ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2016года
Педагогические инновации
Формы работы

Как электронный портфолио поможет учителю аттестоваться и соответствовать требованиям профстандарта педагога

Василий Пучков, зам. дир. Регионального центра поддержки олимпиадного движения ГОУ ВО «Московский государственный областной университет»
Главное в статье
  1. Персональный электронный портфолио или сайт поможет учителю представить работу на профессиональном конкурсе, аттестоваться и соответствовать требованиям профстандарта педагога.
  2. Учитель наполняет сайт и использует критерии, по которым жюри конкурса «Учитель года России» оценивает сайты участников. В этом учителю помогут таблицы с комментариями к содержанию сайта.

Зачем учителю электронный портфолио

У педагога есть две причины проектировать электронный портфолио в виде сайта – это требования к аттестации на квалификационную категорию и новые трудовые функции в профессиональном стандарте.

Причина 1. Аттестация на высшую квалификационную категорию

Высшую квалификационную категорию учитель получает не только на основании высокого качества образования обучающихся, развития способностей учеников и количества участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов.

СПРАВКА

Экспертный лист, с помощью которого жюри оценивает интернет-ресурсы участников конкурса «Учитель года России», – на teacher-of-russia.ru

Аттестационная комиссия учитывает продуктивное использование новых образовательных технологий, разработку программно-методического сопровождения образовательной деятельности и результаты участия в профессиональных конкурсах (Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276).

Персональный сайт поможет учителю продемонстрировать продуктивное использование педагогических технологий, презентовать свои программно-методические материалы и представить портфолио на профессиональном конкурсе.

Самый высокий результат для учителя – участвовать в конкурсе «Учитель года России». Для этого педагог обязан иметь действующий интернет-ресурс, который отвечает конкурсным требованиям и повышает шансы на успех.

Причина 2. Профстандарт педагога

С 1 января 2017 г. руководитель образовательной организации (далее – ОО) применяет профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога) в кадровой политике. На основе профстандарта педагога администрация школы аттестует работников, заключает трудовые договоры, разрабатывает должностные инструкции и устанавливает оплату труда.

ДОКУМЕНТ

Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» включает требование о том, что учитель должен владеть компетентностями в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ): общепользовательской ИКТ-компетентностью, общепедагогической, предметно-педагогической, которая отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности. Это необходимые умения для учителя.

Чтобы выполнить трудовую функцию «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования», учитель обязан владеть необходимыми умениями: основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. А также применять современные образовательные технологии, в т. ч. информационные и цифровые образовательные ресурсы. Учитель должен использовать современные способы оценивания в условиях ИКТ – вести электронную документацию, электронный журнал и дневники обучающихся.

Предлагаем учителям проектировать собственный интернет-ресурс, чтобы соответствовать требованиям профстандарта педагога и без проблем аттестоваться на высшую квалификационную категорию.

Какие критерии учитывать, когда создаешь сайт

Удобно проектировать электронный портфолио и учитывать требования конкурса «Учитель года России» к сайту педагога:

ЧЕК-ЛИСТ

Сайты победителей конкурса «Учитель года России»:
– Андрея Сиденко – agsidenko.ru (2013 г.);
– Аллы Головенькиной – golovenkina.info (2014 г.);
– Сергея Кочережко – istorik-samara.ru (2015 г.)

1. Информационная насыщенность.
2. Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды.
3. Эффективность обратной связи.
4. Актуальность информации.
5. Оригинальность и адекватность дизайна.

Учитель может сказать, что он не собирается участвовать в конкурсе на федеральном уровне. Но участник, лауреат или победитель муниципального или регионального уровня конкурса «Учитель года России» также имеет хорошие шансы получить квалификационную категорию.

Каждая из 5 отдельных категорий включает 7 критериев. Таким образом, идеальный сайт педагога отвечает 35 конкурсным критериям качества.

Техническая сторона сайта значения не имеет. Например, жюри конкурса «Учитель года России» учитывает содержательную, визуальную и информационную составляющие.

