
ЕГЭ-2022: упражнения по русскому языку для подготовки к новым заданиям

А ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ
Отчет о самообследовании за 2021 год. Чек-листы, чтобы подготовить свою часть документа>>
Разработчики внесли пять изменений в содержание и процедуру ЕГЭ по русскому языку. Два нововведения затронули нормы оценивания, а другие три – содержание заданий, их формулировку и формат.
Так, в задании 27 уточнили нормы оценивания сочинения объемом от 70 до 150 слов. Теперь ученик получит один балл из двух возможных, если допустит не больше двух пунктуационных ошибок. Ранее он мог ошибиться в пунктуации один-три раза. Также сократили первичный балл за экзаменационную работу. Теперь он 58, а не 59.
Содержание, формулировка или формат изменились в заданиях 1, 16 и 19. У учителей-словесников есть три месяца, чтобы проработать нововведения с выпускниками. Предложите педагогам готовые упражнения, которые помогут подготовить одиннадцатиклассников к новым заданиям ЕГЭ.
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
В 2022 году кардинально изменили задание 1. Ранее выпускники работали с текстом небольшого объема и искали утверждения, которые содержали главную информацию о нем. Теперь школьники работают с текстом уже большего объема. А чтобы найти верные утверждения, одиннадцатиклассники проводят частичный лингвистический анализ. Для этого нужно определить тип, стиль и жанр текста, его лексические и грамматические характеристики, а также средства художественной выразительности.
Чтобы подготовить выпускников к заданию 1, чаще проводите с ними лингвистический анализ текста. Для этого подготовьте план работы с текстом, на который смогут опереться школьники. Разработайте его самостоятельно или возьмите готовый из примера с упражнением ниже.
Инструкция
Кликните на название, чтобы посмотреть пример
Задание 16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и предложении с однородными членами
В задании 16 изменили формулировку и критерии оценивания. Сняли ограничение на количество верных утверждений и снизили максимальный балл. Теперь он 1, а не 2. Если выпускник допустит недочет в этом году, то получит 0 баллов. Поэтому пусть учителя-словесники уделят заданию 16 больше внимания.
Закрепите у школьников знания о структуре сложносочиненных предложений и предложений с однородными членами. Также разберите сложные пункты, где выпускники часто ошибаются. Например, отработайте пунктуацию в предложениях с общим второстепенным членом или при союзе «да». Посмотрите примеры таких упражнений.
Инструкция
Кликните на название, чтобы посмотреть пример
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
В задании 19 расширили языковой материал. Раньше выпускники расставляли запятые в основном в определительных предложениях с союзным словом «который». В этом году разработчики подобрали для пунктуационного анализа различные типы сложноподчиненных предложений. Ваша задача – научить школьников определять типы сложноподчиненных предложений и границы их частей. Посмотрите ниже пример упражнения, чтобы подготовить выпускников к заданию 19.
Инструкция
Кликните на название, чтобы посмотреть пример
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Какие школы победили в конкурсе «Лучшая школа России – 2021»
боролись за победу в конкурсе
Как проходил конкурс
Конкурс получился масштабный. Без преувеличения вся Россия приняла в нем участие – это больше трех тысяч школ и около двух тысяч различных населенных пунктов от крупных городов до сел и деревень. Борьба была нешуточной. В конкурсе приняли участие: 3102 директора, 665 заместителей директора по учебно-воспитательной работе и 574 заместителя директора по воспитательной работе.
Участники боролись за победу на протяжении семи конкурсных онлайн-этапов. А в финале представили творческую работу. За время конкурса они выполнили 9476 заданий!
Конкурс «Лучшая школа России» проходит уже второй год. Участники этого года выполнили в два раза больше заданий. Составлял их экспертный совет конкурса – методисты, педагоги, профессора федерального уровня.
![]() |
![]() |
Кто победил
Жюри определило десять лучших школ России, директоров и заместителей по воспитательной и учебно-воспитательной работе, которых пригласили на награждение в Москву. Победителя в каждой номинации, который получает денежный приз, объявили со сцены представители экспертного совета конкурса. Смотрите победителей и десятки лучших.
Инструкция
Кликните на название номинации, чтобы посмотреть десятку лучших
![]() |
![]() |
Что будет в 2022 году
В этом году направление Актион Образование подготовило для вас целых два конкурса. С сентября надо будет переходить на новые образовательные стандарты. Поэтому было принято решение поддержать тех, на чьи плечи главным образом ляжет переход на новые ФГОС – заместителей директора по УВР. Поэтому в 2022 году пройдет II Всероссийский конкурс «Завуч года». Дошкольное образование тоже решили не обходить стороной. И для них впервые в России учрежден конкурс «Методист года детского сада».
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Домашние задания: главные неудобства проверки на дистанте и способы их нейтрализовать

Доступна аудиоверсия статьи
Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
Целые классы продолжают уходить на дистанционное обучение, поэтому сохраняется проблема с приемом и проверкой домашних работ в этот период. Попытки упростить этот процесс не всегда успешны из-за человеческого фактора, но иногда и из-за выбора не самого подходящего способа. Универсального варианта, как облегчить работу, не существует, но есть способы бороться с основными раздражителями. Всего их четыре.
Раздражитель 1. Назойливые сообщения
Большая проблема при работе с домашними заданиями на дистанционном обучении – круглосуточные сообщения в мессенджерах. Порой дети и взрослые отправляют работы или задают вопросы даже ночью, при этом рассчитывают на быструю реакцию.
Как нейтрализовать. Самый простой способ справиться с этим раздражителем – отключать телефон на ночь. Но в этом случае может не сработать будильник. Лучше выбрать беззвучный режим в настройках телефона. Современные телефоны позволяют сделать так, чтобы этот режим включался каждый день по расписанию. А в некоторых смартфонах даже при отключенном звуке избранные контакты все равно смогут до вас дозвониться. Удобный режим выбирайте в зависимости от предпочтений и модели телефона.
Можно настроить мессенджеры: отключить уведомления совсем или убрать их для чатов с учениками и родителями. Как именно это сделать – зависит от мессенджера и приложения. Можно установить на смартфон специальное приложение для контроля оповещений. Обычно такие приложения используют для концентрации на работе, но можно использовать и для «ночного режима».
Раздражитель 2. Сложно делать пометки в домашних работах
Одна из главных сложностей дистанционной проверки домашних заданий – показать ученику, в чем и почему он ошибся. Если при традиционном обучении пометки учитель делает контрастной ручкой в тетради, то на удаленке приходится описывать ошибки текстом. Это долго и часто не так информативно, как привыкли педагоги и дети.
Как нейтрализовать. Использовать графический редактор. Тогда в виртуальной работе можно делать пометки так же, как в тетради.
Есть редакторы, которые встраиваются в браузер или в версии приложений и соцсетей. Также существуют образовательные платформы, в которые интегрированы инструменты для работы с загруженными файлами.
Редактировать с экрана телефона не очень удобно, мелкие пометки сделать будет сложно. Поэтому лучше для работы выбирать редакторы, которые можно установить на компьютер или использовать через браузер. Смотрите шпаргалку с сервисами-помощниками, чтобы делать пометки в домашних работах.
Раздражитель 3. Нечитаемые работы из‑за качества фотографий
Еще одна сложность – качество снимков. Ведь чаще всего письменные работы, которые нужно писать в тетради, ученики присылают именно в виде фотографий. Не все школьники задумываются, как учитель будет проверять задания, в которых половина листа засвечена.
Как нейтрализовать. Простая настройка контраста не поможет увидеть текст, если один участок листа засветился, а на другой попала тень. Для обработки фотографий такого типа требуется особый алгоритм.
Существуют приложения, которые специализируются на подобной обработке – например, CamScanner. Им может воспользоваться как ученик перед загрузкой фотографии, так и учитель, когда получит работу.
Также есть масса бесплатных мобильных приложений, которые имитируют сканер, в том числе и CamScanner. Если сделать фото прямо в приложении, можно добиться высокой четкости
Наконец, самый простой способ – обсудить проблемы с детьми. Рассказать, что невозможно проверить работу по засвеченной фотографии. Не лишним будет донести эту информацию и до родителей. Пусть помогут детям сделать хорошие фотографии, чтобы много раз не загружать одни и те же файлы. Это облегчит работу и педагогам, и самим школьникам.
Раздражитель 4. Сложно сортировать домашние работы
Упорядочить многочисленные домашние работы – другая проблема дистанционного обучения. Удобнее, когда работы отсортированы по классам и указаны реальные Ф. И. О. учеников, а не никнеймы или номера телефона, как бывает в мессенджерах.
Сложно бывает определить, к какому предмету и к какому домашнему заданию относится та или иная работа. Такая проблема особенно часто возникает у учителей в небольших школах, где педагоги ведут сразу несколько предметов.
Как нейтрализовать. Есть несколько вариантов решить проблему с беспорядком в электронных домашних работах. Можно настроить сортировку писем в почте. Сделать это позволяют фильтры и папки, которые есть практически во всех почтовых клиентах.
Другой вариант – отмечать все присланные файлы с домашними заданиями специальным кодом. Порекомендуйте педагогам нумеровать домашние задания и сообщать их номер детям, чтобы они писали его в теме письма или названии файла. Например, для четвертого домашнего задания на карантине по русскому языку в 5 «А» использовать такой код: РЯ_5_А_4. Тогда будет удобно сортировать письма в почте или файлы в папках.
Еще можно создать специальные папки в облаке, например, на Google-диске или Onedrive. В названиях папок можно использовать кодировку, как в варианте выше, чтобы не запутаться. Когда учитель создаст папки, ему нужно будет дать доступ детям, чтобы они могли загрузить работы.
Лучше не принимать работы через мессенджеры и соцсети, так как в подобных сервисах их сложнее будет сортировать. Еще ученики могут многократно пересылать задания, потому что выполняют работу над ошибками. Получается, что школьник отправляет несколько версий одной работы, что может окончательно запутать педагога. Еще, если ребенок списал работу, отправил, а потом понял, что такое «не прокатит», он может просто удалить сообщение. Учитель же может не успеть заметить это, потому что проверяет работы тогда, когда ему удобнее.

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
Сервисы-помощники для сортировки работ
This is a modal window.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
