
Как расширить программу воспитания за счет патриотических мероприятий
Чтобы комплексно решить задачи патриотического воспитания школы, внесите изменения в программу воспитания. Переформулируйте задачи и ценности. Выберите эффективные формы работы с детьми. Обновите стратегию по работе с родителями. В конце статьи – рекомендации для классных руководителей и замов по ВР, как проводить оценку и контроль воспитательной работы в новом ключе.
Какие изменения можно внести в рабочую программу воспитания
В целевом разделе отметьте, что ваша школа приоритетной задачей считает патриотическое воспитание. Сформулируйте задачи, которые должна достигнуть воспитательная работа.
Пропишите ценности. Проранжируйте их. Начните с самой главной, которая для образовательной организации является самой-самой. Например, любовь к Родине, уважение к близким и государству, историческое сознание, знания, сила духа, созидание, культурная идентичность, свобода. В целевых ориентирах гражданско-патриотического воспитания программы укажите на краеведческий компонент, на изучение истории и великих созидателей этой истории малой родины.
Опишите деятельность патриотических объединений. В содержательном разделе № 2 «Уклад общеобразовательной организации» при необходимости пропишите про деятельность объединений патриотического направления, кадетского или юнармейского движения, работу музея или музейной экспозиции. Особенно, если вы используете музейную педагогику. Опишите, с какой целью в учреждении созданы патриотические объединения и при чьей поддержке. Если они имеют долгую историю существования в школе, тогда покажите их результативность на протяжении этого периода.
Зафиксируйте документы. В разделе № 3, в пункте «Нормативно-методическое обеспечение» отметьте локальные акты по патриотическому воспитанию. Это может быть положение о кадетском классе, положение о военно-патриотическом клубе, регламент использования государственных символов РФ, порядок проведения патриотических активностей в школе.
Как выбрать эффективные формы работы с детьми: НОО, ООО, СОО
Для того, чтобы выбрать формы работы с детьми, необходимо знать эмоциональный фон класса, активность детей, психологические особенности школьников. Предложите обучающимся инициировать мероприятия в школе по патриотическому воспитанию. Такой вариант предложений может провести орган ученического самоуправления.
Составьте список предложенных событий и обсудите на совместном совещании методического совета и совета обучающихся. Выносите на общественное обсуждение, в том числе и с родителями, любые формы проведения событий. Примеры мероприятий смотрите в таблице. Формы работы с обучающимися могут быть: индивидуальная, парная, групповая.
Формы проведения событий с детьми по патриотическому воспитанию
Как работать с родителями
Классному руководителю вопросы патриотического воспитания целесообразно начинать с работы с родителями. На родительском собрании огласите направления работы с детьми и подчеркните особенность патриотического воспитания.
Алгоритм деятельности классного руководителя. Чтобы эффективно управлять классом с помощью родителей, придерживайтесь простого алгоритма. Вначале познакомьте родителей с планом воспитательной работы по направлениям. Потом рассмотрите каждое направление: какая работа будет проведена в рамках каждого направления. В конце выберите ответственных родителей за каждое направление работы.
Далее планируйте, обсуждайте, проводите, контролируйте реализацию каждого направления. Предложите родителям заполнить таблицу мероприятий по месяцам.
Пример таблицы «Детско-родительские мероприятия по патриотическому
воспитанию»
Тематическое собрание по патриотическому воспитанию. В план воспитательной работы включите тематическое родительское собрание по патриотическому воспитанию. Подготовка к родительскому собранию: заранее сообщите родителям о нем. Пригласите представителя библиотеки для учащихся 1–4-х классов, героя войны или передовика производства для 5–9-х классов, молодежного совета вашего населенного пункта для 10–11-х классов.
Как проконтролировать работу по воспитательной работе
Контроль воспитательной работы проходит на двух уровнях. Классный руководитель проводит самоанализ и наблюдает за учащимися. Зам по ВР следит за классными руководителями и отслеживает общую динамику по учащимся.
