ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2022года
Спецпроект. ООП по новым ФГОС
Работа с документами

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – организационный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать организационный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать учебные планы, планы внеурочной деятельности и календарные учебные графики. А также как составить календарный план воспитательной работы и описать характеристику условий реализации ООП.

До 1 сентября 2022 года школы должны разработать ООП начального и основного общего образования по новым ФГОС. С этого срока обучать детей в 1-х и 5-х классах можно только по обновленным стандартам. Выделите достаточно времени на разработку проектов образовательных программ НОО и ООО, ведь ФГОС-2021 содержат много изменений.

Если вы уже начали разрабатывать проекты новых ООП НОО и ООО, а также описали целевой и содержательный разделы программ, то в марте запланируйте внести изменения в организационный раздел. Так, вы успеете до 1 апреля разработать проект ООП НОО по новым ФГОС. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. С проектом ООП ООО можно не спешить.

Далее в статье читайте, какие изменения произошли в организационном разделе ООП по новым ФГОС. А также узнайте, как составить орграздел в соответствии со стандартами третьего поколения.

СПРАВКА

Проекты примерных ООП по ФГОС-2021 скачайте на сайте edsoo.ru

Структура организационного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС в части организационного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре орграздела ООП уровней образования. Элементы, которые должен включать организационный раздел программ по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Элементы, которые включает организационный раздел ООП


Скачать

В новых ФГОС разработчики сохранили основные составляющие элементы орграздела, такие как учебный план, план внеурочной деятельности и календарный учебный график. Но данные элементы изменили содержательно.

В обновленных стандартах важное место отводится воспитательному направлению деятельности школы. Поэтому план воспитательной работы представляет отдельный объемный блок в организационном разделе ООП.

Еще одно изменение во ФГОС-2021 связано с описанием условий реализации ООП. Так, стандарт второго поколения представлял систему условий реализации, а новый ФГОС – подробную характеристику и описание. Это связано с изменениями в условиях образования и реализацией нацпроектов, которые направлены на повышение качества образования.

ВАЖНО

Во ФГОС-2021 изменили объем аудиторной нагрузки и структуру предметных областей

Главное в статье СкрытьУчебные планы по новым ФГОС

В стандартах третьего поколения разработчики изменили объем аудиторной нагрузки школьников и структуру предметных областей. Например, на уровне НОО уменьшили верхнюю границу аудиторной нагрузки и увеличили нижнюю. Еще одно отличие – в новый ФГОС ООО включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ. Кроме того, в обновленных стандартах конкретизировали и расширили способы индивидуализации учебного плана. Например, индивидуализировать планы можно по выбору школьников, их родителей, чтобы удовлетворить различные интересы детей, а также потребности в физическом развитии и совершенствовании. Подробнее о требованиях новых ФГОС к учебным планам и разработке документов смотрите в статье>>.

Планы внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения

В новом ФГОС НОО разработчики уменьшили объем внеурочной деятельности за четыре года обучения. Так, было 1350 часов максимум, стало – 1320 часов. На уровне ООО изменений по нагрузке в рамках внеурочной деятельности не произошло. При этом новый ФГОС ООО регламентирует вариативность содержания внеурочной деятельности. Теперь при определении состава, структуры и форм внеурочной деятельности нужно учитывать не только интересы школьников, но и их потребности, а также запросы родителей.

Обновленные ФГОС не указывают обязательные направления внеурочной деятельности, как это было в предыдущих стандартах. Также новые документы не содержат прямого указания, что форма занятий должна отличаться от урочной. Еще во ФГОС-2021 отразили требования к плану внеурочной деятельности по АООП. А также прописали, что для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций, то есть сетевое взаимодействие.

  • Нужно ли включать внеурочную деятельность в учебный план?

    Зависит от того, по каким ФГОС обучаете учеников.

    По ФГОС СОО и «старым» ФГОС НОО, ООО должны быть два самостоятельных документа – учебный план и план внеурочной деятельности (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). При этом их содержание не пересекается. По новым ФГОС НОО и ООО план внеурочной деятельности остается отдельным документом. Однако часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать в том числе курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО).

Как разработать планы внеурочной деятельности. Проверьте план внеурочной деятельности, который разработали по стандартам второго поколения, на соответствие новым ФГОС. Так, вы сможете внести изменения в уже существующие планы и сэкономите время, чтобы не разрабатывать документы с нуля. Посмотрите фрагмент плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Для плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования проверьте, не превышает ли он максимальный объем часов. Также проконтролируйте, включает ли план на уровне основного общего образования вариативность. Еще проанализируйте возможность сетевого взаимодействия в рамках внеурочной деятельности. Если такая возможность есть, то разработайте модели сетевого взаимодействия. Cмотрите четыре шага, которые помогут составить план внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения.

1320
максимальное количество

часов внеурочной деятельности за четыре года обучения на уровне НОО по новым ФГОС

Главное в статье СкрытьКалендарные учебные графики по новым ФГОС

Обновленные стандарты устанавливают новый подход к понятию календарного учебного графика. Теперь график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей, а не чередование учебной деятельности, как было в старых ФГОС.

Еще стандарт второго поколения предусматривает в графике продолжительность четвертей или триместров, а новый ФГОС – только продолжительность учебного года. Все это повлияет на оформление календарного учебного графика. Подробнее о требованиях новых ФГОС к календарным учебным графикам и разработке документов смотрите в статье>>.

Календарные планы воспитательной работы по обновленным стандартам

Старые ФГОС не предъявляли требований к содержанию календарного плана воспитательной работы, а лишь определяли его наличие. Стандарты третьего поколения регламентируют его состав. Так, по ФГОС-2021 календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа. Также включите в календарный план воспитательной работы мероприятия, в которых школа принимает участие.

Как разработать календарные планы воспитательной работы. Раньше планы воспитательной работы были приложением к ООП. По новым ФГОС систему воспитательной работы регламентирует рабочая программа воспитания школы. Поэтому календарные планы разрабатывайте в соответствии с модулями рабочей программы воспитания. Учитывайте как инвариантные модули, так и вариативные. Структуру календарного плана воспитательной работы закон не устанавливает. Поэтому сами выберите для школы удобный вариант формы плана. Распределить мероприятия в календарном плане воспитательной работы можно по-разному. Первый вариант – по модулям. Второй – по учебным периодам или месяцам. Для удобства разработайте единую форму плана для всех уровней образования.

Календарные планы воспитательной работы можете составить на учебный год или на период обучения. Если планы составляете на период обучения, то дополните и включите в ООП все календарные планы по периодам.

В основу календарного плана положите мероприятия календаря образовательных событий. Такие мероприятия приурочены к государственным и национальным праздникам, памятным датам и событиям российской истории и культуры – это обязательные мероприятия. Также включите события из перечня всероссийских мероприятий, которые реализуют детские и молодежные общественные объединения. Проанализируйте мероприятия и события муниципального и регионального уровня, в которых принимали участие в течение учебного года. Внесите в календарные планы воспитательной работы те из них, которые носили обязательный характер. Так вы избежите нерационального распределения времени при реализации воспитательной работы.

Чтобы план не носил формальный характер, привлеките к его разработке классных руководителей. Например, коллеги смогут предложить разные формы событий и мероприятий. Посмотрите фрагмент календарного плана воспитательной работы на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Главное в статье СкрытьХарактеристика условий реализации ООП по новым ФГОС

Стандарты третьего поколения включили в организационный раздел ООП характеристику и описание условий реализации программы, а старый ФГОС – представлял систему условий. Элементы условий реализации ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Элементы условий реализации ООП


Скачать

В старых ФГОС раздел, который посвящен требованиям к условиям реализации ООП, был последним. В стандартах третьего поколения этот раздел не последний. Такое изменение связано с логикой построения ФГОС нового поколения. Новые стандарты завершаются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, а в предыдущей версии начинались требованиями к результатам.

Обновленные стандарты уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педагогическим работникам. Порядок описания условий изменился – в старых ФГОС условия описывали от кадров, в новых – от материально-технических условий.

В общесистемных требованиях гораздо шире, подробнее и точнее описали условия, которые обеспечивают возможность формирования функциональной грамотности школьников. А также условий, которые гарантируют основы гражданственности учеников, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, в том числе в качестве волонтеров, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

Разработчики обновили и актуализировали условия во ФГОС-2021 с учетом реального состояния информационно-образовательной среды, в том числе в условиях цифровизации. Также новые ФГОС определяют требования к материально-техническому обеспечению реализации и адаптированной программы. Еще добавлено описание требований к кабинетам по предметным областям.

ФГОС-2021 делает акцент на роль информационно-образовательной среды в обеспечении реализации ООП. Учебно-методические условия включают характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений. Также речь идет об оснащении сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все это направлено на широкий, постоянный и устойчивый доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий ФГОС-2021 также есть изменения. Особое внимание уделено профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, а также формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям реализации ООП, в том числе адаптированной, содержат отсылку к квалификационным требованиям профессионального стандарта. А ключевое требование к финансовым условиям реализации ООП образования – соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования, а также возможность реализации всех требований и условий, которые предусмотрены ФГОС.

Как разработать характеристику условий реализации ООП. Разработать характеристику условий реализации, опираясь на старый вариант ООП вашей школы, не получится. Так как произошли значительные изменения в данном блоке организационного раздела.

Чтобы разработать характеристику условий для орграздела программ, используйте проекты примерных ООП по ФГОС-2021. Скачайте их с сайта edsoo.ru. Также ориентируйтесь на блоки соответствующих требований в новых стандартах, чтобы описать каждое направление.

Привлеките к разработке характеристики условий коллег, ответственных по направлениям, которые будете описывать. Например, ответственных за МТБ, ИОС, библиотеку, кадры, бухгалтерию. Предложите коллегам проанализировать ресурсы, которые имеет школа, уровень их развития и соответствия требованиям ФГОС. Проконтролируйте, чтобы коллеги, когда будут описывать свои направления, не отступали от пунктов и требований ФГОС уровня образования.

Важно объективно описать условия реализации ФГОС. Так, описание оснащения информационно-библиотечного центра позволит выстроить перспективную модель ее развития укрепления учебно-методических условий. Представление психолого-педагогических условий позволит определить подлежащие развитию направления индивидуализации и дифференциации, выделить в системе работы место профилактическим мероприятиям. Описание кадровых условий позволит выстроить план работы по повышению квалификации педагогов. Изложение финансовых условий позволит структурировать и проанализировать объем финансирования на реализацию ФГОС. Также не забудьте учесть опыт реализации нацпроекта по цифровизации, цель которого развивать информационно-образовательную среду.

Фрагмент характеристики условий реализации ООП

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.