуникативных УУД проявляются в параметре «Целеполагание» через показатель 1.1 «Учитель преобразует педагогические цели в проблемную ситуацию, которая ведет к целеполаганию». Эти условия актуализируют и познавательные УУД. Все показатели второго параметра «Обеспечение самостоятельности учеников» помогают выявить регулятивные и личностные УУД.
В листе анализа урока на УУД указывает четвертый столбец. Каждый параметр урока мы разложили на варианты показателей. Эти варианты – способы проявления параметра на уроке.
Обращаем внимание, что лист анализа урока сосредоточен на развивающем и воспитательном аспекте. Но это не понижает значимость предметного содержания.
Метапредметные и личностные УУД учитель формирует через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, зависит результативность урока. Иногда задания, которые актуализируют УУД, не соответствуют предметным целям и задачам. Тогда урок превращается в воспитательное занятие. Это обстоятельство обнаруживает слабую предметную компетентность педагога.

ВАЖНО
В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Эксперту во время работы рекомендуем выбирать любые семь
Если в третьем столбце эксперты проставляют баллы, которые определяют «вес» показателя, чтобы актуализировать УУД, то четвертый столбец указывает на соответствие показателя предметной цели и содержанию урока.
Предлагаем три варианта оценки:
- «+» – достаточно полное соответствие;
- «+, -» – скорее соответствует, чем нет;
- «-» – не соответствует.
Когда в четвертом столбце выявлен вариант «не соответствует», то балл в третьем столбце эксперты аннулируют. Если эксперт или учитель выбирают показатель «скорее соответствует, чем нет», то балл уменьшаем вдвое.
ПРИМЕР
Эксперты выбирают показатель 3.6 «Учащиеся участвуют в дискуссии», но то, как формируют УУД, отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть перечеркнут. Педагог не получает балл по этому показателю.



Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
