ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2020года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Как стать ресурсным центром и какие преимущества это даст школе

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Призер Всероссийского конкурса «Завуч года» расскажет, как ее лицей стал опорной школой в рамках нацпроекта «Образование» и работает как ресурсный и методический центр для других школ города.

Благодаря федеральному проекту регионализации образования 40 школ Кировской области, в том числе и наш лицей, получили статус опорных школ. По отношению к муниципальным образовательным организациям опорные школы выступают ресурсным центром. Перед нашей администрацией встала задача – как сделать лицей привлекательным для учеников и педагогов, если остальные школы города уже укомплектованы педагогическими кадрами и всеми необходимыми ресурсами. Мы решили предложить такую модель взаимодействия лицея с другими школами города, которая стала бы востребованной и жизнеспособной, чтобы сформировать единое образовательное пространство муниципалитета. Команда использовала свой уникальный опыт организации социального партнерства. Еще лицей стал инновационной территорией, на которой ученики выстраивали индивидуальные образовательные траектории на основе индивидуального учебного плана.

Задачи лицея как опорной школы

Скачать

Выделить проблемы и продумать их решение

Цель работы нашей опорной школы – обеспечить равный доступ к качественному образованию учеников вне зависимости от места их проживания. Чтобы достичь цели, мы внедрили инновационные формы образовательной деятельности. По региональному проекту на педсовете мы определили пять задач, которые должен реализовать лицей как опорная школа. Смотрите задачи справа.

Но возникла проблема – как достичь цели и решить задачи проекта, если у других школ города нет явных потребностей в ресурсах нашего лицея. Мы определили несколько путей решения этой проблемы:

  • интегрировать свой опыт работы по реализации концепции профильного обучения и построения индивидуального учебного плана на уровне СОО в проект «Опорная школа»;
  • включить опыт социального взаимодействия лицея с вузами и другими социальными партнерами города в систему деятельности опорной школы;
  • разработать модель деятельности сетевых профильных классов на основе предоставления ученикам возможности самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут и взаимодействовать с социальными партнерами;
  • создать, апробировать и откорректировать дистанционные курсы по профильным предметам и курсам по выбору;
  • обеспечить условия для повышения квалификации педработников школ города. Организовать для этого методические мероприятия, курсовую подготовку и обеспечить ее практическую часть.

Перед тем как начать внедрять проект, управленческая команда оценила риски внедрения проекта в работу школы и предложила пути, чтобы их минимизировать. Смотрите их в таблице ниже.

Риски и пути минимизации

 Риски внедрения опыта Мероприятия по их минимизации
 Увеличение объема работы, отказ педагогов школы принимать новшества или неготовность выстраивать партнерские отношения с субъектами образовательной деятельности Собрать команду единомышленников, найти способы для их внутренней и внешней мотивации, чтобы максимально эффективно использовать их сильные стороны. Остальные (большая часть) подтянутся
 Низкий уровень обратной связи с другими образовательными организациями, их самодостаточность и обеспеченность ресурсами для осуществления образовательной деятельности Определить цели и сконцентрироваться на стратегии тех действий, которые принесут опорной школе максимальный результат, на том, что действительно имеет значение. Например, выстраивание эффективных отношений с партнерами, выбор способа сотрудничества с учетом имеющегося внутреннего потенциала образовательной организации и внешних ресурсов. В каждой школе есть уникальное содержание, которое можно и нужно транслировать. Например, сосредоточиться на сильных сторонах Программы воспитания и социализации или модели внеурочной деятельности
 Нехватка (отсутствие) дополнительного финансирования для реализации проекта На старте необходимо правильно оценить и определить векторы развития школы. Часто бывает, что дополнительного финансирования не требуется. Например, до присвоения статуса опорной школы Лицей № 9 осуществлял те же функции методического центра, являясь организатором мероприятий для педагогов города. А финансирование осуществлялось из фонда оплаты труда
 Нерациональная организация образовательной деятельности (в случае выбора лицейского варианта реализации проекта) Привлечение внешних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов. Переход к ранней профориентации школьников, в том числе с учетом регионального (муниципального) рынка труда и построение соответствующих индивидуальных образовательных траекторий

Разработать программу реализации

Чтобы решить задачи и достичь цели проекта «Опорная школа», мы выстроили работу в три этапа.

Этап 1. Разработали и запустили проект

Мы изучили нормативные документы, которые регламентируют порядок организации и деятельность опорных школ в нашем регионе. Также подготовили локальные нормативные акты. Обсудили перспективные направления деятельности лицея как опорной школы и разработали наиболее подходящие проекты. Еще сформировали координационный совет и утвердили план мероприятий для учеников и педагогов школ города. Далее представили родителям новый статус, а для педагогов провели курсовую подготовку по вопросам применения дистанционных образовательных технологий.

Участие в разработке и запуске проекта принимали администрация, учителя лицея, родители учеников и координационный совет.

ПРИМЕР. Формы работы на этапе разработки и запуска проекта

Творческие группы, методический совет, педагогический совет, классные родительские собрания, управляющий совет, общешкольный родительский комитет, координационный совет.

Этап 2. Реализовали проект

Первым шагом в реализации проекта стало информирование о деятельности опорной школы. Мы разместили сведения на официальном сайте и провели родительские собрания. Организовали обратную связь с родителями и другими школами города, чтобы собрать отзывы и предложения.

На следующем шаге внедрили дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность. Так в 2018/19 учебном году в дистанционном режиме преподавали физику, химию и немецкий язык как второй иностранный для трех школ образовательного округа. Этот опыт затем помог нам весной 2020 года, когда началась самоизоляция. Еще организовали для учеников района сетевые профильные классы: медицинский, инженерно-технологический, педагогический. В рамках их работы взаимодействовали с вузами, предприятиями и организациями города. Ниже скачайте план совместных мероприятий с медицинским университетом на учебный год. Фрагмент учебного плана сетевого профильного 10-го класса медицинской направленности смотрите ниже.

Модель деятельности лицея, как опорной школы

Скачать

На этом этапе также реализовали план мероприятий лицея как опорной школы для учеников и педагогов из других школ района. Мы организовали профтуры, чтобы помочь ученикам района выбрать профессии, например, нужные родному краю. Лицей № 9 стал осуществлять функции методического центра. Для педагогов других школ организовали курсы повышения квалификации, проводили городские и окружные методические объединения, совещания, семинары, круглые столы, консультации.

Участие в реализации проекта принимали педагоги и ученики школ района, родители, представители органов исполнительной власти в сфере образования и организаций – социальных партнеров. Смотрите модель работы лицея как опорной школы на схеме справа.

ПРИМЕР. Формы работы на этапе реализации проекта

Дистанционное обучение, сетевое обучение, профессиональные туры, педагогический совет, родительские собрания.

Этап 3. Проанализировали и скорректировали результаты внедрения проекта

На этом этапе мы предъявили сформированную и апробированную модель реализации деятельности опорной школы на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Модель представили на мероприятиях муниципального, окружного и регионального уровней, в публикациях. Участие в анализе и коррекции результатов внедрения проекта принимали: родительская и педагогическая общественность, региональные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере образования, организации – социальные партнеры.

ПРИМЕР. Формы работы на этапе анализа и коррекции результатов внедрения проекта

Семинары, круглые столы, совещания, стажировочная площадка по распространению и реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций на уровне регионов.

Дополнительные материалы

Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички с помощью стрелок
  справа и слева в документе, Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Подвести первые итоги реализации

Основные результаты реализации проекта оценивали в рамках мониторинговых процедур. На наш взгляд, главный результат – удалось объединить усилия всего педколлектива, чтобы реализовать задачи проекта: перманентное повышение собственной квалификации и методического опыта, командная работа, внутренняя и внешняя мотивация, заинтересованность в положительной динамике промежуточных и конечных результатов. Итог – повышение конкурентоспособности лицея в образовательном пространстве региона.

Повысилась привлекательность лицея

Образовательная модель, которую предложил лицей на основе сетевого взаимодействия и организации социального партнерства, оказалась привлекательной для учеников школ не только города, но и округа.

Внедрили дистанционные технологии

Дистант позволил получить доступ к качественному образованию всем школьникам вне зависимости от места их проживания и снял проблему нехватки педагогических кадров.

Заработал методический центр

Функции методического центра, которые выполнял лицей, дали возможность оказывать методическую и консультативную помощь педагогам школ города и округа в условиях удаленности территорий от областного центра.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК