
Как расширить программу воспитания за счет патриотических мероприятий
Чтобы комплексно решить задачи патриотического воспитания школы, внесите изменения в программу воспитания. Переформулируйте задачи и ценности. Выберите эффективные формы работы с детьми. Обновите стратегию по работе с родителями. В конце статьи – рекомендации для классных руководителей и замов по ВР, как проводить оценку и контроль воспитательной работы в новом ключе.
Какие изменения можно внести в рабочую программу воспитания
В целевом разделе отметьте, что ваша школа приоритетной задачей считает патриотическое воспитание. Сформулируйте задачи, которые должна достигнуть воспитательная работа.
Пропишите ценности. Проранжируйте их. Начните с самой главной, которая для образовательной организации является самой-самой. Например, любовь к Родине, уважение к близким и государству, историческое сознание, знания, сила духа, созидание, культурная идентичность, свобода. В целевых ориентирах гражданско-патриотического воспитания программы укажите на краеведческий компонент, на изучение истории и великих созидателей этой истории малой родины.
Опишите деятельность патриотических объединений. В содержательном разделе № 2 «Уклад общеобразовательной организации» при необходимости пропишите про деятельность объединений патриотического направления, кадетского или юнармейского движения, работу музея или музейной экспозиции. Особенно, если вы используете музейную педагогику. Опишите, с какой целью в учреждении созданы патриотические объединения и при чьей поддержке. Если они имеют долгую историю существования в школе, тогда покажите их результативность на протяжении этого периода.
Зафиксируйте документы. В разделе № 3, в пункте «Нормативно-методическое обеспечение» отметьте локальные акты по патриотическому воспитанию. Это может быть положение о кадетском классе, положение о военно-патриотическом клубе, регламент использования государственных символов РФ, порядок проведения патриотических активностей в школе.
Как выбрать эффективные формы работы с детьми: НОО, ООО, СОО
Для того, чтобы выбрать формы работы с детьми, необходимо знать эмоциональный фон класса, активность детей, психологические особенности школьников. Предложите обучающимся инициировать мероприятия в школе по патриотическому воспитанию. Такой вариант предложений может провести орган ученического самоуправления.
Составьте список предложенных событий и обсудите на совместном совещании методического совета и совета обучающихся. Выносите на общественное обсуждение, в том числе и с родителями, любые формы проведения событий. Примеры мероприятий смотрите в таблице. Формы работы с обучающимися могут быть: индивидуальная, парная, групповая.
Формы проведения событий с детьми по патриотическому воспитанию
Как работать с родителями
Классному руководителю вопросы патриотического воспитания целесообразно начинать с работы с родителями. На родительском собрании огласите направления работы с детьми и подчеркните особенность патриотического воспитания.
Алгоритм деятельности классного руководителя. Чтобы эффективно управлять классом с помощью родителей, придерживайтесь простого алгоритма. Вначале познакомьте родителей с планом воспитательной работы по направлениям. Потом рассмотрите каждое направление: какая работа будет проведена в рамках каждого направления. В конце выберите ответственных родителей за каждое направление работы.
Далее планируйте, обсуждайте, проводите, контролируйте реализацию каждого направления. Предложите родителям заполнить таблицу мероприятий по месяцам.
Пример таблицы «Детско-родительские мероприятия по патриотическому
воспитанию»
Тематическое собрание по патриотическому воспитанию. В план воспитательной работы включите тематическое родительское собрание по патриотическому воспитанию. Подготовка к родительскому собранию: заранее сообщите родителям о нем. Пригласите представителя библиотеки для учащихся 1–4-х классов, героя войны или передовика производства для 5–9-х классов, молодежного совета вашего населенного пункта для 10–11-х классов.
Как проконтролировать работу по воспитательной работе
Контроль воспитательной работы проходит на двух уровнях. Классный руководитель проводит самоанализ и наблюдает за учащимися. Зам по ВР следит за классными руководителями и отслеживает общую динамику по учащимся.
Классному руководителю. Необходимо вести контроль по всем направлениям собственной деятельности, в том числе и по патриотическому воспитанию. В него входят основные направления:
- Визуальное наблюдение за обучающимися и родителями и их взаимодействие по вопросам патриотического воспитания.
- Проведение самоанализа собственной деятельности.
- Контроль за участием обучающихся, родителей в проведении событийной жизни класса.
Заместителю директора по воспитательной работе. Необходимо вести контроль за деятельностью классного руководителя:
- Проверка планов воспитательной работы.
- Динамика участия детей в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях.
- Посещение мероприятий в классах, в том числе классных часов.
- Анкетирование обучающихся по вопросам жизнедеятельности классов.
- Динамика занятости детей в дополнительном образовании.
План проведения родительского собрания:
1. Регистрация участников собрания.
2. Видеосюжет тематический.
3. Вступительное слово классного руководителя.
4. Беседа с приглашенным.
5. Обратная связь: разговор с родителями.
6. Решение родительского собрания.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

ДЛЯ СПРАВКИ