ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
6
Июнь 2022года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Анализ работы школы за год. Чек‑листы, чтобы подготовить свою часть документа

Решат Джанишаев, директор МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым, учитель физики, победитель конкурса «Лучшая школа года – 2020» в номинации «Директор года»
В статье – чек-листы по разделам, которые готовит замдиректора для анализа работы школы за 2021/22 учебный год. Еще узнаете, какие особенности и изменения этого года нужно учесть в документе и какие сведения запросить у коллег, пока они не ушли в отпуск. Так вы упростите работу над объемным документом и сократите время на подготовку материалов для августовского педсовета.

Главное в статье СкрытьАудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение

В июне подготовьте разделы анализа работы школы за год, за которые вы отвечаете. Сделайте это до того, как педагоги уйдут в отпуск. Сведения, которые представите в анализе работы школы за год, используйте во время подготовки к августовскому педсовету.

Для начала выберите структуру и содержание анализа, а также определитесь, какие сведения собрать самостоятельно, а какие запросить у коллег. Вы можете выбрать свою структуру анализа работы школы за учебный год. Главное, чтобы такая структура отражала особенности вашей школы.

Воспользуйтесь чек-листами, которые найдете далее в статье. Они помогут вам подготовить объемный документ и ничего не упустить. Еще найдете ответственных за подготовку коллег, у которых можно запросить информацию, чтобы включить в анализ работы школы за год. Ответственных найдете перед разделом, за который они отвечают.

Все пункты из чек-листов включать в анализ работы школы не обязательно. Выберите из них те, которые будут отражать особенности вашей школы. Также учитывайте изменения, которые вступили в силу в этом учебном году, – новые правила Порядка приема в школу, обновленную номенклатуру должностей педагогов, новые правила размещения информации на официальном сайте школы, требования ФГОС-2021 НОО и ООО, перенос ВПР-2022 с весны на осень.

Главное в статье СкрытьЧек-лист 1. Общая характеристика школы

Инструкция

Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать

Социокультурные ресурсы. Проанализируйте, как школа взаимодействует с социокультурными ресурсами района, города или региона. Например, со школами искусств, спортивными комплексами, детско-юношескими организациями.

Органы управления. Опишите, какие органы управления сформировали в школе. Дополнительно охарактеризуйте, какие советы создали в организации, чтобы представлять интересы учеников и родителей. Кратко рассмотрите деятельность органов управления школой за отчетный период.

Главное в статье Скрыть Ответственный за размещение информации на сайте
Официальный сайт школы.
С 1 марта 2022 года начали действовать новые правила размещения информации на официальном сайте школы (постановление Правительства от 20.10.2021 № 1802). Поэтому проанализируйте актуальность информации, которую разместили на официальном сайте школы. Нужно проверить наличие сведений о педагогах и их достоверность. Удостоверьтесь, что информацию о питании в начальной школе публикуете регулярно – это сведения о меню ежедневного горячего питания, наличии диетического меню, перечнях поставщиков и др.

Главное в статье Скрыть

ТАБЛИЦЫ
С ПОКАЗАТЕЛЯМИ

Скачать

Проверьте, могут ли родители оформить электронное обращение на сайте по вопросам работы школы и отследить его статус. Скачайте справа таблицы с показателями, чтобы проанализировать открытость и доступность информации об организации на школьном сайте.

Чек-лист 2. Анализ деятельности, которая направлена на получение бесплатного качественного образования

Прием детей. С 1 марта 2022 года начали действовать изменения в Порядке приема в школу (приказ Минпросвещения от 08.10.2021 № 707). Включите в анализ информацию о том, как осуществляли прием льготников. Перечислите, на каких ресурсах разместили информацию о нововведениях по вопросу поступления в школу.

Социальный педагог, педагог-психолог
Контингент учеников.
Подготовьте сведения, чтобы охарактеризовать контингент учеников. Рассмотрите, какие условия создали, чтобы удовлетворить образовательные потребности школьников.

ЛИСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
Скачать

Социальный педагог, педагог-психолог
Особые образовательные потребности.
Охарактеризуйте контингент учеников с ОВЗ и проанализируйте, учитывает ли школа их особые образовательные потребности. Опишите, какой режим установили в школе для учеников с ОВЗ. Проверьте специальные условия, чтобы определить, смогла ли школа организовать доступное образование для школьников с ОВЗ. Скачайте лист для анализа доступности образовательной среды справа.

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог
Ученики группы риска.
Поручите классным руководителям подготовить отчеты об успеваемости школьников группы риска. В отчетах следует перечислить, как педагоги организовали работу с такими учениками. Пусть классные руководители укажут, каких специалистов задействовали для работы с учениками группы риска. Классным руководителям нужно сформировать список школьников, которые пропускали занятия без уважительных причин, и охарактеризовать, в каких социальных условиях они живут.

Образовательные программы. В этом подразделе проанализируйте не только ООП, но и дополнительные общеобразовательные программы. Для этого покажите на диаграмме, как ученики освоили образовательные программы по допобразованию. Например, можно представить выбор школьников по направлениям. В рамках каждого направления отдельно рассмотрите долю учеников, которые обучаются в сфере допобразования платно.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ФОРМА

Скачать

Руководители методобъединений
Учебные планы и планы внеурочной деятельности.
Проконтролируйте, как педагоги выполнили учебный план и план внеурочной деятельности. Проанализируйте по предметам и по классам, как школа выполнила обязательную и формируемую части учебного плана. Скачайте образец аналитической формы, чтобы проверить выполнение учебного плана на уровне образования справа. Сделайте вывод о том, выполнили ли педагоги учебный план и план внеурочной деятельности в полном объеме. Если учителя не реализовали программу в полном объеме, предусмотрите меры, чтобы ликвидировать отставание в следующем году.

Ответственный за составление расписания
Расписание занятий.
Проанализируйте расписание учебных занятий, чтобы проверить, как учителя выполняют требования СанПиН. Также определите трудность расписания по шкале сложности и постройте графики распределения учебной нагрузки по классам.

ОБРАЗЕЦ
АНКЕТЫ
Скачать

Удовлетворенность качеством образовательных услуг. Отразите в анализе результаты анкетирования потребителей образовательных услуг. Такие данные помогут определить уровень удовлетворенности качеством обучения и оценить место школы среди других. Скачайте образец анкеты, чтобы определить удовлетворенность потребителей образовательных услуг справа.

Чек-лист 3. Реализация программы повышения качества образования

ВАЖНО

Проанализируйте, по каким предметам повысился или понизился средний балл выпускников по ГИА. Чтобы получить объективные результаты, соотнесите результаты учеников вашей школы со средним баллом по городу и по России

Промежуточная и итоговая аттестации. Представьте сравнительную динамику результатов промежуточной и итоговой аттестации за последние три года. Отметьте учителей, которые показали положительную динамику.

Мониторинг образовательных достижений. Продемонстрируйте с помощью диаграмм, как изменились учебные достижения школьников в сравнении с прошлым учебным годом. Проследите динамику по средним оценкам и по количеству выпускников с медалями или похвальными грамотами. Зафиксируйте, подтверждают ли независимые диагностики показатели внутришкольного контроля качества.

Работа с разномотивированными учениками. Проконтролируйте, как педагоги разрабатывают задания для школьников с разной учебной мотивацией. Также проанализируйте, как школьники с низкой мотивацией справляются с базовыми заданиями, а школьники с высокой мотивацией – с заданиями повышенного уровня сложности. Если есть программы работы с учениками, у которых низкая или повышенная мотивация, включите в данный раздел анализа работы школы за год результаты работы по этим программам.

ОЦЕНОЧНЫЙ
ЛИСТ

Скачать

Подготовка выпускников. Оцените качество подготовки учеников 9-х и 11-х классов. Для этого проанализируйте работу тех педагогов, по предметам которых школьники планируют сдать выпускные экзамены. Скачайте образец оценочного листа, чтобы определить качество подготовки выпускника к ГИА справа. Еще проанализируйте классные журналы, проконтролируйте результаты диагностик в формате ГИА, которые проводили в течение учебного года. Подведите итоги собеседований со школьниками и родителями по вопросам подготовки к экзаменам. Определите, насколько результативно педагог-психолог проводил консультации для выпускников в течение года.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИТОГАМ ГИА
Скачать

Результаты ГИА. В 2022 году впервые за последние три года ГИА пройдет в штатном режиме. Исключение – выпускники, которые обучались за рубежом и прервали свое обучение из-за действий недружественных стран. Они смогут пройти итоговую аттестацию в форме промежуточной (постановление Правительства от 31.03.2022 № 538). В этом учебном году КИМ ЕГЭ по всем предметам обновили в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Отразите результаты государственной итоговой аттестации в аналитических справках. Посмотрите на схеме, какие параметры отразить в документах по результатам ГИА. Скачайте пример с формулировками рекомендаций по итогам ГИА.

Схема. Параметры, чтобы проанализировать результаты ГИА


Скачать

Результаты ВПР. Рособрнадзор перенес сроки проведения ВПР с весны на осень 2022 года (письма от 22.03.2022 № 01-28/08-01, № 01-31/08-01, приказ от 28.03.2022 № 467). Поэтому проанализируйте результаты по тем проверочным работам, которые школьники успели написать до 26 марта. Полный анализ по итогам Всероссийских проверочных работ проведите осенью.

Чек-лист 4. Реализация программы формирования или развития УУД

АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Скачать

Метапредметные диагностики. Проанализируйте, какие средства и педагогические технологии применяют учителя, чтобы школьники достигли планируемых метапредметных результатов. Сравните результаты стартовой и итоговой диагностических работ. Скачайте образец анализа результатов стартовой и итоговой диагностик справа.

ИКТ-компетенции школьников. Опишите деятельность по формированию у учеников ИКТ-компетенций. Кратко охарактеризуйте крупные проекты школы в сфере информационно-коммуникационных технологий, цель которых – продвижение школьников как активных членов информационного общества. Обозначьте планируемые УУД и мероприятия школы, которые их формируют.

ЛИСТ-ОПРОСНИК
Скачать

Учебная и творческая активность учеников. Рассмотрите, как через портфолио прослеживается динамика индивидуальной активности школьников. Для этого сделайте акцент на образовательных достижениях и опишите, какими способами ученики улучшают их. Сформулируйте на основе оценки результатов мониторинга выводы как о каждом отдельном школьнике, так и о группе учеников. Скачайте лист-опросник, чтобы оценить динамику индивидуальной активности школьника справа.

Чек-лист 5. Реализация рабочей программы воспитания

Личностные результаты школьников. Добавьте в анализ реализации программы воспитания результаты воспитания, социализации и саморазвития учеников. Для этого проанализируйте показатели динамики личностного роста школьников и формируемых воспитательных результатов. Перечислите, на каких направлениях личностного роста делаете акцент на уровнях НОО, ООО и СОО. Отметьте, в каких классах показатели воспитательной работы снизились, чтобы классные руководители уделили им больше внимания в следующем учебном году. Подготовьте подробные рекомендации для педагогов по конкретным направлениям воспитания с учетом динамики личностного роста учеников по школе.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать

Внеурочная деятельность и допобразование. Проконтролируйте качество организации и проведения занятий по внеурочной деятельности, которые педагоги провели в течение учебного года. При анализе курсов внеурочной деятельности оцените реализацию не самих курсов, а воспитательного аспекта на занятиях. Скачайте пример анализа реализации плана внеурочной деятельности справа. Отразите в анализе степень удовлетворенности родителей качеством и спектром допобразования в школе. Зафиксируйте, есть ли необходимость ввести новые направления и закупить дополнительное оборудование. Так учредитель сможет определить размер финансирования школы на следующий учебный год.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать

Педагог-психолог
Профориентационная работа.
Включите в отчет вопросы, которые касаются профессионального просвещения школьников. Оцените, как школа организовала диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Можете описать, как провели профессиональные пробы учеников. Скачайте пример анализа профориентационной работы справа.

Социальный педагог
Предупреждение безнадзорности и правонарушений.
Проконтролируйте, как социально-психологическая служба и классные руководители осуществляют работу с учениками, чтобы предупредить безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. В анализе сделайте акцент на индивидуальной работе с детьми группы риска. Отдельно отметьте, какие формы работы эффективны в достижении положительного результата.

Социальный педагог
Сопротивление к употреблению ПАВ.
Проконтролируйте, как социально-психологическая служба и классные руководители осуществляют работу с учениками, чтобы воспитать у них устойчивое сопротивление к употреблению наркотических и других психотропных средств. В анализе сделайте акцент на индивидуальной работе с детьми группы риска.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать

Достижения в конкурсах и соревнованиях. Проанализируйте достижения школьников и учебных коллективов в районных, областных и федеральных конкурсах и соревнованиях. Сформулируйте выводы о том, как классные руководители и учителя-предметники способствовали повышению активности участия учеников в подобных мероприятиях. Отметьте, как школа поощрила участников конкурсов и соревнований. Скачайте пример анализа участия школьников в конкурсах и соревнованиях справа.

ПРИМЕР
АНАЛИЗА
Скачать

Работа с родителями. Оцените качество организации и проведения работы с родителями и их вовлеченность в жизнедеятельность класса. Для этого проанализируйте, какие формы работы и виды деятельности, в том числе инновационные, используют классные руководители, чтобы организовать взаимодействие с родителями. Также проверьте, как педагоги проводили работу с родителями в дистанционной форме и насколько это было эффективно. Еще включите в анализ работы школы результаты контроля качества организации и проведения детско-родительских и родительских мероприятий за учебный год. Скачайте пример анализа организации работы с родителями.

ОБРАЗЦЫ
АНКЕТ

Скачать

Соответствие запросам учеников и родителей. Проведите анкетирование, чтобы изучить мнение родителей и школьников о качестве воспитательной деятельности по итогам реализации новой программы воспитания. Анализ опроса позволит вам оценить удовлетворенность участников образовательных отношений результатами воспитательной работы, а также собрать отзывы и реализовать обратную связь. Скачайте образцы анкет для опроса справа. Там же найдете пример анализа соответствия программы воспитания запросам школьников и их родителей.

Чек-лист 6. Обучение школьников с особыми образовательными потребностями

Педагог-психолог
Адаптированные программы.
Зафиксируйте, сколько учеников с ОВЗ и с какими нозологиями обучается в вашей школе. Представьте перечень адаптированных основных образовательных программ и опишите, как их реализовала школа. Если у педагогов были трудности, опишите, как удалось справиться с проблемой и каких результатов смогли достичь учителя в конце учебного года. Проанализируйте, как школа обеспечила особые образовательные потребности учеников с ОВЗ и улучшила их условия обучения. Например, укажите, что администрация закупила новое оборудование.

Педагог-психолог
Коррекционная работа.
Проконтролируйте итоги коррекционно-развивающей работы, которую провели педагоги в учебном году. Для этого зафиксируйте, каких образовательных результатов достигли ученики с ОВЗ. Для наглядности можете отобразить этот фрагмент анализа работы школы с помощью графиков или диаграмм. Проанализируйте результаты школьников с ОВЗ по итогам ГИА. Отметьте, какой вклад внесли дети с ОВЗ в общий показатель качества образования в вашей школе. Если такие ученики участвовали в конкурсах и олимпиадах, представьте их результаты.

Чек-лист 7. Анализ условий реализации основных образовательных программ

Руководители методобъединений
Кадровые условия.
С марта 2022 года начала действовать обновленная номенклатура должностей педагогов (постановление Правительства от 21.02.2022 № 225). Эти изменения нужно учитывать, когда школа составляет штатное расписание, определяет удлиненный отпуск работника или направляет его на аттестацию.

ПРИМЕРЫ
ТАБЛИЦ
Скачать

Чтобы провести анализ кадровых условий школы, зафиксируйте, сколько педагогов имеют высшее образование, а также первую или высшую квалификационную категорию. Укажите, у какого количества учителей стаж работы до 10 лет или более 20 лет. Также отметьте, какие кадровые вакансии есть в школе. Кроме того, оцените, как реализовали перспективный план повышения квалификации педагогов. Результаты анализа удобнее оформить в виде таблиц. Примеры таблиц скачайте справа.

Обобщите данные о выполнении перспективного плана-графика аттестации учителей. Еще опишите, как школа организовала методическую работу. Например, какие методобъединения есть в школе и в каком составе, а также график педсоветов и заседаний ШМО.

Педагог-психолог
Психолого-педагогические условия.
Такой пункт в данном разделе анализа работы школы за год нужен, чтобы показать, как психолого-педагогическое сопровождение помогло ученикам преодолеть проблемы и достичь образовательных результатов.

Поручите коллегам подготовить информацию о мероприятиях, которые они провели в течение года. Акцент следует делать не на количественных показателях, а на качественном анализе этих мероприятий. Например, педагогу-психологу необходимо отразить, как он выявлял высокомотивированных учеников. Также пусть отдельно зафиксирует, какие консультации и тренинги провел с олимпиадниками и участниками конкурсов в течение года. Еще следует отметить, как подобные консультации и тренинги поддержали школьников во время конкурсных испытаний.

Ответственный за информатизацию, библиотекарь
Информационно-методические условия.
Соберите у педагога-библиотекаря и ответственного за информатизацию сведения об информационно-методических условиях школы. С опорой на полученные данные опишите, достаточное ли в школе количество необходимых ресурсов, в том числе и для дистанционной работы с учениками. Например, цифровых версий учебников, которые адаптированы для онлайн-заданий, видеоуроков, интернет-ресурсов.

Проанализируйте данные о фондах библиотеки. Оцените, хватит ли материалов, если возникнет необходимость организовать дистанционное обучение. Также укажите, что школа планирует пополнить электронно-цифровые фонды, если в процессе анализа выявите дефицит материалов.

Чек-лист 8. Обеспечение условий безопасности

Педагог-организатор
Антитеррористическая безопасность.
В программу развития школы должны были включить мероприятия, которые позволят усилить безопасность детей, работников и посетителей. Также можно было дополнить антикризисный план, который разработали в мае 2021 года (письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07). Еще проверьте, что дополнили рабочие программы воспитания мероприятиями плана работы по формированию у детей основ поведения в террористических ситуациях. Опишите, какие мероприятия по антитеррористической безопасности со школьниками организовали в этом учебном году. Проанализируйте результаты, которые достигли ученики по итогам мероприятий.

Педагог-организатор
Допризывная подготовка.
С января 2022 года действует новая инструкция по работе в системе воинского учета (приказ Минобороны от 22.11.2021 № 700). Проанализируйте, как школа организовала учетно-допризывную работу, медицинскую подготовку, работу духовно-нравственного и патриотического направлений.

Педагог-психолог
Психологическая безопасность.
Проанализируйте уровень психологической безопасности учеников и их родителей, а также педагогов. Обратите внимание, как в образовательной деятельности педагоги учат школьников распознавать сверстников группы риска, как объясняют, куда обратиться за помощью в сложных ситуациях. Проверьте план работы педагога-психолога и выявите, что именно он проводил и как развивал конфликтологическую компетентность и социальные навыки всех участников образовательных отношений. Особое внимание уделите итогам работы педагога-психолога по сопровождению подростков группы высокого риска, которые переживают депрессивные, агрессивные чувства, стресс.

Зафиксируйте результаты работы школы по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Опишите мероприятия, которые проводили в течение учебного года, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

ПРИМЕР
ФОРМУЛИРОВКИ

Скачать

Медицинский работник, классные руководители
Санитарно-эпидемиологические требования.
С 2021 года для школ действуют новые санитарные правила и гигиенические нормативы (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). Проанализируйте, насколько в этом учебном году работа школы соответствовала новым сантребованиям. Например, опишите, как стали документировать и контролировать процесс физического воспитания, как следите за состоянием и содержанием мест занятий физкультурой, пищеблоком и питанием детей. Укажите, проводите ли работу по формированию здорового образа жизни, реализации технологий сбережения здоровья (п. 2.9.5 СП 2.4.3648-20). Пример формулировки для анализа мероприятий по соблюдению сантребований скачайте справа.

Чек-лист 9. Анализ управленческой деятельности

ФГОС-2021. Проведите ревизию локальных актов школы и проверьте, чтобы они соответствовали требованиям образовательных стандартов. Чтобы выполнить требования Минпросвещения и начать с 1 сентября обучение по новым ФГОС, необходимо уже в июне проконтролировать готовность ООП НОО и ООО. Оцените степень готовности структурных элементов ООП. Если документы еще не готовы или вы выявили недочеты, то составьте рекомендации и установите сроки повторного контроля.

Посещенные занятия. Опишите в анализе работы школы за год, какие оценочные листы или критерии анализа урока вы использовали в течение года. Охарактеризуйте, насколько хорошо учителя понимают критерии анализа урока, внеурочного занятия или занятия по программам дополнительного образования. Отразите, какую работу провели педагоги, чтобы исправить недостатки во время подготовки и проведения занятий. Напишите, как анализ занятий помог учителям и школьникам достичь образовательных результатов. Если в школе проводили предметные или метапредметные недели, представьте результаты по итогам мероприятий таких недель.

ВШК. Проанализируйте итоги плана внутришкольного контроля. Перечислите, какие урочные и внеурочные занятия посетили в течение учебного года. Отразите, насколько качественно педагоги готовятся к занятиям и проводят их, а также ведут школьную документацию – классные журналы, личные дела, дневники и тетради школьников.

Педсоветы. Опишите, какую программу педсоветов реализовала ваша школа в учебном году. Проанализируйте, как педагоги выполняют решения, которые зафиксированы в протоколах педагогических советов и заседаниях ШМО. Отразите, как педсоветы и другие методические мероприятия помогли учителям повысить качество образовательных результатов учеников.

Оперативная информация. В ноябре 2021 года закончился эксперимент по внедрению электронного документооборота, в том числе в сфере трудовых отношений, и новые нормы были введены в Трудовой кодекс. Отразите в анализе, как внедряли электронный документооборот в школе. Опишите, какие трудности и успехи выявили, повысилась ли эффективность работы организации.

Чек-лист 10. Задачи на новый учебный год

Выводы. Заключительный раздел отчета закончите выводами о результатах работы школы за учебный год. Чтобы сделать общие выводы, определите проблемы по результатам всех разделов анализа работы школы, выясните причины их возникновения и предложите пути решения. Эти данные понадобятся, чтобы составить план работы на следующий учебный год с учетом дефицитов за предыдущий. Сопоставьте цель и задачи, которые вы ставили на учебный год, с полученными результатами. В общем выводе отметьте, удалось ли школе решить задачи и достигнуть цели.

Задачи. После того как сделаете выводы, сформулируйте цель и задачи на следующий учебный год. Когда будете формулировать цель и задачи, уделите внимание дефицитам школы, которые выявил анализ работы. Например, можете включить пункты по развитию педагогической деятельности, новые программы и планы. Все цели и задачи школы должны быть направлены на то, чтобы помочь учениками улучшить их образовательные результаты.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей