Мобильные электронные средства в образовательной деятельности
Электронное обучение
На этапе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования становится окончательно ясно, что стихийные процессы формирования информационно-образовательной среды (далее — ИОС) уходят в прошлое. ФГОС общего образования предполагают целенаправленный и пошагово спланированный процесс создания ИОС в образовательной организации (далее — ОО), т. к. без продуманной стратегии развития информатизации ОО на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого процесса дальнейшее движение вперед становится бессмысленным расходованием ресурсов.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников <…>. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Иногда в педагогической практике термин «электронное обучение» ошибочно смешивают с понятием «дистанционное обучение». Однако при общности многих методических характеристик между ними имеется существенная разница. В частности, для реализации электронного обучения вовсе не обязателен дистанционный разрыв между обучающимся и педагогом. В случае электронного обучения речь идет скорее об использовании электронного ресурса как метода организации образовательного процесса в комплексе с более традиционными методами.
Построение ИОС
При построении ИОС важно, чтобы все действия осуществлялись не стихийно, а в процессе выполнения плановых шагов в необходимых направлениях. Среди главных задач следует отметить не только изучение передового опыта организации ИОС, но и серьезное внимание к запросам педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также обучение педагогического коллектива.
Задачи ОО при введении ИОС:
- изучение социального запроса субъектов образовательных отношений на внедрение системы электронного обучения;
- изучение передового опыта организации ИОС;
- изучение методик использования внедряемых программ электронного обучения;
- повышение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) каждого члена педагогического коллектива;
- модернизация материально-технического оснащения ОО в части компьютерной техники и программного обеспечения;
- учет соотношения стационарных и мобильных электронных средств;
- создание программы введения электронного обучения (приложение).
Мобильные электронные средства
В процессе решения задач обеспечения эффективности ИОС (обмен данными, коммуникация, извлечение информации) следует учитывать недостаточность стационарных систем: компьютеров, мультимедиа, интерактивных досок. Эти средства (эффективные в целом) не могут обеспечить достаточный доступ в информационное пространство любого участника образовательного процесса, находящегося в ОО (или вне ее) в любое время. Таким образом, одной из ведущих задач становится оснащение учебного процесса мобильными электронными средствами.
В образовательной организации для обеспечения доступа в информационное пространство участника образовательного процесса, находящегося в ОО (или вне ее), оснащаются мобильные классы (переносные компьютерные комплексы). Мобильный класс может включать в себя ноутбук учителя, ноутбуки или планшеты для обучающихся, мультимедийный проектор, проекционный экран, принтер. Связь между компьютером учителя и рабочими местами учащихся обеспечивается посредством беспроводной технологии Wi-Fi (при этом связь с сетью Интернет не требуется) или посредством интеграции в локальную сеть ОО. Мобильные классы обеспечивают возможность всем обучающимся на уроке выходить в Интернет или обмениваться необходимой информацией для решения образовательных задач. Учителю это позволяет эффективно контролировать и оценивать деятельность каждого ученика.
При всех существенных плюсах мобильного класса и его безусловном положительном влиянии на возможность оптимизировать современный урок имеются и некоторые существенные минусы. Информационные средства в современной ОО требуют, как ни удивительно, еще большей мобильности, предполагающей глобальную оснащенность переносными электронными средствами. Громоздкое обеспечение мобильных классов (мобильная тележка для хранения ноутбуков весит около 40–60 кг) не позволяет, например, перемещать их с этажа на этаж. При необходимости использования мобильного класса учителю приходится переносить занятия в подходящий кабинет, изменять расписание.
Реальной возможностью решить эту проблему и еще более расширить и обогатить ИОС становится использование в учебном процессе принципиально новых систем электронного голосования и оценки.
Система электронного голосования и оценки Votum
Наиболее распространенной и вполне адаптированной для образовательной деятельности стала система электронного голосования и оценки Votum (далее — Votum), открывающая большие возможности в плане обеспечения быстрого и нетрудоемкого сбора и обработки данных, получаемых в результате опроса учащихся, а также предоставления детальных отчетов о проведенной ими работе.
Votum состоит из легко перемещаемых компонентов: пульты учеников, пульт учителя, радио-ресивер, сумка для переноски и хранения системы (с ложементом), компакт-диски с программным обеспечением, документацией и базой тестовых заданий. Все эти компоненты позволяют учителю при возможности и желании использовать Votum на любом уроке, предмете, в любом классе и исключают необходимость обеспечения каждого ученика ноутбуком.
