
Мифы о рабочих программах воспитания: какие заблуждения мешают педагогам работать
С сентября вы начали строить воспитательную работу по рабочим программам воспитания. Результаты этой работы зависят от того, насколько серьезно педагоги отнесутся к положениям нового документа. Чтобы настроить коллектив на работу, обсудите с ним частые заблуждения их коллег, которые мешают достичь целей программы. Заодно проверьте, все ли документы по программе у вас в порядке.
1
миф
Это дополнительный формальный документ для проверяющих и администрации школы
Педагоги часто считают, что воспитательной работой они занимаются и так, а новая программа – это документ, который нужен администрации, чтобы показать проверяющим. Но программа воспитания представляет собой практико-ориентированный документ с конкретными целями. Посмотрите основные цели программы воспитания на схеме. Результатом реализации программы должна стать интересная и насыщенная событиями жизнь детей и педагогов в школе. Разработчики хотели сделать процесс воспитания менее бюрократизированным и трудоемким для педагогов. Поэтому программа – документ не для проверок, а для устройства внутреннего школьного воспитательного процесса. Однако нужно правильно оформить программу и издать необходимые локальные акты.
Три основных цели программы воспитания
2
миф
Программа едина для всех и не способна отразить специфику школы
Единой программы для всех школ быть не может, так как у каждой организации разные материальные и педагогические ресурсы, традиции, особенности образовательного процесса. А примерная программа воспитания, которую предложило Минпросвещения, – это своего рода конструктор для создания оригинальных и разнообразных школьных рабочих программ воспитания. На основе примерной программы каждая школа собирает свою собственную программу. За основу берет структуру, содержание разделов примерной программы и корректирует их там, где это необходимо, – добавляет нужные или удаляет неактуальные материалы. Также школа корректирует текст примерной программы под свою специфику и добавляет к ней свой ежегодный план воспитательной работы. Для этого систематизируют всю имеющуюся практику воспитания: выделяют в ней смысловые блоки, группируют различные формы работы с детьми, упорядочивают относительно своих целей и задач. Затем интегрируют конкретное содержание работы в рамки программы.
3
миф
Для малышей и старших школьников применяют одинаковую программу воспитания
Учителя недоумевают, как можно организовать воспитательную работу по одной программе для начальной школы и, например, старших школьников. Но федеральное законодательство устанавливает, что рабочую программу воспитания нужно разработать на каждый уровень образования, так как она входит в состав ООП НОО, ООО, СОО. То есть всего будет три рабочие программы воспитания – отдельно для каждого уровня образования. Правильность такого подхода подтверждает Закон об образовании, а также требования ФГОС к содержательному разделу ООП (п. 9 ст. 2, ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО).
Иную позицию занимают Минпросвещения и Рособрнадзор. В своем письме они рекомендуют школам разработать одну, единую для всех уровней общего образования, рабочую программу воспитания (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 26.04.2021 № СК-114/06, 01–115/08–01). Такая позиция предполагает, что в ООП НОО, ООО и СОО программа воспитания будет включаться как общий раздел. Подтверждают это и методрекомендации о разработке рабочей программы воспитания (методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Однако и письмо, и методрекомендации не являются нормативными правовыми актами и содержат исключительно рекомендации. При этом документы не учитывают нормы законодательства. Посоветуйтесь с учредителем вашей образовательной организации – нужно ли разрабатывать единую рабочую программу воспитания или создавать отдельные программы для каждого уровня образования.
4
миф
Из-за программы воспитания станет больше обязательных мероприятий
Цель программы воспитания не добавить мероприятий, а изменить подход к уже существующей совместной с детьми деятельности. Программа реализуется в совместной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров школы.
В процессе подготовки мероприятий определите, какую воспитательную задачу оно решает. Не включайте в программу мероприятие, если вы не видите потенциала детско-взрослого сотрудничества при его подготовке и организации. Еще мероприятия могут дублироваться в содержании нескольких модулей. То есть одно мероприятие решает сразу несколько задач.
5
миф
Программа каждый год будет меняться и нам надо будет перестраиваться
Программа воспитания – документ, который школа разрабатывает сразу на несколько лет. Но программа должна быть открыта для корректировок. Ведь виды и формы деятельности, которые заявили в программе, можно реализовать по-разному в каждом конкретном учебном году. Например, в разное время, в разных местах, разные люди могут быть ответственными. Также может изменяться и содержание деятельности. Но для педколлектива отражайте все особенности конкретного учебного года в ежегодных календарных планах воспитательной работы.
6
миф
Чем больше модулей, тем лучше программа
Некоторые педагоги придерживаются мнения, что в школьную программу воспитания нужно обязательно включить все вариативные модули примерной программы и еще добавить как можно больше своих. Но это неверно. Так, при разработке собственной программы воспитания включите в нее только те вариативные модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом кадровых и материальных ресурсов. Таким образом, количественный подход при составлении раздела «Виды, формы и содержание деятельности» не работает. Помните, что программа воспитания – реальный практико-ориентированный документ. Описывать большое количество модулей «для галочки» не нужно.
7
миф
Из-за новой программы нас будут чаще проверять
Контроль организации воспитательного процесса в школе – это самоанализ, который проводит педколлектив. Поэтому школа сама решает, когда и как анализировать воспитательную деятельность. Также школа самостоятельно разрабатывает инструменты самоанализа или использует те, которые рекомендовали разработчики примерной программы воспитания.
Самоанализ проводят по направлениям, которые выберет школа: результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников; состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Цель самоанализа – выявить основные проблемы и найти их решения. Для этого привлекают педколлектив, например, классных руководителей, психологическую службу. Итог самоанализа – перечень проблем, над которыми предстоит работать педколлективу. Также нужно дать рекомендации по изменению плана воспитательной работы, составить дорожную карту по преодолению проблем в отношении каждого модуля программы воспитания.
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Два чек-листа по документам к аттестации, которую больше нельзя откладывать»>>. Действие квалификационных категорий педагогов снова продлевать не собираются. Поэтому уже с января 2022 года учителям придется подтверждать свою категорию, если закончился срок ее действия, а также не откладывать получение новой. В статье два чек-листа. Первый поможет вам перепроверить, есть ли у школы все документы по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, чтобы избежать претензий Рособрнадзора. Второй – учителям собрать необходимые документы для аттестации на квалификационную категорию.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

А ТАКЖЕ: