
Отчет о самообследовании за 2021 год. Чек-листы, чтобы подготовить свою часть документа
Не позднее 20 апреля школа должна разместить на сайте и направить учредителю отчет о результатах самообследования за предыдущий календарный год. Когда будете собирать данные для отчета, убедитесь, что выбрали верный отчетный период.
Закон не регламентирует структуру отчета для школ. Поэтому определите ее на совещании при директоре. Предусмотрите в отчете две части: аналитическую и статистическую (п. 7 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462).
В аналитическую часть включите сведения по десяти направлениям оценки деятельности школы (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Не исключайте из отчета объекты оценки, которые ведомство зафиксировало законодательно.

СПРАВКА
Отчетный период для самообследования – календарный год
Для статистической части отчета о самообследовании заполните таблицу по итогам анализа показателей деятельности школы (приложение 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324). Но некоторые показатели вы не сможете корректно отразить из-за особенностей ГИА 2021 года. Например, в отчете за 2021 год нельзя проанализировать средний балл ЕГЭ по математике, потому что экзамен не был обязателен для всех выпускников. Ведь кто не планировал поступать в вузы, сдавали только ГВЭ, а для тех, кто планировал поступление, обязательным был только экзамен по русскому языку. Поэтому в статистическую часть отчета придется внести лишь общие сведения и сделать примечание. Например, что в 2021 году средний балл ГИА-11 по русскому языку и математике рассчитывался на основании обобщенных результатов по ЕГЭ и ГВЭ.
В 2021 году структура документа осталась прежней. Поэтому можете взять за образец отчет о самообследовании школы за прошлый год. Однако учтите – в документе несколько особенностей. Отразите в отчете начало подготовки к переходу на новые ФГОС. Выявите состояние кадрового обеспечения – пропишите, готовы ли педагоги внедрять новые образовательные стандарты. Зафиксируйте, как школа организовала дистанционное обучение, если ваш регион вводил ограничения из-за распространения коронавируса. Покажите, как используете электронные образовательные ресурсы, и проанализируйте техническую оснащенность. Упомяните антикоронавирусные ограничения, которые соблюдали в школе в 2021 году. Еще учитывайте нововведения, которые произошли в воспитательной работе. Ведь с 1 сентября 2021 года вопросы воспитания школьников определяют рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы, которые включили в состав ООП. И последнее – зафиксируйте результаты нестандартной формы ГИА-2021.

ВАЖНО
Если выбрать неверный период для отчета о самообследовании, Рособрнадзор при проверке может вынести предписание. Если школа не исправит отчет в установленный срок, ее оштрафуют на сумму до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП)
Направления, которые готовит замдиректора
Заместитель директора отвечает как минимум за четыре направления оценки деятельности школы в аналитической части отчета о самообследовании. Так, вам предстоит собрать и представить информацию в отчете по образовательной деятельности и организации учебного процесса, содержанию и качеству подготовки учеников, востребованности выпускников, функционированию ВСОКО.
Нужные сведения по направлениям оценки деятельности школы сможете найти в локальных актах, которые есть на сайте школы. Также воспользуйтесь отчетами, которые готовили в течение года. Возможные источники информации для разделов отчета о самообследовании, которые готовит замдиректора, смотрите в таблице.
Таблица. Источники информации для разделов отчета о самообследовании, которые готовит замдиректора
Сформируйте рабочую группу, чтобы собрать информацию для отчета о самообследовании. Обычно это руководители ШМО и классные руководители. Продумайте, какие материалы для отчета запросить у коллег. Например, поручите руководителям методобъединений предоставить информацию об участии школьников во ВсОШ.
Запланируйте обучающий семинар для участников рабочей группы, чтобы они одинаково понимали цели самообследования и способы работы с итогами деятельности школы. Чтобы педагогам было проще собрать данные, разработайте формы для сбора информации. Продумайте, какую информацию и в какие сроки они должны предоставить.
Чек-лист 1. Оценка образовательной деятельности и организация учебного процесса
В 2021 году в образовательной деятельности произошли ключевые изменения. Они связаны с подготовкой к переходу на новые ФГОС, реализацией программ воспитания и широким внедрением дистанционного обучения. При этом продолжали действовать антикоронавирусные ограничения. Кратко охарактеризуйте изменения и покажите, как они повлияли на работу школы.
Инструкция
Здесь и далее отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Фрагмент
отчета
Документы, которые регулируют образовательную деятельность. Перечислите в этой части отчета федеральные и региональные документы, которые регулируют образовательную деятельность школы. Отметьте обновленные санитарные правила и гигиенические нормативы. Не забудьте про антикоронавирусные санправила. Еще укажите школьные документы, например, ООП и ее элементы, а также расписание занятий.
Фрагмент
отчета
Сроки освоения ООП. Перечислите уровни образования, по которым школа реализует деятельность. Для каждого уровня уточните классы и сроки освоения ООП. Сделайте это в соответствии с учебными планами. Также можете указать форму и язык обучения.
Фрагмент
отчета
Режим образовательной деятельности. Укажите количество смен и продолжительность уроков в разных классах. Отметьте время начала учебных занятий. Еще обозначьте число учебных дней в неделе и учебных недель в году. Представьте сведения в виде таблицы.
Фрагмент
отчета
Контингент школьников. Отметьте общую численность школьников, которые осваивали образовательные программы в 2021 году. Представьте количество учеников по уровням образования и в динамике за последние три года. Такие данные представьте в виде таблицы или диаграммы.
Фрагмент
отчета
Антикоронавирусные ограничения. Оцените, как в течение 2021 года школа выстроила учебный процесс в условиях ограничительных мер по COVID-19 (СП 3.1/2.4.3598–20). Опишите, какие антикоронавирусные меры предпринимаете в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Включите в отчет перечень документов, которые регламентируют функционирование школы в условиях коронавирусной инфекции. Зафиксируйте, что эти сведения можно найти на официальном сайте школы. Представьте информацию о расписании звонков по классам и графики входа учеников.
Фрагмент
отчета
Переход на новые ФГОС. Зафиксируйте, что школа готовится перейти на новые ФГОС НОО и ООО. Укажите особенности вашей школы – ввели новые стандарты с 1 сентября 2021 года или решили приступить к работе по ним с 1 сентября 2022 года. Отметьте, что для перехода разработали и утвердили дорожную карту. Оцените деятельность рабочей группы за 2021 год по подготовке школы к постепенному переходу на новые ФГОС НОО и ООО. Если реализовали не все мероприятия дорожной карты, то опишите причины, по которым это произошло.
Фрагмент
отчета
Дистанционное обучение. Опишите, как школа организовала дистанционное обучение, если в 2021 году в вашем регионе вводили ограничительные меры из-за коронавируса. Дополните раздел сведениями о том, как школа применяет дистанционные образовательные технологии, когда реализует основные и дополнительные общеразвивающие программы. Перечислите основные выводы по итогам дистанта.
Фрагмент
отчета
Профили обучения. С 2020/21 учебного года в соответствии с ФГОС стало обязательным профильное обучение на уровне среднего общего образования. Опишите, как в 2021 году в школе организовали работу по выбору профилей. Укажите, какие профили предложили ученикам, сколько старшеклассников обучалось на каждом из них. Если школа внедрила ФГОС СОО ранее, дайте данные в динамике: какие профили реализуете, сколько школьников выбирают их. Сделайте выводы о популярности профилей и их выборе. Для этого сравните данные за прошлый и текущий учебный год и представьте информацию в виде таблицы.
Фрагмент
отчета
Дети с ОВЗ. Если в школе учатся школьники с ОВЗ, перечислите все категории таких учеников. Например, укажите общее количество школьников и число детей с ОВЗ среди них по уровням образования. Пропишите АООП, которые утверждены в школе. Представьте информацию о школьниках с ОВЗ по параллелям и по группам в зависимости от адаптированных образовательных программ, которые они осваивают. Такие сведения удобно оформить в виде таблицы.
Укажите в отчете, какие условия создали для учеников с ОВЗ и как организовали их обучение. Представьте сведения о специалистах по работе с такими школьниками и потенциале сетевого взаимодействия, которое обеспечивает развитие детей с ОВЗ. Еще укажите, какие кабинеты со специальным оборудованием подготовили для таких учеников. Отметьте трудности и достижения в работе с детьми с ОВЗ во время дистанционного обучения.
Фрагмент
отчета
Внеурочная деятельность. Проверьте организацию внеурочной деятельности в школе. Проанализируйте, соответствует ли она требованиям ФГОС и Порядку организации и осуществления образовательной деятельности (приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).
Отразите не только направления и курсы внеурочной деятельности, которые реализует школа, но и формат, в котором работали в течение года. Опишите, что изменилось с переходом на дистант и обратно.
Можно проанализировать внеурочную деятельность по каждому из пяти направлений. Такой анализ позволит выявить дефициты направлений из-за перехода на дистант и спрогнозировать изменения по направлениям на 2022 год. Сделайте вывод о качестве внеурочной деятельности.
Фрагмент
отчета
Воспитательная работа. С 1 сентября 2021 года в состав ООП включили рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Теперь эти документы определяют вопросы воспитания школьников. Ранее воспитательную работу регламентировали программа духовно-нравственного развития, воспитания на уровне НОО и программа воспитания и социализации на уровне СОО. Учитывайте эти изменения, когда будете готовить отчет. Укажите направления воспитания во втором полугодии 2020/21 учебного года. Затем перечислите, согласно каким инвариантным и вариативным модулям школа осуществляла воспитательную работу в первом полугодии 2021/2022 учебного года.
Проанализируйте динамику личностного развития учеников каждого класса. Отразите в отчете, какие проблемы личностного развития удалось решить, какие проблемы решить не удалось и почему.
Еще представьте информацию о том, какие виды и формы воспитательной работы организовала школа. Проанализируйте выполнение календарных планов воспитательной работы. Опишите, как организовали воспитательную работу с учетом антиковидных ограничений. Проанализируйте воспитательную работу школы за год. Чтобы это сделать, можете провести анкетирование учеников, родителей и педагогов. По результатам опроса сформулируйте выводы. А также сформулируйте новые проблемы, над которыми предстоит работать педколлективу.
Фрагмент
отчета
Дополнительное образование. Если в вашей школе организовано допобразование, то укажите это в отчете о самообследовании. Отразите в отчете, по каким направлениям школа реализует программы допобразования. Перечислите как бюджетные, так и платные программы. Представьте информацию о количестве школьников, которые занимаются в сфере дополнительного образования. Также поясните, на основании чего школа выбрала именно эти направления. Например, перечислите результаты анкетирования учеников и их родителей. Еще укажите, в каком формате работали в течение года, если в вашем регионе вводили ограничения. Опишите, что изменилось с переходом на дистант и обратно.
Чек-лист 2. Содержание и качество подготовки обучающихся
Эту часть отчета придется переработать из-за нестандартной ГИА-2021. Также покажите результаты ВПР и региональных оценочных процедур, сравните их с итогами успеваемости. Это позволит сделать вывод о качестве образования и выявить проблемы. Отразите в отчете результаты участия школьников в олимпиадах.
Фрагмент
отчета
Успеваемость школьников. Представьте сведения о том, как школьники освоили ООП по показателю «успеваемость» в 2021 году. Например, оформите одну общую таблицу или три таблицы по уровням образования. Укажите количество и процент всех учеников и тех, кто закончил учебный год с отметками 5 и с отметками 5 и 4. В другой графе обозначьте общее количество и процентное соотношение школьников, которые не освоили образовательную программу. Включите в их число тех, кого не аттестовали и перевели условно. Затем сравните результаты освоения ООП в 2021 и 2020 годах. Сделайте выводы по каждому уровню образования и сформулируйте задачи на следующий год.
Фрагмент
отчета
Повторное обучение. Укажите, сколько школьников прошло повторное обучение в 2021 году. Зафиксируйте информацию об учениках по каждому уровню образования.
Фрагмент
отчета
Итоговая аттестация. В этом разделе отразите результаты нестандартной ГИА-2021. Пропишите, сколько учеников и как справились с аттестацией, которую выбрали.
Для начала опишите особенности итоговой аттестации в 2021 году. Укажите, что условие допуска к ГИА для учеников 9-х классов – устное собеседование, а для учеников 11-х классов – итоговое сочинение. В прошедшем учебном году устное собеседование прошло согласно плану в феврале. Итоговое сочинение перенесли с декабря на апрель.
В 2021 году девятиклассники сдавали два обязательных ОГЭ по русскому языку и математике, а также один предмет по выбору в форме внутренней контрольной работы. А итоговая аттестация одиннадцатиклассников зависела от их решения поступать в вузы. Если выпускник планировал получать высшее образование, то проходил испытание в формате ЕГЭ. Обязательно нужно было сдать русский язык и предметы по выбору. Если одиннадцатиклассник не планировал учиться в вузе, то сдавал экзамен по русскому языку и математике в формате ГВЭ. Также отметьте, что организаторы ГИА обеспечили необходимые меры, чтобы избежать распространения коронавируса.
Укажите общее количество выпускников в 9-х и 11-х классах. Обозначьте число школьников с ОВЗ и экстернов, а также тех, кого допустили и не допустили к ГИА.
Подробнее проанализируйте результаты итоговой аттестации в 9-х классах. Укажите, в каком формате проходило устное собеседование и сколько выпускников получило «зачет». Проследите динамику результатов ОГЭ по обязательным предметам за последние три года и сформулируйте краткие выводы. Представьте информацию о внутренних контрольных работах. Укажите по предметам количество школьников, средний балл, а также качество и успеваемость в процентах. Проанализируйте динамику результатов девятиклассников за три последних года. Для этого приведите данные об общем количестве выпускников 9-х классов, а также тех, кто успевал по итогам года на 5, а также на 4 и 5. В конце обозначьте число школьников, которых допустили и не допустили к ГИА.
Подробно рассмотрите результаты итоговой аттестации в 11-х классах. Укажите, сколько выпускников получили зачет по итоговому сочинению. Обозначьте число школьников, которые проходили ГИА в разных форматах: ЕГЭ и ГВЭ. Отдельно проанализируйте результаты учеников за экзамены по русскому языку и математике в формате ГВЭ. Зафиксируйте по предметам общее число выпускников и средний балл, а также количество и процент школьников с высокими баллами.
Опишите результаты ЕГЭ в 11-х классах по обязательным для всех школьников экзаменам. В 2021 году – это только испытание по русскому языку. Математику сдавали только профильную как предмет по выбору. Укажите общее количество выпускников, которые сдавали русский язык. Также обозначьте число тех, кто не перешел минимальный порог и набрал больше 80 баллов. После отразите динамику результатов по русскому языку и математике за три последних года. Для этого укажите средний тестовый балл.
Представьте данные по результатам ЕГЭ по всем предметам. Зафиксируйте по предметам количество школьников, средний балл, а также качество и успеваемость в процентах. В конце сформулируйте выводы по итогам ГИА-2021.
Фрагмент
отчета
Медалисты и отличники. Представьте данные, сколько выпускников получили аттестаты с отличием об основном и среднем общем образовании. Также укажите количество и процент одиннадцатиклассников, которые получили медаль «За особые успехи в учении». Рассмотрите данные в динамике за последние 5 лет.
Фрагмент
отчета
Федеральные оценочные процедуры. Перечислите, в каких федеральных оценочных процедурах участвовала ваша школа в 2021 году. К ним относят ВПР, работы НИКО и по модели PISA.
Опишите результаты ВПР-2021. Зафиксируйте количественные и качественные результаты. Укажите, по каким предметам и в каких классах школьники писали проверочные работы. Подробнее остановитесь на итогах каждой параллели. Отразите распределение отметок школьников в процентах по всем предметам. Укажите, как повлияли на рабочие программы пробелы, которые выявили на ВПР.
Проанализируйте объективность оценочных процедур. Сравните отметки за III четверть 2020/21 учебного года и за проверочную работу. Укажите в процентах, сколько школьников понизили, повысили и подтвердили свои результаты. В конце сформулируйте выводы и причины, из-за которых могли возникнуть серьезные расхождения в отметках. Результаты можно оформить в виде диаграммы. В ней отразите соответствие отметок за ВПР и отметок в журнале.
Фрагмент
отчета
Региональный мониторинг. Перечислите оценочные процедуры регионального уровня, в которых участвовали ученики вашей школы. Например, региональные исследования качества образования, независимая оценка качества образовательной деятельности (НОКОД) и др. Затем проанализируйте все работы по отдельности.
Укажите для каждого класса параллели общий балл, который школьники получили за работу. Также представьте данные по региону, чтобы была возможность сравнить результаты вашей школы с другими. Отдельно зафиксируйте в процентах, как у учеников во всех классах параллели сформированы группы УУД, которые проверяет региональная работа. Чтобы подвести итог, обозначьте процент учеников с базовым и повышенным уровнем достижений.
Фрагмент
отчета
Олимпиады. Отразите в отчете информацию об участии учеников во всех этапах ВсОШ. Также укажите формат испытаний. Проанализируйте результаты участия в олимпиадах: сколько школьников участвовали и сколько заняли призовые места. Сравните результаты 2021 года с результатами прошлых лет. Опишите, какую работу провели с высокомотивированными детьми.
Чек-лист 3. Востребованность выпускников
Проанализируйте востребованность выпускников 9-х и 11-х классов за последние три года, чтобы проследить динамику. Информацию в этом разделе представьте в виде таблицы. Для этого объедините в ней информацию по всем трем пунктам из чек-листа ниже.
Фрагмент
отчета
Востребованность выпускников на уровне ООО. Перечислите, где выпускники продолжают учебу после окончания 9-го класса. Укажите общее количество девятиклассников. Также зафиксируйте число школьников, которые перешли в 10-й класс. Отдельно обозначьте, сколько учеников сменили школу и поступили в ссуз.
Востребованность выпускников на уровне СОО. Представьте информацию, как устроились выпускники 11-х классов после окончания школы. Зафиксируйте общее количество одиннадцатиклассников. Укажите, сколько из них продолжили учиться в вузе или ссузе. Еще зафиксируйте количество выпускников, которые устроились на работу или отправились на срочную службу по призыву.
Динамика за три года. Чтобы проследить динамику востребованности выпускников 9-х и 11-х классов, рассмотрите данные за три года. Проанализируйте результаты и сформулируйте выводы.
Чек-лист 4. Внутренняя система оценки качества образования
Данный раздел отчета о самообследовании можете взять из предыдущего отчета, но скорректируйте части документа по итогам 2021 года. Это сэкономит время на разработку новых форм и формулировку выводов. Также задействуйте классных руководителей, чтобы собрать новые данные для отчета.
Фрагмент
отчета
Обеспечение функционирования ВСОКО. Укажите в отчете, какой документ регламентирует функционирование ВСОКО в вашей школе. Например, положение. Чтобы не перегрузить отчет перечнем локальных нормативных актов, дайте ссылку на раздел школьного официального сайта, который содержит всю документацию.
Фрагмент
отчета
Качество содержания образования. Перечислите мероприятия, которые школа провела в рамках ВСОКО в течение года. Кратко отметьте результаты. Оцените уровень предметных, метапредметных и личностных результатов школьников. Зафиксируйте, что по итогам оценочных процедур школа подготовила отчеты и аналитические справки.
Фрагмент
отчета
Удовлетворенность содержанием и качеством. Чтобы узнать, довольны ли ученики и их родители качеством образования в школе, проведите мониторинг. Для этого разработайте критерии качества образования и форму сбора информации. Чтобы было проще провести мониторинг, привлеките классных руководителей и раздайте им формы для сбора информации. Результаты опроса представьте в отчете.
Можете сделать акцент на особенностях организации обучения в 2021 году. Например, опишите, как школа снизила напряженность среди родителей, которую могло вызвать дистанционное обучение.
Обработайте результаты анкетирования. Выявите направления деятельности школы, по которым нужно усилить работу. Внесите эту информацию в отчет о самообследовании. Представить результаты можно в виде обычного текста, диаграмм или таблиц.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