Учителя МАОУ СОШ № 159 с успехом используют Votum не только как инструмент тестирования с целью проверки знаний во время урока, но и как методическое средство для моделирования конструкции самого урока. Votum дает им возможность создавать собственные слайды, графику, музыкальные и видеофайлы в программе Votum-web, добавлять вопросы, превращая презентацию в наглядный тест с поясняющими картинками и мультимедиафайлами.
Благодаря использованию Votum учителя имеют возможность на уроках оперативно переходить от изучаемой темы к тестам для организации контроля качества усвоения материала; следить со своего компьютера за выполнением заданий и мгновенно получать результаты (количество правильных ответов на вопросы и процент правильных ответов группы обучающихся и каждого обучающегося). Также имеется возможность обсуждать результаты вместе с учениками, работать над ошибками. Разнообразие использования системы очень широко варьируется в зависимости от методического арсенала и возможностей каждого педагога.
С помощью Votum учащиеся самостоятельно моделируют, решают командные и индивидуальные задачи, работают в режиме «соревнование» и в режиме «оценка», определяют номера неверных ответов, проводят рефлексию, подсчитывают набранные баллы и определяют объективность выставленной оценки.
Есть еще один немаловажный фактор, говорящий в пользу применения Votum, на который тем не менее сегодня недостаточно обращают внимание. На уроке время работы учащегося за компьютером ограничено 20–25 мин1, что создает трудности для проведения итогового тестирования с использованием компьютеров на каждой парте. Votum не имеет таких недостатков. Для тестирования необходим только один компьютер (учителя), т. к. учащиеся проходят тестирование с помощью пультов голосования. Время работы с пультами не ограничено. Поэтому с помощью Votum можно одновременно провести опрос обучающихся всего класса и (или) всех обучающихся в ОО, имея только один компьютер и нужное количество пультов. Это актуально, например, при проведении экзаменационного, зачетного или иного контроля образовательных результатов.
На компьютере учителя запускается тестирование, ученикам показывают на экране, диктуют вопросы или раздают листы с индивидуальными заданиями, учащиеся отвечают на вопросы с помощью беспроводных пультов голосования. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радиоресивера и моментально обрабатываются Votum. За ходом проведения тестирования можно наблюдать в режиме реального времени.
Тестовая база Votum постоянно пополняется за счет материалов, самостоятельно составленных учителями. В этих целях используется встроенный редактор вопросов и редактор презентаций MS Power Point. Можно использовать готовую базу тестов, которая входит в Votum, а также бесплатно доступна на сайте www. votum-edu.ru для любого пользователя. Учитель может скачать ее с сайта или, наоборот, пополнить своими тестами.
В ряде случаев использование Votum с интерактивными досками и интерактивными плакатами идентично деятельности обучающихся в компьютерном классе, т. к. позволяет организовать системное использование ИКТ на всех этапах обучения: во время объяснения нового материала, первичного закрепления знаний и умений, рефлексии, проведения контрольного тестирования.
Использование Votum позволяет решить важнейшие задачи, связанные с введением ФГОС общего образования: активизация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке; повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности; развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД); формирование ИКТ-компетенции; формирование навыков взаимодействия в группе (развитие коммуникативных УУД); индивидуализация процесса обучения.
Развитие регулятивных УУД с помощью электронных систем
Имеет смысл обратить внимание на возможности, которые мобильные электронные системы предоставляют учащимся при формировании регулятивных УУД. Выставляемая Votum оценка объективна и проиллюстрирована подсчетом баллов. Использование учителем различных режимов работы с Votum для формирования регулятивных УУД обучающихся представлено в таблице.
Использование режимов работы с Votum для развития регулятивных УУД учащихся
Режим работы с Votum | Регулятивные УУД | |
---|---|---|
Название | Описание | |
Свободный ответ | Учащийся получает возможность ответить на вопрос самостоятельно, а не выбирать вариант из предложенных ответов. Учителя разрабатывают варианты ответов, аналогично тому, как это делается в тестовых заданиях для проведения единого государственного экзамен | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Индивидуальный тест | Учитель выбирает индивидуальные задания для каждого ученика, учитывая его уровень достижения образовательных результатов и степень сложности вопросов. Учащиеся отвечают на вопросы дистанционно с помощью пультов. Votum принимает все ответы и выдает результаты в виде детального отчета в режиме реального времени. Учитель следит за ходом тестирования, может видеть ответы учеников. Такая форма работы используется в основном при подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Анонимное экспресс-голосование | Учащиеся выполняют ответ на спонтанный вопрос, сформулированный без указания правильного ответа. У учащегося есть возможность выбора сразу нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Особенностью Votum является встроенный редактор формул. При составлении вопросов к тестам учитель может вставить в вопрос любую формулу — математическую, химическую, физическую и т. д. | Все регулятивные УУД* |
Приложение
ПРОГРАММА введения электронного обучения смешанного типа
Введение. Характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека. Система российского образования динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник образовательной организации (далее — ОО). Сегодня перед педагогическим коллективом ОО ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника ОО с глубоким мировоззрением. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования ориентируют на переход от обучения, где ученик — объект воздействия учителя, к образовательной деятельности, где обучающийся является субъектом, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно изменяются принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного, гибкого, персонализированного обучения.
Возможность организации такого образовательного процесса с учетом потребностей каждого обучающегося нормативно закреплена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (ст. 13).
Опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили четко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так, к сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации образовательного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.
Сочетание преимуществ каждой из форм обучения легло в основу технологии смешанного обучения — системного подхода в организации образовательного процесса, выражающегося в сочетании очного и электронного обучения.
Модели смешанного обучения. Каждая модель отличается преобладанием одного из трех компонентов технологии смешанного обучения:
1. Компонент традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса.
2. Компонент интерактивного взаимодействия, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) и электронными информационно-образовательнымионлайн-ресурсами.
3. Компонент самообразования.
Цели и задачи программы. Главной целью программы введения электронного обучения смешанного типа (далее — Программы) является обеспечение возможности получения различными категориями обучающихся индивидуализированного социально и личностно значимого общего образования посредством ИКТ.
Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:
- расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
- стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: его мотивацию, самостоятельность, социальную активность, в т. ч. в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повысить эффективность образовательного процесса в целом;
- совершенствовать профессиональные компетентности педагога: помочь ему перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся;
- персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности;
- интенсифицировать учебную деятельность: онлайн электронные образовательные ресурсы могут быть у ученика на мобильном устройстве, их можно отправить однокласснику, обсудить содержание на тематическом форуме и пр.
Сроки и этапы реализации Программы. Предусмотрено три этапа введения смешанного обучения в МАОУ СОШ № 159:
- апробация — 2013—2015 гг.;
- введение и систематизация — 2015/16 уч. г.;
- функционирование и развитие — 2016—2019 гг.
Выбор модели смешанного обучения. В качестве основных предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия («Ротация», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа») и реализуют персонализированный подход («Личный выбор»).
Общим для моделей группы «Ротация» является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным ИКТ. Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению учителя. Объяснение нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного взаимодействия, так и в рамках дистанционного. Например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием онлайн-ресурса, а закрепление и отработка навыков — на уроках в классе, или наоборот.
Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД). В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне ОО: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При такой организации образовательного процесса не требуется зонирование классной комнаты или дополнительных помещений. При работе в режиме «Перевернутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т. п.) и метапредметных компетенций (самоорганизация, управление временными ресурсами и т. д.). Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего персонального компьютера с выходом в Интернет.
Модель «Смена рабочих зон» является наиболее сложной в плане организации и реализации. В определенном смысле — это развитие модели «Автономная группа», но число групп может увеличиваться по числу видов учебной деятельности ( онлайн-обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем). Использование данной модели требует сложного зонирования большого учебного помещения либо выделения дополнительных помещений, а также участия ассистента (тьютора). Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определенного вида деятельности к определенному месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных УУД. В этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведется в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведется в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков. Пространственная организация класса должна иметь две зоны — для традиционного урока и зону онлайн-занятий. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать познавательную деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, знакомство с новым учебным материалом, реализуя функцию помощника при выполнении заданий. Возможен перенос зоны онлайн-обучения в компьютерный класс. В этом случае для внедрения модели понадобится ассистент (тьютор, лаборант), который бы наблюдал за автономной группой.
Модели группы «Личный выбор» подходят для учащихся старших классов, имеющих высокую мотивацию к учению, высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных образовательных результатов. В рамках этой группы моделей образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, т. к. процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса. Задачи ОО в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для онлайн-курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также оказание психологической и педагогической поддержки (при необходимости).
МАОУ СОШ № 159 реализуется модель «Ротация». Эта модель направлена на совершенствование традиционного обучения. Значительная часть учебной программы изучается в ОО при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронное обучение используется в качестве дополнения к освоению образовательной программы, чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение урока.
В модели «Ротация» учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в классе вместе с учителем. Учитель, работающий очно в классе, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.
Деятельность педагога в рамках реализации Программы:
- совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его;
- организует разные виды деятельности с использованием ИКТ, в т. ч. сети Интернет;
- координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях информационной образовательной среды (далее — ИОС) ОО;
- непрерывно осуществляет мониторинг образовательного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого ученика (время работы в сети, качество выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количество попыток выполнения того или иного задания, обращение к дополнительным образовательным ресурсам внутри образовательной платформы, сведения об индивидуальном консультировании с учителем внутри платформы, сведения об активности работы на форуме);
- отбирает электронный образовательный контент, сообразный целям урока, или создает собственные мультимедийные продукты, включая аудиозаписи, видеолекции.
Педагог осуществляет сопровождение ученика, оказывает очную и дистанционную индивидуальную поддержку, в т. ч.эмоционально-поощрительную. Учителю очень важно создать «ситуацию присутствия» в условиях дистанционного режима работы. Комфортность этой ситуации заключается в том, что ученик понимает, что ему будет оказана своевременная помощь, он не одинок в виртуальной образовательной среде. Наиболее эффективным способом поддержки в формате дистанционного взаимодействия является обеспечение обратной связи посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения. Реализация этого требования осуществима благодаря функционалу и сервисам ИОС: форумы, система личных сообщений, видеоконференции.
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
- качественное и системное выполнение образовательных задач, поставленных ФГОС общего образования;
- использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
- максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;
- получение возможности индивидуального общения с учителем по запросу обучающегося и его родителей (законных представителей) в форме консультации, обсуждения, согласования и т. п.;
- возможность организовывать индивидуализированную работу с высокомотивированными учениками;
- повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся;
- реализация индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, уровня их освоения и способов организации образовательной деятельности;
- привлечение дополнительного контингента учащихся благодаря организации многопрофильного обучения;
- повышение квалификации и решение проблемы дефицита педагогических кадров;
- возможность экономии средств за счет повышения уровня эффективности педагогической деятельности;
- вовлечение семей учащихся в деятельность ОО как активных участников образовательного процесса.
Создание ИОС. В процессе создания и совершенствования ИОС педагогическим коллективом ОО реализуется ряд проектов.
Проект 1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.
Цель проекта:
- повышение качества организации образовательного процесса посредством использования ИКТ;
- повышение ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
- обновление методов и форм организации предоставления образовательных услуг;
- повышение уровня персонифицированности образовательного процесса.
Задачи проекта:
- организация деятельности консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в образовательный процесс;
- использование цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР) наряду с традиционными методами в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле обучающихся;
- активизация инновационной деятельности педагогов в ИКТ-насыщенной образовательной среде;
- формирование умения обучающихся применять ИКТ в различных видах творческой учебной и внеучебной деятельности.
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 1, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 1 «Использование ИКТ в образовательной деятельности»
Задачи | Мероприятия |
---|---|
Повышение квалификации учителей | Проведение семинаров в рамках внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогов ОО: ознакомление учителей-предметников со вновь поступившими ЦОР, мастер-классы и индивидуальные консультации по внедрению ЦОР |
Использование ЦОР в образовательной деятельности | Поиск лучших ЦОР. Их апробация. Создание ЦОР учителями ОО. Оказание методической, организационной, технологической помощи учащимся при освоении ЦОР |
Использование электронных мобильных систем | Оказание информационной и технической поддержки учителям и учащимся при освоении работы с мобильным классом. Организация работы с электронной системой голосования Votum и цифровыми микроскопами. Организация проектной деятельности с использованием ИКТ для последующего выступления обучающихся на конференциях. Проведение диагностических срезов. Мониторинг работы с электронной системой голосования Votum |
Проект 2. Введение электронного обучения.
Цель проекта: повышение качества образования, реализация задач введения ФГОС общего образования.
Задачи проекта:
- разработать и внедрить систему электронного обучения;
- создать технические условия внедрения системы электронного обучения.
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 2, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 2 «Введение электронного обучения»
Задачи | Мероприятия |
---|---|
Техническое оснащение | Оснащение ОО компьютерной техникой и составление регламента работы с компьютерными инструментами. Создание зон Wi-Fi |
Повышение квалификации учителей | Разработка (изучение) системы электронного обучения. Организация обучения учителей, работающих по системе смешанного обучения. Организация мероприятий по обмену и обобщению опыта между учителями, работающими по системе смешанного обучения. Наполнение электронной системы голосования Votum материалами (теория, практические задания, тесты). Использование на уроках системы электронного обучения, техническая и методическая помощь учителям, проведение обратной связи |
Организация мониторинга образовательных результатов | Проведение срезов знаний, сравнение уровня достижения образовательных результатов в классах традиционного и смешанного обучения |
Проект 3. Использование ИКТ в управленческой деятельности.
Цель проекта: повышение оперативности и качества управления ОО на основе ИКТ.
Задачи проекта:
- создание базы данных ОО в области мониторинга образовательного процесса, здоровья обучающихся и учителей, разработка системы частого обновления базы данных;
- внедрение автоматизированной системы управления ОО;
- создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса.
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 3, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 3 «Использование ИКТ в управленческой деятельности»
Задачи | Мероприятия |
---|---|
Внедрение автоматизированной системы управления ОО | Создание информационной доски объявлений. Создание локальной информационной сети ОО. Создание базы данных локальных документов на файловом сервере ОО |
Совершенствование содержания сайта ОО | Корректировка (разработка) Положения о сайте. Разработка методических рекомендаций по структуре и заполнению сайта (в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации»). Совершенствование системы заполнения сайта ОО |
Организация работы электронного журнала (далее — ЭЖ) | Подготовка локальных актов для внедрения ЭЖ. Заполнение ЭЖ: обновление базы данных, включающей сведения об учителях, учениках, учебных предметах, классах, расписании уроков, расписании перемен, обеспечении контроля ведения ЭЖ учителями |
Организация работы информационно-образовательного центра | Изучение опыта создания информационно-образовательного центра в ОО региона. Составление списка необходимой документации (приказ, положение, регламент работы, правила пользования и т. д.). Формирование ЦОР: создание коллекции ЦОР учителей, виртуальной библиотеки (редизайн, авторское право, хостинг и т. д.) |
Ведение архива ОО | Сбор текстовых документов, фото- и видеоматериалов. Предоставление прав доступа к архиву. Создание резервных копий архива |
Создание виртуального музея ОО | Разработка Положения о музее. Обеспечение оптимальной структуры виртуального музея. Разработка методических рекомендаций по структуре и заполнению виртуального музея. Создание системы, обеспечивающей заполнение страниц. Регламент регулярного обновления страниц |
Обеспечение информационной безопасности | Ограничение доступа учеников к ресурсам, несовместимым с образовательными задачами. Перевод части компьютеров на свободное программное обеспечение. Выявление запросов участников образовательных отношений на программное обеспечение, необходимое для организации образовательной деятельности. Информирование участников образовательных отношений о полезных интернет-ресурсах для обучающихся (посвященных безопасной работе в Интернете и т. п.). Проведение для обучающихся мероприятий, посвященных информированию об опасностях работы в Интернете и о безопасной работе в сети. Подбор материала, ссылок для проведения родительских собраний по теме информационной безопасности в Интернете |
Проект 4. Развитие материально-технической базы ОО, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
Цель проекта: создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение ИКТ в образовательный процесс и вхождение ОО в глобальное информационное пространство.
Задачи проекта:
- оснащение рабочих мест учителей, административного и учебно-вспомогательного персонала компьютерной техникой;
- формирование медиатеки ОО.
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 4, представлены в табл. 4.
Таблица 4
Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 4 «Развитие материально-технической базы ОО, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса»
Задачи | Мероприятия |
---|---|
Оснащение программным обеспечением | Разработка необходимых локальных актов, в т. ч. подготовка приказов о лицензионной чистоте и ответственности; о проведении инвентаризации программного обеспечения. Приобретение лицензий на программное обеспечение |
Обслуживание компьютерной и мультимедийной техники | Заключение договора на техническое обслуживание компьютерной и мультимедийной техники. Работы по установке, настройке, обновлению программного обеспечения, профилактические работы по обеспечению работоспособности компьютеров ОО (техническое и программное обеспечение, в т. ч. Интернет) |
Оснащение техникой | Оснащение учебных помещений ОО видео- и аудиотехникой, мультимедийным оборудованием |
1Пункт 10.18 СанПиН 2.4.2.282 1–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. >>вернуться в текст
