ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2021года
Качество образования
Локальный акт

Готовые формулировки, чтобы локальный акт об индивидуальном обучении соответствовал последним нормам

Виктория Ярцева, эксперт-юрист Актион Образование
Используйте готовые формулировки для локального акта школы об обучении по индивидуальному учебному плану. Они помогут соблюсти последние требования Минпросвещения и Роспотребнадзора. Также возьмите полноценный Порядок, который учитывает все нововведения, в конце статьи.

Количество занятий за срок освоения ООП по ФГОС

Чтобы Порядок обучения по индивидуальному учебному плану соответствовал последним требованиям, в нем необходимо проверить три фрагмента. Первый – о случаях, когда школа должна оформить индивидуальный учебный план. Второй – о максимальной учебной нагрузке и обязательных предметах. И третий – об ответственном за контроль обучения по индивидуальному плану.

Опишите ситуации, когда переводите ученика на индивидуальный учебный план

Отметьте в локальном акте две ситуации, когда школа должна перевести ребенка на индивидуальное обучение. Первая – ученик хочет на него перейти. Ведь правом на такое обучение обладает каждый школьник без исключения (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Родитель может написать заявление о переводе школьника на индивидуальный учебный план, если ученик хочет ускоренно пройти программу, сменить форму обучения на очно-заочную или заочную. Индивидуальный учебный план также поможет в профильных классах, когда ребенку недостаточно часов по какому-то предмету профиля, но при этом не в приоритете другая дисциплина. Тогда специально для одного ученика можно перераспределить часы по предметам в рамках одного профиля.

Вторая ситуация – закон обязывает школу перевести ребенка на индивидуальный учебный план. Например, после того, как зачтете результаты ученика из другой образовательной организации (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Ведь компоненты, по которым прошел зачет, школьник уже освоил.

Также в региональных актах могут установить другие случаи, когда обязательно нужно перевести ученика на индивидуальный план. Например, если ребенок учится на дому или в медицинской организации.

Пропишите в локальном акте все ситуации, когда школьник может учиться по индивидуальному маршруту. Ведь разрабатывать индивидуальный план и переводить на него нужно будет по-разному. Порядок зависит от того, обязана школа сама инициировать перевод или только среагировать на запрос ученика, родителя.

ВАЖНО

В новых ФГОС НОО и ООО изменили объем часов аудиторной нагрузки, а также скорректировали набор предметов в предметных областях на уровне ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287)

Зафиксируйте учебную нагрузку и состав предметов

Проверьте раздел об учебном плане из-за новых СП и СанПиН. В нем надо зафиксировать, что максимальная учебная нагрузка должна соответствовать требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, ФГОС.

Также в локальном акте пропишите, что индивидуальный учебный план включает все обязательные предметы, которые установил ФГОС конкретного уровня образования (п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Это правило закрепили в новом Порядке обучения в школе, который действует с 1 сентября 2021 года, поэтому вам нужно проинспектировать локальный акт, чтобы он не противоречил новому законодательству.

Еще проверьте сроки, в которые ученики обязаны освоить программу. Они должны попадать в рамки ФГОС общего образования. Подробнее – в инфографике на полях.

Кроме того, упомяните возможность сочетать различные формы образования и обучения. Например, если школьник хочет осваивать программу ускоренно, можно предложить его родителям часть часов отвести на самостоятельное обучение при заочной форме или семейном образовании. Тогда ребенок будет меньше посещать школу, но быстрее пройдет всю программу.

ВАЖНО

Индивидуальный учебный план должен включать каникулы. На них нужно выделить не меньше семи календарных дней (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20)

Опишите инструменты контроля за выполнением индивидуального учебного плана

В документе закрепите, как проверяете, выполнил ли ребенок индивидуальный учебный план или нет. ФГОС начального и основного общего образования устанавливают, что обучение по такому плану контролирует тьютор (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО). В обновленных ФГОС 2021 года такое условие четко не закреплено, но описан порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений. Для сопровождения реализации индивидуальных учебных планов порекомендуйте директору выбрать работника, чьи качества соответствуют профстандарту специалиста в области воспитания. Такой работник должен закончить вуз или суз по специальности группы «Образование и педагогические науки». Работник может выучиться и по другому направлению, но тогда он должен получить дополнительное профессиональное образование по профессиональной деятельности, которой занимается в школе.

Закрепите в локальном акте обязанности тьютора. Например, выявлять особенности, интересы, способности, проблемы и затруднения учеников в процессе образования, привлекать детей к работе над индивидуальными образовательными маршрутами, учебными планами, проектами.

Также проведите общий контроль за тем, как школьники осваивают индивидуальный учебный план. Ведь к итоговой аттестации можно допустить только тех учеников, которые полностью выполнили учебный план и у которых нет академических задолженностей (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512). Еще определите инструменты, с помощью которых оцените достижения учеников.

Образец Порядка обучения по индивидуальному учебному плану

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Рабочая программа воспитания

Мифы о рабочих программах воспитания: какие заблуждения мешают педагогам работать

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
В статье мы собрали семь мифов о рабочих программах воспитания, из-за которых педагоги отказываются вникать в новые требования к воспитательному процессу. Посмотрите заблуждения, обсудите со своим коллективом. Заодно проверьте программы воспитания, чтобы устранить слабые места, которые провоцируют заблуждения.

С сентября вы начали строить воспитательную работу по рабочим программам воспитания. Результаты этой работы зависят от того, насколько серьезно педагоги отнесутся к положениям нового документа. Чтобы настроить коллектив на работу, обсудите с ним частые заблуждения их коллег, которые мешают достичь целей программы. Заодно проверьте, все ли документы по программе у вас в порядке.

1

миф

Это дополнительный формальный документ для проверяющих и администрации школы

Педагоги часто считают, что воспитательной работой они занимаются и так, а новая программа – это документ, который нужен администрации, чтобы показать проверяющим. Но программа воспитания представляет собой практико-ориентированный документ с конкретными целями. Посмотрите основные цели программы воспитания на схеме. Результатом реализации программы должна стать интересная и насыщенная событиями жизнь детей и педагогов в школе. Разработчики хотели сделать процесс воспитания менее бюрократизированным и трудоемким для педагогов. Поэтому программа – документ не для проверок, а для устройства внутреннего школьного воспитательного процесса. Однако нужно правильно оформить программу и издать необходимые локальные акты.

Три основных цели программы воспитания


Скачать

2

миф

Программа едина для всех и не способна отразить специфику школы

Единой программы для всех школ быть не может, так как у каждой организации разные материальные и педагогические ресурсы, традиции, особенности образовательного процесса. А примерная программа воспитания, которую предложило Минпросвещения, – это своего рода конструктор для создания оригинальных и разнообразных школьных рабочих программ воспитания. На основе примерной программы каждая школа собирает свою собственную программу. За основу берет структуру, содержание разделов примерной программы и корректирует их там, где это необходимо, – добавляет нужные или удаляет неактуальные материалы. Также школа корректирует текст примерной программы под свою специфику и добавляет к ней свой ежегодный план воспитательной работы. Для этого систематизируют всю имеющуюся практику воспитания: выделяют в ней смысловые блоки, группируют различные формы работы с детьми, упорядочивают относительно своих целей и задач. Затем интегрируют конкретное содержание работы в рамки программы.

3

миф

Для малышей и старших школьников применяют одинаковую программу воспитания

Учителя недоумевают, как можно организовать воспитательную работу по одной программе для начальной школы и, например, старших школьников. Но федеральное законодательство устанавливает, что рабочую программу воспитания нужно разработать на каждый уровень образования, так как она входит в состав ООП НОО, ООО, СОО. То есть всего будет три рабочие программы воспитания – отдельно для каждого уровня образования. Правильность такого подхода подтверждает Закон об образовании, а также требования ФГОС к содержательному разделу ООП (п. 9 ст. 2, ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО).

Иную позицию занимают Минпросвещения и Рособрнадзор. В своем письме они рекомендуют школам разработать одну, единую для всех уровней общего образования, рабочую программу воспитания (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 26.04.2021 № СК-114/06, 01–115/08–01). Такая позиция предполагает, что в ООП НОО, ООО и СОО программа воспитания будет включаться как общий раздел. Подтверждают это и методрекомендации о разработке рабочей программы воспитания (методические рекомендации Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Однако и письмо, и методрекомендации не являются нормативными правовыми актами и содержат исключительно рекомендации. При этом документы не учитывают нормы законодательства. Посоветуйтесь с учредителем вашей образовательной организации – нужно ли разрабатывать единую рабочую программу воспитания или создавать отдельные программы для каждого уровня образования.

4

миф

Из-за программы воспитания станет больше обязательных мероприятий

Цель программы воспитания не добавить мероприятий, а изменить подход к уже существующей совместной с детьми деятельности. Программа реализуется в совместной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров школы.

В процессе подготовки мероприятий определите, какую воспитательную задачу оно решает. Не включайте в программу мероприятие, если вы не видите потенциала детско-взрослого сотрудничества при его подготовке и организации. Еще мероприятия могут дублироваться в содержании нескольких модулей. То есть одно мероприятие решает сразу несколько задач.

5

миф

Программа каждый год будет меняться и нам надо будет перестраиваться

Программа воспитания – документ, который школа разрабатывает сразу на несколько лет. Но программа должна быть открыта для корректировок. Ведь виды и формы деятельности, которые заявили в программе, можно реализовать по-разному в каждом конкретном учебном году. Например, в разное время, в разных местах, разные люди могут быть ответственными. Также может изменяться и содержание деятельности. Но для педколлектива отражайте все особенности конкретного учебного года в ежегодных календарных планах воспитательной работы.

6

миф

Чем больше модулей, тем лучше программа

Некоторые педагоги придерживаются мнения, что в школьную программу воспитания нужно обязательно включить все вариативные модули примерной программы и еще добавить как можно больше своих. Но это неверно. Так, при разработке собственной программы воспитания включите в нее только те вариативные модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом кадровых и материальных ресурсов. Таким образом, количественный подход при составлении раздела «Виды, формы и содержание деятельности» не работает. Помните, что программа воспитания – реальный практико-ориентированный документ. Описывать большое количество модулей «для галочки» не нужно.

7

миф

Из-за новой программы нас будут чаще проверять

Контроль организации воспитательного процесса в школе – это самоанализ, который проводит педколлектив. Поэтому школа сама решает, когда и как анализировать воспитательную деятельность. Также школа самостоятельно разрабатывает инструменты самоанализа или использует те, которые рекомендовали разработчики примерной программы воспитания.

Самоанализ проводят по направлениям, которые выберет школа: результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников; состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Цель самоанализа – выявить основные проблемы и найти их решения. Для этого привлекают педколлектив, например, классных руководителей, психологическую службу. Итог самоанализа – перечень проблем, над которыми предстоит работать педколлективу. Также нужно дать рекомендации по изменению плана воспитательной работы, составить дорожную карту по преодолению проблем в отношении каждого модуля программы воспитания.

А ТАКЖЕ:

Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Два чек-листа по документам к аттестации, которую больше нельзя откладывать»>>. Действие квалификационных категорий педагогов снова продлевать не собираются. Поэтому уже с января 2022 года учителям придется подтверждать свою категорию, если закончился срок ее действия, а также не откладывать получение новой. В статье два чек-листа. Первый поможет вам перепроверить, есть ли у школы все документы по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, чтобы избежать претензий Рособрнадзора. Второй – учителям собрать необходимые документы для аттестации на квалификационную категорию.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Аттестация педагогических работников

Два чек-листа по документам к аттестации, которую больше нельзя откладывать

Мария Герасимова, редактор-эксперт Актион Образование
Действие квалификационных категорий педагогов снова продлевать не собираются. Поэтому уже с января 2022 года учителям придется подтверждать свою категорию, если закончился срок ее действия, а также не откладывать получение новой. В статье два чек-листа. Первый поможет вам перепроверить, есть ли у школы все документы по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, чтобы избежать претензий Рособрнадзора. Второй – учителям собрать необходимые документы для аттестации на квалификационную категорию.

Минпросвещения дважды продлевало действие квалификационных категорий педагогов из-за пандемии коронавируса. Так, срок действия категорий, который заканчивался с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, продлили до 31 декабря 2021 года (приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 713). Причем ведомство выпустило разъяснения, в которых уточнило, что такой срок продления распространяется и на работников, действие категорий которых закончилось в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года (письмо Минпросвещения, Общероссийского профсоюза образования от 27.01.2021 № ВБ-90/08/27). Поэтому собрать необходимые документы и пройти процедуру аттестации в 2022 году педагогам все же придется. А чтобы у Рособрнадзора не было претензий к школе, понадобится проверить документы по аттестации на соответствие занимаемой должности. Посмотрите, каким работникам не нужно проходить такую процедуру.

Каких педагогов не надо включать в список аттестуемых


Скачать

1
раз в 5 лет

проводят аттестацию педработников на соответствие занимаемой должности

Четыре документа для аттестации на соответствие занимаемой должности

Чтобы подтвердить инспекторам Рособрнадзора, что провели аттестацию на соответствие занимаемой должности по всем правилам, у школы должно быть четыре документа. Смотрите их список в чек-листе. Убедитесь, что аттестуемый не подчинялся членам комиссии, которых указали в приказе об организации аттестации, напрямую и не был связан с ними родственными отношениями – так получится доказать непредвзятость решения. Еще важный момент: если учитель выполняет педагогическую работу в вашей школе по совместительству, даже в такой же должности, что и по основному месту работы, и не обладает квалификационной категорией, его надо аттестовать на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276).

Совместительство отличается от совмещения по трем признакам:

1) место выполнения работы – может быть как у того же, так и у другого работодателя (внутреннее или внешнее);

2) оформление отношений – отдельный трудовой договор;

3) время выполнения работы – в свободное от основной работы время.

ВОПРОС-ОТВЕТ. Может ли педагог отказаться от аттестации на соответствие занимаемой должности?

Нет, не может. Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если у них нет квалификационной категории (п. 8 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Отказ от аттестации будет дисциплинарным проступком – неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Если работник отказывается проходить аттестацию, примените к нему дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение (ст. 192 ТК).

Заявление и самоанализ для аттестации на квалификационную категорию

Если у педагогов вашей школы закончилось действие квалификационной категории или они планировали повысить существующую, но им помешал коронавирус, предложите им помощь в подготовке к аттестации. Откладывать не стоит – ведь совсем скоро работа по внедрению новых ФГОС будет отнимать у учителей много времени. Выдайте педагогам чек-лист, который позволит собрать необходимые документы.

Вы можете успокоить сомневающихся педагогов – по итогам аттестации категорию у них никто не отнимет. Так, если у учителя есть действующая первая категория, но ему откажут установить высшую, за ним сохранят первую квалификационную категорию на весь срок ее действия (п. 42 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276). Кроме того, даже если педагог не прошел курсы повышения квалификации, это не станет препятствием для того, чтобы установить ему категорию. Ведь квалификационные категории педагогам устанавливают только по результатам работы (пп. 36, 37 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276). Также сообщите учителям: порядок аттестации не обязывает педагога проработать два года после отпуска по уходу за ребенком, чтобы пройти аттестацию на квалификационную категорию.

К СВЕДЕНИЮ

Какие новые категории смогут получить педагоги

Сейчас Минпросвещения проводит в пилотных регионах апробацию присвоения новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Апробация пройдет в два этапа с 1 сентября 2021 года по 1 июня 2022 года. По результатам апробации до 1 августа 2022 года ведомство проведет общественные обсуждения и организует разработку порядка присвоения обновленных квалификационных категорий. А до 30 декабря 2022 года Минпросвещения утвердит новый порядок. Такие сроки установлены в Основных принципах НСПР ПР, включая НСУР (п. 31 распоряжения Правительства от 31.12.2019 № 3273-р).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.