Организация работы по непрерывному образованию педагогов
Организация дополнительного профессионального образования педагогов
К современному учителю предъявляется достаточно большое количество профессиональных требований. Он должен быть высококвалифицированным, социально активным, творчески работающим, профессионально мобильным и конкурентоспособным. Главной задачей в работе с педагогами становится развитие их профессиональных компетентностей: формирование творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям, способности к непрерывному образованию, в первую очередь через освоение программ дополнительного профессионального образования.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ № 197-ФЗ) работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд. Работодателем для педагогических работников является образовательная организация (далее — ОО) в лице ее руководителя, который в своей деятельности опирается на требования коллективного договора, соглашений и трудовых договоров с работниками. Именно к компетенции работодателя (ОО) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) относит деятельность по созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников (п. 5 ч. 3 ст. 28).
Руководитель ОО должен хорошо разбираться в тех изменениях, которые произошли в последнее время в сфере дополнительного профессионального образования. Рассмотрим несколько позиций, по которым чаще всего руководитель ОО испытывает затруднения.
Нормативно-правовое регулирование
Отношения в сфере дополнительного профессионального образования в настоящее время регламентируют следующие законодательные и нормативные правовые акты:
- ТК РФ № 197-ФЗ раскрывает обязанности работодателя в вопросах создания условий для дополнительного профессионального образования работников (ст. 196);
- Федеральный закон № 273-ФЗ кардинально меняет подходы к организации дополнительного профессионального образования.
ВАЖНО
Под дополнительным профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. При этом квалификация как уровень знаний, умений, навыков и компетенций должна соответствовать требованиям, предъявляемым к определенному виду профессиональной деятельности.
Система дополнительного профессионального образования должна обладать академической мобильностью, обеспечивать индивидуальные образовательные запросы слушателей, формировать образовательный спрос, отражающий актуальные проблемы развития сферы образования.
В Федеральном законе № 273-ФЗ по отношению к дополнительному профессиональному образованию не определены понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» и «федеральные государственные требования». ОО осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим (юридическим) лицом, обязующимся оплатить повышение квалификации или профессиональную переподготовку сотрудника, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Таким образом подчеркивается индивидуальный характер образовательного заказа, возмездный характер образовательной услуги дополнительного профессионального образования, определяется заказчик как заинтересованное лицо. Если услуги оплачиваются из бюджета, то они четко регламентируются государственным заданием (содержание и объемы) и иными распорядительными актами. Закон акцентирует внимание на возможности смешанного финансирования при прохождении индивидуального образовательного маршрута: какие-то дополнительные профессиональные программы финансируются из бюджета, какие-то будут оплачены слушателем и (или) иным физическим (юридическим) лицом. ОО может направлять дополнительные привлеченные средства и на обучение педагогических работников по дополнительным профессиональным программам.
Федеральный закон № 273-ФЗ расширил круг организаций, которые могут реализовывать дополнительные профессиональные программы. Теперь эту деятельность могут осуществлять в т. ч. научные организации. Сохранено и право осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в этой сфере. Закреплено понятие сетевых форм дополнительного профессионального образования, что позволяет слушателю оптимально выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Соблюдая ТК РФ № 197-ФЗ, законодатель переносит акцент с государственной аккредитации организаций в сфере дополнительного профессионального образования на общественно-профессиональную, главную роль в которой играют работодатели как заказчики и опосредованные потребители образовательной услуги.
Наконец, Федеральный закон № 273-ФЗ, отменив государственную аккредитацию в сфере дополнительного профессионального образования, дезавуирует понятие «документ государственного образца» и уравнивает в правах на выдачу документов о квалификации по дополнительным профессиональным программам на бланках установленного образца любого исполнителя услуги. Однако при кажущейся либерализации отношений в сфере дополнительного профессионального образования Федеральный закон № 273-ФЗ ужесточает ответственность именно работодателя за уровень квалификации работников, своевременность его повышения, выбор качественной услуги.
Ориентиром для определения образовательной политики в работе с кадрами становится профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее — Профстандарт педагога) — своего рода эталон, по которому определяется уровень сотрудников, а также направления их совершенствования для достижения соответствия требованиям профессионального стандарта.
Система подзаконных актов
Создается система подзаконных актов, регламентирующих исполнение Федерального закона № 273-ФЗ в сфере дополнительного профессионального образования.
Во-первых, приказом Минобрнауки России от 09.10.2013 № 1129 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» выводятся из правового поля большое количество нормативных актов. Руководителю ОО следует теперь всегда проверять по этим документам, являются ли действующими те или иные нормативные акты.
Во-вторых, приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» и приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», как уже было отмечено, вводится, с одной стороны, некий эталон, с другой стороны, некий противовес недобросовестной деятельности работодателя в сфере кадровой политики.
Работодателям в вопросах управления персоналом, при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда следует руководствоваться Профстандартом педагога.
Формирование определенных профессиональных компетентностей у педагогических работников является условием решения задач, которые отражены в федеральных и региональных целевых программах модернизации системы образования. Стратегия развития муниципальных образований, реализация основной образовательной программы ОО, наконец, личные профессиональные проблемы определяют специфические направления, содержание, формы и объем освоения педагогическими работниками дополнительных профессиональных программ.
Документы, которые необходимо знать администрации ОО
Члены администрации ОО должны знатьи использовать при планировании действий, направленных на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, следующие документы:
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499;
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2;
- Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29;
- письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».
Необходимо четко осознавать, что дополнительное профессиональное образование является одним из трех компонентов системы непрерывного профессионального образования — формальным. Руководитель ОО должен обеспечивать условия для его осуществления педагогическими работниками. Реализация дополнительных профессиональных программ связана с прохождением слушателями итоговой аттестации. Это обусловливает получение документа о профессиональном образовании на бланках установленного образца. Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает наличие типографской защиты бланков. Руководитель ОО должен быть знаком с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утв. приказом Минфина России от 07.02.2003 № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817», с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 11.07.2005 № 90н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н „О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817“».
Руководителю ОО следует помнить, что пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования и получить удостоверение или диплом можно в организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 было принято Положение о лицензировании образовательной деятельности. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технические требования к указанным документам.
Виды дополнительных профессиональных программ
В Федеральном законе № 273-ФЗ дано четкое определение двух видов дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Стажировка перестает быть самостоятельным видом обучения и либо включается в программу переподготовки, либо является формой организации учебного процесса по индивидуальной программе повышения квалификации. При этом указание на обязательные объемы этих программ отсутствует.
Как руководителю ОО определить, кого из работников и по каким дополнительным профессиональным программам необходимо обучить? Для этого нужно различать программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Тогда как программа профессиональной переподготовки обеспечивает получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Каждый педагогический работник, имеющий среднее профессиональное и (или) высшее образование, соответствующее требованиям к занимаемой должности, в рамках непрерывного профессионального образования должен повышать свою квалификацию в межаттестационный период. Если в ОО работают лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, не соответствующее требованиям к занимаемой должности (например, учителем математики работает инженер, учителем начальных классов — воспитатель, педагогом дополнительного образования — учитель географии и т. п.), то руководитель ОО должен обеспечить их обучение по программам профессиональной переподготовки.
Необходимо учитывать, что программы профессиональной переподготовки осваиваются однократно в межаттестационный период, значит, следует подобрать такую программу, которая включала бы в себя и актуальные для этого периода вопросы, отражаемые в программах повышения квалификации. Так, в период введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования1 все педагогические работники должны повысить свою квалификацию в этой области. Во избежание лишних временных и финансовых затрат для работника, проходящего переподготовку, нужно подобрать программу, включающую в себя тематический блок соответствующего объема. Это позволит руководителю ОО допустить к работе в классах по ФГОС специалистов, освоивших программу профессиональной переподготовки.
Срок освоения программ дополнительного профессионального образования
Как определить необходимый и достаточный объем часов дополнительного профессионального образования для педагогического работника? Возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе, определяет срок освоения дополнительной профессиональной программы. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 ч, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 ч (п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).
Однако есть ряд нюансов, которые руководитель ОО должен знать. Итоговая аттестация осуществляется после прохождения программы в полном объеме, следовательно, трудозатраты слушателя увеличиваются на объем часов итоговой аттестации. Как правило, в среднем на прохождение итоговой аттестации по программам повышения квалификации отводится от 5,4 до 6 академических часов. Если в программу повышения квалификации объемом 16 ч включена итоговая аттестация, то реальное время, потраченное собственно на повышение квалификации, составляет соответственно 10 академических часов (45 мин — 1 академический час). Недобросовестные исполнители образовательной услуги часто предлагают программы, в которых трудозатраты на итоговую аттестацию включены в «тело» программы, что приводит к реально заниженному объему собственно обучения.
Приведем аналогию с практикой общего образования: никому не приходит в голову включить формы государственной итоговой аттестации в рабочие программы и тем самым сократить 34 учебных недели до 32. Соответственно трудозатраты слушателя на прохождение программы превышают заявленный объем, как правило, на 6 академических часов: при объеме программы в 36 ч трудозатраты равны 42 ч, в 72 ч — 78 ч и т. п.
Индивидуальная образовательная траектория педагога
Объем программы иногда определяется нормативным документом. Так в ФГОС начального общего образования определено условие его реализации - педагог должен пройти повышение квалификации в объеме не менее 72 ч (п. 23 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). ФГОС основного общего образования содержит указание на 108 ч обязательного объема повышения квалификации (п. 22 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), как и ФГОС среднего (полного) образования (п. 22 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»). Соответственно в программах профессиональной переподготовки блоки, посвященные освоению ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования, должны быть не менее 72 ч и (или) 108 ч. В противном случае педагог, только что прошедший переподготовку, должен быть направлен на курсы повышения квалификации. Руководителю ОО необходимо понимать, что, направляя на обучение работника, он, с одной стороны, решает задачи, определяемые государством в сфере образования, с другой, — обеспечивает цели развития муниципального образования и собственно ОО, с третьей, — устраняет индивидуальные профессиональные проблемы педагога. Поэтому речь идет об индивидуальной образовательной траектории каждого педагогического работника, когда одни программы повышения квалификации необходимо освоить каждому (например, раскрывающие основы государственной политики в сфере образования) или определенной категории педагогических работников (например, всем учителям, преподающим определенный предмет), или работникам, осуществляющим дополнительные функции (например, классным руководителям), или индивидуально.
Таким образом, в межаттестационный период работники ОО объективно должны освоить достаточно большой объем материала по программам дополнительного профессионального образования. Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность модульного обучения, в т. ч. повышения квалификации в форме стажировки, использования электронных и дистанционных технологий обучения, привлечения сетевых ресурсов при наличии кредитно-зачетных отношений.
Многие регионы регулируют нормативными правовыми актами необходимый и достаточный объем дополнительного профессионального образования в межаттестационный период, реализуя персонифицированную накопительную модель дополнительного профессионального образования в рамках непрерывного образования работников. Федеральный закон № 273-ФЗ при этом закрепляет за работником право пройти повышение квалификации 1 раз в 3 года, т. е. теперь вряд ли экспертные группы и аттестационные комиссии поймут руководителя ОО, который смог создать условия для профессионального совершенствования работника только в год его аттестации.
Индивидуальная программа повышения квалификации в межаттестационный период
Как организовать работу по дополнительному профессиональному образованию работников ОО? Наиболее эффективной в настоящее время является персонифицированная модель повышения квалификации, основанная на модульном принципе. При определении индивидуальной образовательной траектории педагогического работника следует вместе с ним спланировать прохождение курсов повышения квалификации по обязательным направлениям (например, по основам государственной политики в сфере образования, по ФГОС общего образования, по основам религиозных культур и светской этики и т. п.), по направлениям, которые актуальны для муниципального образования (например, по организации внеурочной деятельности обучающихся с использованием технологий молодежного муниципального самоуправления), по тематике, отражающей задачи ОО (например, по образовательным технологиям, обеспечивающим эффективность системно-деятельностного подхода), по проблемам, которые являются индивидуальными для работника (например, по формированию компетентности в области информационно-коммуникационных технологий). Таким образом, можно говорить об инвариантной (обязательной) и вариативной составляющих индивидуальной образовательной программы повышения квалификациив межаттестационный период. План должен содержать не только структуру и тематику, но и сроки освоения каждого компонента программы.
Сводный план совершенствования кадров по программам дополнительного профессионального образования на пять лет (с обязательной фиксацией промежуточного рубежа через 3 года) представляет собой таблицу, в которой содержится информация по каждому педагогическому работнику. Такой план соотносится с бизнес-планом организации.
Следующим шагом является определение с педагогическим работником условий прохождения курсовой подготовки. Финансирование обучения носит смешанный характер за счет использования бюджетных средств, привлеченных средств ОО и средств самого работника. Таким образом, в плане должны быть отражены источники финансирования обучения.
К сожалению, в сфере образования до сих пор сохраняется убежденность ряда педагогов в том, что рост профессионального уровня — забота только государства и работодателя, а сам работник в этом не заинтересован. Он ждет, когда работодатель или муниципальная методическая служба его «пошлет» на обучение по «какой-нибудь» программе, и готов оправдать свое бездействие тем, что его «не посылают» или «не вызывают, хотя заявка была». Введение Профессионального стандарта педагога в корне меняет образовательные отношения между заказчиком, потребителем и исполнителем дополнительных профессиональных услуг. Именно поэтому руководитель ОО должен обеспечить систему персонального проблемного анализа, формирования образовательного спроса и планирования, учета повышения уровня квалификации работников.
При планировании индивидуальной образовательной траектории педагог вместе с работодателем определяет, какие дополнительные профессиональные программы и в какой организации он собирается изучать. Руководитель ОО должен обеспечить контроль качества предлагаемой программы и правомочность организации, предлагающей услуги в дополнительном профессиональном образовании. У исполнителя образовательной услуги обязательно должна быть лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (далее — лицензия). В обязательном к лицензии приложении указываются сведения о подвидах дополнительного образования, при этом перечень реализуемых дополнительных профессиональных программ не указывается. В ныне действующих (до 01.01.2016 г.) лицензиях может содержаться перечень программ. Объем часов по программам в лицензии больше не указывается.
Отсутствие лицензии является непреодолимым препятствием для разных организаций, предлагающих свои программы и ссылающихся на то, что в Федеральном законе № 273-ФЗ расширен список организаций и лиц, имеющих право на реализацию программ дополнительного профессионального образования.
Получение документа о квалификации
Как отличить дополнительное профессиональное образование от деятельности по сопровождению профессионального развития работников в рамках непрерывного профессионального образования? Многие организации предлагают под видом программ повышения квалификации программы тренингов, деловых игр, семинаров, краткосрочных курсов в объеме 16 и более часов. При этом ссылаются на право организации-исполнителя самостоятельно определять вид документа об образовании и выдают разные сертификаты, дипломы, аттестаты и т. п.
Руководитель ОО должен знать, что в соответствии с ч. 14 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Аттестация является одним из стимулов непрерывного профессионального образования педагогических и управленческих кадров, в процессе которой подтверждается квалификация, ее соответствие задачам, стоящим перед ОО. Итоговая аттестация является основанием для выдачи слушателям документа о квалификации — удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ). Документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов
В системе профессионального образования существует информальная компонента, связанная с сопровождением непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечить которое позволяет многоуровневая система организации методической работы в муниципальных образованиях. На первом уровне находится педагог и руководитель ОО, второй уровень — это уровень ОО, наконец, третий уровень — муниципальный. На каждом уровне находятся определенные субъекты методической работы. Субъект методической работы — педагогический работник, руководитель ОО — решает профессиональные проблемы через такие формы методической работы как самообразование, консультирование у коллег и руководителей, в т. ч. наставничество, посещение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, конференций, тренингов, деловых игр.
Уровень ООпредставлен коллегиальными субъектами методической работы: предметными кафедрами или методическими объединениями, временными творческими группами и коллективами, методическим советом, педагогическим советом. Формами методической работы коллегиальных субъектов ОО являются:
- заседания и совещания;
- педагогические чтения;
- научно-практические конференции;
- педагогические гостиные;
- педагогические студии;
- семинары;
- круглые столы;
- тренинги;
- деловые игры;
- мастер-классы;
- открытые уроки;
- внедрение инновационных практик и т. п.
Коллегиальные субъекты методической работы на муниципальном уровне представлены районными (городскими) методическими объединениями, районным (городским) методическим советом, временными творческими группами и коллективами, в т. ч. проектными командами, ассоциациями педагогов — лидеров образования, клубами педагогов-новаторов. Отдельное место в этой структуре занимает муниципальная методическая служба. Она осуществляет сопровождение профессионального развития работников образования через распространение инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик, мотивацию к качественной результативной деятельности, а также через методическое и организационное сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников.
Использование интернет-ресурсов
Освоению инновационного опыта лучших педагогических практик способствуют информационно-коммуникационные технологии. С этой целью руководитель ОО должен обеспечить доступ педагогов к интернет-порталам, связанным с образованием и являющимся ресурсом профессионально ориентированного самообразования. Такая работа обеспечивает третий - неформальный аспект непрерывного образования.
Структура порталов, материалы, составляющие их контент, и проводимые мероприятия ориентированы на создание среды неформального профессионального общения с использованием ресурсов новейших сетевых технологий и сервисов (например, облачные технологии). Через порталы педагоги могут участвовать в альтернативных формах образования (вебинарах, форумах, сетевых конференциях, конкурсах, мастер-классах и др.). Наконец, сама работа педагога с сайтами и на форумах порталов является неформальным освоением сетевых коммуникаций.
Заинтересованность руководителей ОО в создании условий для непрерывного образования (формального — дополнительного профессионального образования; информального — сопровождения профессионального развития работников; неформального — использования ресурсов новейших сетевых технологий и сервисов), позволяет эффективно решать профессиональные и социально-личностные проблемы работников.

Деятельность администрации образовательной организации по сопровождению аттестующихся учителей
Новый порядок аттестации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) внес свои коррективы в процедуру аттестации педагогический работников. Главным новшеством стали изменения в порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям. Такая аттестация осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – ОО), один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогического работника. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников ОО, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти ОО находятся. В отношении педагогических работников ОО, находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных ОО, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. Все это влечет за собой изменения в процедуре аттестации.
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В апреле 2014 г. вышел приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок).
В соответствии с этим Порядком существует два вида аттестации:
- обязательная, которая проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
- добровольная, которая проводиться по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
При этом стоит понимать, что эффективность аттестации педагогического работника во многом зависит от профессиональной компетентности заместителя директора ОО, который является своего рода координатором деятельности педагогов по подготовке к аттестации, и методических служб (методических объединений, предметных кафедр) в ОО.
Служба педагогической навигации
Педагогическая логистика управляет (синхронизирует) такими потоками, как знание, психология, обучение, здоровье, информация, оборудование1. Целью педагогической логистики является нахождение оптимума путем компромисса. В связи с возрастанием роли психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, развития медиаобразования и дистанционного обучения, компьютеризации образования в целом и, как следствие, формирования в ОО информационной образовательной среды, методическая служба в своем изначальном виде уже не способна удовлетворить постоянно возрастающие потребности педагогических работников в развитии профессиональной компетентности и личностном росте, повышении уровня методологической культуры, качества и эффективности педагогической деятельности и выявлении перспектив использования потенциальных возможностей, т. е. решить основные задачи проведения аттестации педагогических работников2.
СПРАВКА
Логистическая функция – это совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.
Поэтому на смену методическим службам в целях развития логистической функции образовательных систем могут прийти службы педагогической навигации3. В рамках деятельности таких служб с педагогами работают: заместитель директора (по учебной, научно-методической работе и т. д.), методисты, руководители методических объединений (предметных кафедр), библиотекарь (как руководитель медиацентра или информационного центра), педагог-психолог, которые помогают педагогу выстроить индивидуальный образовательный маршрут с опорой на данные, полученные, например, при проведении диагностики профессионально значимых качеств личности.
Одной из задач заместителя директора по УВР (или НМР) в ОО (в процессе координации работы службы педагогической навигации) становится создание системы всесторонней помощи педагогам в решении возникающих затруднений при подготовке к аттестации. У заместителя директора, ответственного за аттестацию педагогических работников, должна быть сформирована нормативно-правовая база аттестации педагогических работников всех уровней, план работы службы педагогической навигации по сопровождению аттестующихся учителей, разработанный на основе анализа результатов диагностики затруднений педагогов при подготовке к аттестации (приложение 1).
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемым ими должностям
В соответствии с Порядком в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям аттестация проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми ОО. Указанный Порядок применяется к работникам, которые замещают должности, перечисленные в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей ОО, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей педагогических работников).
Аттестация на соответствие педагогических работников занимаемым ими должностям проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). В ОО утверждается локальный нормативный документ – Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям4 или Положение об аттестационной комиссии по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности (приложение 2). Аттестация с целью установления соответствия занимаемой должности для педагогического работника, не имеющего квалификационной категории, является обязательной. Аттестации не подлежат:
- педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности в ОО, в которой проводится аттестация, менее двух лет;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода на работу);
- педагогические работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (аттестация этих работников возможна не ранее чем через год после выхода на работу).
Процедура подготовки проведения аттестации педагога в целях подтверждения соответствия занимаемой должности включает подготовку распорядительного акта работодателя, содержащего:
- список педагогов, подлежащих аттестации;
- распределение поручений по подготовке представлений (приложение 3) в аттестационную комиссию ОО;
- сроки ознакомления педагогов с представлениями (не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации);
- график аттестации с указанием даты, места и времени проведения аттестации.
Ознакомление руководителем ОО (работодателем) педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список подлежащих аттестации работников и график проведения аттестации, осуществляется под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию ОО дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу). Именно на этом этапе педагог особенно нуждается в поддержке коллег и может воспользоваться помощью службы педагогической навигации.
По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия ОО принимает одно из следующих решений (с указанием должности работника): соответствует занимаемой должности или не соответствует занимаемой должности.
Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель ОО имеет право:
- устанавливать сроки прохождения педагогическими работниками аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (с учетом требований Порядка);
- направлять в аттестационную комиссию ОО представление на педагога;
- составлять соответствующий акт в случае отказа педагогического работника от ознакомления с представлением на аттестацию с целью установления соответствия занимаемой должности (приложение 4).
Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии ОО, результатах голосования, о принятом решении.
Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под подпись в течение 3-х рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
Проблемы при проведении аттестации
В ходе проведения аттестации и бесед с педагогами сотрудниками ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» г. Тулы были выявлены следующие проблемы:
- отсутствие психолого-педагогического сопровождения учителей, аттестующихся на соответствие занимаемой ими должности;
- недостаточная ИКТ-компетентность руководителей и аттестующихся педагогов, не позволяющая им в полной мере использовать при подготовке к аттестации интернет-ресурсы и другие средства компьютерной коммуникации;
- формальный подход к обеспечению процедуры аттестации педагогов.
Таким образом, заместитель директора при организации работы аттестационной комиссии ОО и подготовке педагогов к аттестации может внедрить в управленческую деятельность следующие направления:
- планировать работу службы педагогической навигации по сопровождению профессионального развития педагога в аспекте аттестации с закреплением ответственных за реализацию основных направлений;
- подключить педагога-психолога к работе по сопровождению аттестации педагогических работников;
- разработать инструментарий для проведения ежегодного выявления затруднений педагогов при подготовке к аттестации с последующим анализом (приложение 5);
- помочь аттестующимся педагогам (на основе результатов диагностики профессиональных затруднений) разработать индивидуальные образовательные маршруты (приложение 6).
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ службы педагогической навигации по сопровождению аттестующихся учителей
Цель и задачи | Целевая группа | Формы и методы | Предмет исследования | Сроки |
---|---|---|---|---|
Направление I. Диагностико-аналитическое | ||||
Цель: определение уровня профессиональной компетентности. Задачи: • проведение диагностики уровня профессиональной компетентности педагога; • выявление затруднений педагогов при подготовке к аттестации; • определение запроса педагогов на оказание психолого-педагогической поддержки; • диагностика профессионально значимых личностных качеств педагогов | Педагоги, которые будут проходить аттестацию через 3 года | Групповая и индивидуальная диагностика | Профессиональная компетентность педагога. Затруднения при подготовке к аттестации. Профессионально значимые личностные качества педагога | Апрель – май |
Направление II. Консультационное | ||||
Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности. Задача – составление плана работы с аттестующимися педагогами с учетом индивидуальных особенностей и выявленных запросов | Педагоги, которые будут проходить аттестацию через 3 года | Индивидуальные консультации по запросу. Мотивационная беседа | Вопросы разработки и реализации содержания рабочих программ (в соответствии с нормативно-правовыми требованиями в системе образования и выбранной темой профессионального самообразования) | В течение учебного года |
Направление III. Психолого-педагогическое | ||||
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагога. Основные задачи формулируются с учетом запроса и возникающих проблем педагогов | Педагоги, которые будут проходить аттестацию через 2 года | Семинар, круглый стол, групповые занятия, тренинги, супервизии | Профессионально значимые личностные качества. Знания и навыки, которые могут успешно развиваться в профессиональной деятельности | В течение года |
Направление IV. Учебно-методическое | ||||
Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности. Задачи: • подготовка педагога к проведению мастер-класса; • информационно-методическое сопровождение публичного представления педагогического опыта в сети Интернет | Педагоги, которые будут проходить аттестацию через 1 год | Интенсифицированные педагогические советы, мастер-классы, выступления на заседаниях предметных кафедр | ИКТ-компетентность педагога (представление педагогического опыта в сети Интернет, контрольно-оценочная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, внедрение в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, участие в интернет-конкурсах профессионального мастерства и т .п.). Компетентность в области создания безопасной образовательной среды (проектирование уроков по технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения, конструирование разноуровневых компетентностно-ориентированных заданий, развитие навыка работы с рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий и т. п.). Компетентность в области личностных качеств (соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики). Специальная и профессиональная компетентность | В течение года |
Направление V. Организационно-методическое | ||||
Цель: создание условий для проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Задачи: • корректировка перспективного плана прохождения курсов повышения квалификации; • составление заявок по прохождению курсов повышения квалификации; • обобщение и распространение результатов творческой деятельности педагогов; • критерии составления представления в аттестационную комиссию ОО; • документационное сопровождение процедуры аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности; • составление маршрутного листа педагогом для прохождения индивидуального образовательного маршрута сроком на 1 год | Педагоги, которые будут проходить аттестацию через 1 год | Перспективный план повышения квалификации работников. Представление. Маршрутный лист | Профессиональная компетентность работников службы педагогической навигации. Профессиональная компетентность заместителя директора ОО. Система сопровождения аттестующихся учителей | В течение года |
Направление VI. Информационное | ||||
Цель: формирование банка информации, создание условий для оптимального доступа педагога к необходимой информации. Задача – создание на сайте ОО постоянно обновляемого раздела о подготовке к аттестации педагогических работников | Все педагогические работники | Страница на сайте ОО. Методические рекомендации по сопровождению процедуры аттестации в целях установления соответствия занимаемой должности | Информационная компетентность в области процедуры аттестации педагогических кадров | В течение года |
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ об аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
1. Общие положения
1.1. Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – Положение) регламентирует порядок деятельности аттестационной комиссии в образовательной организации (далее – ОО) (наименование ОО) по аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – Комиссия).
1.2.Целью деятельности Комиссии является установление соответствия (или несоответствия) педагогических работников занимаемым ими должностям.
1.3. Задачей деятельности Комиссии является проведение аттестации педагогических работников в (наименование ОО) на подтверждение соответствия (или несоответствия) занимаемым ими должностям путем оценки документов, характеризующих их профессиональную деятельность.
1.4.Принципами работы Комиссии являются гласность, объективность, соблюдение норм профессиональной этики, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
1.5. Комиссия в своей работе руководствуется следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- нормативными правовыми актами министерства образования
(наименование субъекта РФ) ,
- регулирующими вопросы аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- локальными нормативными актами ОО
(наименование локальных нормативных актов ОО) .
2. Состав Комиссии
2.1.Комиссия в составе председателя Комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии формируется из числа работников (наименование ОО) , в т. ч. являющихся представителями коллегиальных органов, предусмотренных уставом ОО, а также представителей органов государственно-общественного управления.
2.2. Персональный состав Комиссии утверждается распорядительным актом руководителя ОО.
2.3. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав Комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
2.4. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.
3. Регламент работы Комиссии
3.1. Общее руководство деятельностью Комиссии осуществляет ее председатель (организует работу Комиссии, проводит заседания, распределяет обязанности между членами, дает поручения и контролирует их выполнение), а в период его отсутствия – заместитель председателя Комиссии.
3.2.Заседания Комиссии проводятся по графику, утвержденному приказом руководителя ОО.
3.3. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
3.4. Заседание Комиссии проводится с участием педагогического работника, проходящего аттестацию на соответствие занимаемой должности. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании Комиссии по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату.
3.5. Комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
3.6. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности Комиссия принимает одно из решений:
- соответствует занимаемой должности (должность педагогического работника) ;
- не соответствует занимаемой должности (должность педагогического работника) .
3.7. Решение принимается Комиссией в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. Педагогический работник, являющийся членом Комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
3.8. В случаях, когда не менее половины членов Комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии педагогического работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.
3.9. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
3.10. Комиссия дает рекомендации руководителю ОО о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”») и (или) профессиональными стандартами (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”»), но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
3.11. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, принимавшими участие в голосовании.
4. Права и обязанности членов Комиссии
4.1. Члены Комиссии имеют право:
- знакомиться с аттестационными материалами до заседания Комиссии;
- запрашивать дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность педагога за период, прошедший с предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу);
- участвовать в определении алгоритма деятельности Комиссии, периодичности ее заседаний.
4.2. Члены Комиссии обязаны:
- владеть нормативной правовой базой, регулирующей вопросы аттестации педагогических работников, соблюдать требования Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других нормативных документов, регламентирующих данное направление деятельности;
- знать квалификационные характеристики должностей работников образования, соблюдать нормы нравственно-этической и профессиональной культуры.
5. Реализация решений Комиссии
5.1. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствующими на заседании. Протокол с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогами, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), хранится у руководителя ОО.
5.2. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух дней со дня ее проведения секретарем Комиссии составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого, наименование его должности, дате заседания Комиссии, результатах голосования, о принятом Комиссией решении.
Руководитель ОО знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под подпись в течение трех дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
6. Заключительные положения
6.1. Положение вступает в силу с момента его утверждения в установленном порядке.
6.2. Внесения изменений и дополнений в Положение утверждается распорядительным актом руководителя ОО.
Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ для проведения аттестации на подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой должности
1. Общие сведения о педагогическом работнике:
- Ф. И. О., дата рождения, наименование должности на дату проведения аттестации;
- сведения об образовании (уровень образования, полное наименование ОО, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- общий стаж, педагогический стаж, стаж работы по специальности (в данной должности), стаж работы в данной ОО, дата трудоустройства в данной должности в ОО;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности за 3 года, предшествующих аттестации.
2. Сведения о результатах предыдущих аттестаций (в случае их проведения).
3. Мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных и деловых качеств педагогического работника, которая проводится на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности.
3.1. Профессиональные качества обеспечивают:
- эффективное решение педагогическим работником профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, методическими приемами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, различных источников информации в области содержания деятельности и методик преподавания и воспитания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками), осуществление рефлексии;
- эффективный поиск и структурирование информации, ее адаптация к особенностям образовательного процесса и дидактическим требованиям; квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение документации на электронных носителях;
- эффективное конструирование прямой и обратной связи с другими участниками образовательного процесса; установление контакта с обучающимися (воспитанниками) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение организовывать совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством; грамотность устной и письменной речи; умение публично представлять результаты своей деятельности, отбор адекватных форм и методов презентации;
- эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов для решения соответствующих профессиональных задач.
3.2. Деловые качества обеспечивают эффективную организацию собственной деятельности и деятельности обучающихся (воспитанников) разного возраста, родителей (законных представителей), коллег по работе.
4. Результаты профессиональной деятельности приводятся в соответствии должностными обязанностями по занимаемой должности за период с предыдущей аттестации (за последние два года) и отражают:
- динамику учебных результатов;
- динамику результатов внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;
- создание педагогом условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта;
- обеспечение качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в т. ч. информационно-коммуникационных;
- наличие методической системы педагога, апробированной и представленной на разных уровнях, в т. ч. используемой другими педагогами.
Приложение 4
Приложение 5
АНКЕТА для выявления профессиональных затруднений педагогов при подготовке к аттестации
Критерий деятельности учителя | Методы и технологии, которыми должен владеть аттестующийся учитель | Не владею / не использую / не участвую | Владею / использую / участвую, но испытываю затруднения | Не испытываю затруднений / использую систематически |
---|---|---|---|---|
Совершенствование развития учащихся | Методы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах фестивалях, соревнованиях | |||
Повышение качества образования | Совершенствование методов обучения и воспитания | |||
Методы формирования новых знаний и способов действий | ||||
Методы использования и апробации специальных подходов к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся | ||||
Методы организации деятельности учащихся, оценка деятельности учащихся на уроке (учебном занятии) | ||||
Методы контроля и самоконтроля | ||||
Методы формирования личностных результатов | ||||
Обобщение и описание передового опыта работы | ||||
Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой научной деятельности | ||||
Использование в профессиональной деятельности образовательных технологий | ||||
Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР): презентаций, контрольно-измерительных и других материалов к урокам | ||||
Использование ЭОР, созданных самостоятельно | ||||
Наличие страницы на сайте образовательной организации (далее – ОО); | ||||
Наличие сайта, созданного самостоятельно (интерактивность, продолжительность существования, качество информации, представленной на сайте) | ||||
Ведение блога на профессиональном сайте | ||||
Использование компьютерной техники, интерактивной доски, интерактивного сенсорного стола и других технических средств в образовательном процессе | ||||
Использование мультимедийных технологий и образовательных интернет-ресурсов | ||||
Повышение уровня профессиональной компетентности | Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | |||
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях | ||||
Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др. | ||||
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в т. ч. в электронной версии на сайте профильных издательств | ||||
Публичное представление собственного педагогического опыта | ||||
Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и научной деятельности | ||||
Участие в деятельности экспертных, апелляционных и аттестационных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных конкурсов, постоянно действующих семинаров и др. | ||||
Участие в профессиональных конкурсах |
Приложение 6
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ аттестующегося педагога
(должность, фамилия, имя, отчество)
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется в маршрутной карте по четвертям с указанием того, что конкретно сделано для реализации каждого из направлений деятельности.
Направления деятельности | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Достижение | Формы презентации достижений | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ||||

Подготовка учебного проекта с учетом специфики предмета «Технология» и внеурочной деятельности
Изучение предметной области «Технология»
Изучение предметной области «Технология» в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования направлено на достижение следующих предметных результатов1:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности и др.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать2:
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания и т. п.
Именно поэтому в процессе разработки учебной программы по технологии и планирования раздела «Технология творческой и опытнической деятельности» и темы «Исследовательская и созидательная деятельность» (в рамках освоения раздела) для учащихся 5-х классов в содержание учебного материала включены следующие теоретические сведения:
- понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах;
- цель и задачи проектной деятельности, составные части годового творческого проекта.
Учащиеся 5-х классов на уроках знакомятся с видами проектов, этапами их выполнения, особенностями формулирования требований к проектируемому изделию. Особое внимание обращено на технологический этап:
- разработку конструкции и технологии изготовления изделия;
- подбор материалов и инструментов;
- организацию рабочего места;
- изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы;
- подсчет затрат на изготовление.
На заключительном этапе работы над проектом проводится окончательный контроль готового изделия и анализ полученных результатов.
При изучении темы «Исследовательская и созидательная деятельность» обучающимся предлагается подготовить проект, в котором будут обобщены знания по различным разделам учебного предмета «Технология» («Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла») и другим учебным предметам.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
Одним из вариантов творческого проекта, в содержании которого представлены различные предметные знания, является проект «Изготовление костюма игровой перчаточной куклы по мотивам тульского народного женского костюма». Он объединяет предметные знания обучающихся по следующим предметам:
- «Технология», раздел «Технология творческой и опытнической деятельности», «Создание изделий из текстильных материалов»;
- «Информатика и ИКТ» (подготовка презентации и сайта);
- «Русский язык» (практические умения создания текста для презентации и сайта)3.
Использование предметных знаний по предмету «Информатика и ИКТ» для представления результатов проектной деятельности возможно, если проект выполняли учащиеся разных классов: от 5-х до 9-х (пятиклассники создают текстильное изделие, а выпускники основной школы обеспечивают информационную поддержку проекта).
Содержание проекта по изготовлению костюма для игровой перчаточной куклы представляет собой не только синтез предметных областей, но и интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Учитель технологии для развития внеурочной деятельности обучающихся может выбрать модель организации внеурочной деятельности, основанную на использовании метода проектов. Программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» (приложение) предполагает деятельность обучающихся от планирования эскиза куклы и ее изготовления до участия в театральной постановке. Курс внеурочной деятельности «Кукольный театр» отражает динамику развития интересов обучающихся — от мотивационной увлеченности до творческого продуктивного взаимодействия, а также приобретение индивидуального и коллективного опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость при подготовке театрального представления для воспитанников учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, воспитанников детских домов, организаций дошкольного образования и т. д.
Проект по изготовлению костюма игровой перчаточной куклы
Проект «Изготовление костюма игровой перчаточной куклы по мотивам тульского народного женского костюма» включает ряд направлений деятельности обучающихся и педагога, которые отражены в табл. 1.
Таблица 1
Этапы работы над проектом «Изготовление костюма игровой перчаточной куклы по мотивам тульского народного женского костюма»
Временной период | Направление деятельности педагога | Направление деятельности обучающегося |
---|---|---|
Октябрь — ноябрь | Сбор информации о тульском народном костюме. Организация встречи учащихся с сотрудниками этнографического музея | Анализ литературы о народном костюме, выбор необходимых элементов костюмного комплекса |
Декабрь | Подготовка сайта о народном костюме | Знакомство с различными способами предоставления информации (сайт, презентация). Помощь педагогу в подборе и оформлении иллюстраций, подготовка страниц сайта обучающимися 8-9-х классов, участвующими в работе курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» |
Январь — февраль | Подготовка материалов для создания костюма игровой куклы (ткань, тесьма и т. п.) с учащимися 5-х классов на уроках технологии | Подготовка выкроек, раскрой деталей костюма, создание рубахи и поневы, вышивка, вязание пояса |
Март | Оформление результатов проектной деятельности | Помощь педагогу в подборе и оформлении иллюстраций. Выбор или самостоятельная подготовка эскиза для презентации, подготовка слайдов обучающимися 8-9-х классов, участвующими в работе курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» |
Помощь в подготовке текста для защиты проекта | Защита проекта (на уроках, на занятиях внеурочной деятельности, научно-практической конференции, проводимой в образовательной организации) |
Таким образом, проект «Изготовление костюма игровой перчаточной куклы по мотивам тульского народного женского костюма» объединяет в своей структуре два отдельных проекта. В результате сбора и анализа информации о тульском народном костюме создан информационный проект — сайт «Тульский народный костюм». На уроках технологии реализован практико-ориентированный проект — сшит костюм для игровой перчаточной куклы «Лиса».
Сайт «Тульский народный костюм» включает следующие страницы:
1. «Информация о проекте».
2. «Мужской костюм».
3. «Женский костюм».
4. «Фотоальбом».
5. «Комплекс костюма».
Страница 1 «Информация о проекте» представляет собой визитную карточку данного проекта, где рассказывается о том, почему проект можно считать информационным (осуществлен сбор информации по теме «Тульский народный костюм», информация представлена в виде веб-страниц для ознакомления любого пользователя). На странице 2 «Мужской костюм» размещена информация о мужском народном костюме, его декоративных элементах. Представлены эскизы народного мужского костюма Тульской области, выполненные сотрудниками этнографического музея. Страница 3 «Женский костюм» знакомит с различными комплексами народного женского костюма, распространенного ранее на территории Тульской губернии: комплекс одежды с поневой, комплекс одежды с сарафаном. Также на данной странице размещены выкройки различных вариантов рубахи как основы женского костюма (рубаха с косыми поликами, с прямыми поликами, бесполиковая и т. п.). На странице 4 «Фотоальбом» можно посмотреть фотографии элементов одежды и костюмных комплексов разных областей России (одежда крестьянской девочки Тульской губернии конца XIX — начала XX вв., праздничная женская одежда Рязанской губернии последней четверти XIX в., женский головной убор — кокошник Московской губернии середины XIX в. и др.). На странице 5 «Комплекс костюма» представлены различные элементы женского костюма и дано их краткое описание в небольших по объему разделах: «Головной убор», «Прическа», «Украшения», «Обувь», «Одежда».
Подготовка информационного проекта — это переходный этап к практико-ориентированному проекту и созданию изделия из текстильного материала. Информация, собранная обучающимися и представленная в форме веб-сайта, — это вариант учебного пособия для тех учащихся, которые продолжат работу в этом направлении, например, создавая в рамках курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» спектакль с перчаточными куклами по мотивам русских народных сказок, где герои (куклы) одеты в национальные костюмы.
Практико-ориентированный проект «Изготовление костюма игровой перчаточной куклы» решает следующие задачи:
- подробное изучение элементов тульского народного костюма;
- подбор деталей костюма для определенного сказочного персонажа;
- создание костюма игровой перчаточной куклы «Лиса»;
- представление результатов проектной деятельности в виде компьютерной презентации.
В основу костюма перчаточной куклы положен костюм деревянной куклы из музея-усадьбы «Ясная Поляна». Для реализации проекта обучающиеся выполняли следующие виды работ:
- подготовка выкройки рубахи, раскрой деталей, их стачивание, декорирование низа черной и красной тесьмой;
- оформление рубахи косыми поликами, вышивка орнамента на рукавах;
- изготовление поневы (раскрой, обработка края косой бейкой, вязание крючком пояса поневы).
Достижение образовательных результатов
Проведем анализ образовательных результатов, достигнутых обучающимися в процессе подготовки и реализации проекта по изготовлению костюма игровой перчаточной куклы (табл. 2).
Таблица 2
Достижение обучающимися образовательных результатов в процессе реализации проектной деятельности
Образовательные результаты | Деятельность обучающихся для достижения образовательных результатов |
---|---|
Личностные | |
Воспитание российской гражданской идентичности: знание истории и культуры своего края | Исследование элементов народного костюма Тульской губернии |
Формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде. Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей | Подготовка костюма для театральной перчаточной куклы (социальная значимость выполнения проекта — дальнейшее планирование участниками курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» спектакля и его показ воспитанникам дошкольных образовательных организаций, учреждений социального обслуживания населения и т. п.) |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | Организация взаимодействия со старшеклассниками в процессе подготовки сайта, помощь в подборе информации для страниц, посвященных элементам народного костюма Тульской губернии |
Развитие эстетического сознания через творческую деятельности эстетического характера | Планирование элементов костюма куклы «Лиса» по мотивам народного костюма Тульской губернии |
Метапредметные | |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель- ности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Подбор деталей костюма для определенного сказочного персонажа (перчаточной куклы «Лиса») в соответствии с его характером и ролью в кукольном спектакле |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | Моделирование технических и технологических процессов, пошив костюма для перчаточной куклы «Лиса», выполнение технологических операций |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Устное и письменное обоснование этапов проекта, достигнутых результатов; подготовка презентации проекта и ее проведение в процессе защиты проекта; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с одноклассниками и старшеклассниками |
Предметные | |
Распознавание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемых в техническом труде. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Моделирование художественного оформления объекта труда | Выбор инструментов и материалов, необходимых для изготовления деталей рубахи и поневы, их декорирования |
Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм и ограничений. Соблюдение правил безопасности труда и пожарной безопасности | Пошив элементов костюма перчаточной куклы, подготовка элементов костюма для фотографирования |
Документирование результатов труда и проектной деятельности | Подготовка и проведение публичной презентации и защита проекта выполнения изделия из текстильных материалов |
Приложение
ЗАНЯТИЯ в рамках курса внеурочной деятельности «Кукольный театр»
Тема | Задачи | Краткое содержание занятия |
---|---|---|
Давайте познакомимся | • Установление контакта с обучающимися. • Изучение личностных особенностей учащихся младшего подросткового возраста. • Снижение уровня тревожности и страхов. • Развитие навыков общения. • Повышение уверенности в себе. • Выявление артистических способностей | Знакомство с подростками: игра-тренинг «Расскажи о себе». Проверка музыкального слуха: игра «Поймай хлопок», игра в кругу «Снежный ком». Беседа о важности умения видеть и слышать собеседника, понять его настроение; игры и упражнения «Интервью», «Пишущая машинка» |
Экскурс в историю | Пополнение словарного запаса обучающихся (знакомство с терминами, понимание которых необходимо для создания куклы): • фактура куклы; • выкройка куклы; • папье-маше и др. | История возникновения кукольного театра. Виды кукол: верховые или напольные, перчаточные, пальчиковые, марионетки и др. |
Работа над эстрадными номерами | • Снятие зажатости и скованности. • Развитие чувства ритма и координации движений. • Знакомство с терминологией театрального искусства | • Жанры эстрадных номеров и возможности куклы (танцевально-пантомимические, пародия, разговорный). • Подбор музыкальных фрагментов (использование эстрадной, народной музыки, детских песен). Обязательное соответствие кукольного персонажа (костюм, прическа, характер, конструкция) и звучащего музыкального фрагмента. Анализ выбранных произведений. • Придумывание действий куклы в соответствии с музыкальным фрагментом. • Координация движений куклы с движением человека. Варианты игры с куклой-марионеткой (на высоком мостике, на полу). • Работа перед зеркалом. Репетиции готовых номеров |
Изготовление кукол | • Развитие фантазии, воображения, чувства прекрасного. • Развитие тонкой моторики: обучение приемам работы с различными инструментами и материалами | Работа в технике «Папье-маше»: • составление эскиза персонажа; • изготовление пластилиновой модели головы куклы; • обработка и покрытие головы (левкас или обтягивание материалом); • изготовление приспособлений для вождения кукол; • раскрой и шитье туловища, лап (рук, ног), соединение их между собой и с туловищем; • раскрой и шитье одежды куклы; • изготовление парика, раскраска и отделка головы |
Кукловождение (в зале, на материале номера для постановки) | • Развитие умения равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом. • Обучение приемам вождения кукол | Развитие навыков кукловождения: • координация движений куклы с движениями человека; • движение куклы в связи со словом; • поиски выразительных возможностей куклы; • оценка происходящего через куклу: остановка в движении (увидел, услышал, почувствовал и др.), принятие решения, конкретные действия; • отработка походки, жеста, общения (этюды с куклами различных систем по замыслу подростков, на материале номеров для постановки); • анимация с помощью рук актера |
Голосовой тренинг | • Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции. • Расширение диапазона и силы звучания голоса (использование интонации для выражения разнообразных эмоциональных состояний) | • Дыхательные упражнения, выполняемые стоя или сидя. • Гимнастика губ, языка (упражнения на произношение гласных и согласных, гласных в сочетании с согласными, произношение скороговорок, потешек, четверостиший от простых к сложным, с определенной интонацией, разным темпом произношения) |
Актерское мастерство | • Снижение тревожности и страхов. • Развитие навыков общения. • Повышение уверенности в себе. • Обучение социально приемлемым способам выражения чувств и эмоций. • Воспитание зрительской культуры | Игры и упражнения, направленные на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу («Что слышишь?», «Есть или нет?», «Передай позу», «Дружные звери». «Биография часов, лампочки…», «Глина») |
Выступление на сцене | • Повышение уровня самооценки. • Воспитание ответственности за выполнение роли в кукольном спектакле | Выступления на праздничных мероприятиях в качестве артистов театра кукол |
