
Как оценивать групповые проекты. Готовый инструмент
Групповая проектная деятельность позволяет оценить не только предметные достижения, но и как школьники сотрудничают и взаимодействуют. Но оценка групповых проектов вызывает трудности у педагогов.
Чтобы понять, как ученики работают над проектом и взаимодействуют в группе, предложите учителям-предметникам организовать педагогическое наблюдение. Пусть используют карту наблюдений за особенностями общения и кооперации школьников в ходе совместного выполнения проекта. Карта позволит педагогу определить уровень групповой деятельности школьников и оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в работу над совместным проектом.
Определить показатели деятельности
Чтобы оценить метапредметные результаты в ходе выполнения группового проекта, определите показатели совместной и индивидуальной деятельности. Включите в карту наблюдения основные действия: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Действия могут быть как общими, так и уникальными для групповой и индивидуальной деятельности.
Показатели регулятивных действий. Используйте в этом блоке как показатели целеполагание, планирование, контроль этапов выполнения проекта по плану, коррекцию результатов.
Показатели коммуникативных действий. Установите в качестве этих показателей способность участников совместного проекта формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в группе.
Показатели познавательных действий. В эту группу включите навыки работы с информацией и использования средств информационно-коммуникационных технологий.
Установить шкалы оценки показателей
Для каждого показателя групповой и индивидуальной деятельности укажите критерии и шкалу оценки в баллах. При совместной проектной деятельности школьников рекомендуйте педагогам оценивать процесс группового взаимодействия.
Акцентируйте внимание педагогов на том, что не нужно оценивать результат, то есть собственно проект, который создадут ученики. Это задача экспертов непосредственно на защите проектных работ.
Заполнить карту наблюдений
Выдайте педагогам, которые курируют групповую проектную работу учеников, карту наблюдений за особенностями общения и кооперации школьников в ходе совместного выполнения проекта. Посмотрите образец карты наблюдений. Предложите учителям заполнять карту непосредственно в ходе наблюдения за работой группы.
Пусть педагог укажет в карте сроки, когда надо выставить оценку по каждому из показателей. Так учитель сможет своевременно анализировать и контролировать процесс работы школьников над проектом. Еще педагог должен внести в карту фамилии всех участников группового проекта.
Для каждого показателя групповой деятельности в карте педагог указывает балл. Порекомендуйте учителю использовать персональную шкалу оценки показателей групповой деятельности, которая указана в карте наблюдений.
Чтобы оценить индивидуальные показатели деятельности участников группы, педагог использует шкалу оценки показателей индивидуальной деятельности, которая представлена в карте. Согласно срокам выставления оценок и шкалам, учитель выставляет балл по каждому показателю для каждого ученика, а затем подводит итоги.
Оценить проектную деятельность
Если защита проектных работ вынесена на конференцию, педагог-куратор для экспертного жюри должен написать рецензию на проект школьника. Предложите учителю использовать карту наблюдений, чтобы составить рецензию. По карте педагог сможет описать общую оценку работы и вклад каждого участника группы в совместный проект. Раздайте учителям памятку, которая поможет составить рецензию.
Чтобы определить уровень групповой деятельности, предложите педагогу воспользоваться шкалой оценки метапредметных умений групповой деятельности. Пусть подсчитает в карте наблюдений сумму баллов по показателям групповой деятельности непосредственно на защите проектных работ. По шкале оценки учитель определит уровень деятельности группы в целом и сопоставит с отметкой, которую предложит экспертное жюри на защите работ.
Чтобы выставить индивидуальные отметки за проект участникам группы, учитель должен определить сумму баллов по показателям индивидуальной деятельности для каждого школьника в карте наблюдений. Определить уровень метапредметных умений индивидуальной деятельности каждого ученика педагог может по шкале оценки. Порекомендуйте соотнести уровни с отметками для участников группового проекта. Так, высокий уровень индивидуальной деятельности будет соответствовать отметке «5», средний – «4», низкий – «3», недопустимый – «2».
Карта оценки

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карту вы можете, нажав
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
