ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2020года
План работы
Планирование и организация

Инструкция, чтобы уже в ноябре начать разработку новой программы воспитания

Светлана Еремина, заместитель начальника отдела дополнительного образования и опеки Министерства образования Республики Мордовия, к. и. н.
С сентября вы начали перестраивать воспитательную систему школы с внедрения новых требований к классным руководителям. Следующий шаг – разработка новой программы воспитания, на которую дали всего год. Это комплексная объемная задача. Чтобы в спешке в конце учебного года не готовить весь документ, спланируйте работу по дорожной карте.

Со следующего учебного года все школы должны реализовывать рабочие программы воспитания (ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Пошаговая инструкция в статье поможет спланировать разработку и внедрение новых частей ООП – рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.

2 месяца

1-й шаг. Планирование и подготовка

Чтобы подготовить проект программы, создайте рабочую группу. В нее войдут замдиректора по ВР, педагог-психолог, соцпедагог, активные классные руководители. Еще можно включить сотрудника, который курирует самоуправление. Подготовьте проект приказа о создании рабочей группы и отдайте на подпись директору.

Еще изучите состояние воспитательного процесса в школе. Например, в форме педагогического мониторинга. Привлеките педагога-психолога. Пусть разработает диагностические материалы по направлениям:

  • педагогическое управление воспитательным процессом;
  • уровень воспитанности учеников;
  • эффективность педагогического сотрудничества с организациями и общественностью в области воспитания;
  • участие педработников в воспитании детей и молодежи.

3 месяца

2-й шаг. Разработка проекта программы воспитания

Программа воспитания должна включать пояснительную записку, четыре раздела и план воспитательной работы. Чтобы ничего не упустить в структуре новой рабочей программы воспитания, воспользуйтесь чек-листом.

Рабочая программа воспитания теперь обязательная часть ООП. Поэтому разработайте три рабочих программы воспитания – для НОО, ООО и СОО. Они будут отличаться друг от друга формулировками целевых приоритетов и задач в разделе «Цель и задачи воспитания» и набором модулей в разделе «Вид, формы и содержание деятельности». Остальные разделы вы можете продублировать для трех уровней образования.

Возьмите за основу Примерную рабочую программу воспитания (Программа Российской академии образования от 02.06.2020 № б/н). Это своеобразный конструктор, который позволяет школе корректировать содержание основных разделов на свое усмотрение. Уберите из него неактуальную для уровня образования информацию и добавьте то, что нужно именно вашей школе. Ориентируйтесь на реальную воспитательную деятельность, которую ваша школа будет осуществлять.

Рабочая программа воспитания вашей школы должна быть краткой и ясной. Опишите в ней конкретную предстоящую работу с детьми. Не нужно писать общие рассуждения о воспитании.

Главное в статье СкрытьЧек-лист. Разделы рабочей программы воспитания

ВАЖНО

В рабочую программу воспитания должны входить инвариантные модули «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. Опишите в этом разделе особенности расположения вашей школы, социального окружения, источники положительного или отрицательного влияния на детей. Перечислите значимых партнеров школы, особенности контингента учеников. Укажите собственные воспитательные находки школы, принципы и традиции воспитательного процесса в школе.

Цель и задачи воспитания. Цель воспитания едина для всех уровней образования – это личностное развитие школьников. Но для каждого уровня образования выделите целевой приоритет. Ориентируйтесь на возрастные и психические особенности школьников. Чтобы сформулировать задачи воспитания, возьмите за основу результаты исследований воспитательной среды школы, социума, запросов учеников и родителей, анализа воспитательной системы школы за предыдущий год.

Виды, формы и содержание деятельности. В этом разделе опишите содержание воспитательной деятельности, в том числе и мероприятия, через которые ваша школа будет реализовывать программу воспитания. Раздел включает инвариантные и вариативные модули. Каждый модуль должен быть направлен на решение одной из задач воспитания, которые поставила перед собой школа, и соответствовать одному из направлений воспитательной работы. Расположите модули в программе воспитания по степени их значимости.

Модули «Самоуправление» и «Профориентация» должны быть только в рабочих программах воспитания ООП основного и среднего общего образования.

Чтобы решить, какие вариантные модули включить в программу, ориентируйтесь на запросы и ресурсы школы. Школа вправе указать вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом поставленных задач, ее кадровых и материальных ресурсов. Модули должны быть, во-первых, новыми. Во-вторых, отражать реальную деятельность школьников и педагогов, которая значима для них. В-третьих, эта деятельность не должна быть описана ни в одном из модулей примерной программы.

ПРИМЕР. Вариантные модули:

«Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Анкета для самоанализа школьной совместимости 

Скачать

Основные направления самоанализа воспитательной работы. Опишите в этом разделе, как ваша школа осуществляет самоанализ воспитательной работы. Не нужно указывать его результаты. Впишите только направления и критерии, по которым проводили или будете проводить самоанализ.

Провести самоанализ школьной совместной деятельности учителей, родителей и детей можно, например, с помощью анкетирования. 

1 месяц

3-й шаг. Нормативно-правовое обеспечение

Создайте новые или внесите изменения в существующие документы школы. Разработайте локальные акты, которые регламентируют деятельность школы по реализации программы воспитания. Подпишите договоры о взаимном сотрудничестве и организации совместной деятельности с социальными партнерами: учреждениями культуры, дополнительного образования и др. Составьте приказ о внесении изменений в ООП, чтобы включить программу воспитания в состав ООП НОО, ООО, СОО.

1 месяц

4-й шаг. Обсуждение и согласование проекта программы

Согласуйте проект программы со всеми участниками образовательных отношений. Для педагогов проведите заседание педсовета, для школьников – вынесите вопрос на повестку заседания совета учеников, для родителей – совета родителей или общешкольного родительского собрания.

1 месяц

5-й шаг. Разработка календарного плана воспитательной работы

Календарный план воспитательной работы вы готовите на следующий учебный год. 2020/21 учебный год ваша школа дорабатывает по имеющемуся плану. Новый план должен соответствовать рабочей программе воспитания ООП уровней образования.

Чтобы выполнить задачи рабочей программы, зафиксируйте воспитательные мероприятия и сроки их проведения в календарном плане воспитательной работы. План конкретизирует деятельность школы. Календарные планы воспитательной работы составляются ежегодно для каждой ступени общего образования – НОО, ООО, СОО.

В календарных планах воспитательной работы укажите категории школьников, для которых будут организованы те или иные мероприятия. Не устанавливайте жесткие рамки для мероприятий и конкретного класса. Школьники должны участвовать в них на добровольной основе.

Составьте календарные планы воспитательной работы для трех уровней общего образования: НОО, ООО и СОО. Когда будете это делать, ориентируйтесь на модули, которые вы включили в рабочие программы воспитания для конкретного уровня образования. Если школа небольшая, то возможны пересечения мероприятий на разных уровнях.

Оформите календарный план воспитательной работы удобно в виде таблицы. Распределить мероприятия можно по-разному. Первый вариант – по модулям. Второй – по учебным периодам или месяцам.

1 месяц

6-й шаг. Изменение ООП

Рабочая программа воспитания должна стать частью ООП (п. 9 ст. 2, ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом ООП должны соответствовать ФГОС уровня образования и иметь определенную структуру (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому для каждой ООП вы разрабатываете отдельную рабочую программу воспитания и отражаете в ней особенности ФГОС уровня образования.

Главное в статье СкрытьДорожная памятка и памятка для разработки программы воспитания

Кликните на кнопку с названием материала и прочитайте содержание. Листайте страницы, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей