ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Как разработать сценарную карту, чтобы проектировать уроки и развивать УУД школьников

Наталья Галеева, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, доцент, к. б. н.
В статье – образец сценарной карты. Это новый инструмент, чтобы планировать уроки. Есть инструкция, которая поможет учителю подготовить урок и спроектировать деятельность школьников.

Чтобы подготовить урок, педагог выбирает инструмент планирования. Например, конспект или технологическую карту. В конспекте он подробно излагает содержание и ход урока, в технологической карте – планирует результаты по видам деятельности, чтобы контролировать, как школьники достигают их на каждом этапе урока.

Предложите педагогам новый инструмент – сценарную карту. Это компактный способ спланировать урок, который сочетает в себе плюсы конспекта и технологической карты. Одновременно сценарная карта обеспечивает необходимую гибкость для учителя, который управляет уроком как социальным проектом.

ДОКУМЕНТ

Обязанность педагога планировать урок по ООП и с учетом индивидуальных особенностей школьников закреплена в Профстандарте (п. 3.1.1 Профстандарта «Педагог»)

Презентуйте педагогам сценарную карту

Расскажите учителям о новом инструменте планирования урока.

Формат сценарной карты. Это лист А4, заполненный с двух сторон. На лицевой стороне педагог указывает модуль и тему урока, цели ученика и учителя, опорные и новые понятия, домашнее задание. На оборотной стороне – отмечает этапы урока, деятельность учеников и дидактическое оснащение урока.

Работа со сценарной картой. Чтобы помочь педагогам спланировать урок, научите их работать со сценарной картой. Посетите заседания методических объединений и расскажите, как разработать и заполнить карту. Предложите учителям шаблон. Поручите в течение года разработать по нему сценарии для каждого урока.

Образец сценарной карты урока «Что такое “общая биология”?»
в 10-м классе, курс «Общая биология»

Скачать

ВАЖНО

Все карты учителя смогут сгруппировать в папку по своему предмету. Это позволит коллегам, которые заменяют педагога, использовать сценарии, чтобы четко понимать цели и этапы урока, а также деятельность школьников.

Научите проектировать лицевую сторону карты

Работу со сценарной картой педагог начинает с лицевой стороны. В верхних строках записывает название модуля или раздела, который изучают дети на уроке, и тему учебного занятия.

Цели ученика. Результативность работы педагога вы определяете по тому, каких результатов достигли школьники. Поэтому учитель должен начать планировать урок с проектирования целей учеников. Для этого он определяет, каких результатов должны достичь школьники по итогам изучения материала данного урока. Педагог формулирует цели с помощью глаголов «знать», «уметь», «понимать», «иметь представление», «уметь объяснить» и подобных. Содержание учебных целей для ученика должно отражать реалии окружающего мира и особенности образовательной программы, требования ФГОС к результатам по данной предметной теме. На этом этапе порекомендуйте учителю продумать деятельность школьников, которая поможет им достичь целей. Так педагог сможет уже сейчас определить, какие УУД будет формировать или развивать работа учеников на уроке.

ПРИМЕР. Пример целей ученика

Тема урока: «Что такое “общая биология”?»
Цели ученика:
– уметь отличать науку от отрасли знаний и учебного предмета;
– иметь представление о системе биологических наук;
– иметь представление о структуре школьного курса «Общая биология»;
– оценить свой уровень обученности на момент начала изучения школьного курса общей биологии.

СПРАВКА

Планируемые результаты изучения темы есть во ФГОС. Педагог должен указать их в рабочей программе

Цели учителя. Свои цели педагог формулирует после того, как определил цели ученика. Такая последовательность работы позволяет учителю понять, что он должен сделать, чтобы помочь школьнику реализовать заявленные цели и достичь планируемых результатов. Поэтому свои цели учитель указывает в формате управленческих действий – «организовать», «научить», «обеспечить» и т. д. Все цели педагога должны быть распределены по трем группам в зависимости от того, результатов какой группы они помогают достичь: личностных, метапредметных, предметных. Для каждой группы должна быть указана хотя бы одна цель.

ПРИМЕР. Пример целей учителя, которые помогают школьникам достичь метапредметных результатов

Тема урока: «Что такое “общая биология”?».
Цель учителя, которая обеспечивает достижение личностных результатов: показать необходимость знаний курса для жизни человека; достижение метапредметных результатов: развитие навыка анализа и систематизации понятий; достижение предметных результатов: акцентировать внимание на интегрированном характере курса общей биологии.

Понятия и термины. В лицевую сторону сценарной карты педагог вписывает знакомые школьникам опорные понятия и термины, которые нужно актуализировать в начале урока, чтобы освоить новые умения. Еще учитель должен указать термины и понятия новой темы, которые ученики должны освоить на уроке. Это необходимо, чтобы не забыть проверить усвоение новых понятий и терминов в конце урока.

ПРИМЕР. Пример основных понятий и терминов урока

Тема урока: «Что такое “общая биология”?».
Опорные понятия: система, систематизация, зоология, анатомия, физиология, ботаника.
Новые понятия, термины: наука, отрасль науки, предмет, метод и цели науки, интеграция наук.

Домашнее задание. В конце лицевой стороны сценарной карты педагог заносит задание, которое дает школьникам на дом. Предпочтительно заполнять эту строку после того, как учитель заполнит сценарную карту полностью. К этому моменту он уже спланирует свою деятельность и деятельность школьников и будет понимать, какое задание нужно дать, чтобы закрепить материал, который изучили на уроке.

ВАЖНО

Структуру урока педагог выстраивает с опорой на цели и отобранный материал. Проверьте, соблюдают ли педагоги требования СанПиН 2.4.2.2821–10, когда планируют структуру и содержание урока

Расскажите об оборотной стороне бланка сценарной карты

В первую очередь учитель продумывает, с помощью каких диагностических процедур он проверит, достигли ли ученики результатов, которые были заявлены в формате целей урока. Например, это могут быть ответы на вопросы, диктант, самодиагностика и т. д.

Этапы урока. В первом столбце оборотной стороны сценарной карты учитель распределяет содержание урока по этапам. Записывает название каждого этапа и содержание назывными предложениями.

ПРИМЕР. Пример записи этапа урока

Тема урока: «Что такое “общая биология”?».
Мотивационный этап. Беседа: знакомство с новым предметом – что изучает школьный предмет «Общая биология» на основе рассказа учителя о системе биологических наук.

Формы и виды учебной деятельности. Во втором столбце карты напротив названия каждого этапа урока учитель записывает, какие виды деятельности школьников реализуются на данном этапе урока. Количество этапов урока зависит от возможностей школьников, сложности материала, целей и задач урока. Деятельность школьников учитель планирует также с учетом требований здоровьесбережения.

Кодификатор УУД

Скачать

Универсальные учебные действия. Когда учитель спланировал этапы урока и деятельность школьников на каждом этапе, он заполняет графу «Какие УУД задействованы». Так для каждого этапа урока педагог вписывает УУД, которые формируются у учеников в соответствии с видом учебной деятельности. Порекомендуйте учителю ориентироваться на перечень УУД, которые есть в программе формирования или развития УУД вашей школы. 

Дидактическое оснащение. В последний столбец педагог должен внести ресурсы, которые использует, чтобы выполнить задачи каждого этапа. К дидактическому оснащению относятся учебные пособия, презентации, ЭОР, словари, памятки, карточки и т. п.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).