ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10
Октябрь 2022года
Переход на ФГОС-2021

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – содержательный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать содержательный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать программы учебных предметов, курсов и модулей. А также как составить программы формирования УУД и скорректировать рабочие программы воспитания.

Во втором полугодии вы начинаете разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Ведь уже с 1 сентября 2022 года учеников 1-х и 5-х классов нужно обучать по стандартам третьего поколения. Если в январе вы начали разрабатывать проекты ООП и составили целевой раздел программ НОО и ООО по новым ФГОС, то в феврале запланируйте внести изменения в содержательный раздел программ.

В стандартах третьего поколения произошли изменения в требованиях к структуре содержательного раздела ООП. Так, сократили список программ, которые должен включать такой раздел. Например, на уровне НОО содержательный раздел ООП должен включать всего три программы, а не пять, как было раньше.

Обновленные ФГОС содержат новые требованиях к рабочим программам. Например, педагогам нужно указывать электронные образовательные ресурсы по каждой теме в тематическом планировании рабочих программ.

Согласно новым стандартам вам придется разработать программу формирования УУД на уровне ООО, а не программу развития УУД, как это было раньше. Еще обновленные ФГОС упростили требования к содержанию программы формирования УУД на уровне НОО.

Стала необязательной модульная структура рабочей программы воспитания. Произошли изменения в названии разделов программы. Также новые стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые придется учитывать, когда будете составлять ее на следующий учебный год.

Структура содержательного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС НОО и ООО в части содержательного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре содержательного раздела ООП уровней образования. Программы, которые должен включать содержательный раздел ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Программы, которые включает содержательный раздел ООП


Скачать

Новые ФГОС отражают изменение подходов к определению стратегических целей образования. Так, в логике изложения требований к структуре программы НОО и ООО на первом месте обозначены рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, а не программа формирования УУД, как было раньше. Еще обновленные стандарты соответствуют ключевым походам к организации работы по внедрению рабочих программ воспитания. Так, в новом варианте ФГОС рабочая программа воспитания объединила несколько узких программ этой направленности, чтобы систематизировать деятельность по достижению личностных результатов образования.

82
субъекта РФ

приняли участие в апробации примерных рабочих программ, которые разработаны по новым ФГОС

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС

На разработку рабочих программ запланируйте достаточное количество времени, так как это объемная работа. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности педагоги полностью должны формировать с учетом рабочей программы воспитания, а не только тематического планирования, как это было раньше. При этом в тематическом планировании нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности дополнительно нужно указать форму проведения занятий.

В марте учителя начальных классов и учителя-предметники, которые будут работать в 2022/23 году в 1-х классах, должны сдать свои готовые рабочие программы. Поскольку до 1 апреля 2022 года вам нужно включить их в проект ООП НОО. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой.

Требования к рабочим программам. В обновленных стандартах произошли изменения в требованиях к рабочим программам. Cмотрите изменения в таблицах 2 и 3. Так, основная цель изменений – минимизировать временные затраты педагога на разработку программ. Сама рабочая программа должна стать инструментом в работе педагога. А новые ФГОС должны быть регламентирующим документом для программ. Что обеспечивают новые требования к рабочим программам в обновленных ФГОС смотрите на схеме 1.

Изменения в требованиях к рабочим программам

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите табличку

Схема 1. Что обеспечивают требования к рабочим программам в новых ФГОС


Скачать

Как разработать рабочие программы. Педагоги редко составляют рабочие программы самостоятельно на основе требований ФГОС. Часто учителя воспроизводят фрагменты ПООП. При этом возникают ситуации, когда отсутствуют пояснительные записки, содержание оторвано от предметных результатов или содержание не представлено по годам обучения.

Достоинство и преимущество новых ФГОС – методическое сопровождение внедрения обновленных стандартов. Так, Институт стратегии развития образования подготовил примерные рабочие программы по предметам учебных планов НОО и ООО. Cмотрите их на сайте fgosreestr.ru. Такие программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций, а также утверждены на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля

Скачать

В сентябре 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования, которые разработчики составили на основе новых ФГОС. Обсудить проекты примерных ООП и узнать полную информацию о ходе апробации можно на портале единого содержания общего образования edsoo.ru. Там же разместили разработанные на основе обновленных стандартов примерные рабочие программы по некоторым предметам НОО и ООО.

Пусть педагоги, которые в следующем учебном году будут работать по новым ФГОС, составят рабочие программы на основе примерных. Порекомендуйте учителям взять за основу примерные программы учебных предметов с сайта fgosreestr.ru. Еще предложите педагогам воспользоваться конструктором рабочих программ на сайте edsoo.ru, чтобы быстро создать программу по предмету. Посмотрите фрагмент тематического планирования рабочей программы, которая составлена по требованиям обновленных стандартов. А коллегам, которые решат самостоятельно разработать рабочие программы по новым ФГОС, предложите алгоритм, чтобы ничего не упустить. Скачайте справа памятку с готовым алгоритмом, который поможет педагогам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля

Фрагмент тематического планирования по географии для 8-го класса

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО

Наличие программы формирования УУД в комплексе ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе

Программы формирования УУД по обновленным стандартам

По новому ФГОС нужно разработать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО – «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». А программа развития УУД останется только для уровня СОО.

Обновленные стандарты упростили требования к содержанию программы формирования УУД. Однако теперь в программе на уровне ООО зафиксировали формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В предыдущих ФГОС ООО такого требования не было. Поэтому оцените, нужно ли вам доработать программы формирования УУД одновременно или после разработки новых рабочих программ учебных предметов во взаимосвязи с их содержанием.

Требования к программам формирования УУД. В обновленных стандартах произошли изменения требований к содержанию программ формирования УУД. Так, разработчики значительно сократили содержание программы на уровне НОО. Смотрите требования новых ФГОС к программам УУД в таблице 4. Еще на уровне ООО в обновленных стандартах прописали элементы формирования УУД, которые должна обеспечивать программа. Смотрите их на схеме 2.

Таблица 4. Требования к содержанию программ формирования УУД по новым ФГОС


Скачать

Схема 2. Что должна обеспечивать программа формирования УУД на уровне ООО


Скачать

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов

Скачать

Как разработать программы формирования УУД. Чтобы сэкономить время, обновите программу формирования УУД на уровне НОО. Для этого организуйте планерку и познакомьте педагогов с требованиями к содержанию программы формирования УУД. Выделите две рабочие группы учителей. Первой предложите описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов. Второй – описать характеристики УУД. По итогам работы коллег проанализируйте варианты, которые они предложили. Выберите и используйте для программы формирования УУД те варианты, которые наиболее часто встречались.

Продумайте формы бланков для рабочих групп педагогов, чтобы описать характеристики и взаимосвязь УУД с предметами. Скачайте образец формы бланка для педагогов, которые будут описывать характеристики УУД справа. Для рабочей группы, которая будет описывать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, можно разработать общую форму бланка. Включите в нее все учебные предметы. Еще можно разработать отдельные бланки для каждого предмета, но единой формы. Смотрите образец такого бланка.

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебного предмета «Чтение»

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку

Чтобы составить новую программу формирования УУД на уровне ООО, привлеките в помощь рабочую группу педагогов. Познакомьте их с требованиями новых ФГОС ООО к содержанию программы формирования УУД. Предложите рабочей группе проанализировать программу развития УУД, которая есть сейчас у вас в школе. Пусть коллеги проведут сравнительный анализ и отберут те фрагменты программы, которые соответствуют требованиям новых ФГОС ООО. Так вы сэкономите время на разработку новой программы. Ведь возможно использовать материалы нынешней версии программы развития УУД, если обновить отдельные формы и блоки программы. Предложите рабочей группе примерный план, который поможет составить программу формирования. Проконтролируйте, чтобы в новой программе формирования УУД на уровне ООО были описаны только те условия, которые реально имеет ваша школа. Опирайтесь на реальный опыт педагогов по формированию УУД. Смотрите пример описания роли личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности в программе формирования УУД ниже.

ПРИМЕР. План, чтобы составить программу формирования УУД на уровне ООО

1. Цели и задачи программы формирования УУД.
2. Общая характеристика УУД.
3. Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса.
3.1. Роль личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности.
3.2. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.3. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.4. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов.
3.5. Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов.
4. Условия и средства формирования УУД.
5. Типовые задачи, направленные на развитие УУД.
6. Планируемые результаты формирования УУД.
7. Система оценки успешности освоения и применения школьниками УУД.

Фрагмент программы формирования УУД и  образец бланка, чтобы описать характеристики

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички программы кликая на стрелочки   сбоку.

2. Кликните Копировать внизу бланка, откройте файл Word и вставьте документ (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Воспитательный компонент новых ФГОС – это не стандарт на воспитание и не стандарт на личность, это стандарт условий

Рабочие программы воспитания по новым ФГОС

С 2021 года в соответствии с госзаданием Минпросвещения вопросами обновления примерной рабочей программы воспитания занимается Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. После августовских региональных совещаний разработчики примерной программы воспитания получили предложения и комментарии по доработке документа, который подготовили еще в 2020 году. Так, разработчики внесли корректировки и обновили примерную программу воспитания. Проект документа разместили еще в октябре 2021 года, но до сих пор программа находится в стадии разработки. Обновленная примерная программа воспитания вступит в силу только после того, как ее утвердят на ФУМО. Посмотреть комментарии, а также скачать проект обновленной примерной рабочей программы воспитания можно на сайте институтвоспитания.рф.

Значительные изменения в проекте программы произошли в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Связано это с обновлением нормативно-правовой базы воспитания. Так, с 2020 года приняли значимые для воспитания изменения в Конституцию и Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. А летом 2021 года утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования.

Согласно обновленным стандартам третьего поколения модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Также произошли изменения в названии разделов программы. Сравнение разделов рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС смотрите в таблице 5. Еще обновленные стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые нужно учитывать, когда будете ее составлять. Например, программа воспитания должна обеспечить создание целостной образовательной среды, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность.

Таблица 5. Требования к названиям разделов рабочей программы воспитания


Скачать

Поручите руководителям методобъединений обсудить с учителями новые требования к рабочей программе воспитания. Пусть они разработают положения программы, которые будут отражать способы реализации требований. Так как требований много, можно распределить их равномерно между педагогами методобъединений. По итогам работы коллег организуйте совместное совещание, чтобы обсудить положения и включить их в рабочую программу воспитания.

СПРАВКА

Проект примерной рабочей программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, можно скачать на сайте институтвоспитания.рф

Как изменить программу воспитания. Скорректировать рабочую программу воспитания старого образца не получится. Требования нового ФГОС содержательно и технически иные. Чтобы сэкономить время на подготовку рабочей программы воспитания, используйте как основу проект примерной программы, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. В проекте документа уже описаны все разделы программы, где в каждом из них есть способы решения на уровне школы.

Согласно проекту примерной программы воспитания изменения коснулись всех разделов документа. Масштабные изменения произошли в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности. Так, в проекте примерной программы воспитания изменили перечень инвариантных и вариативных модулей. Сравнение модулей рабочих программ воспитания по примерной программе 2020 года и проекту программы 2021 года смотрите в таблице 6.

Таблица 6. Модули в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности рабочей программы воспитания


Скачать

ВАЖНО

Календарные планы воспитательной работы обновляйте ежегодно к началу учебного года

Как разработать календарные планы воспитательной работы. По новым ФГОС календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа принимает участие.

Согласно проекту примерной рабочей программы воспитания календарный план воспитательной работы школа может разработать в свободной форме. Но нужно обязательно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности, то есть модулям в содержательном разделе. Также нужно отметить классы или группы школьников, которые будут принимать участие в мероприятиях. Еще зафиксировать сроки, в том числе подготовки, и ответственных лиц.

Разработать новые календарные планы с учетом всех изменений и включить в них весь спектр воспитательных мероприятий – трудоемкий процесс. Используйте шаблон календарного плана и рекомендации к вариантам его оформления, которые есть в проекте примерной рабочей программы воспитания. В помощь в разработке планов привлеките рабочую группу педагогов. Предложите рабочей группе выстроить планы по основным направлениям воспитания, по календарным периодам – месяцам, четвертям, триместрам, или в иной форме. Так, коллеги смогут учесть управленческий опыт школы и опереться на прежнюю форму воспитательной программы. Еще педагоги сэкономят время, чтобы внедрить новую форму. Если соберетесь самостоятельно разрабатывать календарные планы воспитательной работы, то используйте готовый план действий. Смотрите шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы, на схеме 3.

Схема 3. Шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы


Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей