ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

На что обратить внимание в заключении психолого-медико-педагогической комиссии

Ольга Дониченко, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы, нач. отдела Московского центра качества образования
Главное в статье
  1. Специалисты ПМПК в заключении рекомендуют образовательную программу, которую ребенок с ограниченными возможностями здоровья может освоить.
  2. Родители обучающихся могут предоставить заключение ПМПК в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания.

Протокол психолого-медико-педагогической комиссии

С 1 сентября 2016 г. образовательные организации (далее – ОО) внедряют федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Администрация и педагоги разрабатывают и реализуют для ребенка адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение о ПМПК), регламентирует содержание комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

В ходе обследования специалисты ПМПК ведут протокол, в котором указывают:

  • сведения о ребенке;
  • сведения о специалистах ПМПК;
  • перечень документов, которые представлены для проведения обследования;
  • результаты обследования ребенка специалистами;
  • выводы специалистов;
  • особые мнения специалистов (при наличии);
  • заключение ПМПК.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Согласно этому документу могут быть реализованы 1–4 варианты АООП.

Концептуальная основа ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и варианты АООП предусматривают, что к моменту окончания начального общего образования обучающийся с ОВЗ по 1 и 2 варианту АООП достигнет сопоставимых результатов по уровню с другими обучающимися. Вариативность АООП позволяет создавать специальные условия получения образования в отдельных ОО и в отдельных классах (группах), в инклюзивных классах для обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами аутистического спектра; с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Заключение ПМПК

Заключение специалисты ПМПК заполняют на бланке.

В нем формулируют обоснованные выводы:

  • о наличии/отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
  • наличии/отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (п. 20 Положения о ПМПК).

В заключении ПМПК специалисты обязательно указывают:

  • образовательную программу, которую реализует ОО для обучающегося (например, АООП для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • уровень общего образования;
  • вариант программы и срок реализации программы (для обучающихся, которые 1 сентября 2016 г. начнут обучение в 1-м классе);
  • возможность реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • необходимость предоставления услуг ассистента (помощника);
  • специальные методы обучения, учебники, учебные пособия;
  • специальные технические средства обучения;
  • требование к организации пространства;
  • направления коррекционной работы в ОО: педагог-психолог, учитель-логопед; учитель-дефектолог, cоциальный педагог;
  • необходимость предоставления тьютора;
  • другие специальные условия;
  • cрок проведения обследования с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций (при переходе с одного уровня образования на другой);
  • срок проведения обследования с целью уточнения или изменения ранее данных комиссией рекомендаций.

ВАЖНО

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер

Протокол и заключение ПМПК оформляют в день проведения обследования.

Эти документы подписывают специалисты ПМПК, которые обследовали ребенка, и руководитель ПМПК (или лицо, исполняющее его обязанности).

Документы заверяют печатью ПМПК. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения продлевается не более чем на 5 рабочих дней со дня обследования.

Документы, которые получают родители после обследования ребенка в ПМПК

Родителю (законному представителю) ребенка под подпись выдается копия заключения ПМПК.

Заключение ПМПК – это основание для создания специальных условий обучения и воспитания в ОО.

Условия создают:

  • органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
  • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
  • ОО;
  • иные органы и организации в соответствии с их компетенцией.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Ниже приведено заключение, разработанное специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы для обучающихся с ОВЗ, которые 1 сентября 2016 г. приступят к обучению в 1-м классе в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.

Он охватывает весь период получения образования и не определяет уровни образования.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями или сложными нарушениями развития в сочетании с интеллектуальными нарушениями предусматриваются варианты реализации АООП:

1 и 2 варианты АООП релизуются для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

варианты 3 и 4 – в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ со сложными нарушениями развития в сочетании с интеллектуальными нарушениями.

Пример содержания заключения ПМПК

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей