Программа развития универсальных учебных действий
Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. Что необходимо указывать в ней? Какие особенности обязательно учитывать в процессе проектирования основного раздела? Какие ресурсы могут помочь при подборе типовых задач? Автор статьи рассматривает все важные вопросы подготовки программы развития УУД. И предлагает свой пример такой программы.
Особенности проектирования программы развития УУД
Ориентировочный характер программы развития УУД
В пункте 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, установлены требования к содержанию программы развития универсальных учебных действий (далее — УУД) при получении основного общего образования — всего 11 пунктов. Подчеркнем, что это требования не к «архитектуре» программы, не к последовательности изложения ее разделов, а к ее содержимому. Поэтому возможны разные варианты ее построения. Самый непродуктивный вариант — механическое копирование примерной основной образовательной программы (далее — ООП) и фрагментов научно-методических пособий. Достоинство любой программы не в многословии, а в ее практичности. Поэтому важно сделать ее действительно рабочей.
Особенности построения, порядок разработки и принятия образовательной программы регламентируются образовательной организацией (далее — ОО) самостоятельно. Представим один из возможных подходов к разработке структуры и содержания программы развития УУД. Обратим внимание на три важных момента.
Во-первых, содержание программы развития УУД во многом зависит от социокультурной специфики, статуса конкретной ОО, амбиций ее педагогического коллектива, используемых учебно-методических систем, контингента обучающихся и опыта учителей по формированию УУД. Образовательная организация имеет право корректировать и расширять перечень планируемых результатов, делать больший акцент на ту или иную группу УУД. В связи с этим в программу развития УУД обязательно должны вноситься необходимые изменения.
Во-вторых, нужно учитывать институциональную систему обучения, в рамках которой образовательная программа реализуется. Так, в системах обучения, основанных на индивидуальных образовательных программах1, промежуточные этапы формирования УУД соотносятся не с классами, а с этапами (в этом случае в таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД у обучающихся» слова «в 5-6-х, 7-8-х, 8-9-х классах» нужно заменить фразой «на 1-м, 2-м, 3-м этапах»). Каждому ученику ставятся разные по уровням развивающие задачи, исходя из достигнутых им результатов. Можно и в классно-урочной системе придерживаться уровней и ставить дифференцированные развивающие задачи хотя бы для относительно разных групп учащихся. Однако далеко не каждый учитель готов и может так работать, что говорит о серьезных ограничениях классно-урочной системы в индивидуализации обучения и непрерывном формировании учебных действий — и предметных, и универсальных.
В-третьих, в ходе преломления программы развития УУД в рабочие программы учебных предметов целесообразно в последние включить колонку «Образовательная деятельность (типовые задачи, методы и формы организации учебной работы учащихся)». А поскольку учебные действия складываются не за одно занятие, стоит выделять группу планируемых УУД для серии занятий. Такое планирование позволит упорядочить постановку необходимых развивающих и воспитательных задач урока, не упускать из виду уже сформированное и продолжать его совершенствовать.
Автор выражает признательность учителям разных районов и городов Красноярского края, принявшим активное участие в обсуждении разработанной программы развития УУД. Практика подскажет, что в ней следует изменить, дополнить, уточнить. Мы не претендуем на всю полноту охвата. Надеемся, что этот вариант будет мотивировать на новые идеи и дополнения.
Подготовка пояснительной записки
Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. В ней можно указать:
- нормативно-правовую основу разработки программы развития УУД;
- цели и задачи программы развития УУД, ее место и роль в реализации требований ФГОС основного общего образования;
- определение понятия УУД, характеристику их видов и функций;
- перечень разделов программы.
Планирование основного раздела
В процессе проектирования раздела «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития универсальных УУД у обучающихся» необходимо учесть ряд особенностей.
Во-первых, детализирован состав УУД — они представлены операционально, т. е. через действия учащихся, которые можно надежно опознать. При этом вначале указаны требования ФГОС основного общего образования к личностным и метапредметным результатам, сформулированные на уровне целей-ориентиров, а затем следуют формулировки конкретных учебных действий. Не используются глаголы типа «знать», «понимать», «уметь», т. к. результаты должны быть видимыми и измеримыми.
Во-вторых, выделены этапы формирования УУД — они показаны в динамике усложнения от класса к классу. Это позволяет задать логику процессу достижения предполагаемых образовательных результатов. Учебные действия соотнесены с рекомендуемыми типовыми задачами формирования УДД, методами и формами организации образовательной деятельности обучающихся, показана связь с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. Табличный формат программы — своеобразный конструктор, из которого учитель сможет выбирать, копировать только те колонки, которые ему нужны для непосредственной работы в том или ином классе. При описании этапов формирования и развития УУД рекомендуем придерживаться следующего порядка:
- конкретизировать планируемые результаты к окончанию основного общего образования, взятые за основу из примерной ООП;
- определить фактическую сформированность УУД к началу получения основного общего образования (это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на разных уровнях общего образования);
- определить промежуточные состояния в формировании УУД.
В каждой группе УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) целесообразно выделить ядро — учебные действия, первостепенные для обучающихся данного класса. Усложнение УУД от класса к классу осуществляется по разным основаниям:
- состав (планируется поэтапная отработка составляющих УУД микроумений — операций);
- этапы развития:
— выполнение учебного действия по образцу;
— осуществление указанного (предложенного) способа действия при решении учебной задачи;
— выбор и применение определенного способа с ориентацией на цель и условия учебной задачи; - усложнение предметного материала, на базе которого предполагается выполнять УУД;
- усложнение приемов рассуждения;
- усложнение используемых учебных средств;
- степень совместности выполнения (под руководством взрослого, совместно со сверстниками или индивидуально).
Выбор того или иного основания определяется особенностями УУД.
Типовые задачи для формирования УУД
Становление познавательных УУД во многом связано с содержанием учебных курсов, например, тема « 1-е, 2-е, 3-е склонение имен существительных» органично подходит для формирования умения классифицировать. Однако не стоит пытаться установить связь всех УУД с содержанием изучаемых тем. Так, становление личностных, регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется главным образом благодаря взаимодействию участников образовательной деятельности, использованию специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Выполнение учащимися УУД не должно быть подменено их созерцанием, изучением историй чьих-либо действий (даже в самом художественном и интересном описании). Вот почему образовательным ситуациям и формам деятельности следует уделить особое внимание.
Для отражения типовых задач по формированию УУД, связанных с содержанием учебных предметов либо с образовательными ситуациями, в таблице предназначен столбец «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Типовые задачи обозначены посредством наименования упражнений, заданий, методов и форм учебной работы.
Отдельные «мелкие» результаты, обозначенные в ООП, представлены нами в столбце «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Они являются средством достижения крупных результатов, относительно которых задана динамика их усложнения. Эта графа открыта для дополнения, в связи с чем целесообразно провести ряд методических разработческих семинаров как в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в ОО, так и для педагогических работников разных ОО (города, региона и т. п.). Подобрать типовые задачи для формирования познавательных УУД поможет анализ используемых учебников и дидактических материалов.
Программа развития УУД
Пример пояснительной записки
Пояснительная записка
Программа развития УУД направлена на конкретизацию требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных и личностных результатов применительно к особенностям образовательного процесса в ОО и служит основой для разработки рабочих программ всех учебных предметов, курсов.
Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для формирования у учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, способности к самостоятельному целеполаганию, планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. В соответствии с указанной целью программа развития УУД для учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, определяет следующие задачи:
- организация взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей по развитию УУД учащихся 5-9-х классов;
- реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, формирование у них культуры исследовательской и проектной деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в т. ч. на материале содержания учебных предметов;
- обеспечение преемственности и особенностей развития УУД при переходе от уровня начального общего к основному общему образованию;
- конкретизация УУД применительно к отдельным классам (возрастным этапам).
Общая характеристика УУД. В широком смысле УУД — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД — это совокупность способов действий, способствующих самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, понимание механизмов существования предметов и явлений;
- являются средством постижения и понимания очередных (других, аналогичных) объектов учебного познания;
- обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В программе отдельно выделены четыре вида УУД:
- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в т. ч. к выбору направления профильного образования; ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- познавательные (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование и др.);
- коммуникативные (умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного).
Описание разделов
Настоящая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов развития УУД у обучающихся.
2. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
3. Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
4. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся.
5. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
6. Система оценки деятельности ОО по формированию и развитию УУД обучающихся.
Планируемые результаты достижения учащимися УУД представлены в таблице. Комментарий к таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся»:
1. В 1-й колонке таблицы указана предполагаемая сформированность УУД учащихся к началу обучения в 5-м классе. Это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на уровнях начального и основного общего образования. Далее УУД представлены в развитии — конкретизированы применительно к возрастным этапам: 5-6-м, 7-8-м и 8-9-м классам (такое усложнение является ориентировочным, примерным, т. к. в одном и том же классе могут наблюдаться значительные расхождения уровня освоения УУД разными учащимися). Конкретный результат по какому-либо классу можно корректировать, исходя из особенностей обучающихся и результатов сформированности УУД в предыдущих классах.
2. В таблице показана связь формирования УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, приведены типовые задачи формирования и использования УУД, методы и формы организации образовательной деятельности учащихся. Этот перечень открыт, он корректируется в ходе проектирования образовательной деятельности конкретной ОО.
3. Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и обладающие более развитыми способностями. В повседневной практике обучения эта группа УУД не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности этих учебных действий для обучающихся данного возраста (года обучения).
4. Отдельные ячейки в таблице остаются незаполненными. Пустые ячейки в таблице свидетельствуют о том, что формирование УУД начнется на следующем году обучения. В частности, пустые ячейки в колонке о готовности выпускников начальных классов могут свидетельствовать, что определенные УУД не сформированы у общей массы учащихся, учителя могут вносить оперативные уточнения в I четверти 5-го класса по итогам входного мониторинга. Наполнение программы для каждого года обучения во многом зависит от достигнутых результатов формирования УУД на предыдущих этапах, что требует коррекции и конкретизации УУД, отнесенных к тому или иному году обучения. Кроме того, ОО дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Содержание программы развития УУД во многом зависит от особенностей ОО, опыта учителей по формированию УУД и т. д. В связи с этим администрацией ОО в программу вносятся необходимые коррективы.
Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся

** Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем — самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся. А также организуется описание своего опыта для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
*** Цели в разделе «Регулятивные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
**** Цели в разделе «Познавательные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Окончание статьи читайте в следующем номере
