ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

ФГОС третьего поколения: как использовать плюсы и минусы новых стандартов, чтобы подготовиться к переходу

Марина Лазарева, доцент кафедры педагоги и психологии СПбУТУиЭ, к. п. н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения РФ»
В статье узнаете о плюсах и минусах новых ФГОС НОО и ООО. Текст новых стандартов проанализировала Марина Лазарева. Положительные изменения вы можете использовать как аргументы в работе с педагогами и родителями, если столкнетесь с негативной реакцией на внедрение новых стандартов. Минусы же, которые выделил эксперт, помогут продумать управленческие решения, чтобы их сгладить.

С 1 сентября 2022 года все школы начнут принимать школьников в 1-е и 5-е классы на обучение только по новым ФГОС НОО и ООО. Чтобы подготовить документы, педагогов и родителей к этому переходу, у вас есть всего год.

Начните с информационной поддержки. Расскажите, какие новшества скажутся на работе школы положительно, а какие – вызывают опасения. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, на полях возле каждого изменения найдете пометки – какими и для кого будут изменения.

Конкретизировали требования к предметным результатам

Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

С одной стороны, это изменение можно назвать положительным. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области, в том числе модулей ОРКСЭ на уровне НОО (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287). Это делает стандарты понятными для педагогов, родителей и школьников, а также позволяет выстроить единую цепочку «программа – учебник – уроки – итоговая аттестация».

С другой стороны, жесткая фиксация предметного содержания образования прошла в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков XXI века, сквозных, междисциплинарных технологий, включая умение учиться. И это несмотря на то, что большое внимание уделено формированию и развитию гибких навыков учеников.

Еще один минус – предметные результаты в новых ФГОС нечетко коррелируют с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Учителям придется лавировать между требованиями и перестраивать рабочие программы, чтобы одновременно учесть все их.

Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов

Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода. В них конкретно определили требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В старых стандартах эти результаты были представлены перечнями. Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Раньше личностные и метапредметные результаты были описаны обобщенно и вызывали много вопросов у педагогов. Теперь же каждое из выделенных УУД содержит критерии их сформированности.

ПРИМЕР. Описание метапредметного результата в ФГОС ООО

Регулятивное УУД «Самоорганизация»:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– <…>
– делать выбор и брать ответственность за решение (п. 43.3 ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287).

Такое подробное описание избавит вас от вопросов учителей. Им будет проще организовать на уроках систему формирующего оценивания, а вам – контролировать качество занятий. Ведь теперь конкретные формулировки для листов оценки можно взять прямо из текста стандарта.

Изменили объем нагрузки

В обоих новых стандартах снизили объем аудиторной нагрузки. Смотрите таблицу 1 с изменениями.

Таблица 1. Изменения в объеме аудиторной нагрузки

 

Стандарт/Показатель

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Было

Стало

Было

Стало

 Минимальное количество часов2904295452675058
 Максимальное количество часов3345319060205549

Такое решение приняли, чтобы разгрузить школьников. Хотя изменения и незначительные, представьте родителям этот факт в позитивном ключе.

Вероятность, что вам придется менять учебные планы только из-за изменений объема аудиторной нагрузки, невелика. Поэтому для вас и педагогов это изменение скорее нейтральное, чем негативное. Но перерабатывать учебные планы придется в любом случае из-за других новшеств.

Также в начальной школе снизили объем внеурочной нагрузки. Раньше он составлял максимум 1350 часов за 4 года обучения, теперь – максимум 1320 часов.

Ввели новые требования к рабочим программам

Учителям, которые будут первыми работать по новым ФГОС, придется полностью переписать рабочие программы. Ранее рабочая программа воспитания влияла только на содержание тематического планирования. Теперь же все рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности полностью должны формироваться с учетом рабочей программы воспитания.

В тематическом планировании дополнительно нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности – форму проведения занятий. Все изменения смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Требования к рабочим программам

 

Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

 Виды программРабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельностиРабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей
 Структура рабочих программРазличается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельностиОдинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
 Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсовС учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темыС указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
 Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельностиС учетом рабочей программы воспитания 
 Учет рабочей программы воспитанияТолько в разделе «Тематическое планирование»Во всех разделах рабочей программы
 Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельностиВ содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельностиВ программе должны быть указаны формы проведения занятий

На доработку рабочих программ придется заложить много времени. Ведь изменения значительные. Спланируйте также время на методические консультации для учителей.

  • Есть ли в новых ФГОС требования к педагогам?

    Новые стандарты устанавливают, что реализовывать ФГОС должны квалифицированные педработники, которые отвечают требованиям профстандартов. Также учителя должны проходить повышение квалификации и получать дополнительное профессиональное образование. Это не новые требования.

    Однако под задачи, которые формулируют новые стандарты, нужен новый учитель: рефлексивный, чуткий к изменениям настроения учеников и готовый меняться сам. Поэтому обучать педагогов и повышать их квалификацию необходимо. Проблема в том, что сегодня практически нет практико-ориентированных курсов и программ повышения квалификации, направленных на формирование и развитие профессиональных навыков, которые нужны для достижения результатов в рамках новых ФГОС.

Закрепили вариативность содержания программ

Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Реализовывать это требование можно по-разному. Например, разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Еще варианты – реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников или предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули в структуре программ НОО и ООО.

С одной стороны, новое требование вариативности дает школе достаточную свободу выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут преподавать предметы так, как считают нужным и подходящим для конкретных классов. Но эта свобода ограничена четкими требованиями к предметным результатам.

С другой стороны, вариативность программ означает бóльший объем документов и для вас, и для педагогов. Это существенно увеличит нагрузку.

Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Это позитивное изменение. Раньше школы, которые не могли обеспечить качественное изучение второго иностранного языка, вынуждены были либо вводить предмет для галочки, либо нарушать требования ФГОС. Для тех же школ, у которых есть ресурсы, отсутствие второго иностранного языка в списке обязательных предметов лишь помогает сделать программы вариативными, как того требуют новые стандарты.

Расширили требования к материально-технической базе

Внедрение стандартов неизбежно будет способствовать повышению расходов школ на материально-техническое обеспечение. В новом стандарте для начальной школы перечислены условия, при которых он должен применяться. В них есть, например, наличие концертного зала, помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; классы, оборудованные балетными станками и другие нереалистичные вещи (п. 35.3 ФГОС НОО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286). Большинство школ не сможет обеспечить такие условия для реализации ФГОС НОО.

  • Когда начинать обучать по новым ФГОС?

    В 2022/23 учебном году обучаться по новым ФГОС начнут 1-е и 5-е классы. 2-й и последующие классы, 6-й и последующие классы в 2022 году могут продолжить обучение по тем программам, по которым они начали обучаться. Полный переход начальной школы на новые стандарты завершится в 2025/26, а основной школы – в 2026/27 учебном году. Посмотрите календарь перехода на новые ФГОС НОО и ООО, чтобы запланировать и вовремя вносить изменения в школьные документы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – целевой раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать целевой раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как составить пояснительную записку, описать планируемые результаты и разработать систему оценки. Смотрите примеры готовых формулировок фрагментов целевого раздела ООП.

Во втором полугодии начните разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Эти объемные документы не обязательно создавать с нуля – внесите изменения в уже существующие программы. Но выделите достаточно времени на подготовку проектов ООП, ведь обновленные стандарты содержат много изменений.

Запланируйте разработать обновленные образовательные программы за три месяца. Предлагаем именно такой срок по двум причинам. Первая – основные образовательные программы уровней образования содержат три раздела. Поэтому в январе разработайте целевой раздел программ, в феврале – содержательный, а в марте – организационный. Так у рабочей группы будет достаточно времени, чтобы изучить обновленные стандарты и без спешки разработать необходимые документы. Вторая причина – с 1 апреля 2022 года вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. Поэтому к этому сроку у вас уже должен быть готов проект ООП НОО. С проектом ООП ООО можно не спешить, поскольку ученики 4-х классов уже обучаются в школе, они просто перейдут в 5-й класс. Получается, у рабочей группы есть время, чтобы разработать проект программы вплоть до 1 сентября 2022 года.

Далее в статье читайте, как составить целевой раздел основных образовательных программ по новым ФГОС НОО и ООО. А в февральском и мартовском номере узнаете, какие изменения внести в содержательный и организационный разделы ООП.

ВАЖНО

Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО:
цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы

Пояснительная записка по новым ФГОС

Разработайте пояснительные записки к программам с учетом изменений в их структуре. Пояснительные записки к ООП теперь должны содержать общую характеристику программы. Цели программ должны быть конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения. Также придется описать не только принципы, но и механизмы реализации ООП. При этом подходы указывать не надо. В программе НОО теперь не нужно делать раздел «Общие подходы к организации внеурочной деятельности».

Цели реализации ООП. Конкретизируйте цели в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы. Задачи во ФГОС не упоминают, поэтому расписывать их не обязательно. Пока нет примерных программ по новым ФГОС, конкретизируйте цели одним из способов. Первый – в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы. Второй – добавить задачи, которые раскроют значение емких целей. Ниже пример формулировки целей реализации ООП в пояснительной записке.

Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – цели реализации программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте фрагмент (Ctrl + V)

Принципы формирования и механизмы реализации программы. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП, теперь переформулируйте их под новые ФГОС. Новая часть в этом разделе – механизмы реализации программы. Здесь опишите, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов. Пропишите, как ресурсы функционируют: их цели, структуру, состав, направления и формы деятельности. Если обучение строится по индивидуальным учебным планам (ИУП), добавьте информацию о реализации ИУП. Ниже пример формулировки механизмов реализации ООП ООО в пояснительной записке.

Фрагмент пояснительной записки ООП ООО – механизмы реализации программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Общая характеристика программы. В этой части напишите общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Укажите структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Перечислите образовательные технологии, которые используются в школе. Смотрите ниже пример фрагмента общей характеристики программы в пояснительной записке ООП НОО.

Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – общая характеристика программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Планируемые результаты по обновленным стандартам

В стандартах третьего поколения разработчики подробнее описывают результаты освоения программы. Например, в старых ФГОС личностные и метапредметные результаты были представлены перечнями. Сейчас эти результаты описываются по группам – посмотрите пример ниже.

ПРИМЕР. Как сгруппировано описание личностных и метапредметных результатов в новых ФГОС

Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:
– гражданско-патриотическое;
– духовно-нравственное;
– эстетическое;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
– трудовое;
– экологическое;
– ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
– овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией);
– овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность);
– овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль).

Предметные результаты описываются как знания, умения и навыки, которые школьники должны уметь применять в учебной ситуации для успешного обучения или в повседневной жизни. Их конкретизировали по предметным областям и учебным предметам. Например, во ФГОС ООО описали предметные результаты отдельно для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Кроме того, на уровне ООО описали предметные результаты при углубленном изучении некоторых учебных дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Еще во ФГОС НОО разделили предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

Когда будете описывать планируемые результаты в новых ООП, обеспечьте связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.

Описать общие сведения. В начале планируемых результатов напишите общие сведения. Что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу, опишите структуру и принципы организации. Смотрите ниже пример описания структуры планируемых результатов в ООП НОО.

Фрагмент планируемых результатов ООП НОО

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

3 приема, чтобы описать планируемые результаты в ООП


Скачать

ФГОС НОО и ФГОС ООО не дают готовых формулировок планируемых результатов, а содержат только требования к ним. Это сделано, чтобы школа сформулировала планируемые результаты самостоятельно. Так школа учтет собственные цели и перспективы развития, своеобразие региона, особенности истории и культуры.

Использовать приемы, чтобы описать результаты. При формулировании планируемых результатов применяйте три приема. Посмотрите их на схеме справа. Эти приемы помогут правильно сформулировать планируемые результаты, а третий прием – еще и продумать систему оценки достижения планируемых результатов. Смотрите примеры приемов в таблице ниже.

ПРИМЕР. Приемы формулировки планируемых результатов

Использовать примерные рабочие программы по предметам. При составлении предметных планируемых результатов используйте примерные рабочие программы учебных предметов по новым ФГОС НОО и ООО (одобрены решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21). Их опубликовали на сайте fgosreestr.ru. В рабочих программах планируемые результаты по каждому из учебных предметов содержат личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем предметные результаты разделены на классы по уровням образования.

Используйте планируемые результаты как содержательную и критериальную основу для разработки:

  • рабочих программ предметов, модулей, курсов, в том числе и внеурочной деятельности;
  • рабочей программы воспитания;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • системы оценки качества освоения учениками программы;
  • средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.

Для начальной школы планируемые результаты должны давать общее понимание формирования личностных результатов. Также планируемые результаты должны уточнять, конкретизировать предметные и метапредметные результаты в процессе организации достижения и при оценке результатов (п. 30.2 ФГОС НОО). Для уровня ООО достижение планируемых результатов определяется после завершения обучения на ГИА (п. 31.2 ФГОС ООО).

Система оценки по новым ФГОС

Новый ФГОС НОО ориентирует систему оценки на личностное развитие школьников, а не на духовно-нравственное, как это было раньше. То есть за основу взяли более широкое и конкретное понятие «личностное развитие». В новом стандарте ООО такого уточнения нет.

ФГОС ООО расширяет перечень методов и форм обучения, которые нужно использовать при оценке результатов учеников. В него добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий. Из списка убрали стандартизированные письменные и устные работы.

Формируйте систему оценки достижения планируемых результатов на основе планируемых результатов освоения ООП, которые описали в своей программе. ФГОС предъявляют требования к системе оценки результатов. Смотрите сходства и отличия требований для начальной и основной школы в таблице.

Таблица. Требования ФГОС НОО и ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы


Скачать

Отдельные требования к содержанию системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС совпадают с предыдущими стандартами. Поэтому при составлении системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС подчеркните основные отличия от предыдущих стандартов.

Требование 1. Новые ФГОС предъявляют меньше требований к описанию содержания системы оценки. Теперь можно включить в эту часть особенности оценивания, которые характерны именно для вашей школы. Также более свободная форма позволит сосредоточиться на ключевых позициях содержания – критериях оценки и формах представления результатов.

Требование 2. Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Отслеживать формирование личностных результатов все-таки нужно, но без оценивания, например с помощью мониторинга. Укажите, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты. Пример формулировки контроля личностных результатов в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Фрагмент системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО – контроль личностных результатов

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО

Проверьте, что система оценки достижения планируемых результатов не противоречит локальным актам о ВСОКО

Требование 3. Предыдущие ФГОС предусматривали оценку динамики учебных достижений учеников только для начальной школы. По новым ФГОС оценка динамики учебных достижений учеников включена в ООП не только начальной школы, но и основной. Поэтому предусмотрите в ООП НОО и ООП ООО оценку динамики учебных достижений учеников.

Требование 4. Система оценки достижения планируемых результатов теперь должна обеспечивать объективную информацию о качестве подготовки учеников. Эту информацию сделайте доступной для всех участников образовательных отношений. Для этого в системе оценки укажите, как планируете отслеживать качество подготовки учеников. Также отметьте, как проверите доступность информации, распишите критерии, формы отчетности и др.

Требование 5. Ориентированность на воспитание учеников по новым ФГОС сохранилась только на уровне НОО, на уровне ООО это требование убрали. При этом для уровня НОО к ориентированности на воспитание добавили ориентированность на личностное развитие учеников. Поэтому, когда будете описывать контроль личностных результатов, сделайте акцент на личностное развитие и способы его проверки.

По новым ФГОС ООО в требованиях к системе оценки изменили перечень методов и форм обучения. Перенесите из прежних ООП: проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценку, наблюдения, испытания (тесты). Добавьте к ним новые: командные и исследовательские работы, взаимооценку, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемые с использованием цифровых технологий. Убедитесь, что убрали стандартизированные письменные, устные работы, которых нет в новых стандартах третьего поколения.

Требование 6. При разработке системы оценки для уровня ООО опишите организацию и содержание промежуточной аттестации учеников. Распишите промежуточную аттестацию урочной и внеурочной деятельности, внесите оценку проектной деятельности. При этом описывать организацию и содержание ГИА и итоговой оценки по предметам, которые не выносят на ГИА, теперь не нужно. Проверьте, что организация и содержание промежуточной аттестации учеников не противоречат положению о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – содержательный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать содержательный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать программы учебных предметов, курсов и модулей. А также как составить программы формирования УУД и скорректировать рабочие программы воспитания.

