ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2021года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Как включить во ВСОКО контроль санитарных требований на занятиях

Марина Айзятова, врач отдела гигиены детей и подростков филиала ФБУЗ ЦГиЭ в СВАО Москвы,
Натали Кужель, редактор-эксперт журнала
В статье – готовые листы контроля санитарных требований на занятиях. Их подготовила редакция журнала и проверил специалист по здоровью школьников. С помощью листов вы проконтролируете, как педагоги соблюдают санитарные правила и гигиенические нормативы во время уроков.

Первая четверть закончилась, а значит, сложности начала учебного года позади и школьная жизнь вошла в привычный рабочий ритм. В ноябре есть время, чтобы спокойно проверить, как педагоги на уроках выполняют новые санитарные правила СП 2.4.3648–20 и гигиенические нормативы СанПиН 1.2.3685–21. Так, часть старых нормативов смягчили, часть исключили вовсе, а еще добавили новые. Напомните коллегам, что они должны соблюдать санитарные требования на занятиях. Ведь школу может оштрафовать Роспотребнадзор, если выявит нарушения требований СП и СанПиН.

Оцените по листу контроля № 1, как педагоги подготовили учебные кабинеты к урокам во второй четверти. Еще проверьте, как учителя организуют работу на уроке, чтобы не ухудшить здоровье школьников. Для этого используйте готовые листы контроля № 2 и 3. Также с помощью листов вы можете сформулировать рекомендации педагогу по итогам контроля. Возьмите образец справки, чтобы сделать выводы после контроля.

Готовая справка по результатам контроля соблюдения санитарных правил

Инструкция

Листайте странички справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

2027
год –

до этого срока сохраняют действие санитарные правила и гигиенические нормативы (СП 2.4.3648–20, СанПиН 1.2.3685–21)

Лист контроля № 1. Подготовка кабинета

По листу контроля № 1 оцените, как педагог подготовил свой кабинет к урокам. В нем требования, которые должны выполнять все учителя, без предметной специфики и особенностей кабинетов: расстановка мебели, температура, освещение, чистота, рабочее место школьников, рассадка.

Подготовка учебного кабинета до урока. Проверьте расстановку мебели в кабинете. Так, в новых требованиях сократили минимальное расстояние между рядами парт: было 60 см, стало – 50. Еще определили конкретный промежуток между окном и партой. Он должен составлять не меньше 50 см, вместо вилки 50–70 см.

Проконтролируйте температурный режим в классе. Он остался прежним – от 18 до 24 °С. Новшество – в теплый период года максимальная температура в учебном классе не должна превышать 28 °С.

Проверьте новые требования к оборудованию в классе. Так, на интерактивной доске не должно быть зон, которые недоступны для работы. А если педагог продолжает использовать меловую доску, то должны быть дополнительные источники освещения.

Посмотрите, есть ли на окнах, которые открываются в весенний, летний и осенний периоды, москитные сетки. Старые СанПиН не содержали такую норму. Проконтролируйте, чтобы в классе была емкость для сбора мусора, она не должна быть переполнена.

ВАЖНО

Не используйте на одном уроке более двух видов электронных средств обучения (п. 3.5.2 СП 2.4.3648–20)

Подготовка рабочего места ученика. Проверьте комплектность учебной мебели, маркировку и материалы, из которых она сделана. Требования в их отношении не изменились.

Еще проконтролируйте, чтобы педагог учитывал рост, наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения при рассадке школьников. Но конкретные требования по рассадке детей с нарушением слуха или зрения, а также часто болеющих, новые санитарные требования не закрепляют. Также исключили требование о пересадке раз в полгода школьников с первого ряда от окна на третий и наоборот. Но порекомендуйте учителю периодически пересаживать учеников, чтобы менять угол зрения на доску и предотвратить косоглазие.

Лист контроля № 2. Организация урока в 1-х классах

Требования к организации уроков для первоклассников отличаются от остальных школьников. Чтобы провести контроль в 1-х классах, воспользуйтесь листом № 2. В нем учтены все организационные требования, которые необходимо соблюдать.

Организация урока. Проверьте, как учитель соблюдает требования к продолжительности урока – может ли начать и закончить урок вовремя. Так, в первом полугодии у первоклассников урок должен длиться максимум 35 минут, а во втором – 40 минут.

В новых санитарных требованиях изменили нормы работы с электронными средствами обучения (ЭСО). Убедитесь, что ученики не работают весь урок за компьютерами или с интерактивной доской. Чтобы подробнее ознакомиться с требованиями Санитарных правил и новых СанПиН к работе с ЭСО, скачайте карточки-подсказки ниже.

Новые требования Санитарных правил и СанПиН к работе с электронными средствами обучения

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

2022
год –

до этого срока сохраняют действие антикоронавирусные санитарные правила (СП 3.1/2.4.3598–20)

Организация деятельности учеников на уроке. Проверьте, контролирует ли педагог осанку учеников и проводит ли физкультминутку. Посмотрите, чтобы перерыв во время занятия для гимнастики был не менее двух минут. Также педагог должен проводить гимнастику для глаз во время занятий и перемен, если использовал ЭСО на уроке. Если учитель использовал книжные учебные издания на уроке, то гимнастику для глаз нужно провести во время перемены.

Проконтролируйте, чтобы педагог использовал не более семи видов учебной деятельности на уроке. Теперь норма продолжительности одного вида учебной деятельности для первоклассников – 5–7 минут.

Проверьте, контролирует ли учитель зрительную нагрузку слабовидящих учеников. Прежние СанПиН такой нормы не содержали. Так, время непрерывной зрительной нагрузки слабовидящих учеников при различных видах учебной деятельности не должно превышать 10 минут.

Лист контроля № 3. Организация урока во 2-11-х классах

Лист контроля № 3 похож по содержанию на лист контроля № 2. Но в санитарных требованиях разные нормы к образовательной деятельности первоклассников и остальных учеников. Поэтому используйте отдельный лист контроля № 3 для оценки режима образовательной деятельности во 2-11-х классах.

Готовые листы контроля

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

А ТАКЖЕ:

Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Контроль работы методобъединений в ноябре. Объективность текущего контроля и промежуточной аттестации»>>. В начале второй четверти проверьте, как педагоги проводят текущий контроль и промежуточную аттестацию. Ведь у вас уже будут результаты первой четверти, чтобы проанализировать работу коллег в этом направлении. А еще будет время, чтобы выявить и исправить недочеты в документах и работе педагогов. В статье – готовый образец плана ВШК и справки по итогам контроля.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
Качество образования
Документы месяца

Контроль работы методобъединений в ноябре. Объективность текущего контроля и промежуточной аттестации

Наталья Лунева, директор МКОУ ­«Средняя школа № 1» г. Людиново, Калужская область
В начале второй четверти проверьте, как педагоги проводят текущий контроль и промежуточную аттестацию. Ведь у вас уже будут результаты первой четверти, чтобы проанализировать работу коллег в этом направлении. А еще будет время, чтобы выявить и исправить недочеты в документах и работе педагогов. В статье – готовый образец плана ВШК и справки по итогам контроля.

Основная цель текущего контроля – определить фактический уровень предметных и метапредметных результатов учеников. А Рособрнадзор требует, чтобы оценка была объективной и охватывала различные навыки школьников (письмо от 16.03.2018 № 05–71). Поэтому уделите внимание вопросам объективности оценивания. Проверьте, как методобъединения проводят работу в этом направлении.

Проконтролируйте, как в школе организована промежуточная аттестация. Ведь она обязательна для всех учеников (ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проанализируйте локальные акты и документы, проверьте, как педагоги провели аттестацию, если организуете ее в конце каждого учебного периода.

План контроля. Составьте план ВШК работы методобъединений в ноябре. Включите в план мероприятия, которые позволят вам проверить работу педагогов по объективности текущего контроля и промежуточной аттестации. Посмотрите образец плана ВШК.

Образец плана ВШК объективности текущего контроля и промежуточной аттестации

Инструкция

 – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Аналитическая справка. Результаты контроля работы методобъединений в ноябре зафиксируйте в справке.

Образец аналитической справки по результатам контроля

Инструкция

Листайте странички справки, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
Качество образования
Локальный акт

Готовые формулировки, чтобы локальный акт об индивидуальном обучении соответствовал последним нормам

Виктория Ярцева, эксперт-юрист Актион Образование
Используйте готовые формулировки для локального акта школы об обучении по индивидуальному учебному плану. Они помогут соблюсти последние требования Минпросвещения и Роспотребнадзора. Также возьмите полноценный Порядок, который учитывает все нововведения, в конце статьи.

Количество занятий за срок освоения ООП по ФГОС

Чтобы Порядок обучения по индивидуальному учебному плану соответствовал последним требованиям, в нем необходимо проверить три фрагмента. Первый – о случаях, когда школа должна оформить индивидуальный учебный план. Второй – о максимальной учебной нагрузке и обязательных предметах. И третий – об ответственном за контроль обучения по индивидуальному плану.

Опишите ситуации, когда переводите ученика на индивидуальный учебный план

Отметьте в локальном акте две ситуации, когда школа должна перевести ребенка на индивидуальное обучение. Первая – ученик хочет на него перейти. Ведь правом на такое обучение обладает каждый школьник без исключения (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Родитель может написать заявление о переводе школьника на индивидуальный учебный план, если ученик хочет ускоренно пройти программу, сменить форму обучения на очно-заочную или заочную. Индивидуальный учебный план также поможет в профильных классах, когда ребенку недостаточно часов по какому-то предмету профиля, но при этом не в приоритете другая дисциплина. Тогда специально для одного ученика можно перераспределить часы по предметам в рамках одного профиля.

Вторая ситуация – закон обязывает школу перевести ребенка на индивидуальный учебный план. Например, после того, как зачтете результаты ученика из другой образовательной организации (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845, 369). Ведь компоненты, по которым прошел зачет, школьник уже освоил.

Также в региональных актах могут установить другие случаи, когда обязательно нужно перевести ученика на индивидуальный план. Например, если ребенок учится на дому или в медицинской организации.

Пропишите в локальном акте все ситуации, когда школьник может учиться по индивидуальному маршруту. Ведь разрабатывать индивидуальный план и переводить на него нужно будет по-разному. Порядок зависит от того, обязана школа сама инициировать перевод или только среагировать на запрос ученика, родителя.

ВАЖНО

В новых ФГОС НОО и ООО изменили объем часов аудиторной нагрузки, а также скорректировали набор предметов в предметных областях на уровне ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287)

Зафиксируйте учебную нагрузку и состав предметов

Проверьте раздел об учебном плане из-за новых СП и СанПиН. В нем надо зафиксировать, что максимальная учебная нагрузка должна соответствовать требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, ФГОС.

Также в локальном акте пропишите, что индивидуальный учебный план включает все обязательные предметы, которые установил ФГОС конкретного уровня образования (п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Это правило закрепили в новом Порядке обучения в школе, который действует с 1 сентября 2021 года, поэтому вам нужно проинспектировать локальный акт, чтобы он не противоречил новому законодательству.

Еще проверьте сроки, в которые ученики обязаны освоить программу. Они должны попадать в рамки ФГОС общего образования. Подробнее – в инфографике на полях.

Кроме того, упомяните возможность сочетать различные формы образования и обучения. Например, если школьник хочет осваивать программу ускоренно, можно предложить его родителям часть часов отвести на самостоятельное обучение при заочной форме или семейном образовании. Тогда ребенок будет меньше посещать школу, но быстрее пройдет всю программу.

ВАЖНО

Индивидуальный учебный план должен включать каникулы. На них нужно выделить не меньше семи календарных дней (п. 3.4.16 СП 2.4.3648–20)

Опишите инструменты контроля за выполнением индивидуального учебного плана

В документе закрепите, как проверяете, выполнил ли ребенок индивидуальный учебный план или нет. ФГОС начального и основного общего образования устанавливают, что обучение по такому плану контролирует тьютор (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО). В обновленных ФГОС 2021 года такое условие четко не закреплено, но описан порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений. Для сопровождения реализации индивидуальных учебных планов порекомендуйте директору выбрать работника, чьи качества соответствуют профстандарту специалиста в области воспитания. Такой работник должен закончить вуз или суз по специальности группы «Образование и педагогические науки». Работник может выучиться и по другому направлению, но тогда он должен получить дополнительное профессиональное образование по профессиональной деятельности, которой занимается в школе.

Закрепите в локальном акте обязанности тьютора. Например, выявлять особенности, интересы, способности, проблемы и затруднения учеников в процессе образования, привлекать детей к работе над индивидуальными образовательными маршрутами, учебными планами, проектами.

Также проведите общий контроль за тем, как школьники осваивают индивидуальный учебный план. Ведь к итоговой аттестации можно допустить только тех учеников, которые полностью выполнили учебный план и у которых нет академических задолженностей (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512). Еще определите инструменты, с помощью которых оцените достижения учеников.

Образец Порядка обучения по индивидуальному учебному плану

Инструкция

Листайте странички документа, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.