Профессиональный стандарт
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» будет применяться работодателями при формировании кадровой политики, аттестации работников, разработке должностных инструкций с 1 января 2017 г.
Автор статьи рассказывает о трудовых функциях и обобщенных трудовых функциях, а также о полномочиях и ответственности педагога дополнительного образования. Рассмотрены особые условия допуска к работе и ограничения на занятия педагогической деятельностью. А также другие важные моменты, о которых должен знать каждый педагог дополнительного образования.
Внедрение профессиональных стандартов в сфере образования
Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) 1 июня 2016 г. будет дополнен ст. 195.3, в соответствии с которой применение профессиональных стандартов в некоторых случаях становится обязательным для работодателя.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено применение профессиональных стандартов к педагогическим работникам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, получившие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
С учетом последних тенденций законодательства активно внедряются профессиональные стандарты в области образования. Первым в линейке профессиональных стандартов работников образования появился профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Указанный стандарт применяется в отношении должностей «учитель» и «воспитатель».
Вторым появился профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н. Данный профессиональный стандарт применяется к должностям «психолог», « педагог-психолог», «психолог образовательной организации».
Следующими, одновременно, были утверждены профессиональные стандарты:
- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н).
ДОКУМЕНТ
Пунктом 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н (далее — Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта), установлены следующие термины и их определения:
• вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
• обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
• трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
• трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором решается определенная задача.
Объединяет все разработанные до настоящего времени профессиональные стандарты в сфере образования дата начала применения этих стандартов — 1 января 2017 г.
Настоящая статья знакомит с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н (далее — Профессиональный стандарт педагога ДО).
Профессиональный стандарт педагога ДО применяется к следующим должностям педагогических работников:
- педагог дополнительного образования;
- старший педагог дополнительного образования;
- тренер-преподаватель;
- старший тренер-преподаватель;
- преподаватель;
- методист;
- педагог-организатор.
Перед тем как приступить к ознакомлению с Профессиональным стандартом педагога ДО, необходимо ознакомиться с общим определением профессионального стандарта и областью его применения.
Определение и область применения профессиональных стандартов
Определение профессионального стандарта дано в ст. 195.1 ТК РФ. Под профессиональным стандартом следует понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов находится в компетенции Правительства РФ. В соответствии с п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты применяются:
- работодателями:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
- организации обучения и аттестации работников;
- разработке должностных инструкций;
- тарификации работ;
- присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Содержание Профессионального стандарта педагога ДО
Все профессиональные стандарты содержат следующие разделы:
- Раздел I. Общие сведения.
- Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Раздел IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.
Раздел I. «Общие сведения» включает:
1. Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и Общероссийского классификатора занятий (далее — ОКЗ), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014
№ 2020-ст.
Профессиональным стандартом педагога ДО вид профессиональной деятельности определен как «педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых».
2. Позицию «Код», заполняемую Минтрудом России. Для Профессионального стандарта педагога ДО определен код 01.003.
3. Строку «Основная цель вида профессиональной деятельности», в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности.
Основной целью вида профессиональной деятельности, в соответствии с Профессиональным стандартом педагога ДО, является организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
4. Строку «Группа занятий», в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (xxxx) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта.
В Профессиональном стандарте педагога ДО в соответствии с ОКЗ указаны следующие базовые группы:
- специалисты по методике обучения (2351);
- преподаватели по программам дополнительного обучения (2357).
5. Строку «Отнесение к видам экономической деятельности», в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (xx.xx.xx), подгрупп (xx.xx.x) или групп (xx.xx) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности.
В Профессиональном стандарте педагога ДО указан следующий вид: образование дополнительное детей и взрослых (85.41).
Раздел II. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:
1. В графе «Обобщенные трудовые функции»:
- код, наименование обобщенной трудовой функции;
- уровень квалификации.
Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Минтруда России (далее — уровни квалификации).
СПРАВКА
Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется (в т. ч.) в соответствии с уровнями квалификаций, утв. Минтрудом России (п. 6).
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н и применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.
Для деятельности, установленной Профессиональным стандартом педагога ДО, определен 6-й уровень квалификации. В качестве примера следует указать, что в профессиональном стандарте педагога-психолога установлен 7-й уровень квалификации, в профессиональном стандарте педагога (учитель, воспитатель) установлены 5-6-й уровни квалификации.
Всего предусмотрено 9 уровней квалификации. Для 1-го уровня определен следующий характер знаний: применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Для 9-го уровня определен следующий характер знаний: создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Можно говорить о сложности соответствующих уровней квалификации, где 1-й уровень является самым простым, а 9-й — самым сложным.
Для 6-го уровня Профессионального стандарта педагога ДО предусмотрены следующие значения:
- полномочия и ответственность (показатель уровня квалификации) — самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или работы подчиненных по достижению цели; обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений; ответственность за результат выполнения работы на уровне подразделения или организации;
- характер умений (показатель уровня квалификации) — разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений;
- характер знаний (показатель уровня квалификации) — применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в т. ч. инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.
Основные пути достижения уровня квалификации: образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата; образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена; дополнительные профессиональные программы; практический опыт.
2. В графе «Трудовые функции» — наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате «x/xx.x», где:
- первый знак — буквенный код обобщенной трудовой функции;
- два знака через дробь — порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности (применяется сквозная нумерация трудовых функций);
- последний знак через точку — номер уровня квалификации.
Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01 (например, A/01.6 — код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A).
Раздел III. «Характеристика обобщенных трудовых функций» содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:
1. Пункт 3.1 включает:
- наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Обобщенные трудовые функции» раздела II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;
- происхождение обобщенной трудовой функции:
— если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Минтруда России, делается отметка «x» в позиции «оригинал»;
— если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции «Код оригинала» указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте — первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта — первоисточника; - возможные наименования должностей — примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;
- требования к образованию и обучению — требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения;
- требования к опыту практической работы — характер и продолжительность такого опыта (при отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк);
- особые условия допуска к работе — требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования (при отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк);
- дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:
— код базовой группы (xxxx) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (при отсутствии информации ставится прочерк);
— наименования должностей или профессий в соответствии с Единым квалификационным справочником и Единым тарифно-квалификационным справочником (при отсутствии информации ставится прочерк); - код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции (при отсутствии информации ставится прочерк).
2. Пункт 3.1.1 включает:
- наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Трудовые функции» Раздела II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;
- происхождение трудовой функции:
— если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утв. Минтрудом России, делается отметка «x» в позиции «оригинал»;
— если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции «Код оригинала» указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте — первоисточнике, в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» указывается регистрационный номер профессионального стандарта — первоисточника; - позицию «Трудовые действия» — перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
- позицию «Необходимые умения» и «Необходимые знания» — умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;
- позицию «Другие характеристики», в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые, по мнению разработчика, характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.
3. В пунктах 3.1–3.1.1 последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагога ДО содержит три обобщенные трудовые функции (далее — ОТФ):
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»
Наименование 1-й ОТФ сформулировано как «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам». Возможные наименования должностей:
- Педагог дополнительного образования.
- Старший педагог дополнительного образования.
- Тренер-преподаватель.
- Старший тренер-преподаватель.
- Преподаватель.
Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена); высшее образование (бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине, (модулю)); дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)).
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование. Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Для некоторых должностей установлено требование к опыту практической работы: для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности — не менее двух лет.
Определены особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством РФ;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с законодательством РФ;
- прохождение в установленном законодательством РФ порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.
Ограничения на занятие педагогической деятельностью сформулированы в ст. 331 ТК РФ. К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 331 ТК РФ);
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Некоторые работники, которым в соответствии со ст. 331 ТК РФ установлен запрет на занятие соответствующей деятельностью, могут получить решение о допуске к педагогической деятельности в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 331 ТК РФ.
Прохождение медицинских осмотров осуществляется на основании ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ, приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)…».
Обязанность педагогического работника проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности установлена ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
Наименование трудовых функций, предусмотренных в ОТФ «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
- разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
ОТФ « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Наименование 2-й ОТФ сформулировано как « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ». Возможное наименование должности: методист.
Требования к образованию и обучению: высшее образование (бакалавриат; магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; специалитет или магистратура); дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
Рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы: при наличии квалификации бакалавра — работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет. При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе идентичны условиям, установленным для 1-й ОТФ.
Наименование трудовых функций, предусмотренных в ОТФ « Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»:
- организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
- организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
- мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
ОТФ «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»
«Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» — 3-я ОТФ. Возможное наименование должности: педагог-организатор.
Требования к образованию и обучению: высшее образование (бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; специалитет или магистратура). Рекомендуется: дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых; обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не менее одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы: при наличии квалификации бакалавра — работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет. При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе идентичны условиям, установленным для двух описанных ранее ОТФ.
Наименования трудовых функций, предусмотренных в третьей ОТФ:
- организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
- организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
- организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.
Раздел IV. «Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта"содержит информацию об ответственной организации и организациях — разработчиках профессионального стандарта. Ответственной организацией по разработке Профессионального стандарта педагога ДО является ФГАУ «Федеральный институт развития образования» г. Москвы.

Актуальные проблемы преподавания технологии
Необходимость освоения технологических знаний
Начавшаяся во второй половине XX в. технологическая революция привела к появлению постиндустриального общества, которое характеризуется непрерывным возникновением новых высоких технологий. Быстрая смена технологий требует соответствующей переориентировки направления деятельности трудящихся, которые в течение своей трудовой жизни должны 4–5 раз менять направление деятельности, повышая квалификацию для реализации этих технологий.
Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, об общих принципах этих преобразований привела в конце XX в. к появлению новой предметной области «Технология» в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира. Предметная область «Технология» изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США, Австралии, Израиля, Нидерландов, Швеции, Болгарии, Казахстана, Китая и многих других стран. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, т. к. данный предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. Разработано методическое обеспечение «Технологии», проводятся международные конференции по технологическому образованию (например, конференции стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает 2 млрд чел.).
Значимость в образовательной деятельности
Предметная область «Технология» введена в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ в 1993 г. Она пришла на смену трудовому обучению. Это предметная практико-ориентированная область, синтезирующая естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, которая раскрывает способы их применения в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в предметной области «Технология» играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.
Как показывает мировой опыт общего образования, предметная область «Технология», наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими, является третьей необходимой составляющей общего образования, предоставляющей обучающимся возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от уровня общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
Изучая технологию, обучающиеся достигают следующих образовательных результатов:
- знакомятся с общими принципами преобразующей деятельности человека: от возникновения потребностей до результатов трудовой деятельности с использованием спектра технологий;
- осваивают конкретные технологии преобразования материалов и электрической энергии с использованием информационных технологий и черчения;
- реализуют освоенные технологии в процессе творческой проектной деятельности с использованием принципов дизайна;
- знакомятся с перспективными технологиями XXI в.;
- изучают возможности будущей профессиональной деятельности (в первую очередь в сфере материального производства) для обеспечения экономики нашей страны инженерно-техническими кадрами.
Модули и содержание технологической подготовки
Технология — основная практико-ориентированная предметная область в содержательном разделе основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования (учебном плане) образовательной организации (далее — ОО). Технологию можно описать двумя словами: проектирование и изготовление.
В ОО реализуются три направления технологической подготовки:
- «Индустриальные технологии» (ранее направление называлось «Техника и техническое творчество» или «Технический труд»).
- «Технологии ведения дома» (ранее — «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» или «Обслуживающий труд»).
- «Сельскохозяйственные технологии».
Все три направления требуют оборудованных мастерских.
Содержание «Технологии» согласно разработанной в 1992—1994 гг. программе включало следующие модули:
- обработка материалов (древесины и металла в направлении «Индустриальные технологии» и ткани и пищевых продуктов в направлении «Технология ведения дома»), в т. ч. художественная обработка материалов и ремонтно-строительные работы;
- электротехника и электроника;
- черчение;
- элементы предпринимательства и домашней экономики, культура дома;
- производство и окружающая среда;
- отрасли общественного производства, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение;
- выполнение творческих проектов.
70% учебного времени отводилось на практические работы по обработке материалов, электротехнические работы и выполнение творческих проектов. В рамках «Технологии» возможно изучение элементов национальной культуры. Уроки технологии способствовали:
- воспитанию трудолюбия, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения учащихся;
- формированию технологической грамотности, технологической компетентности, технологической культуры: культуры труда, информационной культуры, графической культуры, предпринимательской культуры, экологической культуры, проектной и исследовательской культуры, культуры дизайна, культуры дома, потребительской культуры, культуры человеческих отношений;
- формированию системного технологического ( проектно-технологического) преобразующего мышления в процессе работы человека с материалами, энергией и информацией для создания объектов труда (изделий), удовлетворяющих потребностям людей, при выполнении учебных работ и проектов.
Выполнение учебных работ в настоящее время способствует формированию знаний, умений и навыков в соответствующей технологической области, а выполнение проектов — формированию проектно-технологического мышления, и позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматических решений на основе собственных образовательных результатов.
Выбор тематики проектов связан с анализом потребностей людей, в частности, в 5-м классе проекты могут быть связаны с разработкой и изготовлением игрушек для детского сада,
в 6-м классе — изделий для дома, в 7-8-х классах — изделий для ярмарок и выставок.
На уроках «Технологии» обучающиеся учатся решать бытовые задачи, которые связаны с обработкой древесины, металла, ткани, пищевых продуктов, с ремонтно-строительными работами, с использованием бытовой аппаратуры и ее простейшим ремонтом, с принципами культуры дома и здорового образа жизни.
Знакомиться с различными профессиями учащиеся начинают с 5-го класса, а в 8-м классе целесообразно провести оценку профпригодности учащихся по состоянию здоровья и более глубоко рассмотреть возможные направления их будущей профессиональной деятельности и карьеры, ориентировать их на выбор соответствующего профессионального образования.
Проблемы преподавания «Технологии»
Самой актуальной проблемой в преподавании технологии как учебного предмета является неуклонное сокращение количества часов на ее изучение. Она уже не изучается в 9-х и, как правило, в 10-11-х классах. Не изучается черчение. Материальное обеспечение, как правило, отсутствует. Ликвидируются учебно-производственные комбинаты.
«Технология» не входит в перечень обязательных предметных областей при освоении уровня среднего общего образования, которые учитываются в процессе формирования учебных планов ОО, в т. ч. профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся. Хотя в п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России № 413, написано, что «в учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, „Астрономия“, „Искусство“, „Психология“, „Технология“, „Дизайн“, „История родного края“, „Экология моего края“), в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Проблемы преподавания технологии неразрывно связаны с формированием кадрового потенциала РФ. Решение поставленной руководством страны задачи инновационного технологического развития и создания к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест невозможно без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественнонаучное образование выпускников ОО.
Трудовая подготовка и изучение технологии в системе общего образования ориентируют выпускников ОО на выбор рабочих профессий, на обучение в системе среднего и высшего профессионально-технического образования. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ, т. к. нехватка опытных инженерных кадров является в настоящее время одним из главных ограничителей развития российского оборонно-промышленного комплекса.
Предметная область «Технология» в примерной ООП основного общего образования
В примерной ООП основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), на изучение технологии выделяется в 5-7-х классах 2 ч, в 8-м классе — 1 ч (п. 3.1. Примерный учебный план основного общего образования). Гендерное деление класса на группы для изучения предмета не предполагается.
Цели программы «Технология»:
- Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
- Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
- Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. В соответствии с примерной ООП основного общего образования основную часть содержания программы «Технология» составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов.
Важнейшим образовательным результатом является полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. Так, например, обучающийся 7-го класса осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи в соответствии с поставленной задачей. Конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов1. Изучаются разделы:
- «Технологии в сфере быта».
- «Экология жилья. Технологии содержания жилья».
- «Взаимодействие со службами жилищно-коммунального хозяйства. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Энергетическое обеспечение нашего дома».
- «Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие».
- «Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения».
- «Отопление и тепловые потери».
- «Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища».
- «Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи».
Обучающийся 8-го класса должен получить и проанализировать опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/ технологического оборудования, приводить и анализировать разработку или реализацию прикладных проектов, предполагающих изготовление материального продукта. Учащийся 8-го класса составляет рацион питания, адекватный ситуации. Получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания. Характеризует современную индустрию питания.
Предполагается знакомство с технологиями:
- управленческими;
- медицинскими;
- информационными;
- производства и обработки материалов;
- машиностроения;
- биотехнологиями;
- нанотехнологиями;
- производства продуктов питания;
- сервиса;
- транспортными;
- строительства;
- технологиями в области энергетики;
- технологиями в области электроники;
- социальными;
- технологиями работы с общественным мнением;
- социальными сетями как технологиями;
- технологиями в сфере быта;
- технологиями сельского хозяйства;
- производственными технологиями;
- промышленными технологиями;
- с электроникой (фотоникой) и квантовыми компьютерами.
Одна из целей изучения технологии: формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. Проектная деятельность осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Образовательные экскурсии — во внеурочное время. В соответствии с примерной ООП основного общего образования изучение важного направления современной техники — робототехники — не включено в программы всех классов общего образования. Хотя во введении говорится: «…проводить и анализировать конструирование механизмов и простейших роботов». Программирование роботов не предполагается. Изучение робототехники проводится в ОО, которые имеют возможность приобрести конструкторы lego и обладают квалифицированными кадрами. Следует иметь в виду, что изучение робототехники — часть технологической подготовки обучающихся, которая включает ряд других разделов, в частности, технологии обработки материалов, электротехнику и автоматику и черчение.
Вариативность при составлении программ
Многолетний опыт говорит о необходимости вариативной технологической подготовки обучающихся в общеобразовательной организации. Различные программы «Технологии» должны быть в городской и сельской ОО, а в городской ОО возможно сохранение двух вариантов2:
1. Техника и технологии.
2. Технологии сервиса.
Целесообразно сохранить в программах технологии обработки конструкционных материалов (древесины и металла, ткани и пищевых продуктов). Эти технологии полезны в быту и в сфере общественного производства. Программа «Технология» для сельской школы должна включать изучение технологии сельского хозяйства: агротехнологии, зоотехнологии, практические работы по растениеводству осенью и весной (летом) и в сокращенном виде разделы программ по технологии в вариантах «Техника и технологии» и «Технологии сервиса». Цели программы «Технология» можно реализовать при планировании учебного материала для варианта «Техника и технологии», представленном в приложении 1, а для варианта «Технология сервиса» — в приложении 2.
Приложение 1
ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала для варианта «Техника и технологии»
Класс | Кол-во часов в неделю | Распределение учебного материала для изучения в четверти | |||
---|---|---|---|---|---|
I | II | III | IV | ||
5 | 2 | Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели производства — реализация. Технологии производства и обработки конструкционных материалов, информационно-коммуникационные технологии | Графика и черчение. Технологии обработки конструкционных материалов | Технологии обработки конструкционных материалов | Выполнение проектов |
6 | Машиноведение. Технологии машиностроения | Технологии обработки конструкционных материалов | Культура дома. Технологии в сфере быта. Элементы кулинарии. Технологии сервиса. Технологии производства продуктов питания | ||
7 | Инженерное программирование и робототехника | Технологии художественной обработки конструкционных материалов | Ремонтно-строительные работы. Строительные технологии. Домашняя экономика и основы предпринимательства | ||
8 | 1 | Электротехника и автоматика. Технологии в сфере энергетики | Транспортные технологии. Биотехнологии. Технологии сельского хозяйства. Медицинские технологии. Управленческие и социальные технологии | Профпригодность и профориентация |
Приложение 2
ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала для варианта «Технология сервиса»
Класс | Кол-во часов в неделю | Распределение учебного материала для изучения в четверти | |||
---|---|---|---|---|---|
I | II | III | IV | ||
5 | 2 | Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели — технологии — производство — реализация. Определение технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Технологии производства и обработки ткани и пищевых продуктов | Графика и черчение. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов | Технологии обработки ткани и пищевых продуктов | Выполнение проектов |
6 | Машиноведение. Технологии машиностроения. Технологии обработки ткани и пищевых продуктов | Технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Технологии производства продуктов питания | Технологии художественной обработки конструкционных материалов | ||
7 | Инженерное программирование. Робототехника | Технологии художественной обработки ткани | Культура дома. Технологии в сфере быта. Технологии сервиса. Ремонтно-строительные работы. Домашняя экономика и основы предпринимательства | ||
8 | 1 | Электротехника. Бытовые электроприборы. Технологии в сфере энергетики | Биотехнологии. Медицинские технологии. Технологии сельского хозяйства. Нанотехнологии | Профпригодность и профориентация |

Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания»
Каждый педагог имеет представление о метапредметности как о ведущем принципе современного образования. Но для того, чтобы определиться с собственной позицией, необходимо знать, какие научные школы существуют в этом направлении, какие основные понятия включает в себя метапредметность.
Автор статьи рассказывает об инструментах достижения метапредметных результатов на занятиях элективного курса «Лабиринты познания»: обучение школьников составлять ментальные карты (интеллект-карты), правильно пользоваться различными знаками и символами и др. В статье представлено подробное планирование учебных занятий курса.
Метапредметные образовательные результаты
В федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС) общего образования метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В соответствии с ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Существуют разные подходы к пониманию термина «универсальные учебные действия»1. В широком значении термин трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия (далее — УДД) ФГОС общего образования группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Таким образом, УУД являются метапредметными результатами обучения2. Однако нельзя ставить знак равенства между УУД и метапредметными умениями. Тем, что метапредметные «способы деятельности» применяются «в реальных жизненных» (т. е. не только учебных) ситуациях, они отличаются от универсальных учебных действий. По сути, УУД являются основой для формирования метапредметных умений и частью этих умений.
Метапредметность
Идея метапредметности как ведущего принципа образования с точки зрения педагогики генетически связана с концепциями научных школ Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского. Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность с 1980–1990-х годов проектируются и реализуются именно этими научными школами. В настоящее время существует несколько направлений в трактовке понятия «метапредметность». Чтобы определиться с собственной позицией, сопоставим основные (концептуальные) идеи этих научных школ по интересующему нас вопросу (табл. 1).
Таблица 1
Анализ содержания понятия «метапредметность»
Основные понятия | Научная школа А.В. Хуторского | Научная школа Ю.В. Громыко |
---|---|---|
Человекосообразное образование и мыследеятельностная педагогика | Смысл концепции человекосообразного образования заключается в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. «Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования»* | Мыследеятельностная педагогика — продолжение теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Основывается на работе с тремя пластами человеческой культуры: мышлением, коммуникацией и действием, а также пониманием и рефлексией, связывающими между собой эти процессы. Признаки мыследеятельностной педагогики: • наличие деятельностных единиц содержания; • наличие совместной деятельности учителя и учащихся; • наличие рефлексии; • ориентация на формирование и развитие способностей |
Метапредметность | Ведущий принцип человекосообразного образования. Характеризует выход за предметы, но не уход от них | Способ формирования теоретического мышления и универсальных способов действий. Средство формирования целостной картины мира. Особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основах, который может быть использован при преподавании традиционных отдельных предметов |
Метапредметная деятельность | Деятельность по освоению метапредметного содержания (основа предметной деятельности) | Деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету. Обеспечивает процесс обучения в рамках любого учебного предмета |
Метапредметное содержание образования | Фундаментальные образовательные объекты, т. е. ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это структурная основа метапредметного образования, узловые точки основных образовательных областей — первосмыслы, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней. Вся образовательная среда не предназначена для усвоения учеником, но ее ключевые фундаментальные узлы подлежат изучению каждым учеником. Это следующие понятия: время, число, движение, знак, цифра, буква, звук, растение, животное, человек, Вселенная и др. | Культурные техники и способы мышления и деятельности |
Метапредметные единицы | Базисные единицы метаинтеграции: организованности мышления (знак, проблема, задача, понятие, ситуация, смысл и др.); культурные способы работы (способы деятельности, при освоении которых развиваются способности) | |
Метапредмет(ы) | То, что стоит за предметом или за несколькими предметами, основосоздающая часть предмета | Предметы нового типа, предполагающие работу с материалом одновременно нескольких предметов |
Дидактическая эвристика и метапредметные технологии | Дидактическая эвристика — методика развития продуктивного мышления учащихся, ориентированная на познание и открытие учениками сути фундаментальных образовательных объектов, которые наличествуют в любом учебном предмете и соответствующей ему области реальности | Метапредметные технологии — это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием, рефлексией учащихся, использующиеся в преподавании метапредметов |
Результат образовательного процесса | Самореализация человека, генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества | Уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Это универсальный образовательный результат, который позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах |
Можно отметить, что, несмотря на некоторые расхождения по ряду положений, ученые занимают близкие позиции в определении того, что можно считать результатами метапредметного обучения. Ю.В. Громыко указывает на способности и компетенции, а А.В. Хуторской говорит о самореализации человека, которая связана с актуализацией и развитием способностей личности — как интеллектуальных, так и творческих. Раскрывая суть эвристического обучения, А.В. Хуторской среди качеств личности обучающегося, подлежащих развитию, называет умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, способность поставить цель и организовать ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку, умение находить, преобразовывать и передавать информацию и т. д. Ю.В. Громыко говорит о базовых способностях: памяти, внимании, мышлении, понимании, способности к коммуникации, к рефлексии, к действию.
Некоторые метапредметные результаты, о которых говорится в ФГОС основного общего образования, трактуются как проявление продуктивного мышления, интеллектуально-творческих способностей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова и др.): в первую очередь, это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Таким образом, ФГОС общего образования ориентируют образовательный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся3.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся всегда было важнейшей задачей образования. До недавнего времени деятельность по развитию способностей учащихся нередко носила несистемный характер, т. к. учителя своей главной целью считали достижение только предметных результатов. ФГОС общего образования ориентирует педагогов на содержание образования, которое включает в себя не только знания, но и способы деятельности, освоение которых является метапредметным результатом.
Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания»
Инструментом достижения метапредметных результатов в МАОУ СОШ № 36 г. Владимира (далее — СОШ № 36) стал метапредметный элективный курс «Лабиринты познания», который проходит апробацию в рамках инновационной деятельности педагогического коллектива. Цель метапредметного элективного курса — развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через формирование метапредметных образовательных результатов.
СПРАВКА
Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.
В основе создания лежат принципы:
• активация восприятия и памяти;
• осознанность восприятия информации (основана на четкости и удобочитаемости).
Идея ментальных карт базируется на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга: ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру.
Программа курса построена по модульному принципу, что позволяет изменять очередность изучения модулей в зависимости от возможностей образовательной организации (далее — ОО): количество классов в параллели, наличие ресурсов. Метапредметный элективный курс «Лабиринты познания» включает в себя шесть модулей, которые могут вести учителя разных предметов.
Тематика занятий обусловлена целями и задачами данного курса:
1. «Дойти до сути…» (приемы работы с информацией: ментальные карты).
2. «Путешествие в мир знаков и символов».
3. «Моделирование как способ познания».
4. «Наши верные спутники на дорогах познания» (планирование и алгоритмизация).
5. «Систематизация и классификация как способы познания».
6. «Познаем себя».
Обучение в рамках данного курса строится на основе изучения и (или) интеграции разных предметов:
- литературы и русского языка (модуль 1);
- истории, обществознания, краеведения, географии (модуль 2);
- астрономии, физики (модуль 3);
- информатики и информационно-коммуникационных технологий (модуль 4);
- биологии, экологии (модуль 5);
- психологии (модуль 6).
Оценивание результатов — безотметочное. Показателем результативности является защита индивидуальных и групповых проектов в конце года, успешное участие обучающихся в мероприятиях ко Дню науки и конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года», проводимых в ОО, а также в муниципальных, областных и межрегиональных олимпиадах и конкурсах. Каждый модуль рассчитан на 11 ч в год, 1 ч предназначен для вводного занятия и 1 час — для заключительного занятия (защита лучших проектов). Программа предназначена для обучающихся 5-7-х классов (10–12 лет). Планирование занятий метапредметного элективного курса «Лабиринты познания» представлено в табл. 2.
Таблица 2
Планирование занятий метапредметного элективного курса «Лабиринты познания»
№ | Тема | Формируемые метапредметные результаты | Содержание деятельности | Кол-во часов |
---|---|---|---|---|
1 | Вводное занятие «Что помогает нам учиться и решать жизненные проблемы?» | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение | Ознакомление со структурой и спецификой содержания нового курса. Участие в проблемной беседе. Определение способов и приемов познания | 1 |
Модуль 1. «Дойти до сути…" (11 ч) | ||||
2 | Роль умения работать с информацией в жизни человека | Смысловое чтение, умение выявлять главное; коммуникативные и регулятивные УУД | Определение эксплицитной (открытой, главной) и имплицитной (неявной, скрытой) информации в тексте. Работа с текстом: выявление разных видов информации. Создание и защита мини-проекта | 1 |
3–4 | Практикум «Ищем автора» | Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы | Выявление авторской позиции через комплексный анализ текста | 2 |
5 | О чем могут рассказать рукописи великих? | Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи | Многообразие графического запечатления информации как отражение мыслительной работы автора. Анализ черновых и дневниковых записей великих людей (Леонардо да Винчи, А.С. Пушкина и др.). Выявление взаимосвязи характера записей с индивидуальными особенностями личности, стилем ее мышления | 1 |
6 | Ментальная карта как способ работы с информацией. Виды ментальных карт | Умение выявлять главное, умение выявлять причинно-следственные связи | Определение понятия и функций ментальных карт. Ознакомление с основными требованиями к составлению ментальных карт, правилами работы с программами-визуализаторами для составления ментальных карт | 1 |
7–9 | Практикум «Составляем ментальную карту» | Смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, отбирать критерии и основания для разработки ментальных карт | Ментальные карты на основе содержания текстов различных стилей, темы, проблемы. Создание ментальных карт по содержанию художественного, научно-популярного текста. Создание «карт знаний» по определенной теме или по разделу любого учебного предмета. Создание ментальной карты, отражающей проблему или миры (свой внутренний мир, мир писателя, героя, произведения, творчества и т. д.) | 3 |
10–11 | Практикум «Решаем с помощью ментальной карты» | Умение выявлять главное, скрытую (неявную) информацию, видеть и решать проблемы | Решение задач, условия которых представлены в виде ментальных карт | 2 |
12 | Индивидуальное и групповое консультирование | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом ко Дню науки и/или конкурсу «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года», проводимых в ОО | 1 |
Модуль 2. «Путешествие в мир знаков и символов» (11 ч) | ||||
13 | Что скрывается за знаком? | Умение выявлять причинно-следственные связи | Определение знаков объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года, действий, знаков-пиктограмм, принятых в спорте, пространственных отношений, времени, настроения, состояния. Выполнение знаковых действий (жестов, поз, походки, мимики). Обозначение знаками последовательности действий, событий. Выполнение действий, заданных последовательностью знаков. Выполнение знаково-символических действий: кодирования, декодирования | 1 |
14 | Знаки как способ хранения и передачи информации | Умение выявлять главное | Различение функции знаков, видов знаково-символических средств. Анализ планов, схем. Перевод вербального текста на язык жестов | 1 |
15 | Можно ли самим создавать знаки? | Умение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, моделировать | Подготовка мини-проектов: знаков с использованием правил создания знаков (сходство — условность, обобщенность — конкретность, лаконичность — развернутость и др.). Различение видов знаков. Определение знаков, возникающих без участия человека, пиктограмм, знаковых систем. Декодировка знаков в различных системах. Кодирование объектов, признаков и др. с использованием различных средств | 1 |
16 | Практикум. Игра «Помощники Шерлока Холмса»/ «Шифровальщики» | 1 | ||
17 | «Символически говоря…», или «Что такое символы в реальности и в сказке?» | Умение выявлять главное, моделировать | Знакомство с различными символами, используемыми в реальности и сказке, с их особенностями. Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др. Использование графических символов для описания сказки (создание мультфильмов из заданных картинок, самостоятельное создание символов). Анализ сказок на основе структуры волшебной сказки, разработанной В.Я. Проппом*. Знакомство с функциями, устойчивыми элементами сказки. Создание мини-проекта: собственные сказки, анализ и выбор предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий | 1 |
18 | По следам древних мифов (древние символы) | Умение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, моделировать | Анализ мифов с точки зрения символического смысла и используемых в них символов. Выявление символов как магических средств в мифологических описаниях. Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков. Определение последовательности сюжетных картинок, выделение символического смысла произведения, декодировка мифов | 1 |
19 | Реальные объекты как символы времени | Анализ объектов и систем объектов как символов эпохи, страны, части света, сословия: сооружений, домов, средств передвижения, книг, оружия, игрушек. Изучение объектов, архитектурных стилей, дизайна предметов обихода, моды, стилей одежды, прически, транспортных средств как символов времени. Сопоставление объектов разных эпох, стран. Анализ их развития | 1 | |
20 | Практикум «Ритуал, этикет как символы эпохи, страны» | Умение выявлять главное, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей, моделировать | Рассмотрение ритуала как выработанного обычаем порядка проведения какой-либо церемонии (празднование Нового года, Рождества, церемония смены караула и т. д.). Изучение этикета как установленного порядка поведения. Изучение одежды как формы обращения к другому человеку. Изучение стиля письма как признака эпохи, страны. Создание собственных символов, ритуалов, норм этикета | 1 |
21 | Викторина «Государственная символика России: от Киевской Руси до наших дней» | Умение выявлять главное, причинно-следственные связи, классифицировать | Определение гербов, флагов, монет как символов принадлежности к группе, нации, стране. Сопоставление символов древности и современных символов. Анализ составляющих символа: цвета, рисунка, формы. Поиск информации об истории символов и их расшифровке. Участие в создании гербов, флагов класса, команды и т. п. | 1 |
22 | Карты и схемы как символическое изображение Земли | Умение систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Изучение и анализ дорожных знаков, схем дорог. Чтение схемы (плана) здания, карт улицы, города, страны. Изучение карты неба. Знакомство с языком карт. Расшифровка карт. Поиск объектов на карте. Определение расстояния. Создание схемы, плана, карты | 1 |
23 | Создание мини-проекта «В поисках сокровищ» | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Создание мини-проектов: эскизов зданий, карт, предметов обихода, декораций в соответствии с эпохой (с использованием различных знаков и символов), составление визуального ряда для кинофильма о какой-то эпохе. Участие в драматизации, определение фрагмента для составления сценария различными символами, используемыми в реальности, в творениях искусства. Составление графиков, схем и диаграмм. Выполнение действий, заданных последовательностью знаков | 1 |
24 | Индивидуальное консультирование по подготовке проектов | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО | 1 |
Модуль 3. «Моделирование как способ познания» (11 ч) | ||||
25 | «Что такое модель?» | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Участие в проблемной беседе. Определение понятий «модель», «макет». Создание макетов и моделей на основе конструктора lego | 1 |
26–27 | «Модели бывают разные…" (классификация моделей) | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, систематизировать | Знакомство с видами моделей. Определение связей и характера взаимодействия элементов модели | 2 |
28–29 | Практикум «Исследуем модель» | Разработка алгоритма исследования модели и ее оценки. Анализ моделей по области использования, с учетом фактора времени, по способу представления и т. д. Оценка предложенных моделей | 2 | |
30 | Рождение модели | Умение выявлять главное, систематизировать | Знакомство с принципами создания моделей. Разработка алгоритма построения модели | 1 |
31–32 | Практикум. Проект «Моделируем Вселенную» | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, умение моделировать | Создание мини-проектов — моделей Солнечной системы | 2 |
33–34 | Ярмарка моделей | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Коллективное обсуждение созданных моделей, защита мини-проектов | 2 |
35 | Индивидуальное консультирование по подготовке проектов | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО | 1 | |
Модуль 4. «Наши верные спутники на дорогах познания» (11 ч) | ||||
36 | Планирование… Это скучно? Нет! Это интересно! | Коммуникативные, регулятивные УУД, умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи | Знакомство с понятием «планирование». Деятельность по определению значения термина «планирование». Роль планирования в жизни человека. Виды и этапы планирования | 1 |
37 | Просто о сложном: приоритизация | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Деятельность по определению значения термина «приоритизация». Выбор приоритетов при планировании деятельности. Создание индивидуального плана деятельности | 1 |
38 | Алгоритм и его свойства | Деятельность по определению значения понятий «алгоритм», «исполнитель алгоритма». Ознакомление с видами написания алгоритма: текст, блок-схема | 1 | |
39 | Виды алгоритмов | Умение выявлять главное, классифицировать | Деятельность по изучению видов алгоритмов | 1 |
40–42 | Электронный практикум «Любая проблема — это задача» | Умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, определять главное, сравнивать, делать выводы | Деятельность, направленная на декомпозицию задачи на подзадачи, систематизацию и развитие знаний по разработке вспомогательных алгоритмов, создание игры | 3 |
43–45 | Электронный практикум «Алгоритмы в нашей жизни» | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД | Создание мини-проектов | 3 |
46 | Индивидуальное консультирование по подготовке проектов | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО | 1 |
Модуль 5. «Систематизация и классификация как способы познания» (11 ч) | ||||
47 | Что такое система и систематизация? | Коммуникативные, регулятивные УУД, умение выявлять главное | Осмысление понятия «система». Выявление признаков системы. Создание памятки «Система и ее признаки». Выявление основных принципов систематизации (научность, единообразие, информативность классификационных решений) | 1 |
48–49 | Я житель Вселенной | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Рассмотрение человека как части системы «Вселенная» | 2 |
50–51 | Системы, существующие в природе, и их взаимодействие. Экосистема | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, систематизировать | Рассмотрение процессов взаимодействия живых организмов с условиями окружающей среды как взаимодействия различных систем | 2 |
52–53 | «Классификация», или «Как определить принадлежность к системе?» | Умение выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Осмысление понятия «классификация». Рассмотрение классификационных характеристик элементов различных систем. Создание алгоритма классификации представителей различных систем | 2 |
54–55 | Практикум «Создаем системы» | Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, классифицировать и систематизировать | Создание проекта «Экологический остров», защита мини-проектов | 2 |
56 | Индивидуальное консультирование по подготовке проектов | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО | 1 |
Модуль 6. «Познаем себя» (11 ч) | ||||
57 | Знакомый незнакомец | Коммуникативные и регулятивные УУД, умение анализировать ситуации, делать выводы на основе анализа причинно-следственных связей, умение моделировать поведение, отношения | Участие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения) | 1 |
58 | Тренинг «Кто я? Какой я?» | Выполнение тренинговых упражнений | 1 | |
59 | Верь в себя — и все получится! | 1 | ||
60 | Тренинг «Как побороть свои страхи?» | Участие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения) | 1 | |
61 | Тренинг «Ставим цели» | Выполнение тренинговых упражнений | 1 | |
62 | Тренинг «Планируем свою деятельность» | 1 | ||
63 | Если с другом вышел в путь… | Участие в ролевых играх, моделирование (создание моделей поведения) | 1 | |
64 | Тренинг «Как найти друзей и сохранить дружбу?» | Выполнение тренинговых упражнений | 1 | |
65 | Тренинг «Конфликт или взаимодействие?» | 1 | ||
66 | Тренинг «Как победить обиду?» | 1 | ||
67 | Индивидуальное консультирование по подготовке проектов | Коммуникативные УУД, умение строить рассуждение, регулятивные УУД | Консультация для обучающихся, работающих над долгосрочным проектом, который будет представлен в рамках Дня науки и (или) на конкурсе «Созвездие талантов» в рамках конкурса «Ученик года» в ОО | 1 |
68 | Заключительное занятие. Конкурс лучших проектов | Участие в конкурсе, представление и защита проектов | 1 | |
Итого: | 68 |