Во втором полугодии вы начинаете разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Ведь уже с 1 сентября 2022 года учеников 1-х и 5-х классов нужно обучать по стандартам третьего поколения. Если в январе вы начали разрабатывать проекты ООП и составили целевой раздел программ НОО и ООО по новым ФГОС, то в феврале запланируйте внести изменения в содержательный раздел программ.

В стандартах третьего поколения произошли изменения в требованиях к структуре содержательного раздела ООП. Так, сократили список программ, которые должен включать такой раздел. Например, на уровне НОО содержательный раздел ООП должен включать всего три программы, а не пять, как было раньше.

Обновленные ФГОС содержат новые требованиях к рабочим программам. Например, педагогам нужно указывать электронные образовательные ресурсы по каждой теме в тематическом планировании рабочих программ.

Согласно новым стандартам вам придется разработать программу формирования УУД на уровне ООО, а не программу развития УУД, как это было раньше. Еще обновленные ФГОС упростили требования к содержанию программы формирования УУД на уровне НОО.

Стала необязательной модульная структура рабочей программы воспитания. Произошли изменения в названии разделов программы. Также новые стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые придется учитывать, когда будете составлять ее на следующий учебный год.

Структура содержательного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС НОО и ООО в части содержательного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре содержательного раздела ООП уровней образования. Программы, которые должен включать содержательный раздел ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Программы, которые включает содержательный раздел ООП


Скачать

Новые ФГОС отражают изменение подходов к определению стратегических целей образования. Так, в логике изложения требований к структуре программы НОО и ООО на первом месте обозначены рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, а не программа формирования УУД, как было раньше. Еще обновленные стандарты соответствуют ключевым походам к организации работы по внедрению рабочих программ воспитания. Так, в новом варианте ФГОС рабочая программа воспитания объединила несколько узких программ этой направленности, чтобы систематизировать деятельность по достижению личностных результатов образования.

82
субъекта РФ

приняли участие в апробации примерных рабочих программ, которые разработаны по новым ФГОС

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС

На разработку рабочих программ запланируйте достаточное количество времени, так как это объемная работа. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности педагоги полностью должны формировать с учетом рабочей программы воспитания, а не только тематического планирования, как это было раньше. При этом в тематическом планировании нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности дополнительно нужно указать форму проведения занятий.

В марте учителя начальных классов и учителя-предметники, которые будут работать в 2022/23 году в 1-х классах, должны сдать свои готовые рабочие программы. Поскольку до 1 апреля 2022 года вам нужно включить их в проект ООП НОО. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой.

Требования к рабочим программам. В обновленных стандартах произошли изменения в требованиях к рабочим программам. Cмотрите изменения в таблицах 2 и 3. Так, основная цель изменений – минимизировать временные затраты педагога на разработку программ. Сама рабочая программа должна стать инструментом в работе педагога. А новые ФГОС должны быть регламентирующим документом для программ. Что обеспечивают новые требования к рабочим программам в обновленных ФГОС смотрите на схеме 1.

Изменения в требованиях к рабочим программам

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите табличку

Схема 1. Что обеспечивают требования к рабочим программам в новых ФГОС


Скачать

Как разработать рабочие программы. Педагоги редко составляют рабочие программы самостоятельно на основе требований ФГОС. Часто учителя воспроизводят фрагменты ПООП. При этом возникают ситуации, когда отсутствуют пояснительные записки, содержание оторвано от предметных результатов или содержание не представлено по годам обучения.

Достоинство и преимущество новых ФГОС – методическое сопровождение внедрения обновленных стандартов. Так, Институт стратегии развития образования подготовил примерные рабочие программы по предметам учебных планов НОО и ООО. Cмотрите их на сайте fgosreestr.ru. Такие программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций, а также утверждены на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля

Скачать

В сентябре 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования, которые разработчики составили на основе новых ФГОС. Обсудить проекты примерных ООП и узнать полную информацию о ходе апробации можно на портале единого содержания общего образования edsoo.ru. Там же разместили разработанные на основе обновленных стандартов примерные рабочие программы по некоторым предметам НОО и ООО.

Пусть педагоги, которые в следующем учебном году будут работать по новым ФГОС, составят рабочие программы на основе примерных. Порекомендуйте учителям взять за основу примерные программы учебных предметов с сайта fgosreestr.ru. Еще предложите педагогам воспользоваться конструктором рабочих программ на сайте edsoo.ru, чтобы быстро создать программу по предмету. Посмотрите фрагмент тематического планирования рабочей программы, которая составлена по требованиям обновленных стандартов. А коллегам, которые решат самостоятельно разработать рабочие программы по новым ФГОС, предложите алгоритм, чтобы ничего не упустить. Скачайте справа памятку с готовым алгоритмом, который поможет педагогам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля

Фрагмент тематического планирования по географии для 8-го класса

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО

Наличие программы формирования УУД в комплексе ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе

Программы формирования УУД по обновленным стандартам

По новому ФГОС нужно разработать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО – «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». А программа развития УУД останется только для уровня СОО.

Обновленные стандарты упростили требования к содержанию программы формирования УУД. Однако теперь в программе на уровне ООО зафиксировали формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В предыдущих ФГОС ООО такого требования не было. Поэтому оцените, нужно ли вам доработать программы формирования УУД одновременно или после разработки новых рабочих программ учебных предметов во взаимосвязи с их содержанием.

Требования к программам формирования УУД. В обновленных стандартах произошли изменения требований к содержанию программ формирования УУД. Так, разработчики значительно сократили содержание программы на уровне НОО. Смотрите требования новых ФГОС к программам УУД в таблице 4. Еще на уровне ООО в обновленных стандартах прописали элементы формирования УУД, которые должна обеспечивать программа. Смотрите их на схеме 2.

Таблица 4. Требования к содержанию программ формирования УУД по новым ФГОС


Скачать

Схема 2. Что должна обеспечивать программа формирования УУД на уровне ООО


Скачать

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов

Скачать

Как разработать программы формирования УУД. Чтобы сэкономить время, обновите программу формирования УУД на уровне НОО. Для этого организуйте планерку и познакомьте педагогов с требованиями к содержанию программы формирования УУД. Выделите две рабочие группы учителей. Первой предложите описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов. Второй – описать характеристики УУД. По итогам работы коллег проанализируйте варианты, которые они предложили. Выберите и используйте для программы формирования УУД те варианты, которые наиболее часто встречались.

Продумайте формы бланков для рабочих групп педагогов, чтобы описать характеристики и взаимосвязь УУД с предметами. Скачайте образец формы бланка для педагогов, которые будут описывать характеристики УУД справа. Для рабочей группы, которая будет описывать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, можно разработать общую форму бланка. Включите в нее все учебные предметы. Еще можно разработать отдельные бланки для каждого предмета, но единой формы. Смотрите образец такого бланка.

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебного предмета «Чтение»

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку

Чтобы составить новую программу формирования УУД на уровне ООО, привлеките в помощь рабочую группу педагогов. Познакомьте их с требованиями новых ФГОС ООО к содержанию программы формирования УУД. Предложите рабочей группе проанализировать программу развития УУД, которая есть сейчас у вас в школе. Пусть коллеги проведут сравнительный анализ и отберут те фрагменты программы, которые соответствуют требованиям новых ФГОС ООО. Так вы сэкономите время на разработку новой программы. Ведь возможно использовать материалы нынешней версии программы развития УУД, если обновить отдельные формы и блоки программы. Предложите рабочей группе примерный план, который поможет составить программу формирования. Проконтролируйте, чтобы в новой программе формирования УУД на уровне ООО были описаны только те условия, которые реально имеет ваша школа. Опирайтесь на реальный опыт педагогов по формированию УУД. Смотрите пример описания роли личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности в программе формирования УУД ниже.

ПРИМЕР. План, чтобы составить программу формирования УУД на уровне ООО

1. Цели и задачи программы формирования УУД.
2. Общая характеристика УУД.
3. Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса.
3.1. Роль личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности.
3.2. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.3. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.4. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов.
3.5. Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов.
4. Условия и средства формирования УУД.
5. Типовые задачи, направленные на развитие УУД.
6. Планируемые результаты формирования УУД.
7. Система оценки успешности освоения и применения школьниками УУД.

Фрагмент программы формирования УУД и образец бланка, чтобы описать характеристики

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички программы кликая на стрелочки   сбоку.

2. Кликните Копировать внизу бланка, откройте файл Word и вставьте документ (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Воспитательный компонент новых ФГОС – это не стандарт на воспитание и не стандарт на личность, это стандарт условий

Рабочие программы воспитания по новым ФГОС

С 2021 года в соответствии с госзаданием Минпросвещения вопросами обновления примерной рабочей программы воспитания занимается Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. После августовских региональных совещаний разработчики примерной программы воспитания получили предложения и комментарии по доработке документа, который подготовили еще в 2020 году. Так, разработчики внесли корректировки и обновили примерную программу воспитания. Проект документа разместили еще в октябре 2021 года, но до сих пор программа находится в стадии разработки. Обновленная примерная программа воспитания вступит в силу только после того, как ее утвердят на ФУМО. Посмотреть комментарии, а также скачать проект обновленной примерной рабочей программы воспитания можно на сайте институтвоспитания.рф.

Значительные изменения в проекте программы произошли в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Связано это с обновлением нормативно-правовой базы воспитания. Так, с 2020 года приняли значимые для воспитания изменения в Конституцию и Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. А летом 2021 года утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования.

Согласно обновленным стандартам третьего поколения модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Также произошли изменения в названии разделов программы. Сравнение разделов рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС смотрите в таблице 5. Еще обновленные стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые нужно учитывать, когда будете ее составлять. Например, программа воспитания должна обеспечить создание целостной образовательной среды, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность.

Таблица 5. Требования к названиям разделов рабочей программы воспитания


Скачать

Поручите руководителям методобъединений обсудить с учителями новые требования к рабочей программе воспитания. Пусть они разработают положения программы, которые будут отражать способы реализации требований. Так как требований много, можно распределить их равномерно между педагогами методобъединений. По итогам работы коллег организуйте совместное совещание, чтобы обсудить положения и включить их в рабочую программу воспитания.

СПРАВКА

Проект примерной рабочей программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, можно скачать на сайте институтвоспитания.рф

Как изменить программу воспитания. Скорректировать рабочую программу воспитания старого образца не получится. Требования нового ФГОС содержательно и технически иные. Чтобы сэкономить время на подготовку рабочей программы воспитания, используйте как основу проект примерной программы, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. В проекте документа уже описаны все разделы программы, где в каждом из них есть способы решения на уровне школы.

Согласно проекту примерной программы воспитания изменения коснулись всех разделов документа. Масштабные изменения произошли в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности. Так, в проекте примерной программы воспитания изменили перечень инвариантных и вариативных модулей. Сравнение модулей рабочих программ воспитания по примерной программе 2020 года и проекту программы 2021 года смотрите в таблице 6.

Таблица 6. Модули в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности рабочей программы воспитания


Скачать

ВАЖНО

Календарные планы воспитательной работы обновляйте ежегодно к началу учебного года

Как разработать календарные планы воспитательной работы. По новым ФГОС календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа принимает участие.

Согласно проекту примерной рабочей программы воспитания календарный план воспитательной работы школа может разработать в свободной форме. Но нужно обязательно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности, то есть модулям в содержательном разделе. Также нужно отметить классы или группы школьников, которые будут принимать участие в мероприятиях. Еще зафиксировать сроки, в том числе подготовки, и ответственных лиц.

Разработать новые календарные планы с учетом всех изменений и включить в них весь спектр воспитательных мероприятий – трудоемкий процесс. Используйте шаблон календарного плана и рекомендации к вариантам его оформления, которые есть в проекте примерной рабочей программы воспитания. В помощь в разработке планов привлеките рабочую группу педагогов. Предложите рабочей группе выстроить планы по основным направлениям воспитания, по календарным периодам – месяцам, четвертям, триместрам, или в иной форме. Так, коллеги смогут учесть управленческий опыт школы и опереться на прежнюю форму воспитательной программы. Еще педагоги сэкономят время, чтобы внедрить новую форму. Если соберетесь самостоятельно разрабатывать календарные планы воспитательной работы, то используйте готовый план действий. Смотрите шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы, на схеме 3.

Схема 3. Шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы


Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей