Поэтапный план, чтобы проанализировать качество рабочих программ по старым и новым ФГОС
В конце учебного года проверьте качество рабочих программ педагогов по двум направлениям – объем выполнения и структура документа. Прежде чем начнете анализировать рабочие программы, посмотрите требования образовательных стандартов. Ознакомьтесь с нормами ФГОС-2021, если ваша школа перешла на них в 2021/22 учебном году. Учитывайте, что требования ФГОС второго и третьего поколения к рабочим программам отличаются.
Чтобы проанализировать объем реализации рабочих программ, соберите данные. Для этого попросите учителей заполнить таблицу 1. Это позволит зафиксировать сведения о запланированных и проведенных часах по всем учебным предметам. На основе данных, которые получите от педагогов, заполните сводную таблицу 2. Проконтролируйте объем выполнения рабочих программ. Для этого проверьте объем часов по учебным предметам в таблицах. Еще подсчитайте количество контрольных и практических работ, которые запланировали и провели учителя. По итогам анализа подготовьте справку об объеме выполнения рабочих программ.
Выполните четыре шага, чтобы проанализировать соответствие структуры рабочих программ, которые составили педагоги, требованиям ФГОС. Проверьте формулировки планируемых результатов, содержание учебного предмета и тематическое планирование. Если локальный акт вашей школы определяет, что в число обязательных структурных элементов рабочей программы входит календарно-тематическое планирование, то проверьте и его. По итогам анализа структуры рабочих программ подготовьте аналитическую справку. Готовый образец справки скачайте в статье.
Проанализировать объем выполнения рабочих программ
Проверьте, как педагоги реализуют рабочие программы по учебным предметам, и проанализируйте объем их выполнения. Для этого порекомендуйте учителям-предметникам заполнить таблицу. Пусть они укажут количество запланированных и фактически реализованных часов на изучение учебного предмета в соответствии с учебным планом школы. Также пусть педагоги зафиксируют количество запланированных и проведенных практических, лабораторных и контрольных работ. Можно указать и другие пункты в таблице, если педагоги предусмотрели их в рабочей программе. Например, экскурсии, диктанты, сочинения или изложения. Предложите учителям заполнить таблицу 1, чтобы проанализировать объем выполнения рабочих программ. Оформите сводную таблицу выполнения объема рабочих программ. Опирайтесь на данные, которые собрали у учителей. Посмотрите ниже образец заполненной сводной таблицы 2.
Таблицы для анализа объема выполнения рабочих программ
Инструкция
1. Выберите таблицу.
2. Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст (Ctrl + V)
Выполните три шага, чтобы проанализировать реализацию объема рабочих программ педагогов. Для этого проверьте объем часов по предметам, а также подсчитайте количество контрольных и практических работ. Когда проанализируете объем выполнения рабочих программ по учебным предметам, подготовьте аналитическую справку по итогам проверки. Зафиксируйте в ней, в каком объеме педагоги реализовали рабочие программы. Также укажите, успели ли учителя провести все контрольные и практические работы, которые запланировали. В конце справки сформулируйте выводы и рекомендации для педагогов. Готовый образец аналитической справки смотрите ниже.
Образец справки по объему выполнения рабочих программ
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Таблица 3. Требования ФГОС-2021 НОО и ООО, чтобы проанализировать реализацию объема рабочих программ
Схема 1. Способы корректировки рабочей программы
Скачать
Шаг 1. Проверить объем часов по предметам. Сравните количество часов в тематическом планировании рабочей программы и количество часов, которые фактически провел учитель. Это соотношение покажет уровень реализации рабочей программы в содержательном аспекте. Чем выше этот показатель, тем лучше организационные условия, которые позволяют школьникам достичь предметные планируемые результаты.
Если учитель не реализовал все запланированные часы, запросите у коллег листы корректировки рабочих программ. Образец листа корректировки рабочих программ смотрите ниже. Также предложите педагогам схему 1, где они найдут различные способы корректировки отставания. Проследите, чтобы нормативные акты школы включали все способы корректировки рабочей программы.
Образец листа корректировки рабочей программы
Шаг 2. Подсчитать контрольные работы. Подсчитайте количество контрольных работ и соотнесите их с графиком оценочных процедур вашей школы. Учитывайте рекомендации Минпросвещения и Рособрнадзора, которые регулируют график оценочных процедур (письмо от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01). Так, проследите, чтобы количество оценочных процедур по каждому предмету не превышало одной работы в 2,5 недели. Также проконтролируйте, чтобы в одном классе учителя не планировали больше одной оценочной процедуры в день.
Проверьте, чтобы педагог провел после оценочной процедуры урок анализа результатов контрольной или проверочной работы. На нем он должен подвести конкретные итоги для учеников: проверить работы, проанализировать результаты, разобрать ошибки и проработать проблемные зоны. Если есть необходимость, учитель может повторить и закрепить со школьниками учебный материал.
Шаг 3. Подсчитать практические работы. Проконтролируйте, как учителя использовали часы, которые отвели в рабочих программах на практические работы. Такой вид деятельности позволяет определить, как школьник освоил содержание учебного материала.
Законодательство об образовании не содержит четкую информацию о количестве практических работ в школе. Однако посоветуйте педагогам систематически их проводить, когда школьники освоят крупную тему или раздел.
Проанализировать структуру рабочих программ учителя
Когда закончите анализ объема реализации рабочих программ, проверьте соответствие структуры документов требованиям образовательных стандартов. Этот этап анализа состоит из четырех шагов.
ФГОС второго и третьего поколения содержат разные требования к структуре рабочей программы и ее обязательным элементам. Чтобы проанализировать соответствие структуры рабочих программ требованиям образовательных стандартов, воспользуйтесь сравнительной таблицей 5. В ней найдете требования старых и новых ФГОС к рабочим программам учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
Таблица 5. Требования к структуре рабочих программ
Когда проанализируете структуру рабочих программ педагогов, подготовьте отдельную аналитическую справку. Отразите в ней, включили ли педагоги в рабочую программу все обязательные элементы. Также зафиксируйте замечания в отношении отдельных учителей. В конце справки сформулируйте выводы и рекомендации для педагогов. Определите и укажите сроки, в течение которых учителя должны исправить недочеты. Готовый образец аналитической справки смотрите ниже.
Образец справки по итогам контроля структуры рабочих программ
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Шаг 4. Проверить формулировки образовательных результатов. Соотнесите формулировки образовательных результатов в рабочих программах учителей с планируемыми результатами, которые прописали в целевом разделе ООП уровней образования.
Как соотносятся некоторые планируемые результаты во ФГОС второго и третьего поколения на уровне НОО, посмотрите в таблице 4. Чтобы сравнить все планируемые результаты на уровне начального и основного общего образования, посмотрите раздел «Требования к результатам освоения программы» ФГОС второго и третьего поколения (раздел II ФГОС НОО и ООО, раздел IV ФГОС-2021 НОО и ООО).
Таблица 4. Планируемые результаты во ФГОС НОО второго и третьего поколения. Фрагмент
Схема 2. Основные направления воспитательной деятельности по ФГОС-2021

ВАЖНО
Проверьте, чтобы учителя указали форму проведения занятий в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Это требование содержат ФГОС как второго, так и третьего поколения (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО, п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО)
Шаг 5. Проанализировать содержание учебного предмета. Чтобы проанализировать содержание учебного предмета в рабочей программе педагога, опирайтесь на требования к предметным результатам во ФГОС. Также посмотрите содержательный раздел примерной ООП уровней образования.
Оцените, насколько содержание в рабочей программе способствует достижению планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. Проверьте, учел ли педагог концепции преподавания учебных предметов и предметных областей в содержании рабочей программы.
Шаг 6. Проконтролировать календарно-тематическое планирование. Проверьте календарно-тематическое планирование рабочей программы. Сделайте это, если включили такое планирование в обязательную структуру рабочей программы. Требования к структуре рабочей программы и ее обязательным элементам должны быть закреплены в локальном акте школы. Например, положении о рабочей программе. Когда будете анализировать рабочие программы, убедитесь, что календарно-тематическое планирование соответствует требованиям, которые школа сформулировала в локальном акте.
Проверьте, чтобы разделы и темы в календарно-тематическом планировании, которое разработал педагог, соответствовали тематическому планированию рабочей программы. Проконтролируйте, как учитель реализовал календарно-тематическое планирование. Для этого соотнесите темы, которые педагог указал в журнале, с темами календарно-тематического планирования. Обратите внимание на планируемые и фактические даты проведения занятий.
Шаг 7. Проверить тематическое планирование. Опирайтесь на требования ФГОС к структуре рабочей программы, чтобы проанализировать тематическое планирование в рабочих программах педагогов.
Проконтролируйте, как в тематическом планировании соотносятся названия тем и разделов с содержанием учебного предмета. Проверьте, отвел ли учитель часы на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность школьников. Еще подсчитайте в тематическом планировании педагога общее количество часов по учебному предмету. Оно должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Убедитесь, что учитель указал количество часов, которые планировал отвести на изучение каждой темы.
Если школа работает по стандартам второго поколения, проверьте, учел ли педагог рабочую программу воспитания в тематическом планировании. Если педагоги перешли на образовательные стандарты третьего поколения, школа может определить самостоятельно, в каком разделе рабочей программы зафиксировать воспитательный потенциал урока. Например, указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе. Определите способы и закрепите их в локальном акте о рабочих программах.
-
Как учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов по требованиям ФГОС-2021?
ФГОС третьего поколения содержат требование, что рабочие программы учебных предметов должны учитывать рабочую программу воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Однако образовательные стандарты не регламентируют, в каком структурном элементе рабочей программы указать воспитательный потенциал уроков. Школа должна определить это самостоятельно и закрепить свое решение в локальном акте. Например, можно указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке, содержании или тематическом планировании рабочей программы по учебному предмету.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Что рассказать учителям о новых ФГОС до отпуска. Сценарий педсовета
Важная информация | ||
Участники: педагогический коллектив школы. Цель: создать условия, чтобы включить педагогический коллектив школы в реализацию ФГОС-2021 НОО и ООО.
Задачи:
|
Материалы и оборудование:
Место проведения: просторное помещение с мультимедийной установкой или интерактивной доской, а также возможностью разместить компьютеры для каждой группы педагогов. Примерное время: 110 минут. |
С 1 сентября 2022 года все школы начнут обучать учеников 1-х и 5-х классов по новым ФГОС НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287). Пока педагоги не отправились в отпуск, организуйте педсовет об особенностях образовательных стандартов третьего поколения. А практические работы, которые учителя выполнят во время мероприятия, позволят им подготовиться к работе в соответствии с требованиями новых ФГОС.
Подготовка к педсовету

Допматериалы
План педсовета.
Таблица для педагогов, чтобы подготовить сравнительный анализ старых и новых ФГОС.
Образцы таблиц, чтобы подготовить доклад об УМК
Особенности организации. Соберите творческую группу учителей и обсудите с ними план педсовета. Пусть один из педагогов подготовит доклад о том, как проанализировать учебно-методический комплекс по предмету в соответствии с требованиями примерной рабочей программы. Это поможет коллегам выполнить практическую работу на педсовете.
За две недели до мероприятия предложите педагогам выполнить задание. Пусть учителя проанализируют ФГОС начального и основного общего образования второго и третьего поколения, а также зафиксируют их различия. Для этого творческая группа должна подготовить тексты образовательных стандартов, распечатать таблицы и раздать материалы коллегам.
В день педагогического совета проконтролируйте, чтобы технический специалист подготовил компьютеры для педагогов и создал в локальной сети папку с материалами для мероприятия. Перед началом мероприятия распределите учителей на группы, например, коллеги из одного методобъединения.
Вступительное слово
Расскажите педагогическому коллективу о федеральном государственном образовательном стандарте как об официальном документе, который регулирует образовательную деятельность. Кратко опишите, какие образовательные стандарты действовали до ФГОС-2021. Также охарактеризуйте основные изменения в новых образовательных стандартах.
Материалы к педсовету
Инструкция
1. Выберите таблицу.
2. Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl +V)

Допматериалы
Памятки для педагогов. Образец таблицы для педагогов, чтобы выполнить практическую работу
Основная часть
Особенности содержания ФГОС-2021. Расскажите учителям об основных изменениях в образовательных стандартах третьего поколения. Рассмотрите с коллегами вариативность новых ФГОС, их требования к планируемым результатам и структуре содержательного раздела ООП. Также проанализируйте особенности обучения детей с ОВЗ, использование в обучении электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Обсудите с педагогами изменения, которые связаны с информационно-образовательной средой и психолого-педагогическими условиями.
Пока будете рассказывать учителям о различиях во ФГОС второго и третьего поколений, попросите педагогов выполнить первую практическую работу. Пусть учителя окончательно заполнят сравнительную таблицу, с которой начали работу в рамках подготовки к педсовету.
Завершите этот этап педсовета выступлениями педагогов. Для этого пригласите по одному учителю от каждой группы педагогов. Пусть он кратко охарактеризует особенности новых ФГОС с опорой на сравнительную таблицу, которую заполнил во время вашего выступления.
Памятки для педагогов
Инструкция
Выберите памятку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

СПРАВКА
Конструктор рабочих программ и видеоинструкцию по работе с ним найдете на сайте edsoo.ru
Внедрение новых ФГОС в предметном изучении. Расскажите педагогам, как разработать рабочие программы по учебным предметам, курсам и модулям в соответствии с требованиями ФГОС-2021. Например, учителя могут использовать готовые примерные рабочие программы или разработать документ самостоятельно.
Предложите педагогам выполнить вторую практическую работу. Пусть каждая группа учителей попробует составить рабочую программу учебного предмета с помощью Конструктора, который разработали Минпросвещения и Институт стратегии развития образования. По итогам практической работы пригласите по одному педагогу от группы, чтобы представить рабочую программу, которая у них получилась.
Анализ УМК на соответствие ФГОС-2021. Следующий этап педсовета – доклад учителя-предметника о том, как проанализировать учебно-методический комплекс по предмету на его соответствие требованиям новых ФГОС начального и основного общего образования.
После выступления коллеги попросите педагогов выполнить третью практическую работу. Пусть учителя поработают в группах и попробуют соотнести учебно-методические комплексы, которые сейчас используют в работе, с требованиями примерной рабочей программы по предмету.
Завершите этот этап педсовета выступлениями педагогов от каждой группы. Пусть они представят результаты анализа одного из учебно-методических комплексов.

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Скачать
ФГОС-2021 НОО и ООО

РЕШЕНИЕ ПО ИТОГАМ
Скачать
Решение по итогам педагогического совета
Поручите председателю педсовета зафиксировать в протоколе решения, чтобы организовать работу школы по переходу на новые ФГОС начального и основного общего образования в 2022/23 учебном году. Пусть сформулирует поручения для коллег адресно и укажет срок их выполнения.
Научим ваших педагогов составлять рабочие программы по ФГОС-2021 на уроках Академии Ресурсы образования
Приглашаем ваших коллег пройти онлайн-обучение на программах «Новый ФГОС: рабочая программа, функциональная грамотность и взаимодействие с родителями» для учителей начальной и основной школы. На уроках педагоги научатся составлять обязательные документы без ошибок и внедрять новые требования в повседневную работу. Эксперты-практики и юристы Актион Образование расскажут:
– как ответить на каверзные вопросы родителей о новых стандартах;
– о каких изменениях ФГОС-2021 должны знать учителя;
– как составить каждый раздел рабочей программы;
– какие задания использовать, чтобы развить у учеников функциональную грамотность.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Практикум для замдиректора: как разработать учебные планы по ФГОС – 2022/23
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