Организация работы по непрерывному образованию педагогов
Организация дополнительного профессионального образования педагогов
К современному учителю предъявляется достаточно большое количество профессиональных требований. Он должен быть высококвалифицированным, социально активным, творчески работающим, профессионально мобильным и конкурентоспособным. Главной задачей в работе с педагогами становится развитие их профессиональных компетентностей: формирование творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям, способности к непрерывному образованию, в первую очередь через освоение программ дополнительного профессионального образования.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ № 197-ФЗ) работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд. Работодателем для педагогических работников является образовательная организация (далее — ОО) в лице ее руководителя, который в своей деятельности опирается на требования коллективного договора, соглашений и трудовых договоров с работниками. Именно к компетенции работодателя (ОО) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) относит деятельность по созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников (п. 5 ч. 3 ст. 28).
Руководитель ОО должен хорошо разбираться в тех изменениях, которые произошли в последнее время в сфере дополнительного профессионального образования. Рассмотрим несколько позиций, по которым чаще всего руководитель ОО испытывает затруднения.
Нормативно-правовое регулирование
Отношения в сфере дополнительного профессионального образования в настоящее время регламентируют следующие законодательные и нормативные правовые акты:
- ТК РФ № 197-ФЗ раскрывает обязанности работодателя в вопросах создания условий для дополнительного профессионального образования работников (ст. 196);
- Федеральный закон № 273-ФЗ кардинально меняет подходы к организации дополнительного профессионального образования.
ВАЖНО
Под дополнительным профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. При этом квалификация как уровень знаний, умений, навыков и компетенций должна соответствовать требованиям, предъявляемым к определенному виду профессиональной деятельности.
Система дополнительного профессионального образования должна обладать академической мобильностью, обеспечивать индивидуальные образовательные запросы слушателей, формировать образовательный спрос, отражающий актуальные проблемы развития сферы образования.
В Федеральном законе № 273-ФЗ по отношению к дополнительному профессиональному образованию не определены понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» и «федеральные государственные требования». ОО осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим (юридическим) лицом, обязующимся оплатить повышение квалификации или профессиональную переподготовку сотрудника, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Таким образом подчеркивается индивидуальный характер образовательного заказа, возмездный характер образовательной услуги дополнительного профессионального образования, определяется заказчик как заинтересованное лицо. Если услуги оплачиваются из бюджета, то они четко регламентируются государственным заданием (содержание и объемы) и иными распорядительными актами. Закон акцентирует внимание на возможности смешанного финансирования при прохождении индивидуального образовательного маршрута: какие-то дополнительные профессиональные программы финансируются из бюджета, какие-то будут оплачены слушателем и (или) иным физическим (юридическим) лицом. ОО может направлять дополнительные привлеченные средства и на обучение педагогических работников по дополнительным профессиональным программам.
Федеральный закон № 273-ФЗ расширил круг организаций, которые могут реализовывать дополнительные профессиональные программы. Теперь эту деятельность могут осуществлять в т. ч. научные организации. Сохранено и право осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в этой сфере. Закреплено понятие сетевых форм дополнительного профессионального образования, что позволяет слушателю оптимально выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с использованием ресурсов участников сетевого взаимодействия.
Соблюдая ТК РФ № 197-ФЗ, законодатель переносит акцент с государственной аккредитации организаций в сфере дополнительного профессионального образования на общественно-профессиональную, главную роль в которой играют работодатели как заказчики и опосредованные потребители образовательной услуги.
Наконец, Федеральный закон № 273-ФЗ, отменив государственную аккредитацию в сфере дополнительного профессионального образования, дезавуирует понятие «документ государственного образца» и уравнивает в правах на выдачу документов о квалификации по дополнительным профессиональным программам на бланках установленного образца любого исполнителя услуги. Однако при кажущейся либерализации отношений в сфере дополнительного профессионального образования Федеральный закон № 273-ФЗ ужесточает ответственность именно работодателя за уровень квалификации работников, своевременность его повышения, выбор качественной услуги.
Ориентиром для определения образовательной политики в работе с кадрами становится профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее — Профстандарт педагога) — своего рода эталон, по которому определяется уровень сотрудников, а также направления их совершенствования для достижения соответствия требованиям профессионального стандарта.
Система подзаконных актов
Создается система подзаконных актов, регламентирующих исполнение Федерального закона № 273-ФЗ в сфере дополнительного профессионального образования.
Во-первых, приказом Минобрнауки России от 09.10.2013 № 1129 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» выводятся из правового поля большое количество нормативных актов. Руководителю ОО следует теперь всегда проверять по этим документам, являются ли действующими те или иные нормативные акты.
Во-вторых, приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» и приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», как уже было отмечено, вводится, с одной стороны, некий эталон, с другой стороны, некий противовес недобросовестной деятельности работодателя в сфере кадровой политики.
Работодателям в вопросах управления персоналом, при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда следует руководствоваться Профстандартом педагога.
Формирование определенных профессиональных компетентностей у педагогических работников является условием решения задач, которые отражены в федеральных и региональных целевых программах модернизации системы образования. Стратегия развития муниципальных образований, реализация основной образовательной программы ОО, наконец, личные профессиональные проблемы определяют специфические направления, содержание, формы и объем освоения педагогическими работниками дополнительных профессиональных программ.
Документы, которые необходимо знать администрации ОО
Члены администрации ОО должны знатьи использовать при планировании действий, направленных на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, следующие документы:
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499;
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2;
- Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29;
- письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».
Необходимо четко осознавать, что дополнительное профессиональное образование является одним из трех компонентов системы непрерывного профессионального образования — формальным. Руководитель ОО должен обеспечивать условия для его осуществления педагогическими работниками. Реализация дополнительных профессиональных программ связана с прохождением слушателями итоговой аттестации. Это обусловливает получение документа о профессиональном образовании на бланках установленного образца. Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает наличие типографской защиты бланков. Руководитель ОО должен быть знаком с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утв. приказом Минфина России от 07.02.2003 № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817», с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 11.07.2005 № 90н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н „О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817“».
Руководителю ОО следует помнить, что пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования и получить удостоверение или диплом можно в организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 было принято Положение о лицензировании образовательной деятельности. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технические требования к указанным документам.
Виды дополнительных профессиональных программ
В Федеральном законе № 273-ФЗ дано четкое определение двух видов дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Стажировка перестает быть самостоятельным видом обучения и либо включается в программу переподготовки, либо является формой организации учебного процесса по индивидуальной программе повышения квалификации. При этом указание на обязательные объемы этих программ отсутствует.
Как руководителю ОО определить, кого из работников и по каким дополнительным профессиональным программам необходимо обучить? Для этого нужно различать программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Тогда как программа профессиональной переподготовки обеспечивает получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Каждый педагогический работник, имеющий среднее профессиональное и (или) высшее образование, соответствующее требованиям к занимаемой должности, в рамках непрерывного профессионального образования должен повышать свою квалификацию в межаттестационный период. Если в ОО работают лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, не соответствующее требованиям к занимаемой должности (например, учителем математики работает инженер, учителем начальных классов — воспитатель, педагогом дополнительного образования — учитель географии и т. п.), то руководитель ОО должен обеспечить их обучение по программам профессиональной переподготовки.
Необходимо учитывать, что программы профессиональной переподготовки осваиваются однократно в межаттестационный период, значит, следует подобрать такую программу, которая включала бы в себя и актуальные для этого периода вопросы, отражаемые в программах повышения квалификации. Так, в период введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования1 все педагогические работники должны повысить свою квалификацию в этой области. Во избежание лишних временных и финансовых затрат для работника, проходящего переподготовку, нужно подобрать программу, включающую в себя тематический блок соответствующего объема. Это позволит руководителю ОО допустить к работе в классах по ФГОС специалистов, освоивших программу профессиональной переподготовки.
Срок освоения программ дополнительного профессионального образования
Как определить необходимый и достаточный объем часов дополнительного профессионального образования для педагогического работника? Возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе, определяет срок освоения дополнительной профессиональной программы. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 ч, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 ч (п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).
Однако есть ряд нюансов, которые руководитель ОО должен знать. Итоговая аттестация осуществляется после прохождения программы в полном объеме, следовательно, трудозатраты слушателя увеличиваются на объем часов итоговой аттестации. Как правило, в среднем на прохождение итоговой аттестации по программам повышения квалификации отводится от 5,4 до 6 академических часов. Если в программу повышения квалификации объемом 16 ч включена итоговая аттестация, то реальное время, потраченное собственно на повышение квалификации, составляет соответственно 10 академических часов (45 мин — 1 академический час). Недобросовестные исполнители образовательной услуги часто предлагают программы, в которых трудозатраты на итоговую аттестацию включены в «тело» программы, что приводит к реально заниженному объему собственно обучения.
Приведем аналогию с практикой общего образования: никому не приходит в голову включить формы государственной итоговой аттестации в рабочие программы и тем самым сократить 34 учебных недели до 32. Соответственно трудозатраты слушателя на прохождение программы превышают заявленный объем, как правило, на 6 академических часов: при объеме программы в 36 ч трудозатраты равны 42 ч, в 72 ч — 78 ч и т. п.
Индивидуальная образовательная траектория педагога
Объем программы иногда определяется нормативным документом. Так в ФГОС начального общего образования определено условие его реализации - педагог должен пройти повышение квалификации в объеме не менее 72 ч (п. 23 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). ФГОС основного общего образования содержит указание на 108 ч обязательного объема повышения квалификации (п. 22 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), как и ФГОС среднего (полного) образования (п. 22 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»). Соответственно в программах профессиональной переподготовки блоки, посвященные освоению ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования, должны быть не менее 72 ч и (или) 108 ч. В противном случае педагог, только что прошедший переподготовку, должен быть направлен на курсы повышения квалификации. Руководителю ОО необходимо понимать, что, направляя на обучение работника, он, с одной стороны, решает задачи, определяемые государством в сфере образования, с другой, — обеспечивает цели развития муниципального образования и собственно ОО, с третьей, — устраняет индивидуальные профессиональные проблемы педагога. Поэтому речь идет об индивидуальной образовательной траектории каждого педагогического работника, когда одни программы повышения квалификации необходимо освоить каждому (например, раскрывающие основы государственной политики в сфере образования) или определенной категории педагогических работников (например, всем учителям, преподающим определенный предмет), или работникам, осуществляющим дополнительные функции (например, классным руководителям), или индивидуально.
Таким образом, в межаттестационный период работники ОО объективно должны освоить достаточно большой объем материала по программам дополнительного профессионального образования. Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность модульного обучения, в т. ч. повышения квалификации в форме стажировки, использования электронных и дистанционных технологий обучения, привлечения сетевых ресурсов при наличии кредитно-зачетных отношений.
Многие регионы регулируют нормативными правовыми актами необходимый и достаточный объем дополнительного профессионального образования в межаттестационный период, реализуя персонифицированную накопительную модель дополнительного профессионального образования в рамках непрерывного образования работников. Федеральный закон № 273-ФЗ при этом закрепляет за работником право пройти повышение квалификации 1 раз в 3 года, т. е. теперь вряд ли экспертные группы и аттестационные комиссии поймут руководителя ОО, который смог создать условия для профессионального совершенствования работника только в год его аттестации.
Индивидуальная программа повышения квалификации в межаттестационный период
Как организовать работу по дополнительному профессиональному образованию работников ОО? Наиболее эффективной в настоящее время является персонифицированная модель повышения квалификации, основанная на модульном принципе. При определении индивидуальной образовательной траектории педагогического работника следует вместе с ним спланировать прохождение курсов повышения квалификации по обязательным направлениям (например, по основам государственной политики в сфере образования, по ФГОС общего образования, по основам религиозных культур и светской этики и т. п.), по направлениям, которые актуальны для муниципального образования (например, по организации внеурочной деятельности обучающихся с использованием технологий молодежного муниципального самоуправления), по тематике, отражающей задачи ОО (например, по образовательным технологиям, обеспечивающим эффективность системно-деятельностного подхода), по проблемам, которые являются индивидуальными для работника (например, по формированию компетентности в области информационно-коммуникационных технологий). Таким образом, можно говорить об инвариантной (обязательной) и вариативной составляющих индивидуальной образовательной программы повышения квалификациив межаттестационный период. План должен содержать не только структуру и тематику, но и сроки освоения каждого компонента программы.
Сводный план совершенствования кадров по программам дополнительного профессионального образования на пять лет (с обязательной фиксацией промежуточного рубежа через 3 года) представляет собой таблицу, в которой содержится информация по каждому педагогическому работнику. Такой план соотносится с бизнес-планом организации.
Следующим шагом является определение с педагогическим работником условий прохождения курсовой подготовки. Финансирование обучения носит смешанный характер за счет использования бюджетных средств, привлеченных средств ОО и средств самого работника. Таким образом, в плане должны быть отражены источники финансирования обучения.
К сожалению, в сфере образования до сих пор сохраняется убежденность ряда педагогов в том, что рост профессионального уровня — забота только государства и работодателя, а сам работник в этом не заинтересован. Он ждет, когда работодатель или муниципальная методическая служба его «пошлет» на обучение по «какой-нибудь» программе, и готов оправдать свое бездействие тем, что его «не посылают» или «не вызывают, хотя заявка была». Введение Профессионального стандарта педагога в корне меняет образовательные отношения между заказчиком, потребителем и исполнителем дополнительных профессиональных услуг. Именно поэтому руководитель ОО должен обеспечить систему персонального проблемного анализа, формирования образовательного спроса и планирования, учета повышения уровня квалификации работников.
При планировании индивидуальной образовательной траектории педагог вместе с работодателем определяет, какие дополнительные профессиональные программы и в какой организации он собирается изучать. Руководитель ОО должен обеспечить контроль качества предлагаемой программы и правомочность организации, предлагающей услуги в дополнительном профессиональном образовании. У исполнителя образовательной услуги обязательно должна быть лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (далее — лицензия). В обязательном к лицензии приложении указываются сведения о подвидах дополнительного образования, при этом перечень реализуемых дополнительных профессиональных программ не указывается. В ныне действующих (до 01.01.2016 г.) лицензиях может содержаться перечень программ. Объем часов по программам в лицензии больше не указывается.
Отсутствие лицензии является непреодолимым препятствием для разных организаций, предлагающих свои программы и ссылающихся на то, что в Федеральном законе № 273-ФЗ расширен список организаций и лиц, имеющих право на реализацию программ дополнительного профессионального образования.
Получение документа о квалификации
Как отличить дополнительное профессиональное образование от деятельности по сопровождению профессионального развития работников в рамках непрерывного профессионального образования? Многие организации предлагают под видом программ повышения квалификации программы тренингов, деловых игр, семинаров, краткосрочных курсов в объеме 16 и более часов. При этом ссылаются на право организации-исполнителя самостоятельно определять вид документа об образовании и выдают разные сертификаты, дипломы, аттестаты и т. п.
Руководитель ОО должен знать, что в соответствии с ч. 14 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Аттестация является одним из стимулов непрерывного профессионального образования педагогических и управленческих кадров, в процессе которой подтверждается квалификация, ее соответствие задачам, стоящим перед ОО. Итоговая аттестация является основанием для выдачи слушателям документа о квалификации — удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ). Документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов
В системе профессионального образования существует информальная компонента, связанная с сопровождением непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечить которое позволяет многоуровневая система организации методической работы в муниципальных образованиях. На первом уровне находится педагог и руководитель ОО, второй уровень — это уровень ОО, наконец, третий уровень — муниципальный. На каждом уровне находятся определенные субъекты методической работы. Субъект методической работы — педагогический работник, руководитель ОО — решает профессиональные проблемы через такие формы методической работы как самообразование, консультирование у коллег и руководителей, в т. ч. наставничество, посещение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, конференций, тренингов, деловых игр.
Уровень ООпредставлен коллегиальными субъектами методической работы: предметными кафедрами или методическими объединениями, временными творческими группами и коллективами, методическим советом, педагогическим советом. Формами методической работы коллегиальных субъектов ОО являются:
- заседания и совещания;
- педагогические чтения;
- научно-практические конференции;
- педагогические гостиные;
- педагогические студии;
- семинары;
- круглые столы;
- тренинги;
- деловые игры;
- мастер-классы;
- открытые уроки;
- внедрение инновационных практик и т. п.
Коллегиальные субъекты методической работы на муниципальном уровне представлены районными (городскими) методическими объединениями, районным (городским) методическим советом, временными творческими группами и коллективами, в т. ч. проектными командами, ассоциациями педагогов — лидеров образования, клубами педагогов-новаторов. Отдельное место в этой структуре занимает муниципальная методическая служба. Она осуществляет сопровождение профессионального развития работников образования через распространение инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик, мотивацию к качественной результативной деятельности, а также через методическое и организационное сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников.
Использование интернет-ресурсов
Освоению инновационного опыта лучших педагогических практик способствуют информационно-коммуникационные технологии. С этой целью руководитель ОО должен обеспечить доступ педагогов к интернет-порталам, связанным с образованием и являющимся ресурсом профессионально ориентированного самообразования. Такая работа обеспечивает третий - неформальный аспект непрерывного образования.
Структура порталов, материалы, составляющие их контент, и проводимые мероприятия ориентированы на создание среды неформального профессионального общения с использованием ресурсов новейших сетевых технологий и сервисов (например, облачные технологии). Через порталы педагоги могут участвовать в альтернативных формах образования (вебинарах, форумах, сетевых конференциях, конкурсах, мастер-классах и др.). Наконец, сама работа педагога с сайтами и на форумах порталов является неформальным освоением сетевых коммуникаций.
Заинтересованность руководителей ОО в создании условий для непрерывного образования (формального — дополнительного профессионального образования; информального — сопровождения профессионального развития работников; неформального — использования ресурсов новейших сетевых технологий и сервисов), позволяет эффективно решать профессиональные и социально-личностные проблемы работников.
