
Как контролировать работу молодых и вновь прибывших специалистов

ВАЖНО
Посещайте уроки молодого и вновь прибывшего специалиста систематически и в течение продолжительного времени. Сначала дайте учителю возможность провести самоанализ урока, а затем подробно обсудите его ход с педагогом
Проверьте школьную документацию, которая регулирует методическое сопровождение новых коллег. Например, положение о наставничестве, о внутришкольном контроле, об индивидуальной траектории профессионального развития и др. Так, в положении об индивидуальной траектории профессионального развития молодых или вновь прибывших специалистов вы можете отразить, как будете контролировать реализацию индивидуальной траектории.
Включите в план ВШК персональный контроль нового специалиста. Зафиксируйте сроки и форму контроля, ответственных и планируемый результат. Также привлеките к этой работе педагога-наставника, руководителя ШМО и психолога школы.
Используйте разные формы контроля – посещение уроков нового специалиста, анализ его документации и беседу. Еще можете организовать контрольный срез знаний в классах, в которых преподает педагог. Это позволит оценить динамику учебных достижений учеников. По результатам проверки подготовьте аналитическую справку.
Посетите занятия
В ходе контроля посетите уроки и занятия внеурочной деятельности нового специалиста. Посмотрите, как учитель владеет методикой преподавания предмета и поддерживает дисциплину на уроке. Также проверьте, как педагог учитывает возрастные особенности школьников.
Схема. Позиции, чтобы дать общую оценку уроку
Чтобы дать общую оценку урока молодого или вновь прибывшего специалиста, охарактеризуйте занятие по восьми позициями. Смотрите позиции на схеме выше. Оценить урок по ведущим аспектам поможет карта анализа. Возьмите готовый образец карты.
Образец карты анализа урока
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Организация урока. Проверьте, как новый учитель готовился к уроку – имел ли план, конспект или карту урока, подготовил ли учебный кабинет. Еще оцените, как педагог выдержал организационную структуру урока. Определил ли коллега цели урока, привлекал ли к этому учеников, связал ли цели с планируемыми результатами.
Содержание урока. Понаблюдайте, соответствует ли содержание материала урока требованиям программы. Проанализируйте, получается ли у учителя выделять главное, есть ли связь содержания урока с ранее изученным материалом. Оцените, насколько понятно и доступно педагог излагает материал урока, обучает ли школьников добывать знания самостоятельно. Также посмотрите, есть ли воспитательная и практическая направленность содержания урока.
Методы и приемы. Проследите, какие методы обучения применяет учитель на разных этапах занятия. Зафиксируйте, какие методы и приемы позволили раскрыть содержание учебного материала и развить познавательную активность учеников. Еще оцените методику организации деятельности учеников на уроке. Проконтролируйте, были ли приемы индивидуализации и дифференциации обучения, а также чередование и соотношение форм работы.
Изучите документацию педагога
Изучите документацию, которую ведет новый специалист. Проанализируйте, своевременно ли он заполняет электронный журнал и соответствует ли пройденное на уроке КТП. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании. Посмотрите рабочие тетради учеников. Сделайте выводы о периодичности и качестве их проверки учителем. Проанализируйте результаты учебных достижений учеников по предмету и их динамику.
Проведите беседу с учителем
Побеседуйте с новым педагогом. Рассмотрите особенности его профессиональной деятельности и дайте рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Еще обсудите дефициты, которые выявили по результатам посещения уроков педагога и анализа его документации. Оцените степень адаптации специалиста в коллективе и профессии.
Подготовьте справку
По результатам контроля подготовьте аналитическую справку. В ней пропишите цель контроля и его сроки. Дайте целостную оценку по результатам посещенных уроков. Отметьте положительные моменты в работе учителя, зафиксируйте недостатки, сформулируйте выводы и пропишите рекомендации для педагога. Ознакомьте учителя с результатами проверки. Форму аналитической справки выберите в зависимости от статуса нового педагога. Возьмите готовый образец аналитической справки, чтобы оценить работу молодого специалиста.
Образцы аналитических справок по итогам контроля деятельности специалиста
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите справку. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Личные границы замдиректора: как отстоять свои и не нарушить чужие

Доступна аудиоверсия статьи
Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
Личные границы – это набор внутренних правил, которые определяют допустимое, разумное и безопасное поведение других людей по отношению к вам. Личные границы очерчивают область автономии каждого, разделяют «мое» и «не мое», «я» и «не я». На работе личные границы нарушают люди, которые объясняют свои профессиональные действия не рабочей необходимостью, а личными отношениями. Часто они принимают за рабочие задачи собственные эмоциональные. Например, у таких людей может быть в приоритете возможность избегать волнения. Сохраняйте свои границы на работе и не нарушайте границы коллег словом и делом: оздоравливайте общение и отделяйте рабочие контакты и задачи от нерабочих. А чтобы проверить, не нарушили ли педагоги ваши личные границы, воспользуйтесь чек-листом. Отметьте те признаки в чек-листе, которые замечаете за собой. Результаты помогут определить, нужно ли скорректировать свое поведение, чтобы отстоять личные границы.
Выстраивайте здоровое общение с коллегами
Не работе личные границы чаще всего нарушают во время разговора. Люди используют модели общения, которые видели в семье, наблюдают в фильмах и сериалах. Зачастую они далеки от здоровых. С такими людьми сложно взаимодействовать при попытке объяснить, что они некорректно выстраивают общение с вами. Есть большая вероятность, что вы натолкнетесь на универсальное: «А что я такого сказала?». Характер человека переделать невозможно, но позаботиться о своем комфорте в такой ситуации важно. К тому же своим поведением вы с разной степенью успеха сможете положительно повлиять на весь коллектив. Пример сложной ситуации с комментарием посмотрите в шпаргалке. В ней же найдете, как стоит и не стоит отвечать педагогу, который пытается нарушить ваши личные границы.

СПРАВКА
«Я-послание» – это прямое объяснение своих чувств, эмоций, позиции с помощью местоимения «я». Например, не «Вы меня утомили своим рассказом», а «Я очень устала и плохо понимаю Ваш рассказ»
Не изображайте тех эмоций, которые не испытываете. Не надо имитировать симпатию, интерес, понимание. Вам что-то неприятно, не нравится – так и скажите. Необязательно гневно или с обидой, главное – обозначить границы через «Я-послание».
Регулируйте эмоциональную дистанцию. Следите за эмоциональным состоянием в диалоге с коллегами. Действуйте по правилу «дискомфорт – дистанция»: чем больше дискомфорта, тем больше должна быть дистанция. Если во время или после разговора с коллегой у вас начинается недомогание или портится настроение, общайтесь только по рабочим вопросам.
Следите за тоном общения и лексикой. Демонстрируйте деловой этикет как в личном общении, так и в переписке. Крики при встречах, брань, назидания и угрозы недопустимы для всех участников общения.
Используйте не оценки и обвинения, а описания и указания. Для этого говорите о фактах. Указывайте на сильные и слабые стороны в деле и формулируйте свои ожидания.
Четко называйте желаемые и достигнутые результаты. Доносите свои идеи прямо и добивайтесь этого от других. Вы не телепаты, никто не обязан и не может угадать пожелания и запросы друг друга. Сделайте акцент на достижениях, а не на личных качествах. Тогда все педагоги почувствуют свою значимость и будут работать лучше.
Не участвуйте в нерабочем обсуждении кого-то из коллег. Это неэтично, мгновенно роняет ваш авторитет и делает вас жертвой следующей сплетни. Если вас пытаются втянуть в обсуждение, не поддавайтесь. Через «Я-послание» скажите, что не считаете это приемлемым: «Я не считаю правильным обсуждать человека за его спиной».
Не переходите на личности. Даже если педагоги ссылаются на сложный или особенный характер ученика, родителя или коллеги, уходите от обсуждения его личности. В таком случае лучше сместить акцент на решение ситуации: «Да, это важно, но нам надо понять, как действовать».
Защищайтесь от избыточной стимуляции. Чаще всего нарушают границы того человека, который испытывает дискомфорт, но терпит. Поэтому не терпите физический дискомфорт. Например, если душно – попросите приоткрыть окно или сделайте это сами. Если собеседник говорит слишком громко, быстро, излишне подробно или встал слишком близко – среагируйте сразу, но не грубо. Сделайте то, что уменьшит стимуляцию. Попросите говорить тише, спокойнее, перейти к существенным деталям. Отодвиньтесь или аккуратно попросите собеседника пересесть: «Присядьте вот тут». Следите за тем, чтобы не давить на коллег подобным образом.

ВАЖНО
По тому, как человек обращается со временем, можно понять, умеет ли он защищать свои границы
Отделяйте рабочие задачи и контакты от личных
Если сможете грамотно расставлять приоритеты, вам будет проще отстаивать свои границы. Приоритетными считайте те задачи и взаимодействия, которые ведут к достижению рабочих целей и поддерживают рабочую атмосферу в коллективе. Это не значит, что у вас не может быть дружбы или приятельства на работе. Но практически все контакты с коллегами должны носить деловой характер. Пусть работа с вами ассоциируется у коллег с делом, ясностью и разграничением деловых задач от остальных. Что ответить педагогу, который пытается подменить рабочие задачи личными, смотрите в шпаргалке с описанием сложной ситуации и комментариями.
Берегите свое время. Сразу говорите, сколько времени у вас есть на конкретное дело или разговор. Рабочие вопросы решайте только в свободное время. Обозначьте, в каких экстренных ситуациях вам можно звонить и писать в нерабочее время. В иных случаях не отвечайте.
Будьте последовательны. Если вы сказали, что больше чего-то не допустите, но это произошло снова, то поверят вашим действиям. Действия говорят громче слов. Поэтому сказали – сделайте.
Обсуждайте только насущные проблемы. Практически все ваше взаимодействие с сотрудниками должно касаться деловых вопросов. Собирайте коллег по делу. Сразу озвучивайте вопросы, которые будете обсуждать.
Минимизируйте обсуждение нерабочих вопросов. Если коллеги обсуждают что-то личное, например, близкие отношения или финансовые вопросы, – старайтесь ограничиться ролью слушателя. Меньше говорите о личном.
Оставайтесь профессионалом. Всегда напоминайте себе, в чем сейчас заключается ваша профессиональная задача, в чем – профессиональная задача ваших коллег. Обсуждайте то, что касается этих задач и может помочь выполнить их.
Добивайтесь максимальной ясности функционала. Давайте каждому педагогу полную картину его рабочих обязанностей и добивайтесь такой для себя. Поручения формулируйте максимально ясно: говорите, что именно сделать, в какие сроки, с кем, когда вы проверите работу. По возможности давайте образцы и пошаговые инструкции.
Будьте осторожны с оказанием помощи. Помощь – одна из ловушек, в которую попадают люди с нарушениями личных границ. Если вы без ясных рациональных причин намереваетесь помочь коллеге, подумайте, не запутались ли вы в границах обязанностей себя и коллеги. За что отвечаете вы, за что она? Если помогаете, то не делайте за человека – это уже не помощь, а нарушение границ.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Что рассказать педагогам о личных границах. Готовые памятки
Проведите в апреле консультацию для педагогов и расскажите, какие виды личных границ есть и как их соблюдать. Используйте памятку с видами личных границ. Ведь конфликты чаще всего возникают, когда учителя нарушают личные границы друг друга и не могут уверенно отстаивать свои. Попробуйте разыграть примеры из памяток как упражнения.
Обсудите с учителями, что они чувствуют, когда говорят «токсичные» фразы и «здоровые». Что они ощущают, когда слышат корректные и некорректные фразы в свой адрес. Если педагоги не готовы делиться, договоритесь о саморефлексии – или предложите высказаться анонимно, на листочках. Поговорите с коллегами об эмоциях через 2–3 минуты в начале консультации, а затем еще раз в конце. Обратите внимание педагогов, как изменились их ощущения.
В конце встречи раздайте коллегам готовые памятки. Педагоги смогут держать подсказки под рукой, например, во время сложной переписки с родителями. С помощью памяток педагоги разберутся, насколько хорошо они понимают свои личные границы и могут ли их защищать. Три психологических упражнения помогут учителям ощутить и укрепить личные границы. Примеры нездоровых фраз покажут, как «взламывают» личные границы. Двенадцать фраз научат противостоять «взлому» и при этом не страдать от чувства вины и не нарушать границы собеседников в ответ.
Памятка для педагогов
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите памятку. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