Классному руководителю. Необходимо вести контроль по всем направлениям собственной деятельности, в том числе и по патриотическому воспитанию. В него входят основные направления:
- Визуальное наблюдение за обучающимися и родителями и их взаимодействие по вопросам патриотического воспитания.
- Проведение самоанализа собственной деятельности.
- Контроль за участием обучающихся, родителей в проведении событийной жизни класса.
Заместителю директора по воспитательной работе. Необходимо вести контроль за деятельностью классного руководителя:
- Проверка планов воспитательной работы.
- Динамика участия детей в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях.
- Посещение мероприятий в классах, в том числе классных часов.
- Анкетирование обучающихся по вопросам жизнедеятельности классов.
- Динамика занятости детей в дополнительном образовании.
План проведения родительского собрания:
1. Регистрация участников собрания.
2. Видеосюжет тематический.
3. Вступительное слово классного руководителя.
4. Беседа с приглашенным.
5. Обратная связь: разговор с родителями.
6. Решение родительского собрания.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Четыре таблицы, чтобы провести контроль и оценку «Разговоров о важном»
Реализацию проекта внеурочных занятий «Разговоры о важном» контролируют администрация школы и родители. Участники образовательных отношений должны знать этапы контроля и зоны ответственности. Для этого воспользуйтесь таблицами с набором инструментов для администрации школы, заместителя директора по воспитательной работе, советника по воспитательной работе и родителей.
Контроль должен быть прозрачным и иметь четкие критерии оценивания. В таблицах указаны инструменты и их описание, а также способы оценки.
Контроль со стороны администрации школы

Внимание
Цикл внеурочных занятий проводит непосредственно классный руководитель. А администрация школы определяет их либо как курс внеурочной деятельности, либо как классный час.
Директор еженедельно проводит рабочие встречи с администрацией школы. На планерках обсуждают темы занятий, изменение в расписании и анализ прошедших занятий со стороны зама по воспитательной работе. Советник по воспитанию отчитывается о работе с детскими объединениями.
Еще директор определяет периодичность посещения занятий и встреч с учащимися и родителями, чтобы собрать обратную связь. Важно собрать и положительные, и отрицательные отзывы, чтобы корректировать работу.
Раз в четверть директор встречается с классными руководителями, чтобы выслушать устный отчет классных руководителей о проделанной работе. Учителя делятся субъективными оценками мероприятий.
Ежемесячно директор проводит мониторинг сайта и социальных сетей школы на предмет проведения цикла занятий и публикации о них. Заранее администрации школы следует договориться, как часто и в каком формате будут опубликованы новости о цикле занятий. Подробные описания инструментов в таблице 1.
Таблица 1. Системный контроль директора школы по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Зона ответственности зама по воспитательной работе
В зону ответственности заместителя директора по воспитательной работе входит работа с классными руководителями и родителями, а также еженедельный мониторинг сайта и социальных сетей школы. Чтобы построить работу с учителями, замдиректора по ВР ежемесячно проводит планерку с классными руководителями. На совещании обсуждают организацию занятий и процедуру оценки. Критерии смотрите в таблице 2.
Таблица 2. Системный контроль заместителя директора по воспитательной работе школы по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Задачи советника по воспитательной работе
Если в вашей школе есть советник директора по воспитанию и работе, то он должен отслеживать организацию и проводить занятий с детскими объединениями. Советник директора по воспитательной работе систематически посещает занятия «Разговоры о важном». А также организовывает беседы с учащимися и родителями.
Дополнительно советник проводит собственный анализ занятий «Разговоры о важном» раз в четверть. Критерии для анализа мероприятий смотрите в таблице 3.
Таблица 3. Системная работа советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Форма контроля со стороны родителей
Системный контроль со стороны родителей происходит на уровне обсуждения тем на родительских собраниях и бесед с детьми. Также родители могут посетить занятия и проконтролировать организацию мероприятий. Инструменты, которые можно использовать для контроля «Разговоров о важном» со стороны родителей в таблице 4.
Таблица 4. Системный контроль родителей (законных представителей) обучающихся по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Проверьте себя
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Контроль работы по новым ФГОС НОО и ООО
Организуйте контроль
Проверьте, как организовали работу школы по новым стандартам.
- Поэтапный план, чтобы проанализировать качество рабочих программ по старым и новым ФГОС>>
- Как проконтролировать преподавание ОДНКНР по ФГОС-2021>> NEW
- Карта контроля качества урока по ФГОС-2021: подходит для любого предмета>> NEW
Обновите локальные акты
Внесите изменения в действующие документы: положение о рабочей программе; положение о текущем контроле и промежуточной аттестации; порядок обучения по индивидуальному учебному плану; положение о языке обучения; положение о дистанционном обучении; положение об организации обучения лиц с ОВЗ; другие локальные акты.
- Практикум для замдиректора: положение о рабочей программе по ФГОС-2021 – как обновить>>
- Как обновить положение о текущем контроле и промежуточной аттестации по ФГОС-2021>>
- Шесть локальных актов по обучению, которые надо проверить из-за ФГОС-2021>>
- Что включить в положение об особенностях преподавания ОДНКНР по ФГОС-2021>>
Подготовьте ООП по новым ФГОС
Проект ООП по новому ФГОС НОО разработайте к 1 апреля 2022 года, потому что прием в 1-е классы начнется именно с этой даты. При приеме родители вправе ознакомиться с программой. С проектом ООП ООО по ФГОС-2021 можно так не спешить, поскольку ученики 4-х классов уже обучаются в школе, они просто перейдут в 5-й класс. Получается, у рабочей группы есть время разработать проект программы вплоть до 1 сентября 2022 года.
- Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – целевой раздел>>
- Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – содержательный раздел>>
- Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – организационный раздел>>
- Практикум для замдиректора: что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС>>
- ООП по новым ФГОС: чек-листы, чтобы проверить соответствие>>
- Утвердили примерные ООП по ФГОС-2021>>
- Учебные планы по стандартам третьего поколения для проектов ООП>>
- Учебные планы по ФГОС: семь подсказок и сервис>>
- Практикум для замдиректора: как разработать учебные планы по ФГОС – 2022/23>>
- Сервис, чтобы составить учебные планы по старым и новым ФГОС>>
- Календарные учебные графики по ФГОС-2021 для проектов ООП>>
- Опубликовали примерные АООП по новым ФГОС>>
Подготовьте педагогов к переходу на ФГОС-2021
Запланируйте методическую поддержку педагогов на весь период перехода на новые стандарты. Расскажите об изменениях в стандартах.
- ФГОС-2021: два инструмента, чтобы выявить дефициты педагогов перед внедрением>>
- Практикум для замдиректора: как провести диагностику образовательных потребностей педагогов при переходе на ФГОС-2021>>
- Опубликовали примерные программы учебных предметов по новым ФГОС НОО и ООО>>
- Разъяснили, как разрабатывать рабочие программы по математике по ФГОС-2021>>
- Как составить рабочую программу по новым ФГОС. Инструкция>>
- Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе>>
- Что рассказать учителям о новых ФГОС до отпуска. Сценарий педсовета>>
Ознакомьте с изменениями родителей
Ознакомить родителей с изменениями в новых ФГОС НОО и ООО, планом постепенного перехода на обновленные стандарты нужно до начала 2022/23 учебного года. Для этого запланируйте общешкольное собрание. На собрании расскажите, какие именно изменения затронут учеников и родителей, а также как школа будет осуществлять переход. Назовите сроки перехода и классы, которые он затронет. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов по новым ФГОС, проведите анкетирование.
- ФГОС третьего поколения: как использовать плюсы и минусы новых стандартов, чтобы подготовиться к переходу>>
- Практикум для замдиректора: как выявить запросы родителей, чтобы подготовить учебные планы по ФГОС-2021>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

ДЛЯ СПРАВКИ