Анализ сайтов победителей конкурса в 2013–2015 гг. позволяет увидеть, как за каждый критерий получить 1 балл.

Предлагаем обобщенные советы, которые помогут проектировать сайт, в таблицах 1–5

Требование № 1. Информационная насыщенность

Критерий оцениванияСовет по реализации
Количество представленной информацииВ среднем, на сайте около 100 страниц. На двух из трех сайтов количество страниц более 500, а на одном сайте – более 100.
Образовательная и методическая ценность, развивающий характерНа сайтах, которые анализировали, не менее 60% информации имеют образовательную или методическую ценность и представлены в виде: лекционных занятий по предметам; презентационного материала; совместных наработок учителя и его учеников
Различное структурирование информации – тексты, таблицы, схемы и т. п.Добавьте на сайт новости, фотоальбом, опросы по проблемам образовательной деятельности, полезные ссылки на нормативную базу, конкурсы, электронные образовательные ресурсы. Золотое правило вовлечь читателя – разнообразить информацию. Удержать внимание одним лишь текстом нельзя, нужно периодически менять внешний вид содержания, чтобы вызывать у читателя интерес к тому, что он читает
Разнообразие содержанияРечь идет о других форматах контента, помимо текстового. Преобладать может текст. Иные виды контента используйте в одинаковой пропорции. Так, на одном сайте, который разработал победитель конкурса, преобладают текстовые материалы с графическими вставками, а содержание других видов контента составляет менее 5%. На другом сайте автор разместил большое количество таблиц и видеороликов. А на третьем ресурсе преобладают презентационные материалы
Тематическая организованность информацииГлавный совет – избегайте контента, который не соответствует тематике сайта. Сайты победителей конкурса «Учитель года России» отвечают данному критерию на 100%
Научная корректностьПроверяйте термины, определения, источники, на которые ссылаетесь. Не нарушайте авторские права, если используете цитаты, задания, формы документов
Методическая грамотностьОдин из вариантов – наполнить сайт материалами, которые отражают трудовую функцию «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования». Материалы учебных занятий, проектов, квестов, занятий внеурочной деятельности, кружковых занятий для учеников демонстрируют: как учитель применяет современные образовательные технологии, в т. ч. ИКТ; знает педагогику и психологию, возрастную физиологию и школьную гигиену, современные методики обучения; организует образовательную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, учитывает образовательные результаты «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться»; реализует исследовательскую деятельность обучающихся; разрабатывает и реализует проблемное обучение; связывает обучение по предмету с практикой; осуществляет контрольно-оценочную деятельность и использует современные способы оценивания в условиях ИКТ. Дополнительно можно показать материалы, которые подтверждают владение учителем формами, приемами, методами и средствами обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам, и т. д.

Требование № 2. Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды

Критерий оцениванияСовет по реализации
Понятность меню, наличие рубрикацииНазывайте рубрики сайта «своими именами»: Главная, Уроки, Контакты, Обо мне и т. д., а не придумывайте красивые заголовки. Простая рубрикация облегчает навигацию пользователям сайта
Удобство навигацииЕсли персональный сайт автор сделал по классической схеме – шапка, горизонтальная навигация, контент-бокс, боковая панель и подвал, – то проблем не будет. Если в основе сайта оригинальный макет с необычной структурой, то старайтесь разместить и выделить визуально ссылки на другие страницы так, чтобы они были заметны и доступны, когда сайт открывает пользователь
Разумность скорости загрузкиИдеальный вариант, когда сайт загружается не более 1–3 с. Ошибка: сайты школ и учителей «набиты» красивыми изображениями, роликами, которые повышают вес страницы. Хостинг для таких сайтов авторы выбирают наиболее дешевый, поэтому скорость загрузки будет низкой. Если сайт загружается дольше 3 с, оптимизируйте его структуру и содержание, перенесите часть контента на отдельные страницы, разбейте контент на части и уберите элементы, которые поставлены на сайт исключительно из личных предпочтений автора
Удобный формат для коммуникацииСоздайте на сайте систему для общения между автором и пользователями и между пользователями. Система для общения должна быть доступной, не иметь больших ограничений и препятствий. Исключите сложную форму регистрации и авторизации для общения на форуме, непонятную антиспам-систему (капчу) при комментариях в блоге. Предоставьте пользователю возможность быстро и просто находить форму, писать и отправлять сообщение, чтобы получить на него ответ
Языковая культураПишите сдержанно, соблюдайте литературную норму, но не перегружайте предложения вводными словами, причастными и деепричастными оборотами, излишним количеством научных терминов. Сделайте текст информативным, удобным и понятным для учителей, родителей и учеников
Наличие инструкций и пояснений для пользователейРеализуйте пункт, если на сайте предлагаете взаимодействие между пользователями. В противном случае инструкции не надо писать и размещать. В современных системах управления сайтами для регистрации, комментирования блога, подписки на новости уже предусмотрены короткие сообщения, которые помогают пользователю совершить действие
Защищенность и адекватность виртуальной среды образовательным целямСледите, чтобы на сайте не было вредоносного кода, чтобы файлы не были заражены вирусами, чтобы на страницах не было агрессивной, незаконной и непристойной рекламы. Сайт не должен содержать непонятных форм, функций и возможностей. В нем автор сохраняет только логику виртуальной среды для образовательных целей

Требование № 3. Эффективность обратной связи

Критерий оцениванияСовет по реализации
Разнообразие возможностей для обратной связиСоздайте систему комментирования, чат, форум или гостевую книгу. Идеальным вариантом будет наличие всех способов связи, в т. ч. обратная связь через имейл и онлайн-мессенджер в углу страницы
Доступность обратной связиНа сайте форма отправляется, а ответы на вопросы приходят вне зависимости от того, кто, что и когда пишет. Поэтому форма доступна для любого человека, в любом месте, в любое время и с любого устройства
Наличие контактных данныхНапишите свой телефон и электронную почту, разместите ссылки на страницы в социальных сетях
Возможности для обсуждений и дискуссийСодержание этих пунктов тождественно пункту «Разнообразие возможностей для обратной связи», «Доступность обратной связи»
Удобство использования механизмов обратной связи
Систематичность и адресная помощь при обратной связиРечь идет о том, что нужно отвечать на полученные письма и сообщения, не игнорировать запросы
Интенсивность обратной связи и количество вовлеченных пользователейПункт больше зависит от того, насколько пользователи сайта заинтересованы в коммуникации с автором. Призывайте аудиторию сайта к действию и мотивируйте на контакт. Учитывайте разновозрастную аудиторию: родителей, коллег и учеников

Внимание! Капча (от CAPTCHA – англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart) – это компьютерный тест, чтобы определить, кем является пользователь: человеком или компьютером.

Требование № 4. Актуальность информации

Критерий оцениванияСовет по реализации
Регулярность обновления информацииСделать сайт и один раз его наполнить просто. Сложнее вести его месяцами и годами. Владельцы сайтов забрасывают свои проекты в течение 6–12 месяцев после создания. Когда работа у педагога активная и не хватает времени, то поможет система планирования отложенных публикаций – таймер. К примеру, в WordPress CMS, который используют разработчики большинства сайтов в мире, есть такая функция. Нужно один раз подготовить пакет информации и грамотно распределить его для публикации. Сайт будет сам себя обновлять даже на протяжении нескольких лет. При этом интервал между публикациями зависит от того, какой объем контента был заготовлен и когда автор добавляет вторую и последующую партии. Если участвуете в конкурсе и сайт оценивают, то публикуйте на нем информацию каждые 2–3 дня, в обычном рабочем режиме – каждые 3–5 дней.
Связь информации с текущими событиямиПишите на сайте не только о своем предмете. Выкладывайте фотографии с открытых уроков, видео с мероприятий и поездок, конференций и семинаров, которые посетили. Пользователь читает новости и видит, что учитель постоянно работает, не стесняется своей деятельности, не скрывает ее, но при этом не забывает про другие виды контента
Наличие информации о нормативно-правовой базеСоздайте специальный раздел со ссылками на федеральное законодательство в сфере образования, региональные нормативные акты, муниципальные акты и правовую документацию образовательной организации. Пользу родителям, ученикам и коллегам принесут методические материалы учителя по преподаванию, приказы Минобрнауки России или ссылки на них, тексты постановлений Правительства РФ о концепциях, ссылки на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, примерные основные общеобразовательные программы, примерные адаптированные основные общеобразовательные программы и др.
Разнообразие групп пользователейНа сайте педагога должны быть как минимум три раздела: ученику, учителю и родителям. В разделе для каждой группы разместите адресный контент, дискуссии и пр.
Новизна и оригинальность информацииПубликуйте данные последних исследований (1–3 года), переводите зарубежные статьи, приводите цитаты из научно-практических конференций. Педагогу важно владеть информацией о последних тенденциях науки
Возможность создания детско-взрослых виртуальных сообществСоздайте специальный раздел с содержательной частью, которая одинаково полезна для учителей и учеников. Предусмотрите возможность комментирования. Например, разместите лабораторную работу или обсудите занятия
Наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностямиСпециальный раздел с контентом для слабослышащих, слабовидящих или других категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, для WordPress CMS есть плагин, который помогает создать версию сайта для слабовидящих учеников. На сайтах победителей конкурса «Учитель года России» такой версии в настоящее время нет

Требование № 5. Оригинальность и адекватность дизайна

Критерий оцениванияСовет по реализации
Выстроенная информационная архитектураРечь идет о последовательности в информационной политике. Мало просто публиковать материал, он должен быть связан по смыслу с системой рубрикации и с тем контентом, что уже опубликован и будет опубликован в будущем. Это так называемая контент-стратегия или информационная политика. Если применить этот пункт к большим информационным страницам, то необходимо выстраивать прямую последовательность, например: страница по предмету – название – авторы – содержание – введение – главы – послесловие – источники. Это последовательность страниц по образцу книги. Читатель книги ничем не отличается от пользователя сайта. Поэтому размещайте информацию последовательно
Грамотные цветовые решенияПедагог – не художник и не дизайнер. Если не уверены в своих силах, используйте стандартные темы оформления и шаблоны для сайта, не меняйте их стиль на свой вкус. Не забывайте, что сайт создают для пользователей, а не для владельца
Оригинальность стиляСтиль сайта соответствует предметной области и личности учителя. Обратите внимание на сайты конкурсантов. Учителя-мужчины выбрали более сдержанную графику, серые цвета и простую структуру. Сайт, который принадлежит женщине, выполнили в ярких цветах, использовали качественную фотографию автора
Корректность обработки графикиНе используйте изображения в плохом качестве, избавьтесь от лишних водяных знаков или надписей с других сайтов. Если собственноручно обрабатываете изображения, то не конвертируйте их в необычные форматы, используйте классические способы сохранения и обработки
Сбалансированность разных способов структурирования информацииЕсли используете списки, то чередуйте их с обычными абзацами и таблицами. Не превращайте текст в большой список из десятков пунктов. Чередуйте типы подачи контента, чтобы информация имела свой логический рисунок
Учет требований здоровьесбережения в дизайнеНа сайте используйте классический шрифт, размер кегля 12–14 пикселей, буквы четко видны, например, черные на белом, светло-сером фоне, фоновые изображения и цвета не пестрят. Старайтесь, чтобы страница визуально не раздражала пользователя. Но есть нюанс: если человек использует старый монитор или монитор с низкой частотностью мерцания экрана, то он испытывает дискомфорт вне зависимости от оформления сайта
Внешний вид размещенной информацииВнешний вид – такой же способ структурирования информации, корректность графики, оригинальность стиля и цветовые решения. Это обобщающий пункт. Если до этого автор сайта учитывал все критерии, то здесь может быть просто 1 балл

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК