ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Май 2015года
Актуальная тема

Театральный проект «Классика в классе»

В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Год литературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе. В числе основных мероприятий — международный писательский форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России», «Библионочь-2015», «Лето с книгой», «Всемирный день книги», «Живая классика» и «ReadRussia / Читай Россию», конкурс «Литературная столица России». О том, как можно интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ.

Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Классика в классе».

Московский молодежный театр с 2009 г. реализует проект «Классика в классе» — театральный урок литературы для учащихся и учителей, который проводится как на сцене театра, так и в любой школе, т. е. на совсем не театральной сцене.

Уникальность спектакля-урока в том, что учащиеся сами принимают участие в театральной постановке. Они с головой окунаются в текст художественного произведения, когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых классических произведений. Любой старшеклассник может вместе с Лопахиным расчертить вишневый сад на дачные участки, разучить с Репетиловым бессмертные строки А.С. Грибоедова… Театральный урок — не просто спектакль, это неповторимая постановка, насыщенная элементами ролевой игры.

«Классика в классе» включает 17 спектаклей по произведениям: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Дорогие мои хорошие…" С.А. Есенина, «Яма» А.И. Куприна, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Как возникла идея театрального проекта «Классика в классе»?

Проект «Классика в классе» основывается на идее неразрывной связи искусства и жизни, встраивания текста в ежедневное существование человека. Эта идея имеет смысл, начиная от Древней Греции и до настоящего времени. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Десять дней жители греческих полисов смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, понимание которых было необходимо для строительства демократии. В демократическом полисе, например в Афинах, государственные вопросы решались народным собранием, соблюдались равенство граждан перед законом и свобода слова. Именно в таком полисе происходило развитие театра, который затрагивал проблемы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи и др. Без театра невозможно было себе представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом.

Литература — это духовное здание, которое определяет существование человека в культуре, дает ему возможность понять, кто он есть. Но заставить читать ребенка невозможно. И можно понять школьников, которые не хотят читать тексты, анализировать сложную структуру художественного произведения, потому что эти тексты написаны для театра, т. е. они изначально предназначены для восприятия зрителя, а не читателя.

Один из  спектаклей-уроков поставлен по тексту Л.Н. Толстого «Война и мир». Изучая этот роман на уроках, в самом лучшем случае учащиеся отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого о войне и мире часто остается для них непознанной и непонятой. Поэтому в спектакле «Война и мир» философские рассуждения героев о войне и мире обязательно включены в их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну кажутся настолько современными. Например, о том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну…»1.

Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем дне, о современной ему истории, задать себе вопрос «О чем это?», то свое главное предназначение и все свои задачи проект «Классика в классе» выполняет.

Как театр может повлиять на интерес к чтению, если учащегося не интересует ни театр, ни литература?

Современный молодой человек, выпускник школы, воспринимает модель мира несколько по-другому, чем его ровесник XX в. Этот мир синкретичен: он объединяет реальное и виртуальное пространство. И классический литературный текст в такой модели мира, во-первых, воспринимается с трудом, а  во-вторых, чаще всего вообще не находит способов коммуникации с читателем. Четыре тома «Войны и мира» трудно представить главными составляющими в жизни интернет-пользователя или профессионального блогера. На мой взгляд, в Интернет человек уходит, когда истратил весь потенциал общения с друзьями, а потенциал общения с культурой, языком, художественным текстом в себе не открыл. Сегодня проще и быстрее не писать комментарии, например, к фотографии, а поставить лайки, и все - внимание к себе обеспечено.

И вот в такую виртуальную жизнь тоже должно приходить произведение классической литературы, а вместе с ним и театр. Как это происходит? Московский молодежный театр вместе с проектом «Классика в классе» осуществляет международный театральный проект «Онлайн-театр». На страничку в социальной сети пока неизвестного нам пользователя заходит актер Московского молодежного театра (например, Семен Спесивцев) и предлагает поговорить о театре, а потом принять участие в театральной постановке пьесы У. Шекспира. Мы набираем «сборную» Ромео и Джульетт и проводим репетиции с помощью Skype. Театральная подготовка или театральное образование есть далеко не у всех желающих участвовать в таком спектакле. Это не главное условие. Для того, чтобы играть в спектакле, необходимо прочесть пьесу. Поэтому вместе с предложением участвовать в проекте «Онлайн-театр» у  интернет-пользователя закономерно возникает необходимость прочитать пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта». При этом читать Шекспира его никто не заставляет.

События пьесы проходят в течение четырех действий (знакомство, венчание, расставание, смерть главных героев), и каждое действие играет новая пара из разных стран (Россия, Литва, Габон, Казахстан, Австрия, Нигерия, Белоруссия, Грузия, Греция). Пар главных героев может быть не четыре, а восемь или больше (сколько наберем). Все Ромео и Джульетты исполняют роли на родных языках. 14 февраля 2014 г. на сцене театра с огромным успехом прошел этот спектакль. Мы планируем продолжить проект «Онлайн-театр».

Возникает вопрос о том, не является ли спектакль-урок подменой изучения литературного произведения? Чем отличается спектакль-урок от сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении»?

Главное предназначение спектакля — мотивация любого ребенка на чтение литературного произведения, а не подмена его изучения или театрализация сборника «Произведения русской литературы в кратком изложении». Одного учащегося, который никогда не читал и не испытывал потребности читать «Вишневый сад», можно мотивировать, предложив участвовать в действии, происходящем на сцене. Другого ребенка, старательно занимающегося на уроках литературы, осознанно и вдумчиво читающего, можно заставить задуматься над какой-либо фразой и повторно прочитать литературное произведение. После одного из театральных уроков «Вишневый сад» ко мне подошла одна ученица и спросила, правда ли, что автором художественного образа «люди — деревья» из вишневого сада2 является А.П. Чехов. Она удивилась и решила, что ей необходимо еще раз прочитать «Вишневый сад». Именно в этот момент понимаешь, что главная задача спектакля-урока — расшевелить в обычном человеке думающего читателя — достигнута.

Вячеслав Семенович, проектируя спектакль-урок, каким образом вы выбираете приемы, которые совершенно точно заинтересуют современного старшеклассника?

Самый главный прием — это «включить» зрителя в события, происходящие на сцене. В литературном произведении существует множество пластов авторского повествования, смыслов, связанных с разными персонажами: главные герои, второстепенные, образ автора, образ рассказчика и т. п. Также многогранно и театральное действие. Ни театральный режиссер, ни актеры, ни автор драматического произведения не воспринимают зрителя как человека, просто наблюдающего за игрой актеров на сцене. Это не навсегда заданная для зрителя роль. Смысловая напряженность дает возможность участвовать зрителю в драматическом произведении.

Играя спектакль по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, актеры останавливают сценическое действие на определенном эпизоде (объяснение Татьяны и Онегина), тем самым создавая ситуацию неясности сюжета, его незавершенности. Во время этой паузы актеры задают зрителям проблемный вопрос: что надо сделать Татьяне — уйти к Онегину и бросить мужа или остаться? Да, Татьяна говорит Онегину, что любит его по-прежнему, но эта любовь уже ничего не меняет. Актеры подходят к любой 15-16-летней девушке, сидящей в зале, и просят ее оценить ситуацию со своей точки зрения, рассказать, как бы она поступила. Потом подходят с этим же вопросом к другой девушке, к третьей… Так зал постепенно вовлекается в обсуждение финала романа в стихах «Евгений Онегин», проживая историю его главных героев как свою личную. И в этот момент обсуждения зритель отчетливо начинает понимать важность выбора Татьяны Лариной и всю необходимость существования романа «Евгений Онегин» уже в его личном культурном пространстве.

Вовлечение зрителя в театральное действие как его полноправного участника возможно и  по-другому. Он должен включить свое воображение. В спектакле «Война и мир» практически нет декораций. Их заменяют десять ящиков для снарядов. На разных сторонах этих ящиков нарисованы колонны, фрагменты зданий и т. п. Если на сцене дом Ростовых, то эти ящики символически передают интерьер его комнат, а если на сцене - ожидание Наполеоном делегации из Москвы и выноса городских ключей, то ящики становятся фрагментами зданий.

В театре У. Шекспира вообще не было декораций — только пустая сцена. Если сценическое действие происходило во дворце, то выходил человек и нес табличку с надписью «Дворец», а если действие происходило в лесу, то он нес табличку «Лес». Зритель сам для себя придумывал, какой это лес и как выглядит дворец.

Еще одним приемом вовлечения школьников в театральное действие является участие детей-студийцев Московского молодежного театра в спектакле. В настоящее время в нашем театре создана комплексная подготовительная система начального театрального образования, которая включает в себя три разряда студий: младшую, среднюю и старшую для детей 6–16 лет, в которых они учатся актерскому мастерству. Например, в «Войне и мире» дети-студийцы играют маленьких Наташу и Петю Ростовых. Продолжением включения молодого зрителя в сценическое действие может быть не только интерес к чтению, но и интерес к театру. Очень часто, посмотрев спектакль, дети хотят в нем участвовать. Желание выйти и изобразить героя литературного произведения, вообще появление такого желания у зрителя — это первый шаг не только к осознанию себя как личности, существующей в культуре, но и к личности, которая может развивать определенный вид искусства и, соответственно, культурное пространство в целом.

Вы ставите спектакли-уроки около десяти лет. Как изменилось восприятие зрителя за эти годы?

Зритель или читатель, родившийся в XX в., свою модель мира вписывает в научную схему. Сознание ребенка XXI в. — это клиповое сознание, и он воспринимает мир через поток чувств. Учителю, преподающему литературу, театральному режиссеру, актеру, которые пытаются интерпретировать литературное произведение, необходимо четко понимать, что письменный (книжный) культурный код исчерпал себя. Для современного школьника культурным кодом будет видеоряд, который транслируется через экран компьютера, планшета или телефона. Этого явления не надо бояться, его надо трансформировать в театральное действие.

Учитывая, что клиповое мышление ориентировано на быструю смену образов, режиссеру необходимо удержать внимание зрителя на протяжении всего спектакля-урока. Подобная трансформация с учетом клиповости мышления современного зрителя была реализована в процессе проектирования сценического действия спектакля по  роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, например, постановщикам показалось, что от образа Василия Денисова, друга и сослуживца Николая Ростова, есть мостик в сегодняшний день — к  В.С. Высоцкому. На первый взгляд, между героем Толстого и Высоцким — ничего общего. Но у Василия Денисова был вполне определенный прототип — известный поэт-партизан, герой войны 1812 г. Денис Васильевич Давыдов. А вот здесь сходство уже появляется. Давыдов и Высоцкий писали стихи, которые имели огромную популярность. И стихи эти были о войне: Давыдова — об Отечественной 1812 г., Высоцкого — о Великой Отечественной войне. На роль Денисова мы выбрали артиста, похожего на  В.С. Высоцкого и исполняющего в течение всего спектакля фрагменты его песен. Стихи В.С. Высоцкого таким образом были органично встроены в сценическое действие по роману Л.Н. Толстого. Поэтому спектакль начинается с песни, которая сразу объединяет весь зрительный зал, - это «Большой Каретный». Ее эмоциональный фон перекликается с чувствами Николая Ростова, возвращающегося домой в начале 1806 г., и встречей Денисова с семьей Ростовых в I действии спектакля «Война и мир».

Современному подростку трудно длительное время сосредоточиться на одной и той же информации, т. е. сценическое время театрального урока должно быть очень концентрированным. Поэтому действие, построенное на событиях I тома романа Л.Н. Толстого, занимает около 17–20 мин спектакля, а весь спектакль — чуть более часа.

Если зритель, обладающий клиповым мышлением, может одновременно отслеживать информацию на 2–3 мониторах (телефон, планшет и т. п.), то это также учитывается режиссером. Такой зритель отлично понимает разновекторность событий и их быструю смену в ходе спектакля. Но в тоже время существует другая сторона клипового мышления — это практически полное отсутствие чувства сопереживания. Чтобы дать зрителю возможность разделить чувства героев романа «Война и мир», мы построили содержание театрального урока на главных векторах человеческой жизни: первой любви (Наташа Ростова), страхе и остром желании выжить в военном сражении (Николай Ростов), опустошающем осознании ничтожности жизни и смерти (Андрей Болконский) и т. д. Однако при всем понимании зрительского восприятия человека с клиповым мышлением необходимо помнить, что любой спектакль Московского молодежного театра направлен на то, чтобы зритель после спектакля осознал необходимость чтения и прочитал текст художественного произведения.

В настоящее время завершилось общественное обсуждение примерной основной образовательной программы основного общего образования. Один из результатов изучения литературы — это обеспечение культурной самоидентификации выпускника. Вячеслав Семенович, как театральный урок может помочь учащемуся осознать себя в культурном пространстве?

Существование классической литературы необходимо только для этого осознания. Если есть автор произведения, учитель, режиссер спектакля, то они обязательно должны привести читателя или зрителя к осознанию вопроса «Зачем написано это произведение?».

В Московском молодежном театре существует традиция разговора режиссера со зрителями перед спектаклем. Необходимо предложить каждому зрителю войти в сценическое действие, которое представляет собой сегодняшний вариант жизни героев литературного произведения. Классика - это, например, когда любому из сидящих в зрительном зале сегодня понадобится текст Л.Н. Толстого для решения жизненно важных проблем, хотя писал он о 1812 г. Именно к этой мысли должен прийти каждый молодой зритель, посмотревший спектакль «Война и мир».

Проектируя сценическое действие, режиссер должен осознавать, какое сообщение, послание, какую эмоциональную и оценочную информацию вкладывает автор в свой текст. Если мы говорим о  Л.Н. Толстом, то зритель должен получить возможность понять свое отношение к самому страшному, омерзительному пороку человека — убийству и войне. Если мы говорим о постановке романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, то режиссер подводит зрителя к пониманию смысла любви через решение Татьяны Лариной не оставлять своего мужа. Любовь - это не страсть, а ответственность перед мужем, своими будущими детьми, Богом.

С 2014/15 уч. г. введено сочинение как форма государственной итоговой аттестации выпускников 11-го класса. Как просмотр спектакля-урока может помочь выпускнику написать сочинение?

Выпускникам, которые будут готовиться к сочинению в следующем учебном году, можно предложить обратить внимание на детали художественного текста (детали предметной изобразительности: поступки героев, их последовательность во времени и пространстве, пластику и жесты персонажей, их речь и т. п.). Очень хорошим примером может быть постановка «Вишневого сада» А.П. Чехова и диалог Ани и Пети Трофимова, который мы уже вспоминали в начале нашего разговора. Трофимов в конце II действия говорит Ане о том, что с каждой вишни, с каждого листа или ветки вишневого сада на нас смотрят люди — те крепостные, которыми владела семья помещицы Любови Андреевны Раневской3. Этот диалог стал для нас главной деталью, отправной точкой развития действия. До начала спектакля на каждое зрительское место и на сцену кладутся программки. Потом на сцену (или в класс) выходят актриса, исполняющая роль Раневской, и все остальные персонажи «Вишневого сада». Актер, играющий Трофимова, произносит свой текст. Тогда актриса в роли Раневской поднимает руки, потом просит всех артистов повторить этот жест, символически изображая деревья. Затем Раневская обращается к зрителям и тоже просит поднять руки. Все ученики, сидящие в классе, встают и, подняв руки, изображают вишневый сад. А дальше в полной тишине Раневская берет программку — листок бумаги и немного колышет его так, как ветер колышет листья, и говорит о том, что лепестки осыпались, сад был весь белый, а она была такой счастливой…

Это художественный прием придуман в Московском молодежном театре. Он помогает зрителю почувствовать себя той «живой душой», которая была частью вишневого сада. Но для того, чтобы его придумать, мы очень внимательно прочитали текст пьесы А.П. Чехова.

Беседовала Юлия Медведева, шеф-редактор объединенной редакции «Образование»


1Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. <…> Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями <…>. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. <…>" // Толстой Л. Н. Война и мир. Т. II I. Ч. II. XXV. >>вернуться в текст
2Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». >>вернуться в текст
3Диалог Ани и Пети Трофимова в конце II действия «Вишневого сада»: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК