
Как актуализировать Положение о рабочих программах
В мае просмотрите локальный акт школы, который фиксирует единые требования к рабочим программам педагогов. Положение поможет проверить рабочие программы, чтобы все документы были в порядке, а на федеральном контроле качества в новом учебном году у экспертов не возникло вопросов.
В Положении о рабочей программе закрепите, что такая программа должна содержать три раздела. В первом разделе педагоги должны указать планируемые результаты. Поэтому в Положении конкретизируйте требования к результатам. В части о содержании учебных курсов закрепите обязанность учителей готовить характеристику программы и выделять тематические блоки. В пунктах о третьем разделе рабочей программы обяжите педагогов указывать в программах темы и часы, которые на них отвели. Систематизировать требования, которые необходимо закрепить в Положении, поможет чек-лист.

ВАЖНО
В рабочих программах на уровне СОО предметные результаты по предметам углубленного изучения должны включать в себя базовый и углубленный уровни
Раздел о планируемых результатах
Закрепите требования к разделу рабочей программы о планируемых результатах. В нем должно быть прописано, что учителя обязательно включают в рабочую программу требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Хотя ФГОС этого прямо не требуют, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно (подп. 2 п. 19.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 18.1.2 ФГОС ООО, подп. 2 п. 18.1.2 ФГОС СОО). Поэтому будет удобно, если и в рабочие программы педагоги включат все требования к трем видам результатов.
Особое внимание уделите предметным результатам. Зафиксируйте, что такие результаты должны соответствовать параметрам, которые устанавливают ФГОС в отношении конкретного предмета. Если в ООП включили предмет или курс, которого нет во ФГОС, то требования к предметным результатам педагог описывает самостоятельно.
В локальном акте обяжите педагога разработать систему, по которой он оценивает результаты учеников, а также указать оценочные материалы. При этом необходимо зафиксировать каждый планируемый результат. Для этого учитель может предусмотреть контрольную работу, диктант, изложение, тест.

СПРАВКА
Оценочные материалы оформите приложением к рабочей программе. Укажите для каждого класса и каждого результата оценочный инструментарий: тест, контрольная работа, диктант и др. Смотрите вариант оформления в статье>>
Раздел о содержании учебного предмета, курса
Для второго раздела рабочей программы зафиксируйте требования, по которым педагог должен описывать содержание учебного предмета или курса. Если в ООП вы прописали содержание учебных предметов, курсов, дисциплин, как в примерной ООП, то это же содержание педагоги должны дословно продублировать в рабочих программах. Если в ООП вы не отразили содержание по предметам, педагоги сами могут определиться, откуда возьмут содержание: из фундаментального ядра, из примерной ООП или из программы, которую предлагают авторы учебников из федерального перечня. В таком случае в ООП должны быть прописаны требования к содержанию и структуре рабочих программ. Поэтому проверьте, чтобы формулировки, которые используете в Положении, совпадали с формулировками в ООП.
Также закрепите обязанность учителя готовить общую характеристику программы. Например, прописать, какие темы изучают на конкретном уровне общего образования, как они взаимосвязаны, какие темы будут изучать на новом уровне в последующие годы.
Еще одно требование – педагоги должны выделять тематические блоки в структуре раздела и описывать каждую тему. Можно добавить количество часов, за которое ученики пройдут каждый из блоков, чтобы легче соотносить темы и часы с тематическим планированием.
Вы можете закрепить в Положении, что к рабочей программе учителя должны прикладывать перечень учебных и методических материалов, которые планируют использовать в работе. ФГОС не требуют этого, но с перечнем будет удобнее контролировать каждого педагога – содержание его рабочей программы и как он ее реализует на уроках.
Образец положения о рабочих программах

Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Проконтролируйте, чтобы педагоги включили в содержание рабочих программ по предметам современные концепции учебных предметов и предметных областей
Раздел о тематическом планировании
Для третьего раздела рабочей программы в Положении закрепите, как педагоги должны распределять часы по темам. Вы вправе самостоятельно решить, в каком виде это лучше оформить. При этом не следует путать тематическое планирование по ФГОС и календарно-тематическое планирование. Поурочное планирование школа не обязана разрабатывать. Если вы хотите обязать педагогов разрабатывать календарно-тематическое планирование, закрепите это требование в локальном акте.
Тематическое планирование можно представить в виде таблицы, в которой указали темы и количество часов, отведенных на эту тему. Можно добавить и другие графы. Например, какие методические пособия планирует использовать учитель. Смотрите пример оформления тематического планирования.
Образец оформления тематического планирования

Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
